Раскройте особенности национального колорита в картинах Брейгеля «Крестьянский танец», «Крестьянская свадьба», «Нидерландские пословицы».

«Крестьянский танец» - картина праздника. Нидерландцы очень отличаются от итальянцев – это грубовато и крепко сложенные люди. Но видно, что праздник не для всех. Женщина затягивает домой своего мужа-гуляку, беседа скоро перерастет в драку, парочка целуется, музыкант самозабвенно играет, страшноватый человек танцует, женщина танцует со страдающим лицом. Все страшноватые какие-то. Не так все просто и однозначно. Также как его «Крестьянская свадьба» - отмечается в каком-то амбаре, все сидят чинно, не торопясь разносят угощения, малыш сидит в левом нижнем углу, виночерпий, музыканты готовы ударить в инструменты, зеваки, любопытствующие. Символов много - снопы, хлеб и нож, ложка – известные символы. Нечто вроде Деревни пословиц создает живописец Питер Брейгель Старший – Брейгель Мужицкий. Эта картина так и называется – «Нидерландские пословицы». Само полотно небольшое, 117 на 164 см. И в таком малом пространстве художник сумел разместить более сотни сюжетов-миниатюр. Композиция выстраивается из отдельных миниатюр, соединенных не чисто механически, а один сюжет оказывается по смыслу продолжен и развит другим. Рассматривая персонажей, разгадывая шифр, вдруг понимаешь смысл этой сложной картины. Оказывается, Брейгель в «Нидерландских пословицах» – вовсе не банальный коллекционер пословиц. И работа его – не развлечение для скучающего бездельника, а назидание. Нетрудно заметить, что большинство пословиц, тенденциозны, они осуждают глупое, безнравственное поведение. Вот тут и становится понятен смысл парности в картине изображения глобуса – в нормальном и перевернутом виде. Мир картины – это перевернутый мир, в котором страшной реальностью стало то, что реальностью быть не должно. В нем так буднично, так обыденно творится не только глупость – творится следующее рука об руку с глупостью зло. Нидерландские пословицы» - изображается около 100 сценок. Эта картина - энциклопедия нидерландского фольклора – кто-то лбом стучится в стену, кто-то блинами мастит крышу, кто-то разгоняет ветер помелом, кто-то висит между небом и землей, внизу – не рой яму другому, женщина накрывает мужа – закрывает рога, метают бисер перед свиньями, молящийся, а рядом сидит дьявол, две собаки дерутся, рядом собака за обеденным столом и мн. др. Смысл – глупость, ставшая привычкой и безумием, которое принимается как обычное начало. 5) Пейзажная живопись Брегйля: «Времена года» («Месяцы»). Цикл «Времена года» или еще называют «Месяцы» - сезонные сценки, лучшие из них – «Зима. Охотники на снегу» - тонкая колористическая гамма – теплая мягкая зима Европы. Запечатлен короткий миг – выбежали охотники. Второй план – водоем замерзший, на котором катаются на коньках. Дальний план – холодный и далекий - недоступный мир, в который может проникнуть только смелый и храбрый.   6) Аллегорический символизм Брейгеля в картинах «Притча о слепых», «Вавилонская башня» и «Несение креста». Незадолго до смерти (не более 40 лет прожил) написал картину «Притча о слепых», в основе которой притча библейская – «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Здесь слепые идут за слепым поводырем. Поводырь падает на обочину, а за ним тоже сейчас все упадут. Но лица не вызывают сострадания и сочувствия. Ясно, что многие ослеплены не по своей воле (палачом), жутковатые и страшноватые лица – порочные. А пейзаж дышит миром и покоем. Картина - своеобразная аллегория, как послание человечеству. Показателен в духе Брейгеля роман Шарля де Костера «Легенда о Тиле Уленшпигеле…», который во многом подрывал патриархальный средневековый мир, отчасти отразивший дух плебейского крыла Реформации. «Вавилонская башня», «Несение креста» - аллегории, в которых представлен огромный человеческий мир. В «Несении креста» не сразу видно Христа, так как основное стремление было показать мир.     14 ВОПРОС Возрождение в Германии. Графический символизм Альбрехта Дюрера. 