Особенности музейного маркетинга
Маркетинг (англ. marketing — акт покупки и продажи на рынке от market — рынок) — система мер, направленных на максимально выгодный (прибыльный) сбыт продукции, а также инфраструктура по рекламе товара, изучению и формированию спроса. Несмотря на то, что Устав ИКОМ определяет музей как некоммерческое учреждение, маркетинговые технологии все активнее входят в музейную сферу. Ведь «некоммерческий» характер деятельности музеев не означает запрет на получение прибыли, а лишь накладывает определенные ограничения на ее использование: заработанные средства музей должен направлять на свое развитие, а статус некоммерческой организации обеспечивает ему в ряде случаев налоговые льготы.
Доступ к музейному собранию, условия для самообразования и общения, творчества и проведения досуга, предоставление информации, помощь в образовательной и просветительной деятельности, реклама и формирование имиджа — вот далеко не полный перечень тех услуг, которые предлагает музей. Значительная их часть может быть востребована и оплачена, не только музейными посетителями, но и другими потребителями — научными организациями, учебными заведениями, коммерческими компаниями, органами местного самоуправления, благотворительными фондами, средствами массовой информации и др.
Музейный маркетинг и является тем действенным инструментом, который позволяет не только определять, прогнозировать и удовлетворять нужды потребителей музейных услуг, но в ряде случаев эффективно влиять на формирование этих нужд и даже непосредственно их формировать. Грамотный маркетинг может также помочь выявить, удовлетворить и воздействовать на потребности финансирующих музей организаций и потенциальных спонсоров.
В настоящее время многие даже успешно работающие музеи имеют в своем составе отдел маркетинга, задачи которого заключаются в содействии увеличению посещаемости музея, расширению музейной аудитории и распространению информации о музее серди тех, кто не входит в число его посетителей. Специалисты по маркетингу предоставляют необходимые данные для составления перспективного плана работу музея, проводят краткосрочные маркетинговые кампании в ходе отдельных музейных мероприятий, участвуют в привлечении внебюджетного финансирования и в работе со спонсорами. На любом из направлений своей деятельности они выстраивают свою работу по одному и тому же принципу, проводят исследование и планирование, реализовывают план, анализируют результаты и вносят необходимые корректив
В отличие от маркетинга в коммерческих учреждениях, музейный маркетинг привлекает ресурсы в двух формах:
• прямой — за счет продажи потребителям своих товаров и услуг;
• опосредованной — за счет привлечения внешних ресурсов: бюджетных средств, грантов, спонсорской поддержки, частных пожертвований. Эти средства используются для реализации социально значимых культурных проектов и программ.
Обе формы некоммерческого маркетинга тесно взаимосвязаны: чем выше социальная значимость музея и общественная привлекательность его программ и проектов, тем больше у него возможностей получать средства из «внешних» источников. В отличие от коммерческого сектора, где потребитель и плательщик выступают в одном лице, в некоммерческом маркетинге потребители и финансовые ресурсы разъединены, но взаимосвязаны: доступ к деньгам открывают общественный интерес и признание. Поэтому маркетинг музея всегда включает два стратегических направления:
• презентацию и продвижение музея и его деятельности;
• презентацию и продвижение конкретных товаров или услуг.
Что может предложить музей своим потребителям в качестве «товара»? Это, прежде всего экспозиции и выставки, различные формы культурно-образовательной деятельности. Книги, каталоги, буклеты и другая полиграфическая продукция, связанная непосредственно с тематикой музея или близкая к ней, а также видеофильмы, слайды и другие издания, использующие современные информационные технологии, также могут стать одной из статей доходной части музея. Но для того, чтобы издаваемые тиражи оказались коммерчески целесообразными, необходима финансовая поддержка спонсоров.
Одним из источников пополнения доходов музея может быть продажа права на производство репродукций, особенно если музейное собрание пользуется известностью. Некоторые музеи имеют прибыль от сдачи своих помещений в аренду для проведения приемов и мероприятий. Например, Музей политической истории в Санкт-Петербурге успешно организует в своих стенах празднование детских дней рождений.
