Курс, 2 семестр – этюды по режиссуре и актерскому мастерству
1. Этюды « В зоне вынужденного молчания»
2. Этюды «Цирк на сцене»
Курс, 3 семестр – этюды по режиссуре и актерскому мастерству
1. Постановка сказки. Выбор, режиссерский анализ, инсценировка, сдача эскизов декорация, эскизов реквизита и костюмов и постановка сказки
2. Участие в качестве исполнителей (артистов) в постановках сказок студентами курса.
Курс, 4 семестр – этюды по режиссуре и актерскому мастерству
1. Постановка рассказа. Выбор материала, режиссерский анализ, инсценировка, сдача эскизов декорация, эскизов реквизита и костюмов и постановка отрывка.
2. Участие в качестве артиста в постановках рассказа студентами курса.
Курс, 5 семестр – этюды по режиссуре и актерскому мастерству
1. Постановка отрывка из пьесы. Выбор материала, защита экспликации, сдача эскизов декорация, эскизов реквизита и костюмов и постановка отрывка
2. Участие в качестве артиста в постановках отрывков из пьес студентами курса.
Курс, 6 семестр – этюды по режиссуре и актерскому мастерству
1. Постановка отрывка из мюзикла. Выбор материала, защита экспликации, сдача эскизов декорация, эскизов реквизита и костюмов и постановка отрывка.
2. Участие в качестве артиста в постановках отрывков из пьес студентами курса.
Курс, 7 семестр – этюды по режиссуре и актерскому мастерству
1. Постановка эстрадного номера. Выбор материала, защита экспликации, сдача эскизов декорация, эскизов реквизита и костюмов и постановка эстрадного номера.
2. Участие в качестве артиста в постановках эстрадных номеров студентами курса.
Курс 8 семестр – этюды по режиссуре и актерскому мастерству
1. Постановка эстрадного спектакля. Выбор материала, защита экспликации, сдача эскизов декорация, эскизов реквизита и костюмов и постановка эстрадного номера.
2. Участие в качестве артиста в постановках эстрадных номеров студентами курса
Курс, 9 семестр – этюды по режиссуре и актерскому мастерству
1. Постановка одноактного спектакля. Выбор материала, защита экспликации, сдача эскизов декорация, эскизов реквизита и костюмов и постановка эстрадного номера.
2. Участие в качестве артиста в постановках одноактных спектаклей студентами курса.
Художественно-творческие занятия
1. Наблюдения. Тема: «Животное». Показ этюда.
2. Наблюдения. Тема: «Человек». Показ этюда.
3. Этюды на «Память физических действий и ощущений». Показ этюда.
4. Этюды и упражнения на «Оправдание поз». Показ этюда.
5. Этюды и упражнения на «Предлагаемые обстоятельства». Показ этюда.
6. Этюды и упражнения на «Если бы….». Показ этюда
6. Этюды и упражнения на «Оправдание места действия». Показ этюда.
7. Этюды и упражнения на «Физическое самочувствие ». Показ этюда.
8. Этюды и упражнения на «Перемену отношения к партнеру». Показ этюда.
9. Этюды и упражнения на «Перемену отношения к месту действия». Показ этюда.
10. Этюды и упражнения на тему: «Оценка события, оценка факта». Показ этюда.
11. Этюды и упражнения на «Перемену отношения партнеру. Взаимодействие». Показ этюда.
12. Этюды и упражнения на «Перемену отношения предмету». Показ этюда.
13. Этюды и упражнения на «Действие. Способ достижения поставленной цели». Показ этюда.
14. Этюды и упражнения на «Действие. Способ достижения поставленной цели». Показ этюда.
15. Этюды и упражнения на «Действие. Активность сценического действия». Показ этюда
16. Этюды и упражнения на «Общение с партнером». Показ этюда.
17. Этюды и упражнения на «Общение с партнером в условиях оправданного молчания». Показ этюда.
18. Этюды и упражнения на «Характерность». Показ этюда.
19. Этюды и упражнения на «Темпо - ритм». Показ этюда.
20. Этюды и упражнения на «Мизансцена». Показ этюда.
6.3.2. Оценочные средства промежуточной аттестации
Вопросы для итогового контроля успеваемости (зачет 3, 6 сем.)
1. К.С.Станиславский «Моя жизнь в искусстве».
2. Действие – основа актерского мастерства и режиссуры.
3. Предлагаемые обстоятельства.
4. Понятия «сверхзадача» и «сквозное действие»
5. Фабула.
6. Сюжет.
7. Идея.
8. Событие. Событийный ряд.
9. Сквозное действие.
10. Контрсквозное действие.
11. Драматический конфликт.
12. Мизансцена – язык режиссёра.
13. Пространственное решение сцены.
14. Функции сценических планов в мизансценировании.
15. О методе действенного анализа.
16. Особенности решения сценического пространства в массовых сценах. Сценическая атмосфера.
17. Режиссерский анализ произведения.
18. Сущность и методика проведения этюдных репетиций.
19. Вера в предлагаемые обстоятельства.
20. Сценическое отношение и оценка факта.
21. Домашняя работа актера над ролью.
22. Правильное самочувствие актера на сцене.
23. Язык режиссерских заданий — язык действия.
24. Форма режиссерских заданий.