1) Особенности политического устройства Германии в период Северного Возрождения. Германия - типичная средневековая страна, раздроблена на мелкие княжества – до 1000. Хаотичность и разобщенность тормозили развитие Германии. И крестьяне, и рыцари, и бюргеры ненавидели князей, их произвол. Результат - Реформация крестьянская война. Мартин Лютер бросил вызов католической церкви. Под «Северным Возрождением» принято подразумевать культуру XV— XVI столетий в европейских странах, лежащих севернее Италии. Этот термин достаточно условен. Его применяют по аналогии с итальянским Возрождением, но если в Италии он имел прямой первоначальный смысл — возрождение традиций античной культуры, то в других странах, в сущности, ничего не «возрождалось» : там памятников и воспоминаний античной эпохи было немного. Искусство Нидерландов, Германии и Франции (главных очагов Северного Возрождения) в XV веке развивалось как прямое продолжение готики, как ее внутренняя эволюция в сторону «мирского» . Конец XV и XVI столетие были для стран Европы временем громадных потрясений, самой динамичной и бурной эпохой их истории. Повсеместные религиозные войны, борьба с господством католической церкви — Реформация, переросшая в Германии в грандиозную Крестьянскую войны.   2) Дюрер – «немецкий Леонардо». Дюрер Альбрехт - так звали величайшего мастера Ренессанса и основоположника немецкого Возрождения. Его величие - в национальной самобытности. Этот немецкий график и живописец считается одним из лучших мастеров живописи Ренессанса западной Европы. Гордостью немецкого Возрождения стал Альбрехт Дюрер, которого называли немецким Леонардо. Был великолепным живописцем, гравером, был художником-универсалом, увлекался наукой. Интересно, что сначала он завоевал популярность как мастер гравюры, и только в Италии его художественный талант в живописи оценили и признали. Дюрер для Германии был художником нового типа – широко образованным, впитавшим культуру гуманизма, общавшийся с передовыми людьми своего времени. Но стихия дарования Дюрера – готическое начало, он все-таки впитал средневековое искусство. 3) Теоретические трактаты Дюрера. Автор теоретических трактатов «О живописи», «О прекрасном», «О пропорциях» (напоминает витрувианского человека Леонардо). В оригинале трактаты Дюрера весьма обширны и в значительной мере носят специальный характер, а также изобилуют повторениями. С 1507 года художник начал работу над созданием учебника живописи. В сохранившихся рукописях осталсяплан этого труда, судя по нему, Дюрер намеревался написать книгу, по полноте охвата проблем. Часть других разделов краткого плана (проблемы изображения архитектуры, перспективы и светотени) вошлав трактат «Руководство к измерению циркулем и линейкой» В последние годы жизни Альбрехт Дюрер уделяет много внимания усовершенствованию оборонительныхукреплений, что было вызвано развитием огнестрельного оружия, в результате которого многиесредневековые сооружения стали неэффективными. 4) Портреты Дюрера. Автопортрет, портреты отца и матери. Первые портреты Дюрера были либо автопортретами, либо портретами его родственников. Что объясняется отсутствием у молодого художника заказов и натурщиков, из-за чего приходилось учиться на себе и на близких. Но есть и другая причина, объясняющая многочисленные автопортреты - одной из главных задач живописи Дюрер считал то, что по-латыни называют словом memoria. До изобретения фотографии портрет был единственной возможностью сохранить образ человека после смерти. Дюреру было важно оставить свой образ потомкам. И не только образ: он писал семейную хронику, фиксировал события своей жизни, периодически вёл дневники, хранил письма. Два автопортрета – один – перед нами художник юный, всматривающийся в мир, более поздний – перекликается с образом Христа, сосредоточенность. «Автопортрет» (другое название картины «Автопортрет в одежде, отделанной мехом») является одной из известных картин художника, долгое время хранившейся в его семье и не предназначенной для широкой публики. На автопортрете мы видим еще достаточно молодого человека с красивым лицом (художнику во время написания работы не было и 30 лет). Его умные и чуть усталые глаза внимательно смотрят на зрителя, полноватые губы, обрамленные небольшой бородкой и усами, свидетельствуют о чувственности и жажде любви. Завитые волосы аккуратными локонами спускаются ниже плеч на отделанные мехом дорогие одежды, правая рука приподнята к груди. Новаторством Дюрера было изображение себя в анфас на светском портрете. Подобное изображение прямо пересекается с иконописным изображением Иисуса Христа, тем более, что можно заметить сходство лица художника и облика Спасителя (те же длинные волнистые