Точно так же, как и пролог, важен красочный массовый финал программы. При этом желательно, чтобы по форме, по смыслу и по характеру он согласовывался с прологом.

Можно привести пример довольно удачного решения таких проблем.

Было время, когда репутация нашей армии была неизмеримо высока. Это была армия — победительница, армия — защитница мира во всем мире, служить в ней считалось за честь. В военкоматах, при проводах новобранцев в армию устраивались неплохие концерты с участием известных артистов, выступающих с соответствующим репертуаром. Одна такая эстрадная программа с О. Милявским в Лужниках, посвященная 23 февраля — Дню Армии, строилась на очень простом драматургическом приеме: в первом отделении программы ребят как бы провожали служить, а во втором — встречали их, уже демобилизованных, повзрослевших, возмужавших... Простая логика и правда жизни давали возможность построить программу естественно и легко. Ее герои приезжали и «на побывку домой» и «писали» трогательные письма своим девушкам ибабушкам, выслушивали «инструктаж», который вел замечательный имитатор и пародист Ю. Григорьев. Этот номер, в частности, был написан специально для этой программы, но был так хорош, что остался в репертуаре исполнителя на долгие годы. Авторы использовали все возможности артиста-имитатора, который у микрофона блистательно имитировал «звуки боя», рев самолетов, грохот танков, взрывы снарядов, команды, отдаваемые по «полевому телефону». Номер назывался «Первые учения» и всегда имелбольшой успех.

Таким образом, характер пролога во многом определяет структуру программы, финал - в образной форме подводит тематический итог, ставит эмоциональную точку.

Но все это касается того случая, когда представление идет в одном отделении, пусть большом, длительном, но — без антракта.

При необходимости разбить эстрадное представление на две части количество проблем естественно удваивается. Надо правильно определить, чем заканчивать первое отделение и чем начинать второе.

Очень часто все второе отделение отдается «на откуп» какому-то одному известному исполнителю или коллективу. Первое отделение — так сказать, сборное. Оно может быть и театрализованным, и тематическим, и единым по своему характеру, логике и «посылу», а второе — уже «монолитным».

В большинстве случаев эстрадному драматургу следует добиваться, чтобы тема программы, ее состав давали возможность органичного, смыслового соединения двух отделений.

Приведем удачный, на наш взгляд, пример.

В театрализованном представлении, посвященном юбилею народной артистки России С. Моргуновой, умудрившейся родиться в день 8 марта, в первом отделении выступали одни мужчины. Они это делали под лозунгом: сегодня женский праздник — вот и отдыхайте, уважаемая героиня вечера и все ваши подруги...

Зато во втором была реализована продолжающая первое отделение программы мысль: для женщины-артистки возможность поработать в таком прекрасном концерте — тоже праздник! У женщин тоже есть что сказать в данном конкретном случае. И целый «блок» концерта был составлен из номеров в исполнении одних женщин. А далее, естественно, эти две линии соединялись в общем массовом красочном и ! веселом — финале.

Еще один пример из программы коллектива из Чехословакии «Латерна Магика», гастролировавшего в свое время у нас в стране.

Программа строилась на синтезе «кино плюс эстрада». В конце первого отделения делалось шутливое объявление о том, что, мол, сейчас у нас предусмотрен антракт. Те, кто устал, могут проследовать в фойе, а для оставшихся в зале будет показан веселый пародийный номер...

Это было определенной неожиданностью. И действительно — кто-то ушел отдохнуть, в буфет, покурить, зато оставшиеся были вознаграждены совершенно замечательным номером, в котором герои двух одновременно демонстрируемых на большом экране киносюжетов вступали в конфликт, перебегали с одного экрана на другой, перебрасывались репликами, стульями, посудой и подушками... Можно отметить антракт и таким образом. А в другой программе, в антракте действительно был организован театральный ужин, в котором принимали участие, наравне со всеми артистами, занятыми на сцене, и все пришедшие на представление зрители.

Таким образом, антракт в эстрадном представлении не является простым перерывом, а становится частью его драматургической структуры. Он часто включается в художественную ткань зрелища, органично вплетается в тематику и эмоциональный строй концерта.

В постановке большой эстрадной программы (где есть такая реальная возможность и не очень жесткий финансовый лимит) представляется очень уместным взять пример с цирка и иметь некоторую костюмированную группу «униформистов» — «вспомогательный взвод». Эти участники программы будут раскрывать и закрывать занавес, выносить и уносить микрофоны, реквизит, двигать декорации, музыкальные инструменты, причем все это может выглядеть и весело и красочно — это специально прочерченная линия. Данную роль могли бы исполнять артисты ансамбля пантомимы, того или иного хореографического ансамбля. У них может быть своя задорная песенка (скажем, «О пролетариях театрально-физического и умственного труда»), свой марш, какие-либо построения, перестроения, инструктаж. Они могут объявлять на сцене свои «забастовки», проводить «митинги», попутно и незаметно делая очень важную техническую работу, необходимую в любом большом концерте, а тем более — в эстрадном шоу.

Нечто похожее было сделано в большой эстрадной программе «Выставка Достижений Эстрадного Искусства», шедшей в свое время в Ленинграде, в Спортивно-концертном комплексе в Парке Победы и в Москве — в Лужниках. Но там эта линия была только намечена в прологе, а потом, к финалу, как бы растворялась в других сценических построениях...

И тем не менее — это очень удобный и на сегодняшний день практически не используемый на эстраде прием.

Как известно, любой автор, сценарист, режиссер-постановщик, создавший, придумавший и реализовавший на сцене то или иное эстрадное представление, по закону может претендовать на некоторые отчисления от валового сбора, поступившего в кассы концертного зала. Занимается этой сложной, кропотливой и во многих случаях таинственной счетной работой Российское авторское общество, с которым этот «творец» должен своевременно заключить соответствующий Договор. Но тогда вы должны будете принести в РАО свое произведение, свой сценарий, объемом в 20-25 машинописных страниц, содержащих не только описание того, что происходит на сцене, кто откуда выходит и что именно исполняет, но и тексты всех написанных вами литературных материалов. Это будут монологи, фельетоны, интермедии, репризы, куплеты... Тогда жанр вашего представления будет определен следующими официально установленными словами: «Сценарий массового театрализованного концертного представления со сквозным сюжетом».

На «сквозном сюжете» — как структурном элементе драматургии эстрадного представления — надо остановиться отдельно.

Наши рекомендации