День 12: составление схемы выступления

«У меня теперь много шуток на всевозможные темы. Как мне их скомбинировать?»

Чтобыпонять, в каком порядке пойдут ваши шутки, представьте, что ваше выступление – это первое свидание с кем-то (с публикой, которой вы хотите понравиться). Вы же не станете на первом свидании говорить о лобковых волосах, если хотите, чтобы у вас состоялось и второе свидание. Суть в том, чтобы начать с самых очевидных и актуальных тем – то, как вы выглядите и говорите, какой-то недавний случай, какая-то тема, которая волнует всех – и закончить более личными темами. Любые шутки про секс должны идти в конце выступления, когда публика уже успеет узнать вас получше (и как следует напьется). Вы же не хотите, чтобы аудитория достигла кульминации слишком быстро. Если вы используете эту структуру, ваши темы будут выстроены примерно так:

1. особые испытания /текущие проблемы

2. детство

3. работа

4. любовные отношения

К примеру, англичанка может начать с особого для себя испытания - «быть родом из Англии и жить в Лос-Анджелесе» и «курьезы, которые произносят люди, говорящие с другим акцентом». В разделе «детство» она может рассказать о своей матери-англичанке и о своем нищем детстве в Британии. Тема «работа» могла бы быть посвящена глупостям, которые клиенты говорят официанткам в Лос-Анджелесе. В финале – «любовные отношения»: разница между мужчинами в Лондоне и Лос-Анджелесе.

У авторов ситкомов это умение распределять материал называется «созданием сюжетной арки», и это мы обсудим в главе о написании ситкомов. Но, кем бы вы ни были, комиком или сценаристом – важно определить лучший способ организации своего материала, который позволит удержать внимание публики.

«Как перейти от одной темы к другой?»

Просто переходите. Действовать «от балды» – отличная вещь. Давайте взглянем на то, что значит «действовать от балды». Киньте мяч в стену, он ударится о стену и вдруг изменит свое направление. Менять направления – это очень по-человечески, и иногда это может стать поводом для смеха.

Внимание, Неудачные/Банальные Приемы! – Переходы

Соединить шутки или темы с помощью перехода – это вполне естественное желание. Не делайте этого. Большинство переходов банальны, особенно вот эти:

«Кстати, о...» - Не пытайтесь соединить одну шутку с другой.

«Это напомнило мне о…» - Ужас, как банально.

Между шутками не обязательно должно быть что-то. Если предложение не является частью шутки, значит, оно часть проблемы. Если вам все-таки необходимо как-то перейти от одной шутки к другой, используйте в качестве связки слова-позиции:

"Знаете, что еще очень глупою…?" (Начинайте новую тему.)

"И еще одна странная штука…" (Начинайте новую тему.)

Схемы выступления

Схемы выступления – это списки ключевых позиций вашего выступления – слова-сигналы, которые помогут вам организовать и запомнить порядок вашего выступления. Выглядят они примерно так:

• толстые

• мама

• Канзас

• муж

• оргазм

Упражнение: Ваша схема выступления

Составьте свою схему выступления. Рядом с каждой темой напишите слово-позицию, чтобы не забыть «подключить» нужную эмоцию во время выступления.

Вступление

Хорошее вступление привлекает внимание публики, определяет вашу индивидуальность и дает зрителям понять, что на сцене находится настоящий профи. Публика очень быстро решит, достойны вы их внимания или нет. Вот почему первые полминуты вашего выступления, первые три страницы сценария, первый абзац вашего эссе просто обязаны быть великолепными.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс комиком George Wallace

«Когда вы поднимаетесь на сцену, вы должны сразу взять власть в свои руки. Всем своим видом вы должны показать: «Это мое шоу. Не знаю, что тут было раньше, но сейчас на сцене я, и это мое шоу, и, оно надеюсь, вам понравится». Это коммерческое предложение – вот, что это такое. Совсем как у менеджера по продажам, у вас должна быть заготовлена вступительная речь, затем вы показываете свой товар, надеетесь, что его купят, затем зрители смеются, и затем вы продаете следующую шутку».

Советы по вступлению

• Начните с очевидного.

Как я уже говорила, если в вас есть что-то, что сразу бросается в глаза, сразу же шутите об этом. Публика уже думает об этом, так что настройтесь на их волну. Ко мне на занятия ходила одна очень невысокая девушка, и она никак не хотела шутить о своем росте. Я убедила ее, что чтобы взять контроль над зрителем, ей необходимо сразу же пошутить на эту тему, потому что публика и так будет шушукаться об этом, когда она поднимется на сцену. Суть в том, чтобы пошутить о себе до того, как это сделают зрители.

"Раньше я работала официанткой. Мне не только платили «в серую», я там еще «в серую» и работала, в прямом смысле слова". — KATHY FOWLER

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Phyllis Oilier

“Первое слово, самое первое предложение – один из самых важных моментов выступления. Опытным путем я поняла, что шутить надо над тем, на что зритель может посмотреть и с чем он может себя соотнести. К примеру, у меня было платье, которое выглядело так, как будто было сшито из обивочного материала. И я пошутила о том, как я пристрелила свой диван. Сразу же раздался смех”.