волосы, небольшая борода и усы, худое лицо с классическим чертами и т. д., надписи на потрете как на иконе в правой и левой части картины). Подобные художественные полотна были характерны для художников эпохи Возрождения, провозглашавших идеал человека, сравнивавших его с земным богом. Таким образом, художник приподнимает себя самого как представителя этого нового времени, которое возводит на пьедестал человека-творца (недаром он так тщательно выписывает свою правую руку, создавшую это изображение). Сам он, по воспоминаниям современников, признавался, что хотел увековечить свое имя и молодое лицо, написав его «вечными красками», которые не способна стереть смерть. Два портрета составляют диптих, объединённый не только тематикой, на левой части изображена мать художника, Барбара, на правой отец – Альбрехт Дюрер-старший, но и единым колоритом, композиционным построением. Время создания – приблизительно 1490 год, период, когда художник подошёл к завершающему этапу обучения и собирался в путешествие, традиционное, в котором подмастерье должен был ознакомиться с методами работы мастеров в других местностях. Картины, вероятно, написаны Дюрером в качестве подарка родителям, и могли служить доказательством высокого уровня его умений. Ведь отец не без сожалений уступил просьбам сына, пожелавшего учиться живописи, изначально Альбрехту-младшему готовилось будущее ювелира. Оба портрета пронизаны сыновней нежностью и любовью. Художник не прибегает к приукрашиванию или идеализации образов, наоборот, он передаёт их с неимоверной точностью, показывая всю губительную работу времени, не скрывая признаки старения и отпечатки, накладываемые лишениями, невзгодами и болезнями. Портреты Дюрера – портрет отца, матери – в них художник, не приукрашивая облик своих родителей, показал признаки старения человека. Поздний графический портрет матери – портрет много пережившей за свою жизнь женщины (18 детей, 10 – умерли в детстве). О своей матери Альбрехт Дюрер вспоминал как о благочестивой женщине, прожившей нелёгкую жизнь. Возможно, ослабленная частыми беременностями, она много болела. Портрет Дюрера-старшего признан работой, где художник проявил своё мастерство и умение передавать посредством кистей и красок глубокие человеческие чувства и характеры. На картине есть авторская монограмма, AD, возможно, это первая подпись такого рода. Изображение матери по цветовой гамме резко контрастирует с портретом отца, фон намного светлее, нарядная одежда ярче и выглядит богаче. 5) Графический символизм Дюрера. «Всадник, смерть и дьявол», «Меланхолия», серия «Апокалипсис», «Четыре всадника» (из серии «Апокалипсис»). Прославился Дюрер графическими работами. Дюрер создал 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Дюрер был первым немецким художником, кто стал работать одновременно в обоих видах гравюры — на дереве и на меди. Необычайной выразительности он достиг в гравюре на дереве, реформировав традиционную манеру работы и использовав приёмы работы, сложившиеся в гравюре на металле. Во всех работах присутствует современный Дюреру живой человек, нередко крестьянского типа, с характерным, выразительным лицом, одетый в костюм того времени и окруженный точно переданной обстановкой или ландшафтом определенной местности. Большое место уделено бытовым деталям. Здесь впервые обнаруживается интерес художника к обнаженному телу, которое Дюрер передает, точно и правдиво, выбирая в первую очередь некрасивое и характерное.   Тема «Апокалипсиса» была созвучна настроениям, царившим в Германии в конце XV столетия. Постоянные междоусобные войны, голод, эпидемии, слухи о предстоящем конце света и Страшном суде, который грозит человечеству в 1500 году, – все это нашло отражение в «Апокалипсисе». Серия, названная по образцу народных изданий «Апокалипсис в лицах», предназначалась для самого широкого распространения. Она состояла из пятнадцати больших листов. Текст располагался на обороте гравюр. Первое издание было напечатано на двух языках – латинском и немецком. «Апокалипсис» стал произведением нового времени. Это проявилось прежде всего в его непосредственной связи с событиями и настроениями Германии конца XV века, а также в индивидуальной трактовке сюжета, в той активности, которой Дюрер наделяет своих героев, в их страстной решительности, действенности, героизме. По широте охвата событий, по