Магазин, предлагающий подарочные и сувенирные изделия, отражающие профиль музея, может не только приносить доход, но и привлекать посетителей. Ручки, блокноты, календари, закладки, косметички, сумки и другие товары с символикой или названием музея служат неплохой рекламой. Важным элементом сервисной инфраструктуры музея являются кафе, кафетерии, бары, рестораны. Их организация приносит деньги лишь незначительному числу музеев, но они необходимы, чтобы сделать посещение музея более приятным. Кроме того, существует немало примеров того, как открытие при музее кафе или бара привлекало дополнительное число посетителей.
Вместе с тем было бы неверным полагать, что музей может работать по принципу самоокупаемости. Исследования показывают, что даже в таких благополучных странах, как США и Великобритания, дополнительные доходы от коммерческой деятельности составляют лишь 5% — 10% в музейном бюджете. В Музее аэронавтики и космических исследований в Вашингтоне, самом посещаемом музее мира, порог которого ежегодно переступает 20 — 25 млн человек, доходы от розничной торговли покрывают лишь 7% оперативных издержек. Метрополитен-музей в Нью-Йорке располагает сетью популярных магазинов и осуществляет самые внушительные в мире продажи через Интернет. Но и его доходы от торговли покрывают только 4% общих расходов.
Для большинства музеев входная плата и членские взносы «друзей музеев» составляют самую существенную часть зарабатываемого дохода и могут достигать 20% стоимости содержания музея. Исследования последних лет показывают, что ключ к доходам — внушительные показатели по количеству посещений музея.
Поэтому краеугольным камнем любого маркетинга является анализ реальной и потенциальной аудитории музея, умение стать на позицию посетителя и его глазами взглянуть на музей. «Нельзя угодить всем сразу», — таким принципом должен руководствоваться музей, определяя свою миссию и создавая свой продукт. Обычно существует несколько категорий посетителей (так называемых целевых аудиторий, или, в маркетинговых терминах, — сегментов музейного рынка), на которые музей ориентируется в своей деятельности и в работе с которыми использует разные приемы и методы. Это могут быть местные школьники, семьи, туристы, представители различных конфессиональных, национальных, профессиональных культур. Правильно определить целевые аудитории (сегменты рынка) помогает ПЭСТ анализ, в процессе которого потенциальная аудитория исследуется с учетом политических, экономических, социальных и технологических условий, в которых существует и функционирует музей. Определяя число посещений со стороны потенциальной аудитории, то есть выявляя размеры рынка, музей должен убедиться в том, что рынок этот значителен и на его завоевание стоит направлять усилия.
В изучении музейной аудитории традиционно выделяют два основных подхода, известные как «кабинетное» и «полевое» исследование. Кабинетное исследование состоит в анализе различных видов статистики, например, местных или общенациональных отчетов о структуре населения и ее изменениях, современных тенденциях в области развития туризма. Полевое исследование предполагает сбор новых эмпирических данных посредством наблюдения за поведением людей или в ходе беседы с ними.
Если музей свою приоритетную задачу видит в увеличении посещаемости, то, с точки зрения маркетинга, наименее затратным способом ее решения будет концентрация усилий на тех людях, которые уже являются музейными посетителями. Но если музей предполагает расширить или сменить аудиторию, ему необходимо провести кабинетное исследование, которое поможет выявить местные, региональные или национальные тенденции, позволяющие наметить пути решения этой проблемы.
В 1996 г. Музей Поля Гетти (Лос-Анджелес, США), проведя анализ музейной аудитории и городской статистики, установил следующее. Наибольший процент среди посетителей составляли люди с высоким уровнем образования и дохода. Большинство посетителей отличала высокая мотивация посещения музея и ясное осознание той пользы, какую он приносит им самим и их семьям. Однако сложившаяся ситуация в действительности не отражала существующее экономическое и социальное многообразие города. Так, родным языком более чем половины детей, обучающихся в школах города, являлся испанский язык (на нем говорили в семье), однако такие дети составляли лишь незначительный процент посетителей музея. Многие представители этнических меньшинств в первый раз пришли в музей весьма неохотно, однако визит им понравился, несмотря на то, что они не воспользовались всем спектром предоставляемых музеем услуг. Этническое многообразие города неуклонно росло, причем эта динамика была характерна и для детей школьного возраста. Основываясь на этих данных, музей на последующие два года определил в качестве главной цели установление взаимодействия с учителями и общественными лидерами, проживающими в испано-говорящих районах города.
