Тема «Классификация творческих задач»
Теория
Изобретательские задачи и исследовательские задачи. Отличительные признаки.
Способы формулирования идеального конечного результата.
Ресурсы- источники скрытых возможностей.
Виды ресурсов: вещественные, энергетические, пространственные, временные, информационные.
Выявление и анализ физического противоречия.
Способ формулирования противоречия.
Схемы разрешения противоречий во времени, в структуре, во взаимодействиях.
Алгоритм решения изобретательских задач:
- коррекция формулировки;
- построение модели;
- ресурсы;
- идеальный конечный результат;
- явление, анализ и формулировка противоречия;
- разрешение противоречия.
Требования к условию «открытой» учебной задачи: достаточность условия, корректность вопроса, наличие противоречие.
«Трехходовка» - прием решения творческих задач.
Цепочка вопросов:
- Как сделать, чтобы произошло интересующее нас событие?
- Как интересующее нас событие может произойти само собой, без направленного вмешательства?
- Как ресурсы можно для этого использовать?
«Способы формулирования ИКР (идеального конечного результата)»
Практика
Решение изобретательских задач «Допинг на скачках», «Контрабанда коз», «Безопасный удав».
Ролевая игра *3 «Что я люблю – чего не люблю?».
«Классификация творческих задач»
Практика
Решение изобретательских задач «Черви и чистые руки», «Пчёлы и клевер», «Морщины у слона».
Ролевая игра *3 «Кто я?».
Практика
Решение исследовательских задач «Рацион рептилий», «Змеи в степи», «Саранча – отличное удобрение».
Ролевая игра *3 «Приятные воспоминания».
«Виды ресурсов в творческой задаче»
Практика
Решение творческой задачи «Почему у народов Центральной Африки курчавые волосы?», «Как определить возраст рыбы?», «Почему корова - жвачное животное?»
Ролевая игра *3 «Самого себя любить».
«Вещественные ресурсы»
Практика
Решение изобретательских задач «Клещи и пчёлы», «Универсальная прикормка рыб», «Бельки – детёныши нерп».
Ролевая игра *3 «Я справился!».
«Вещественные и полевые ресурсы»
Практика
Решение изобретательских задач «Эпидемия чумы», «Альбатросы», «Переселение змей».
Ролевая игра *3 «Моя семья».
«Полевые и пространственные ресурсы»
Практика
Решение изобретательских задач «Водяные жуки», «Различия в климате Англии и Новосибирска», «Климат побережья Чёрного моря».
Ролевая игра *3 «Невидимые помощники».
«Пространственные и временные ресурсы»
Практика
Решение изобретательских задач «Сумчатая куница», «Южноафриканские рыбы».
Ролевая игра *4 «Рисуем чувства».
«Временные и информационные ресурсы»
Практика
Решение изобретательских задач «Обнаружение подводных лодок», «Как подсчитать количество волков?».
Ролевая игра *4 «Тёплый, как солнце, лёгкий, как дуновение».
Практика
Нахождение и определение разных видов ресурсов в творческих задачах.
Сочинение сказки с использованием разных видов ресурсов.
«Способ формулирования противоречия. Знакомство с АРИЗ»
Практика
Решение творческих задач по алгоритму («Способы защиты урожая от ворон», «Жирафы-садовники»).
Ролевая игра *4 «Очищающее дыхание».
Практика
Выявление и разрешение противоречий путем разделения противоречивых свойств в пространстве. Решение творческой задачи по алгоритму («Кроссовки фирмы «Рибок»).
Ролевая игра *4 «Почувствуй себя любимым!».
Практика
Выявление и разрешение противоречия путем разделения противоречивых свойств во времени. Решение творческой задачи по алгоритму («Королевская кобра»).
Ролевая игра *4 «Противоположности».
Практика
Выявление и разрешение противоречий во взаимодействиях. Решение творческой задачи по алгоритму («Утечка газа»).
Ролевая игра *4 «Сад чувств».
Практика
Выявление и разрешение противоречий во времени и пространстве. Решение творческой задачи по алгоритму («Питон высиживает яйца»).
Ролевая игра *4 «Внутренняя сила».
Практика
Выявление и разрешение противоречий во времени и взаимодействиях. Решение творческой задачи по алгоритму («Шипы иглобрюха»).
Ролевая игра *5 «Говорящие вещи».
Практика
Выявление и разрешение противоречий в пространстве и взаимодействиях. Решение творческой задачи по алгоритму («Как спасти сеть?»).
Ролевая игра *5 «Вот я какой!».
Практика
Решение изобретательских задач («Олениха и олененок», «Спаслание», «Защита добра», «Браконьеры и нерпы»).
Ролевая игра *5 «Посмотрим друг на дружку».
Практика
Решение исследовательских задач («Лето… почки всплывают», «Спрятать гробницу», «Пещеры», «Пожар в степи», «Посадил дед репку»).
Ролевая игра *5 «Роботы».
«Требования к условию открытой учебной задачи»
Практика
Составление условия задачи по известным фактам («В плену у крокодилов», «Золото египтян»).
Ролевая игра *5 «Сходства и различия».
Практика
Составление условия задачи по известным фактам («Японская армия», «Смерть от коня», «Плачущая икона»).
Практика
Составление условия задачи по известным фактам («Вороны и ястребы», «Поведение в мемориале»).
Ролевая игра *5 «Концентрические круги».
Практика
Нахождение учащимися противоречий в жизни и их разрешение на примере задач собственного сочинения.
Ролевая игра *5 «Сердце группы».
«Трехходовка» - новый прием для решения творческих задач»
Практика
Решение творческих задач («Как измерить море?», «Реки и моря», «Бобры»).
Ролевая игра *5 «А ты молодец!».
Практика
Решение творческих задач («Топоры предков», «Печка для стратостата»).
Ролевая игра *5 «Дружеское интервью».