Вот вступление Louie Anderson из его шоу на канале HBO с участием Rodney Dangerfieki:

«Слушайте, у меня мало времени, скоро снова надо будет есть. Так что послушайте меня. Давайте отодвинем вот это [стойку микрофона], чтобы вы могли меня видеть. Посмотрим правде в глаза, если бы я не шутил о том, какой я жирный, вы бы сидели там и думали: «Интересно, а сам-то он понимает, какой он толстый?» Типа, проснулся я как-то утром и меня вдруг осенило».

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Albert Brooks

«Комики смеются сами над собой, и это дает им разрешение смеяться над публикой. Если вы толстый, шутите о толстых. Если вы ирландец, шутите об ирландцах, если еврей – о евреях».

Убедитесь, что вы понимаете, что именно в вас бросается в глаза, выполнив упражнение «Устройте вашим темам тест на реальность» на стр. 130. Вы можете быть застенчивым, но зрители могут этого и не заметить. С другой стороны, вы можете считать, что отсутствие у вас половины зубов – это ерунда, но публика, опять же, может не согласиться. Помимо всего прочего, убедитесь, что этот ваш очевидный аспект четко виден окружающим. Это значит, что шутки о своих больших ступнях нужно вычеркнуть.

[индийский комик] «Меня зовут Малик Суч, и, уверен, по моему имени и виду вы уже догадались, что я принадлежу к совершенно другой культуре, чем эта… я из Индианы. Расизм в Нью-Йорке стал просто невыносим… представляете, таксисты не останавливаются, когда я голосую[12]».

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс комиком Greg Proops

"Заполните первые 10-15 минут своего выступления материалом, который расположит зрителя к вам, а затем переходите к ужасным подробностям о себе".

• Начните с того, что будет очевидно для присутствующих в зале.

Иногда я отказываюсь от запланированного вступления и начинаю говорить о том, что только что произошло. Можно обыграть выступление предыдущего комика, официантку, которая уронила поднос, когда вас представляли, или грязный занавес у вас за спиной.

С чего бы вы ни решили начать выступление, будьте готовы отказаться от этого, если тема вашего вступления идет вразрез с настроением зала. Вы должны находиться на одной волне с публикой. Если все выступающие до вас начинали выступление с фразы «Ну, как у вас дела?» - пошутите об этом. Если публика чем-то выделяется, придумайте шутку про публику. К примеру, может быть, перед клубом в этот вечер была пробка. Или, например, все пришли посмотреть на какого-то определенного комика, и это не вы. Или среди зрителей находится какая-то туристическая группа. Как-то раз на моем выступлении присутствовала группа из пятидесяти школьников, и я начала выступления с шутки про них.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОРс Richard Lewis

«Обычно я начинаю выступление с шуток о том что, происходит на сцене, или о том, что я кого-то заметил, или о том, что случилось за пару минут до выхода на сцену, или о чем-то интересном, что случилось в тот день. Для меня было бы невозможно не поговорить о том, что случилось на самом деле».

• Подойдите к своей первой шутке в естественной манере.

Публике нужно время, чтобы разогреться. Не стоит начинать с шуток, которые взялись непонятно откуда. Это должно быть что-то реальное и актуальное, что-то, частью чего является сама публика. К примеру, одна из моих учениц хотела начать выступление с шутки на тему «Как сложно быть средним ребенком в семье». Зрители сидят, выпивают, расслабляются и совершенно не думают о том, каково быть средним ребенком в семье. Представьте, что вы познакомились с кем-то, и первое, что вам говорят: «Как сложно быть средним ребенком в семье». Это слишком форсировано. Я попыталась научить ее начинать выступление с более естественной шутки:

"Многие из тех, кто тут выступал, пригласили своих родственников. Да? [публика отвечает] Я своих приглашать не стала, они бы меня освистали: 'Вали со сцены, ты никогда не умела шутить.' И это только моя бабушка. [смех] Среднему ребенку в семье приходится ой как несладко…"

При помощи этого вступления она (a) рассказала о том, что происходит в зале

(среди публики было полно родственников выступающих) и (б) быстро перешла к отыгрышу (изобразила свою бабушку). Только после этого она заявила о своей теме. К этому моменту публика уже была вовлечена в происходящее и заинтересовалась ее темой.

• Вступление должно соответствовать тону всего выступления.

Не надо начинать выступление с похабной шутки, если ваше дальнейшее выступление состоит из трогательных наблюдений о свиданиях. Тон, в котором вы начинаете выступать, позволяет зрителям понять, чего от вас ждать, и действовать вы должны соответственно. George Wallace сразу дает публике понять, чего им ждать…а чего - нет.