Маркетинговый план, составленный на основе детальной информации, полученной в ходе анкетирования, содержал также, рекомендации по поводу наиболее оптимальных слов и формулировок, которые необходимо использовать для привлечения посетителей с низкой мотивацией. Поскольку коллекции музея включают в основном европейское искусство XV —XIX вв., то для привлечения людей латиноамериканского происхождения требовалось учесть их весьма ограниченное представление о европейской культурной традиции, избежать в описании акцента на высокую эстетическую ценность искусства и представить музей как приятное место, где можно всей семьей интересно провести выходной день, заодно узнав что-то новое.
Согласно базовой схеме классификации спроса, потребители обычно делятся на четыре основные группы:
• тех, кто не знает о предлагаемых товарах и услугах, поэтому их не потребляет;
• тех, кто знает, но не потребляет;
• тех, кто знает и потребляет;
• тех, кто знает, но потребляет конкурентные товары и услуги.
По наблюдениям экспертов, в России очень велика доля тех, кто не знает о предлагаемом музейном продукте и по этой причине не становится его потребителем. Поэтому в музейном маркетинге особая роль должна отводиться так называемым «завоевательным» маркетинговым стратегиям, которые направлены на информирование потенциальной аудитории и рекламу музейного предложения.
По отношению к «тем, кто знает, но не потребляет» целесообразно применение «стимулирующей» маркетинговой стратегии, ориентированной на то, чтобы развеять устойчивое представление о музейном предложении как «скучном» и «устаревшем». Расширить спрос за счет «тех, кто потребляет конкурентные товары и услуги», позволяют «корпоративные» маркетинговые стратегии, которые направлены на формирование совместных проектов, программ и продукта с теми организациями, которые предлагают конкурирующие товары и услуги в сфере досуга. Как показывает практика, конкуренция в этой сфере часто носит искусственный характер, и в действительности существуют большие возможности для объединения усилий и сотрудничества.
Таким образом, в настоящее время, по мнению одного из ведущих специалистов в области экономики и культурного маркетинга Т.В. Абанкиной, эффективная маркетинговая стратегия состоит в формировании корпоративного предложения: межмузейное сотрудничество, совместные программы с другими организациями и учреждениями культуры, партнерские проекты. При этом основу предлагаемого продукта составляет взаимодополняющие товары и услуги, которые провоцируют их комплексное потребление в определенных пропорциях. Такой продукт может создаваться совместными усилиями музея и туристических организаций, музея и образовательных учреждений, музея и индустрии развлечений и т. д.
В современной России перед музеями стоят две ключевые задачи в области коммуникативной политики. С одной стороны, им нужно разрушить ложные стереотипы, сложившиеся в сознании людей в отношении музейного предложения, с другой стороны — изменить ту неадекватную оценку аудитории музейными работниками, которая основана только на их собственных представлениях.
Проведенные в ряде европейских стран исследования показали, что для сотрудников музеев в целом характерна неадекватная оценка музейной аудитории. Например, музейные сотрудники считают, что:
• аудитория однородна;
• аудитория думает о себе, как о любителях искусства;
• аудитория динамична и активна в выборе искусств;
• аудитория образованна и сведуща в искусстве;
• аудитория уверена в своих знаниях, хорошо ориентируется в музее и искусстве;
• аудитория разделяет ценности музея.
Но в действительности подобные представления оказались неверными, поскольку в большинстве случаев люди приходят в музеи, чтобы:
• привести детей или друзей;
• провести время с другом или подругой;
• отдохнуть в тиши музея;
• «подняться над обыденностью», и потому что им нравится атмосфера в музее;
• увидеть интересующую их коллекцию или выставку;
• познакомиться с музеем, потому что они — туристы.
