Тема «Классификация творческих задач»

Теория

Изобретательские задачи и исследовательские задачи. Отличительные признаки.

Способы формулирования идеального конечного результата.

Ресурсы- источники скрытых возможностей.

Виды ресурсов: вещественные, энергетические, пространственные, временные, информационные.

Выявление и анализ физического противоречия.

Способ формулирования противоречия.

Схемы разрешения противоречий во времени, в структуре, во взаимодействиях.

Алгоритм решения изобретательских задач:

- коррекция формулировки;

- построение модели;

- ресурсы;

- идеальный конечный результат;

- явление, анализ и формулировка противоречия;

- разрешение противоречия.

Требования к условию «открытой» учебной задачи: достаточность условия, корректность вопроса, наличие противоречие.

«Трехходовка» - прием решения творческих задач.

Цепочка вопросов:

- Как сделать, чтобы произошло интересующее нас событие?

- Как интересующее нас событие может произойти само собой, без направленного вмешательства?

- Как ресурсы можно для этого использовать?

«Способы формулирования ИКР (идеального конечного результата)»

Практика

Решение изобретательских задач «Допинг на скачках», «Контрабанда коз», «Безопасный удав».

Ролевая игра *3 «Что я люблю – чего не люблю?».

«Классификация творческих задач»

Практика

Решение изобретательских задач «Черви и чистые руки», «Пчёлы и клевер», «Морщины у слона».

Ролевая игра *3 «Кто я?».

Практика

Решение исследовательских задач «Рацион рептилий», «Змеи в степи», «Саранча – отличное удобрение».

Ролевая игра *3 «Приятные воспоминания».

«Виды ресурсов в творческой задаче»

Практика

Решение творческой задачи «Почему у народов Центральной Африки курчавые волосы?», «Как определить возраст рыбы?», «Почему корова - жвачное животное?»

Ролевая игра *3 «Самого себя любить».

«Вещественные ресурсы»

Практика

Решение изобретательских задач «Клещи и пчёлы», «Универсальная прикормка рыб», «Бельки – детёныши нерп».

Ролевая игра *3 «Я справился!».

«Вещественные и полевые ресурсы»

Практика

Решение изобретательских задач «Эпидемия чумы», «Альбатросы», «Переселение змей».

Ролевая игра *3 «Моя семья».

«Полевые и пространственные ресурсы»

Практика

Решение изобретательских задач «Водяные жуки», «Различия в климате Англии и Новосибирска», «Климат побережья Чёрного моря».

Ролевая игра *3 «Невидимые помощники».

«Пространственные и временные ресурсы»

Практика

Решение изобретательских задач «Сумчатая куница», «Южноафриканские рыбы».

Ролевая игра *4 «Рисуем чувства».

«Временные и информационные ресурсы»

Практика

Решение изобретательских задач «Обнаружение подводных лодок», «Как подсчитать количество волков?».

Ролевая игра *4 «Тёплый, как солнце, лёгкий, как дуновение».

Практика

Нахождение и определение разных видов ресурсов в творческих задачах.

Сочинение сказки с использованием разных видов ресурсов.

«Способ формулирования противоречия. Знакомство с АРИЗ»

Практика

Решение творческих задач по алгоритму («Способы защиты урожая от ворон», «Жирафы-садовники»).

Ролевая игра *4 «Очищающее дыхание».

Практика

Выявление и разрешение противоречий путем разделения противоречивых свойств в пространстве. Решение творческой задачи по алгоритму («Кроссовки фирмы «Рибок»).

Ролевая игра *4 «Почувствуй себя любимым!».

Практика

Выявление и разрешение противоречия путем разделения противоречивых свойств во времени. Решение творческой задачи по алгоритму («Королевская кобра»).

Ролевая игра *4 «Противоположности».

Практика

Выявление и разрешение противоречий во взаимодействиях. Решение творческой задачи по алгоритму («Утечка газа»).

Ролевая игра *4 «Сад чувств».

Практика

Выявление и разрешение противоречий во времени и пространстве. Решение творческой задачи по алгоритму («Питон высиживает яйца»).

Ролевая игра *4 «Внутренняя сила».

Практика

Выявление и разрешение противоречий во времени и взаимодействиях. Решение творческой задачи по алгоритму («Шипы иглобрюха»).

Ролевая игра *5 «Говорящие вещи».

Практика

Выявление и разрешение противоречий в пространстве и взаимодействиях. Решение творческой задачи по алгоритму («Как спасти сеть?»).

Ролевая игра *5 «Вот я какой!».

Практика

Решение изобретательских задач («Олениха и олененок», «Спаслание», «Защита добра», «Браконьеры и нерпы»).

Ролевая игра *5 «Посмотрим друг на дружку».

Практика

Решение исследовательских задач («Лето… почки всплывают», «Спрятать гробницу», «Пещеры», «Пожар в степи», «Посадил дед репку»).

Ролевая игра *5 «Роботы».

«Требования к условию открытой учебной задачи»

Практика

Составление условия задачи по известным фактам («В плену у крокодилов», «Золото египтян»).

Ролевая игра *5 «Сходства и различия».

Практика

Составление условия задачи по известным фактам («Японская армия», «Смерть от коня», «Плачущая икона»).

Практика

Составление условия задачи по известным фактам («Вороны и ястребы», «Поведение в мемориале»).

Ролевая игра *5 «Концентрические круги».

Практика

Нахождение учащимися противоречий в жизни и их разрешение на примере задач собственного сочинения.

Ролевая игра *5 «Сердце группы».

«Трехходовка» - новый прием для решения творческих задач»

Практика

Решение творческих задач («Как измерить море?», «Реки и моря», «Бобры»).

Ролевая игра *5 «А ты молодец!».

Практика

Решение творческих задач («Топоры предков», «Печка для стратостата»).

Ролевая игра *5 «Дружеское интервью».

Наши рекомендации