Внимание, Неудачные/Банальные Приемы – Как не нужно осаждать критикана

• Воздержитесь от стандартных комических клише — «Вот что случается, когда плод в утробе не получает кислород». «Да вы просто не в своем уме». У подобных ответов борода длиннее, чем у Льва Толстого.

• Сохраняйте достоинство – не шутите насчет расовой или сексуальной принадлежности человека.

• Комики-мужчины – не унижайте женщину, даже если она пьяна, глупа и страшна, как смертный грех. Если сделаете это, будете выглядеть ничуть не лучше.

• Не опускайтесь до уровня критикана. Они наглее, но вы должны быть умнее.

Упражнение: Как справиться с критиканами (Упражнение с партнером)

Вы будете чувствовать себя еще более уверенно, если у вас будут свои наработки, помогающие справиться с критиканами. Прорепетируйте свое выступление, в то время как ваш партнер будет изображать критикана, а вы придумывайте, что ему отвечать. Даже если вы быстро соображаете, как следует обдумайте свой ответ, чтобы не сказать какую-нибудь гадость, которая настроит против вас весь зал. И дышите глубже.

Упражнение: Быть «здесь и сейчас»

Лучшие реакции на критиканов придумываются «здесь и сейчас». Они смешны, потому что спонтанны. Вот способ потренироваться со своим партнером, как реагировать на ходу.

Проработайте этот список и придумайте десять своих собственных сценариев:

1. Бах! Официантка уронила поднос с посудой.

2. В клубе очень жарко.

3. У вас расстегнута ширинка.

4. Ведущий неправильно произнес ваше имя.

5. Никто не смеется над вашими шутками.

6. Сломался микрофон.

7. В первом ряду никто не говорит по-русски. (по-английски, но суть ясна=)

8. Вас загораживает официантка.

9. Женщина уронила сумочку и оттуда посыпалась мелочь.

10. Кому-то позвонили на мобильный.

Теперь запишите еще десять ситуаций, которые могут выбить вас из колеи.

2.

3.

6.

7.

8.

Попросите вашего напарника сымпровизировать каждую из этих ситуаций, пока вы выступаете. Реагируйте на ситуации «здесь и сейчас».

НАПАРНИК: В клубе очень жарко.

КОМИК: Отлично, два в одном – сауна и шоу!

Затем поменяйтесь местами и «поиздевайтесь» над своим напарником. Это упражнение также очень полезно для авторов при подготовке к представлению своих идей, потому что продюсеры в каком-то смысле бывают похожи на пьяных критиканов, и если вы будете готовиться к худшему, неприятная ситуация не застанет вас врасплох. ("У нас уже был такой сюжет, что еще у вас есть?")

День 15 - Проверка

  • Вы ограничили свое выступление, оставив время на смех и комментарии. Вы выяснили, за сколько минут администратор зала должен подать вам сигнал, чтобы у вас осталось время рассказать последнюю шутку и уйти со сцены, не выйдя за рамки отведенного вам времени.
  • Вы научились реагировать на критиканов и другие неприятные ситуации.


ДЕНЬ 16: ВЫСТУПЛЕНИЕ

Это важный день, но не настолько важный, чтобы сказать на работе, что вы больны, и репетировать свое пятиминутное выступление на протяжении восьми часов. Одного прогона утром будет более чем достаточно. В противном случае вы будете звучать как комик-робот.

"Могу ли я взять с собой на сцену схему выступления?"

Лучше этого не делать – это помешает вам наладить контакт с публикой. Если же вы никак не можете обойтись без схемы, засуньте ее в карман или напишите на бутылке с водой. Но не доставайте ее, если только безнадежно не «залипните». Если же вы все-таки обратитесь к своей схеме, обязательно пошутите на эту тему.

[Читая схему, которая записана у нее на ладони] "Это мой наладонник".

— BRANDY NIGHTINGALE, первый раз на сцене

Я бы не советовала вам записывать схему на руке - особенно, если вы сильно потеете. Иначе ваш список может превратиться в образчик абстрактного искусства.

"Нужно ли мне смотреть выступление комика до меня?"

Да, вам необходимо убедиться, что этот комик не произнесет никакие из ваших собственных шуток. Нет ничего досаднее, чем видеть, как комик шутит на тему, которая была использована всеми, кто выступал до него. Неважно, насколько хороший у вас материал, если публика уже устала от этой темы, сравнение в любом случае будет не в вашу пользу.

Есть профессионалы, которые не подойдут к залу и на пушечный выстрел до того, пока не придет их время выйти на сцену. Например, таким был Энди Кауфман. Он держался от зала подальше, пока не наступал его черед подняться на сцену, потому что не хотел, чтобы настроение публики диктовало или каким-то образом влияло на его выступление. Хотя вероятность того, что кто-то кроме него будет играть на джазовом барабане или петь под фонограмму из мультфильма Mighty Mouse (Могучий Мышонок), была близка к нулю. Лично я предпочитаю выяснить, какая атмосфера в зале до того, как поднимусь на сцену.

"На что мне обратить внимание до выступления"

Обратите внимание на:

• Отыгранные темы. Если последние три комика шутили об одном и том же текущем событии, а вы планируете начать выступление с этого же, лучше откажитесь от этой идеи. Скорее всего, публика уже устала от этой темы.

• Что-то, что произошло в зале, и по поводу чего вы можете пошутить (сымпровизировать).

• Насколько пьяна публика.

