Тема «Управляемое воображение»

Теория

Определение однозначных и многозначных понятий. Классификация понятий: конкретные, абстрактные.

Алгоритм определения однозначных понятий.

Алгоритм определения многозначных понятий.

«Определение однозначных понятий»

Практика

Определение однозначных понятий «сосуд», «горшок», «котёл», «котелок».

Ролевая игра *5 «Кто я?».

«Определение многозначных понятий»

Практика

Определение многозначных понятий «мышление», «культура», «культура мышления».

Ролевая игра *5 «Я уникальный!».

7. Итоговое занятие «ТРИЗ – всегда сюрприз!»

Теория

Недописанный тезис «ТРИЗ помогает мне …». Тестирование: «Использование предметов», «Последствия ситуации».

Практика

Конкурсная программа «Эйнштейном можешь ты не быть, изобретателем - обязан!» с приглашением родителей.

Выставка творческих работ воспитанников.

Условия реализации программы

Для работы по данной программе необходимо:

1. Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.

2. Дидактический и методический материал по направлению.

3. Наличие видео- и аудиотехники.

Информационное обеспечение программы

Список литературы для педагога

1. Белобрыкина О.А. «Маленькие волшебники, или пути к творчеству», Новосибирск, Издательство НГПИ, 1993

2. Иванов Г. «Формула творчества, или как научиться изобретать», М., Просвещение, 1994

3. Кудрякова И.Г., Кузнецова В.В., Пыстина Л.А. «Развитие интеллекта дошкольников средствами ТРИЗ при ознакомлении с окружающим миром», г. Саратов, 1997

4. Нестеренко А.А. «Страна Загадок», Ростов-на-Дону. Издательство Ростовского института, 1993

5. Мурашковска И.Н. «Когда я стану волшебником…», Рига, 1994

6. Тимохов В.И. «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ», С.-Петербург, «ТРИЗ-ШАНС», 1996

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие, - М.: Генезис, 2003.

8. Шустерман З.Г. «Приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких», М., Педагогика-Пресс, 1993

9. Журнал «Народное образование» №№ 9 (2000), 1 (2001), М. Меерович, Л. Шрагина «Управляемое воображение»

10. Журнал «ТРИЗ» №№ 2 (1991), 3, 4 (1992).

11. Журнал «Педагогика + ТРИЗ», №№ 3 (1997), 6 (2000), А.А. Гин «Требование к условию открытой учебной задачи»

Список литературы для воспитанников

1. М. Аглан «Где я был, когда меня не было? Все-все-все на твой вопрос», М., 1993

2. «А почему?» Журнал для мальчиков и девочек о науке, технике, природе, путешествиях и многом другом (Ежемесячное приложение к журналу «Юный техник»)

3. А.В. Баль, В.В. Ветрова «Букварь здоровья», М., 1993

4. М. Вахромеева, В. Павлов «Растения Красной книги», М., «Педагогика», 1990

5. «Все обо всем» (Энциклопедия для детей), М., 1994

6. «Все наоборот» (Небылицы и нелепицы в стихах) составил Г. Кружков, М., «Просвещение», 1992

7. А. Гальперштейн «Мы едем, едем», М., «Детская литера», 1975

8. А. Гальперштейн «Забавная физика», М., «Детская литература», 1993

9. Р. Гибсон, Д. Тайлер «Веселые игры», М., «РОСМЭН», 1994

10. Р. Гибсон, Д. Тайлер «Обучающие игры», М., «РОСМЭН», 1995

11. А. Дитрих, Т. Юрмин, Р. Кожуркинова «Почемучка», М., Педагогика-Пресс, 1992

12. Е. Ефимовский «Мудрые науки без назидания и скуки (карусель изобретений)», С.-Петербург, «Комета», 1994

13. А. Ефремов «Капля, речка, океан»