эмоциональной силе, по цельности и монументальности «Апокалипсис» Дюрера является крупнейшим произведением в искусстве Северного Возрождения. От листа к листу развивалось действие «Апокалипсиса», одним из кульминационных моментов которого стала сцена «Четыре всадника». Мор, Война, Голод и Смерть вихрем проносятся над землей, сметая все на своем пути. Под копытами их лошадей гибнут и император, и епископ, и горожанка, и крестьянин, символизирующие все человечество. Все равны перед карой небесной, не только разрушающей, но и очищающей, – такова одна из основных идей Дюрера, проходящая через всю серию. Темперамент молодого художника проявляется в каждом листе. Дюрер как бы сам становится активным участником изображенных событий. Он вводит в свои гравюры огромные массы народа, разделяет людей на праведников и грешников, наделяет и тех и других страстностью. Он, как верховный судья, грозен, могуч и беспощаден, но и разумен. Когда на очищенную землю вновь спускаются мир и тишина, он ликует и вместе с избранными прославляет обновленный мир. Графический язык серии стал конкретнее, динамичнее и смелее. Каждое изображение имеет свой эмоциональный ключ и строится на выделении основного действия. Так, стремительность движения – лейтмотив «Четырех всадников». Развевающиеся одежды, сильные жесты, угрожающе поднятое оружие, в панике убегающие и падающие люди – каждая деталь усиливает впечатление ускоряющегося темпа. Перекрещивание диагональных осей, на которых построена композиция, подчеркивают ее экспрессивность. Гравюра на меди. В гравюре «Меланхолия» радуга и сияние падающей кометы, озарившей небо, подчеркивают особую вселенскую значимость происходящего. Под стать этому необычному видению и необычное хаотическое нагромождение предметов, и крылья за спиной женщины. Она воспринимается как существо неземное, но терзаемое человеческими сомнениями и болью. В гравюрах предельно сконцентрированы основные идеи: с одной стороны, героизм в преодолении внешних трудностей и самоукрощение, выраженные со всей страстью, характерной для Германии эпохи Реформации, а с другой стороны – самоуглубление, неудовлетворенность, почти фаустовская меланхолия. В определенной последовательной связи трех гравюр «Меланхолия» является последней, что позволяет считать ее финальной частью «триптиха». В этом финале неудовлетворенность является результатом напряженной физической и духовной деятельности человека. Три мастерские гравюры, казалось бы, сюжетно не связанные между собой, вместе несут глубокий смысл. В них, по словам Томаса Манна, содержится «целый комплекс судьбы», где герой одновременно и жертва, которая стала «предвестником новой более высокой человечности». Именно здесь возникает связь искусства Дюрера с искусством Рембрандта, творившего в XVII веке. Гравюра «Меланхолия» отражает философские раздумья, полна символов: радуга – символ надежды, песочные часы – неотвратимость времени. Колокол молчащий, спящие животные, многогранник… все наполнено смыслами. В гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол» свету, помимо композиционного, придается символическое значение. Лист делится на два плана. Первый – темный. Сквозь мрачное ущелье движется мужественный рыцарь, находясь между смертью и дьяволом. Второй план залит светом. Это два разных мира, но чтобы попасть во второй, необходимо преодолеть мрак и ужасы первого. Змееголовая смерть и козлоголовый дьявол сами говорят сами за себя. Но в работе полно других символов. Сияющие доспехи рыцаря, как полагают, означают его твердую христианскую веру. Песочные часы в руке Смерти представляют смертность человека. Хвост лисы на копье рыцаря символизирует ложь. Собака рыцаря – воплощение правды и преданности. Снующие ящерицы намекают на скорую опасность. Череп под ногами лошади может означать грядущую смерть. В путь отправился всадник познать мир, едет на лошади, рядом с ним смерть (всегда в христианстве смерть рядом), рядом с ним и еще и дьявол, готовый столкнуть с пути истинного, но рыцарь непреклонен, устремлен к своей цели. Верным спутником рыцаря является собака. Но рыцарь, словно, не замечает спутников. Внизу слева – череп и табличка с инициалами Дюрера. Необычайно тщательная работа. Работа иглой. Тонкий тщательный рисунок.   