25. Практическое освоение различных способов работы с актером. Синтетизм методов и индивидуальный подход.
26. Застольный период работы над пьесой.
27. Устранение творческих препятствий.
Вопросы для итогового контроля успеваемости
(экзамен 1, 2, 4, 5, 7, 8, 9 сем.)
1. Режиссура как профессия
2. История становления режиссуры как профессии.
3. Наиболее заметные течения в режиссуре ХХ столетия.
4. Режиссура – искусство сценической интерпретации литературного произведения.
5. Идейно-художественная и нравственная позиция режиссёра и её определяющая роль в утверждении идейно-эстетического направления театра.
6. Место и значение режиссера в создании произведения драматического. Режиссер как автор сценического произведения, раскрывающего жизнь человеческого духа через актера с использованием всех выразительных средств театра.
7. Основополагающее значение достижений теории режиссуры драматического театра для создания высокохудожественных сценических произведений.
8. Наследие В.И.Немировича-Данченко о трех основных составляющих профессии режиссера
9. Режиссер – общественный и художественный лидер.
10. Гражданская и нравственная позиция как важная содержательная часть профессии режиссера.
11. Основные составляющие профессии режиссера
12. Термины основ режиссуры.
13. Термины основ актерского мастерства.
14. Различные режиссерские направления и школы.
15. Художественные традиции российской театральной режиссуры.
16. Художественный образ в сценическом произведении.
17. Создание художественного образа – основная цель в режиссерской работе над произведением эстрадного искусства.
18. Работа над инсценировками литературных произведений
19. Сценическое воплощение инсценировки
20. Драматургия – литературная основа театрального искусства.
21. Воспитательная функция драматического искусства.
22. Содержание и форма драматического произведения, их основные элементы.
23. Жанр пьесы. Жанр спектакля
24. Режиссёрский замысел как образно-эмоциональное представление (видение) драматического произведения, воплощённого в сценическую форму
25. Режиссёрский анализ пьесы
26. Выразительные средства режиссуры
27. Основные принципы актерского искусства
28. О природе актерской игры
29. Основные принципы воспитания актера. Общие положения.
30. Воспитание художественного вкуса. Дисциплинарно - этическое воспитание.
31. Сценическое воспитание актера. Система К. С. Станиславского.
32. Внутренняя и внешняя техника. Единство чувства правды и чувства формы.
33. О методе работы над ролью
34. Сценическое внимание
35. Сценическая свобода
36. Режиссура драматического театра – базис эстрадной режиссуры.
37. Специфика режиссуры эстрады.
38. Составные части режиссуры шоу-программ, эстрады, театрализованного представления, эстрадного спектакля.
39. Специфика режиссуры театрализованного представления, эстрадного спектакля, шоу-программ.
40. Термины основ режиссуры эстрады.
41. Основные этапы работы над номером.
42. Номер – основа эстрадного искусства.
43. Основные признаки художественной структуры эстрадного номера.
44. Жанры эстрадного номера и их краткая характеристика.
45. Синтетический эстрадный номер.
46. Основные комические единицы эстрадного номера.
47. Реприза.
48. Трюк как выразительное средство оригинальных жанров.
49. Раскрытие темы номера.
50. Типы эстрадно-вокального репертуара, особенности их драматургической разработки.
51. Концерт – основная форма эстрадного представления.
52. Цирк. Цирковые жанры.
53. Эстрада. Эстрадные жанры.
54. Выдающиеся артисты эстрады.
55. Выдающиеся конферансье российской эстрады.
56. Работа режиссера с автором.
57. Работа режиссера с композитором.
58. Работа режиссера с художником.
59. Работа режиссера с балетмейстером.
60. Постановка публицистического фельетона.
61. Постановка музыкального фельетона.
62. Постановка эстрадного монолога в образе (маске)
63. Постановка и исполнение скетча и сценки.
64. Работа с конферансье.
65. Постановка собственного номера конферансье.
66. Работа с артистами - куплетистами.
67. Постановка пародийного номера.
68. Постановка вокально-эстрадного репертуара.
69. Постановка синтетического эстрадного номера.
70. Постановка оригинального номера.
71. Постановка номеров в эстрадном обозрении.
72. Постановка номеров в тематическом концерте.
73. Постановка номеров в юбилейном концерте.
74. Постановка номеров в праздничном концерте.
75. Постановка номеров в сольном концерте.
76. Постановка номеров в одножанровом эстрадном представлении.
77. Постановка номеров в кабаре и варьете представлении.
78. Постановка номеров в массовом зрелище.
79. Постановка номеров в театрализованном празднике.
6.4. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций.
Текущий контроль осуществляется в течение семестра и представляет собой оценку знаний, практических умений, опыта деятельности, полученных обучающимся на занятиях и в ходе самостоятельного изучения учебного материала. Формы текущего контроля устанавливаются в рейтинг-плане учебной дисциплины.
Результаты текущего контроля преподаватель выставляет в рейтинг-листе группы, который ведет в течение семестра. Преподаватель регулярно выставляет количество баллов, полученных обучающимися при выполнении плановых учебных заданий, предусмотренных учебной дисциплиной.
По окончании теоретического изучения дисциплины в семестре автоматически формируется сводная ведомость группы с предварительными результатами.