Люди не приходят в музеи и галереи, потому что:
• не знают, что происходит в музеях;
• не разбираются в искусстве и стесняются этого;
• деловые люди считают, что они очень заняты, а в музее ничего нельзя посмотреть быстро;
• посетители с детьми считают, что в музеях не любят детей, поскольку им все время делают замечания по поводу поведения;
• инвалиды не хотят, чтобы на них обращали излишнее внимание;
• молодые люди чувствуют себя необразованными и стесняются этого.
Для того чтобы люди чувствовали себя в музее спокойно и уверенно, они должны получить предварительную дифференцированную информацию, развеивающую их предубеждения. Например, для деловых людей могут быть созданы специальные путеводители «Если у Вас всего 30 минут...»; для взрослых разрабатываются программы завуалированного обучения через открытые занятия с детьми, потому что взрослые, особенно пожилые люди, стесняются учиться.
Музей может влиять на аудиторию как непосредственно в своих стенах, так и через рекламу и паблисити (скрытую рекламу-информацию). Наряду с традиционными выносными щитами с информацией о работе музея в качестве носителя рекламы используются различная сувенирная продукция, упаковочные средства с символикой и названием музея. Реклама музея и проводимых им мероприятий может распространяться в виде плакатов, размещаемых в общественном транспорте, в виде вкладышей и листовок, прилагаемых к почтовым отправлениям или газетам, в виде объявлений в газетах и журналах, на радио и телевидении. Реклама действует не только в качестве непосредственного стимула посещения музея, но и как средство формирования и оформления впечатлений. Ее долговременный эффект, закрепляющий положительный имидж музея, не менее важен, чем сиюминутное действие. Поэтому на рекламе нельзя экономить, а разрабатывать ее нужно профессионально, в русле единого для музея фирменного стиля.
Паблисити (англ. publicity — публичность, гласность) — это:
1) неличностное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством публикаций или. получение благоприятных презентаций на радио, телевидении, которые не оплачиваются определенным спонсором;
2) публичность, гласность, известность, популярность.
Паблисити формируют отзывы партнеров и клиентов, деятельность самой организации, а также средства PR — пресс-релизы, статьи, репортажи, пресс-конференции. Эти средства имеют ряд преимуществ перед рекламой: они пользуются большим доверием, поскольку воспринимаются как объективные новости, а их подготовка и размещение обходится дешевле. В ряде ситуаций следует использовать именно паблисити, а не прямую рекламу. Например, благотворительную акцию уместнее осветить в колонке новостей, а профессиональное объяснение новой услуги или мероприятия станет понятнее, если будет изложено в статье или интервью.
Огромные возможности для информирования аудитории дает Интернет. В наши дни очень многие музеи имеют во Всемирной паутине свою индивидуальную страницу — сайт (от англ. site — место, участок), с помощью которой они знакомят своих компьютерных пользователей с перспективными и текущими направлениями деятельности, анонсируют предстоящие мероприятия, рекламируют услуги. Интернет позволяет организовывать интерактивное общение любых профессиональных групп и аудиторий, открывает безграничные возможности для представления музейного продукта, прежде всего за счет различных видов современных «электронных» публикаций и интерактивных продаж в виртуальных магазинах, ярмарках и выставках.
Менеджмент и маркетинг — это не только наука, которую следует постигать, но и искусство, требующее определенного рода таланта. Единого рецепта успешной деятельности для музеев различного типа и профиля быть не может. Каждый из них должен разработать свой собственный механизм выживания и процветания в условиях рыночной экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонова В.И. Государственная Третьяковская галерея/В.И. Антонова. – М.,1968. – 184 с
2. Антонова И.А. Государственный музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина, 1898 – 1998. К столетию со дня основания музея/И.А. Антонова. – М., 1998. – 420 с.
3. Анциферов Н.П. Душа Петербурга. Быль и миф Петербурга. Петербург Достоевского: Репринт. Воспроизвед. изд. 1922, 1923, 1924 гг./Н.П. Анциферов. – М.: Книга, 1991. – 227, 107, 87 с.