6) Живопись Дюрера. «Четыре апостола»: философско-этическое содержание картины. «Адам и Ева». Живопись. Картина «4 апостола» - монументальная композиция, является его последней крупной работой. Показал в лице апостолов оплот христианского вероучения. Это произведение имело для художника огромное значение. На левой створке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой - Марк и Павел. Художник показывает всех со своим характером, каждый индивидуален (мудрый Иоанн, Петр – простонароден), но, в то же время - апостолы находятся в одном пространстве, стоят на одном полу и композиционно они тесно спаяны вместе: духовно они кажутся абсолютно едиными. Их отличает твёрдая воля и темперамент борцов. Образы очень живые, подвижные – показывает состояние духовной активности, интенсивного размышления, что заставляет предположить общность интеллектуальных поисков. Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическое содержание. Дюрер создаёт их в надежде подать совершенный пример человеческих характеров и умов, устремлённых в высокие сферы духа. Картина «Четыре апостола» была закончена в 1526 году и является его последней крупной работой. В него были вложены идеи, наиболее волновавшие Дюрера, составлявшие самую суть высоких этических представлений мастера о человеке, таком, каким он должен быть. Картина представляет собой диптих и состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. На ней изображены апостолы-евангелисты. Слева направо стоят Иоанн, Петр, Марк и Павел, стоят очень тесно, на одном полу, представляя из себя единое целое. Единое как по композиции, так и по устремлениям. Однако если сравнивать апостолов между собой, они абсолютно разные. Но не смотря на это, все они выглядят одинаково верующими и освещает их изнутри один и тот же свет. Дюрер создаёт их в надежде подать совершенный пример человеческих характеров и умов, устремлённых в высокие сферы духа. В 1507 году художник пишет диптих «Адам и Ева», предназначенный первоначально для алтаря (алтарь так и не был дописан). Дюрер написал свою картину, вернувшись из путешествия по Италии, под впечатлением от искусства античности. Его картина является первым в немецкой живописи изображением полностью обнажённых людей в натуральную величину. Два человека – воплощение идеальной красоты и гармонии. Картина представляет собой две крупноформатные доски, написанные маслом. Диптих написан в 1507 году. Обе панели 209 см в высоту, а в ширину одна 81 см, другая 80 см. Картина выставляется в Музее Прадо. Она написана на библейский сюжет, и представлена в двух независимых панелях. На одной Адам держит рукой ветку яблони, на второй стоит Ева, с лежащим в руке яблоком. Яблоко придерживает за черенок змей, свесившийся с Древа познания. На табличке, висящей справа от Евы на ветке есть надпись «Альбрехт Дюрер, немец, нарисовал эту картину после рождества Богородицы в 1507 году». Парные картины Адам и Ева были подарком Филиппу IV от шведской королевы Кристины. Фигуры изображены фронтально, их головы обращены друг к другу. Адам стоит прямо, а Ева полна грациозного кокетства. Она слегка наклонилась ветви яблони, с которой свешивается змей, предлагающей ей запретный плод. На табличке, висящей на ветке справа от Евы, надпись: «Альбрехт Дюрер, немец, нарисовал эту картину после рождества Богородицы в 1507 году».   15 вопрос Ганс Гольбейн младший: особенности творчества. 1) Особенности политического устройства Германии в период Северного Возрождения. Германия - типичная средневековая страна, раздроблена на мелкие княжества – до 1000. Хаотичность и разобщенность тормозили развитие Германии. И крестьяне, и рыцари, и бюргеры ненавидели князей, их произвол. Результат - Реформация крестьянская война. Мартин Лютер бросил вызов католической церкви. Возрождение представляло собой международное явление, охватившее, помимо Италии, где оно выразило себя с наибольшей силой, также Нидерланды, Германию, Францию, Испанию. Появляется термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы. Под ним подразумевают «не только чисто географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Важная особенность Северного Возрождения было то, что оно происходило в период Реформации, а также то, что этих стран в силу исторических причин отсутствовало обилие памятников античности, как в Италии»'. Реформация (от лат.— преобразование)представляет мощное религиозное движение, каким сейчас является, к примеру, фундаментализм в исламских странах. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений существующей религиозной практики. Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483—1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. Идеологи Реформации отказывались от католической Церкви с ее иерархией и духовенства вообще, права Церкви на земельные богатства, отвергая католическое Священное предание в целом. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524—1526 гг. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Реформация положила начало протестантизму. Немецкое Возрождение стало завершением духовного (лютеранская реформа) и социального (возвышение крестьянства) кризиса, кот. длился полвека и сильно изменил средневековую Германию. С творчеством трех художников — Грюневальда (между 1470 и 1475—1528), Дюрера (1471—1528) и Гольбейна Младшего (1497 или 1498—1543) — связан «золотой век» немецкой живописи. Выдающийся представитель Возрождения в Германии, творчество кот. длительного времени, был живописец и мастер гравюры Дюрер. Дюрер был равно одарен как живописец, гравер и рисовальщик; рисунок и гравюра Наследие Дюрера-рисовальщика, насчитывающее более 900 листов, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи. Он хорошо владел графическими техниками — от серебряного штифта, тростникового пера, итальянского карандаша, угля, акварели). Работы над композицией, включающим в себя эскизы, студии голов, рук, ног, драпировок. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины 16 века. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498). Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. Он — единственный мастер Северного Возрождения, кот. овладел законами искусства, разработке совершенных пропорций человеческой фигуры и правил перспективного построения. Искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера». Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд и Лукас Кранах Старший (1472—1553). Точным, четким по характеристике портретов (живопись и рисунок) Гольбейна Младшего, его картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521. Гений воплотился в главном произведении — «Изенгеймском алтаре» (1512—1515), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. Его творчество, связанное с идеологией народных низов и ересями, исполнено драматической силы, напряжения, динамизма. Среди талантливых творцов немецкого Возрождения почетное место занимает портретист Лукас Кранах Старший, придворный художник Фридриха Мудрого и друг М. Лютера, деятельность которого получил пейзаж. Он положил начало школе пейзажа, известной под названием Дунайской школы. Революционное значение Ренессанса для всех последующих времен заключается в том, что именно в этот период были заложены основные гуманистические взгляды. Возрождение открыло эру нового человека в истории мировой культуры, что отразилось в мировоззрении, во всех областях деятельности человека. Сущность Реформации и Крестьянская война в Германии. Великолепные портреты Гольбейна («Портрет Шарля Солье», «Портрет Генриха VIII», «Портрет Эразма Роттердамского»). Гравюры Гольбейна. Серия «Пляска смерти» как синтез средневековой тематики и нового понимания (политическая и антиклерикальная направленность). 2) Сущность Реформации и Крестьянская война в Германии. После начала эпохи культурного возрождения, Великих географических открытий и международного соперничества в Европе начался переворот в духовной сфере, кот. приняли форму религиозной Реформации. «Реформация» обозначает широкое движение за обновление католической церкви, развернувшееся по всей Европе, которое в итоге привело к образованию новых «протестантских» церквей. Реформация происходила в разгар Итальянских войн, в которых учувствовали все государства Европы. Гуманизм эпохи Возрождения ставил в центр внимания человека с его земными, повседневными интересами, это повлияло в поведении первосвященников католической церкви. В конце 15 — первой половине 16 в. римский престол занимали папы, кот. стремились к роскоши, военной славе и другим далёким от служения Богу делам Их поведение подавлял авторитет церкви и усиливало стремление к её реформе. (Работа: Дж. Беллини. Процессия с реликвией Св. Креста на площади Св. Марка. Венеция. 