• Какое выступление было до вашего. Хуже всего выступать после человека, который использовал ваш материал. Если вы не посмотрели его выступление, вы будете выглядеть как вор во время своего выступления. Со мной такое случалось на самом деле.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Johnny Carson, цитата из книги «Великие комики» Ларри Уайльда, 1972 (“The Great Comedians”, Larry Wilde)

"Манера подачи материала может спасти вас, если сам материал – не фонтан. Меня всегда поражает видеть людей, выступающих перед публикой и шутки которых не идут - а они как будто и не осознают этого. Они шпарят как по написанному, мол: «Я закончу свое выступление, а дальше хоть трава не расти», вместо того чтобы просто сменить тему и затронуть другие области".

"Есть ли способ предотвратить кражу материала?"

К сожалению, материал воруют постоянно, потому что нет способа его зарегистрировать, а судебные иски обходятся слишком дорого. К тому же, зачастую шутки не являются украденными, просто несколько комиков одновременно придумали одну и ту же тему. Со мной такое тоже было. Одна женщина однажды обвинила меня в том, что я украла ее материал, тогда я отправила ей запись телепередачи, в которой я выступала с этим материалом задолго до того, как эта идея пришла ей в голову. Это одна из причин, по которой стоит сохранять записи своих выступлений – если возникает конфликтная ситуация, они могут быть очень полезны. Если вы видите, что другой комик использует ваш материал, и вы понимаете, что он никак не мог придумать те же самые шутки сам, попросите его прекратить, если это не поможет, наймите двойника Майка Тайсона, чтобы тот попросил его прекратить. Если же вы выясните, что с вашим материалом работает сразу несколько комиков, скорее всего, ваш материал просто не слишком оригинален.

"Стоит ли шутить по поводу комика, выступавшего до меня?"

Да, если только вы не станете пренебрежительно отзываться о его выступлении или сомневаться в его таланте. Можете шутить над его темами, одеждой, или тем, что творилось во время его выступления - это поможет установить контакт с публикой. А вот оскорблять своих коллег по цеху – глупо. Лет через 5 вам, возможно, потребуется лебезить перед ними, чтобы попасть в их ток-шоу в качестве гостя. Поэтому будьте милыми.

Еще несколько советов относительно вашего выступления сегодня:

• Запишите свое выступление на пленку.

• Не мешайте бизнесу. Вы выступаете не в Карнеги Холле. Клуб зарабатывает деньги, продавая кофе, пиво и выпивку, а не помогая начинающим комикам. Поэтому не мешайте работать официантам и не досаждайте персоналу.

• НЕ ПЕЙТЕ АЛКОГОЛЬ перед тем, как выходить на сцену. Иначе в вашем выступлении не будет нерва. Нервничать – это вполне естественный процесс, и отчасти именно ваше волнение поможет сделать ваше выступление смешным. Когда вы выйдете на сцену, нервозность трансформируется в кураж. Да, до момента выхода на сцену вам будет не очень комфортно и очень захочется напиться, но даже одно пиво может сбить вам всю схему выступления. Так что, НЕ НАДО.

· Дышите. Если вы нашли в себе силы сделать глубокий вход и выдох между шутками, считайте, что у вас все получилось. Правильное дыхание помогает держаться во временных рамках и избежать потери логики.

• Не выступайте дольше, чем нужно. Если у вас есть три минуты, не выступайте четыре. Как я уже говорила, неважно, насколько хорошо вас принимают. Если вы будете выступать дольше отведенного вам времени, вас запомнят как человека, который нарушил весь черед выступлений.

• После выступления напейтесь в хлам.

“Как перестать нервничать?”

Вместо того чтобы пытаться перестать нервничать, попытайтесь изменить свое к этому отношение. Нервничающий человек может быть смешным, в то время как человек спокойный, уверенный, собранный и безупречный может быть скучен. Ричард Льюис – это смешно, Папа Римский - не смешно. Конечно, нервозность - это не самое приятное ощущение, но от этого еще никто не умирал. Если вы боитесь, что у вас пересохнет во рту, возьмите на сцену воду. Мысли о том, сколько вам заплатят, тоже могут вызвать непроизвольное слюноотделение, но подумайте об этом до того, как выходить на сцену.

Иногда выхода на сцену приходится ждать часами, и не исключено, что вы накрутите себя до состоянии паники. Один из способов сосредоточиться – сядьте, закройте глаза, дышите глубоко и попытайтесь услышать стук своего сердца. Выполняйте это упражнение минимум две минуты, если понимаете, что нервы у вас на пределе.

И еще одно, не позволяйте своему страху превратиться во враждебность - в качестве защитного механизма. Публика не должна страдать только из-за того что вы нервничаете.

"Мне стоять или двигаться? Взять микрофон в руку или оставить в стойке?"

Раз уж вы спросили, лучше оставьте микрофон на месте. Это удержит вас от расхаживаний по сцене, что продемонстрирует вашу нервозность – что не очень хорошо, если ваше выступление записывается на видео. К тому же, это освободит вам руки, и вы сможете жестикулировать во время отыгрышей. Я, как правило, оставляю микрофон в стойке, за исключением тех случаев, когда у меня по сценарию идет большой отыгрыш.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс комиком Greg Proops

"Если выступление у вас короткое, используйте краткие завязки, оставьте микрофон в стойке, и выражайте свою индивидуальность посредством шуток".

"Я слишком сильно нервничаю. Я автор, а не комик. Я, пожалуй, не буду выступать".

Извините, но выступать придется, даже если вы автор, потому что автор должен знать, как зацепить публику. Давайте посмотрим фактам в лицо - в шоу-бизнесе, как видно из названия, главное – шоу, неважно, перед кем вы выступаете, перед публикой в ночном клубе или перед продюсерами телеканала. Главное – продать свой товар, будь то выступление, сценарий ситкома или патент на говорящую туалетную бумагу. Правила одни и те же – будьте собой, получайте удовольствие, наладьте контакт.

ДЕНЬ 17: ПРАЗДНУЙТЕ

Наши рекомендации