4. Анцыферов Н.П. О методах и типах историко-культурных экскурсий/Н.П. Анциферов. – Петроград: Начатки знаний, 1923. – 39 с.
5. Бутиков Г.П. Организация музейного дела в условиях перехода к рынку./Г.П.Бутиков. - М.: Просвещение, 1992.
6. Гусев Э.Б. Выставочная деятельность в России и зарубежье. Методическое пос. - М.: Дашков и К, 2005.
7. Искусство музейной экспозиции: Сб. ст.: Науч. ред. и сост. Т.К. Стриженова. – М.: НИИК, 1977. – Т. 45. – 192 с.
8. Каган М.С. История культуры Петербурга/М.С. Каган. – СПб.: СПбГУП, 2000. – 232 с
9. Лорд Б., Лорд Г. Менеджмент в музейном деле. - М.: Логос, 2002.
10. Лысикова О.В. Музеи мира. Уч. пос. - М.: Флинта, 2004.
11. Музеи Санкт-Петербурга. Энциклопедия,- СПб.: Искусство, 2005.
12. Музей Метрополитен. Нью-Йорк: Альбом. Под общ. ред. Г. Куглера. Пер. М. Талалая. – Graz: Styria, 1996. – 128 с.
13. Музей Прадо (Мадрид): Альбом; Авт.-сост. К. Малицкая. – М.: Изобр. искусство, 1971. – 110
14. Музейное дело в России. - М.: Просвещение, 2004.
15. Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: Мат. Всерос. науч. конф. Томск, 18-20 марта 2002 г. – Томск: Изд-во ТГУ, 2002. – 418 с
16. Нагорский Н.В. Музей как институт социально-культурной деятельности/Н.В. Нагорский. – СПб.: Государственный музей-заповедник «Царское Село», 1998. – 258 с.
17. Никитюк О.Д. Художественные музеи Венеции/О.Д. Никитюк. – М.: Искусство, 1979. – 183 с
18. Новаторов В.Е. Маркетинг в социально-культурной сфере /В.Е. Новаторов. – Омск: Омич, 2000. – 288 с.
19. Пиотровский М.Б. Эрмитаж/М.Б. Пиотровский. – СПб.: СЛОВО /SLOVO, 2003. – 616 с
20. Помпеев Ю.А. Экономика культуры/Ю.А. Помпеев. – СПб.: Культ. Информ. пресс, 1999. – 80 с.
21. Проблемы совершенствования музейного дела: Сб. науч. тр. /НИИ культуры. Вып. 3. – М., 1977. – Т. 59. – 149 с.
22. Разгон А.М. Научное описание музейных предметов: Метод. указ./А.М. Разгон. – М.: Госкультпросветиздат, 1954. – 56 с.
23. Ревякин В.М. Художественные музеи. – М.: Искусство, 1991.
24. Розенблюм Р. Живопись. Музей Д′Орсе: Пер. с англ./Р. Розенблюм. – М.: Междунар. Кн., 1998. – 686 с.
25. Российская музейная энциклопедия в 2-х томах. – М.: Академия, 2002.
26. Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере культуры. – Спб.: Искусство, 1995.
27. Федоров Н.Ф. Музей, его смысл и назначение./Н.Ф. Федоров//Федоров Н.Ф. Собр. соч. – М., 1995. – Т.2. – С.370–437
28. Финягина Н. П. Научная подготовка музейных предметов при создании экспозиций в музеях исторического профиля /Н.П. Финя-гина//Проблемы экспозиционной и научно-просветительной работы музеев/Государственный исторический музей. – М., 1982. – С. 26– 43
29. Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник. - М.: Академический проект, 2004.
30. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре/Т.Ю. Юренева. – М.:Русское слово-РС, 2003. – 536 с.
31. Яхонт О.В. Скульптура московских музеев: Реставрация и атрибуция /О.В. Яхонт. – М.: ГосНИИР, 2000. – 208 с
ПРИЛОЖЕНИЕ 1