1496 г.). Основной причиной Реформации: стал внутренний кризис самой католической церкви. Религия имела главную роль в духовной жизни средневекового человека, определяя его мировоззрение, а через него — повседневное поведение. Поэтому любые перемены имели большие последствия и оказывали влияние все стороны жизни. Позднего Средневековья в европейском обществе, считалось единой «христианской республикой» .Жизнь церкви, вступала в явное противоречие с христианским вероучением. Это вызвало возмущение. Их поведение привело к расколу католического мира. Реформационное движение, таким образом, носило не антирелигиозный, а антицерковный характер. Цель их укрепить веру в противовес испорченной вере католического духовенства. 31 октября 1517 г. в соответствии с принятым в те времена обычаем Лютер прибил к дверям церкви в Виттенберге знаменитые «95 тезисов» — свои возражения против торговли индульгенциями. Это событие считается началом Реформации. ютер подготовил перевод Библии на немецкий язык, который сыграл колоссальную роль в истории германской культуры, дав импульс к формированию немецкого литературного языка. Перевод Лютера лёг в основу всей системы немецкого образования, которой он всегда придавал большое значение. Мартин Лютер за переводом Библии в замке в Вартбурге. Гравюра. 1530 г.,. Религиозное учение, основанное на идеях Лютера, получило название лютеранство. В настоящее время оно насчитывает десятки миллионов последователей во многих странах мира (их называют также евангельскими христианами, или евангелистами). Крестьянская война Реформация породила всеобщие надежды на преобразование германского общества. По всей стране распространялось убеждение, что мир находится накануне переворота, подготовленного всем ходом истории. Никогда ранее Германия не переживала такой поры надежд, энтузиазма, веры в быстрое обновление. Однако поднятое рыцарями восстание потерпело неудачу, что привело к его ослаблению как самостоятельной общественной силы и постепенному исчезновению с исторической арены. Началась народная реформация. К 1525 г. вся Германия была охвачена восстаниями, получившими название Крестьянской войны. Эти события заняли важное место в истории Германии в период перехода к Новому времени.» Вооружённые крестьяне. Гравюра XVI в.» Борьба носила крайне ожесточённый характер. После окончания Крестьянской войны дело Реформации взяли в свои руки князья. Начинался период Реформации, который получил название «княжеская» Реформация. Главным содержанием «княжеской» Реформации стал захват монастырских земель и секуляризация церковных владений, то есть обращение церковной собственности (преимущественно земли) в светскую. Понятия протестантизм и протестант, которые стали общими названиями для всего реформационного движения и его последователей. Попытка Карла V восстановить церковное единство Германии не удалась. В Империи отныне признавались два христианских вероисповедания, одинаково равных перед законом, — католическое и лютеранское. В результате Реформации произошло полное преобразование Германии. Усилило раздробленность Германии. 3) Великолепные портреты Гольбейна (Портрет Шарля Солье», «Портрет Генриха VIII», «Портрет Эразма Роттердамского»).   Портрет Шарля де Солье (1534-35). В 1533-1535 гг. Гольбейн создал портреты членов французского посольства при лондонском дворе; представленная работа (в отечественных энциклопедиях она часто обозначается как "Моретт" - по еще одной фамилии героя) - один из них. Изображенный на полотне дипломат смотрит на зрителя спокойно и гордо; в его уверенной позе, изысканно-сдержанном стиле костюма сквозит подлинный аристократизм. Живые черные глаза Моретта оттеняет благородная проседь в бороде, а белизна рукавов рубашки эффектно контрастирует с чёрным атласом камзола. Этот портрет - зримое выражение спокойного, отточенного, уравновешенного мастерства и той объективной манеры, что прославила Гольбейна.   Портрет Генриха VIII (1536) Английский король Генрих VIII (1491-1547), с которым связал свою судьбу Гольбейн, был крайне противоречивой фигурой, умный и образованный, очень властный и достигающий свои цели человек. Природа щедро одарила Генриха, наделив отличными способностями к языкам, наукам и особенно к музыке. Король играл на трех инструментах, поражал красивым голосом и писал инструментальные пьесы - до нас дошло около 30 его сочинений. 