"Я отличаюсь от остальных комиков, которые пытаются наладить с вами контакт и задают вопросы, вроде «Ну, как дела? Откуда вы приехали?» Мне плевать, откуда вы приехали. Мы все пришли сюда, чтобы хорошо провести время, так? У кого сегодня день рождения? Вам песенку уже спели? Нет? Ну что, не повезло вам, потому что я тоже не собираюсь ее петь". — GEORGE WALLACE

• Вступление должно соответствовать обстоятельствам.

Разные залы, разная публика, разные дни недели – все это требует разных вступлений. Если зал большой и набит битком, я сразу начинаю с убойных шуток. Но это может быть слишком для более камерной аудитории. В таких случаях я стараюсь сначала пообщаться со зрителями, а потом плавно перейти к первой шутке.

Помните, публика вашей мечты, истошно смеющаяся над всеми вашими шутками, когда вы репетируете свое выступление в душе, не имеет ничего общего с публикой, которая будет слушать ваше выступление на сцене. И дело не только в том, что у каждой публики есть своя, ярко выраженная индивидуальность, дело еще и в том, что комик, выступавший перед вами, мог за пару минут полностью изменить настроение в зале. По этой причине вы должны уметь с легкостью менять свое вступление.

Помнится, я выступала после хамоватого комика, который говорил о том, что определенная часть женского тела пахнет рыбой (Теперь он работает в химчистке своего отца. Ха-ха). Я не могла игнорировать то, что происходило в зале раньше, и мне пришлось говорить об этом. Я начала выступление с фразы «А теперь рыба расскажет вам пару шуток». Зрители рассмеялись. Я изменила схему выступления и начала с материала о том, «как сложно быть женщиной». Все получилось вполне гармонично. И это сработало.

Внимание, Неудачные/ Банальные Приемы! — Вступления

"Позвольте, я немного расскажу о себе".

Лажа! Не надо думать, что вы интересны публике. Ничего подобного. Вообще-то, публика в клубах – весьма неотзывчива и равнодушна. А еслисреди зрителей есть ваши родственники, они и так знают о вас все, что им нужно.

"Я знаю, о чем вы подумали…"

Лажа! Да, это сработало у первых двухсот толстых комиков, которые затем произносили слово «Анорексик». И у азиатского комика, который затем говорил «Надеюсь, он не врезался в мою машину». Но этот прием уже затаскан до смерти и давно превратился в клише.

"Ну, как вы поживаете?"

Лажа! Клише. «Я поживаю точно так же, как во время выступления последних восьми комиков, которые спрашивали меня об этом». Это вступление не годится, потому что (a) сразу показывает, что этот комик не скажет ничего оригинального и (б) оно абсолютно неаутентично, потому что зрители знают, что комику совершенно все равно, как они поживают.

"А вот это правда…"

Значит, все остальное, что вы говорите – вранье?

"Поднимите руки, если..."

Зрители уже заплатили за вход и 10 долларов за пиво, и вполне справедливо полагают, что этого более чем достаточно. Им не хочется придумывать еще и вступление к номеру комика.

Поймать момент

«Поймать момент» - это навык, на развитие которого уходят годы выступлений. Это значит произнести вслух то, о чем молча думают все остальные — вербализовать коллективное сознание, собственно, именно в этом и заключается работа стэндап комика. К примеру, как-то я пришла посмотреть, как выпускники моего семинара будут выступать на «открытом микрофоне». Атмосфера была очень неформальная. В маленьком зале сидела небольшая группа зрителей. Сцена представляла собой небольшое возвышение. Я в ужасе наблюдала за тем, как каждый следующий комик выдавал все то же самое, что и на показательных выступлениях. Эти наработки подходили для больших залов, но были слишком показушными и безличными для «открытого микрофона». В первом ряду сидела высокая, сильно накрашенная женщина с пышной шевелюрой и в жутком платье. Никто точно не мог сказать – это вообще он или она. Ко всему прочему, то, как она заказывала выпивку своим низким сиплым голосом, запутывало еще больше. И ни один из выступавших не догадался упомянуть об этом. К тому моменту, как я вышла на сцену, публика перестала не только смеяться, но и вообще слушать выступавших. Я отказалась от запланированного вступления, и вместо этого вступила с этой женщиной в диалог: «Какой у вас отличный наряд!», «А что вы думаете о моем наряде?», «А, может, отвезете меня к себе домой и приоденете?». Когда «она» начала отвечать, стало ясно, что это трансвестит. Затем я добавила в свое выступление несколько шуток о неумении одеваться. "Я не женщина-вамп, я женщина-мрак." Все рассмеялись. Я не стала критиковать эту «женщину», но знала, что публика обратила на «нее» внимание, и мне пришлось обратиться к реальности происходящего в зале.

Публика очень быстро поймет, кто вы – интересный комик с оригинальными шутками или очередной шаблонный хохмач. Так что даже если ваши шутки были отрепетированы, они должны звучать спонтанно и естественно.

День 12 - Проверка

  • Вы записали на карточки схему выступления
  • Вы придумали вступление

Наши рекомендации