14. «Знайка для любознательных» (составитель Н.С. Трапезникова), Казань, 1993

15. Я.А. Ларри «Приключения Карика и Вали», Л., «Лениздат», 1992

16. И. Литинецкий «Изобретатель – природа», М., «Знание», 1986

17. «Литература и фантазия» (составитель А.Е. Стрельцова), М., «Просвещение», 1992

18. «Планета Земля. Детская энциклопедия», М., «РОСМЭН», 2000

19. Дж. Родари «Грамматика фантазии», М., Педагогика, 1978

20. «Я познаю мир», Детская энциклопедия, М., ОО «Фирма», Издательство АСТ, 1998

ПРИЛОЖЕНИЕ I

Тесты

Для исследования творческого мышления школьников

СУБТЕСТ 1. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕДМЕТОВ

(ВАРИАНТЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ) Задача

Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета.

Инструкция для испытуемого

Инструкция зачитывается устно. Время выполнения субтеста — 3 мин. При индивидуальной форме проведения все ответы дословно записываются психологом. При группо­вой форме проведения ответы записывают сами испыту­емые. Время засекается после прочтения инструкции.

Оценивание

Результаты выполнения теста оценивались в баллах. Имеются три показателя.

1) Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число ответов. За каждый ответ дается 1 балл, все
баллы суммируются.

Б = п.

Б — беглость,

п — число уместных ответов.

Следует обратить особое внимание на термин «уместные ответы». Нужно исключить из числа учитываемых те ответы, которые упоминались в инструкции, — очевидные способы использования газет: читать газету, узнавать новости и т.д.

2) Гибкость — число классов (категорий) ответов.
Все ответы можно отнести к различным категориям.

Например, ответы типа: «из газеты можно сделать шапку, корабль, игрушку» и т.д. относятся к одной категории — создание поделок и игрушек. Категории ответов

1. Использование для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Использование для ремонтных и строительных работ
(заклеить окна, наклеить под обои).

3. Использование в качестве подстилки (постелить на
грязную скамейку, положить под обувь, постелить на пол
при окраске потолка).

4. Использование в качестве обертки (завернуть покуп­
ку, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Использование для животных (подстилка кошке, хомя­
ку, привязать на нитку бантик из газеты и играть с кошкой).

6. Использование как средства для вытирания (вытереть
стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной
бумаги).

7. Использование как орудия агрессии (бить мух, нака­зывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

9. Получение информации (смотреть рекламу, давать объяв­ления, делать вырезки, проверить номер лотерейного биле­
та, посмотреть дату, посмотреть программу TV и т.д.).

10. Использование в качестве покрытия (укрыться от
дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра,
сделать факел).

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шап­ку, папье-маше).

Следует приписать каждому ответу номер категории из вышеприведенного списка, затем, если несколько ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать только первый ответ из этой категории, то есть учитывать каждую категорию только один раз.

Затем следует подсчитать число использованных ребен­ком категорий. В принципе, число категорий может изме­няться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в списке).

За ответы, не подходящие ни к одной из перечислен­ных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов может быть несколько. Но прежде чем присваивать новую категорию, следует очень внимательно соотнести ответ с приведенным выше спис­ком.

За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3 т.

Г — показатель гибкости,

m — число использованных категорий.

3) Оригинальность — число необычных, оригинальных ответов. Ответ считается оригинальным, если он встреча­ется 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Один оригинальный ответ — 5 баллов.

Все баллы за оригинальные ответы суммируются.

Ор = 5 k. '

Op — показатель оригинальности, k — число оригинальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту следует проводить после процедуры стандартизации, то есть перевода сырых баллов в стандартные. В данном случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по различным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не является достаточно корректной, а следова­тельно, суммарными баллами можно пользоваться только как приблизительными и оценочными.

Т, = Б, + Г, + Op, = n + 3m + 5k.

Т, — суммарный показатель первого субтеста,

Б, — беглость по 1 субтесту,

Г, — гибкость по 1 субтесту,

Ор, — оригинальность по 1 субтесту,

п — общее число уместных ответов,

m — число категорий,

k — число оригинальных ответов.

Наши рекомендации