38-летнее правление Генриха VIII запомнилось многими событиями, но, прежде всего, тем, что у короля за это время сменилось шесть жен, причем с двумя развелся, а двух из них обезглавили по его личному приказу. Представленный "Портрет Генриха VIII" - единственный сохранившийся из всех портретов короля, созданных Гольбейном. Украшения, шитье и пуговицы на портрете сделаны из настоящего золота, а фон написан драгоценным по тем временам синим пигментом - ультрамарином. Портрет «Эразм Ротердамский» (1523) - великого гуманиста и философа (автор трактата «Похвала глупости»), крупнейшего учёного Северного Возрождения, прозванного «князем гуманистов». Подготовил первое издание греческого оригинала Нового Завета с комментариями, способствовал возвращению в культурный обиход литературного наследия античности. Снискав всеевропейскую славу свободолюбивыми взглядами, Эразм не принял Реформацию и в конце жизни остро полемизировал с Лютером. Портрет Эразма Роттердамского мгновенно приносит славу художнику. В этой картине он проявил себя как новатор, заведомо отказавшись от готической традиции письма, которая до этого момента преобладала в немецкой живописи XVI века. Живописное произведение мастера имеет характерную пластическую моделировку, поэтому его стилистику не спутаешь с другими авторами того периода. Первое, что приходит на ум, глядя на портрет учёного, это скрупулёзность, точность и сдержанность самого автора. В портрете нет ни одного намёка на выдумку, настолько точно все прорисовано. Недаром Гольбейна называли мастером рисунка, а не живописи. Прежде чем браться за работу, он досконально прорисовывал портрет, наполняя его необходимыми деталями, а потом уже принимался за живописную прорисовку. На портрете художника лицо Эразма Роттердамского полно достоинства и спокойствия. Это полотно стало одним из важнейших произведений базельского периода в его творчестве. Специфика передачи действительности свойственная только Гольбейну — реалистичность мастерства художника и отсутствие эмоциональной окраски у лиц портретируемых. Портретный жанр — та область живописи, где Гольбейн реализовался как художник. 4) Гравюры Гольбейна. Серия «Пляска смерти» как синтез средневековой тематики и нового понимания (политическая и антиклерикальная направленность). Серия гравюр «Пляска смерти» состоит из 41 работы. Унаследована тема средних веков – «помни о смерти». В 1538 году Ганс Гольбейн Младший опубликовал свой Танец Смерти - произведение, которое заставило современников взглянуть по-новому на целый жанр средневекового искусства. В работе Гольбейна Смерть все еще (по традиции Плясок Смерти) агрессивна, тем не менее, она уже не танцует с мертвецами, а вмешивается в повседневную жизнь людей. Явно ощутимо политическая и антиклерикальная направленность, смерть для кого – наказание, для кого – спасение. Жестокость, справедливость, возмездие. Смерть хватает за шиворот дворянина или ростовщика, старику помогает, поддерживает, поводя к могиле – как спаситель. Смерть крестьянину помогает пасти лошадей. К работящим и бедным смерть относится доброжелательней и мягче чем тем, кто правит. Им смерть не страшна, так как жизнь тяжелая, распрямятся в ином мире. В Средние Века в работах художников доминировала парижская версия Танца Смерти, но с 1538 года работа Гольбейна становится эталоном. Серия из 41 гравюры на дереве была создана приблизительно в 1526 году и опубликована двенадцатью годами позже в Базеле. Гольбейн был не первым кто использовал технику резьбы по дереву вместо традиционной фрески для создания Танцующей Смерти. Но изменив материал, Гольбейн преобразовал и нравоучительный потенциалсвоей работы. Теперь люди могли постигать уроки Смерти в одиночестве, читая книгу, а не толпой разглядывая большую фреску. Композиция Танце Смерти Гольбейна тоже изменилась: Смерть теперь не вела танец, а появлялась в различные моменты повседневной жизни. Сам Гольбейн жил во времена Реформации и Крестьянских войн (1524) на юге современной Германии. Его гуманистические убеждения хорошо просматриваются в созданном им Танце Смерти, в котором Смерть чаще всегда вершит правосудие, обличая алчность и злоупотребление властью. За первыми четырьмя гравюрами со сценами из Книги Бытия следует изображение группы скелетов играющих музыку. Танец начинается. Первой жертвой становится Папа Римский, а за ним еще 34 жертвы. Гравюры с изображениями Судного Дня и геральдическим знаком Смерти закрывают цикл.




Наши рекомендации