Индивидуальной неповторимости.

Вместе с тем, если за индивидуальными чертами и судьбами,

за личной жизнью героев произведения нет общего, то образы те-

ряют свою общечеловеческую значимость, так как превращаются

лишь в констатацию факта или передачу чьего-то личного пере-

живания. Значимым в искусстве становится лишь то, что в конк-

ретном, личном, индивидуальном заключает важное для многих,

что волнует каждого воспринимающего данное произведение. Так,

например, давно уже нет А.П. Керн, которой Пушкин посвятил

стихотворение «Я помню чудное мгновенье», а люди читают и

перечитывают его, потому что, говоря о своей любви, поэт пове-

дал и о нашей.

А кто не знает стихотворение К.М. Симонова, которое он на-

писал в начале войны, обращаясь к любимой женщине, умоляя и

заклиная её ждать:

Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди,

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Это стихотворение читали, выучивали наизусть, переписыва-

ли и посылали своим любимым в годы войны. Оно волнует нас и

сегодня, хотя со времени его написания прошло уже много лет. И

всё это потому, что, говоря о личных переживаниях, поэту уда-

лось выразить чувства многих людей, веривших в победу и в то,

тго они вернутся, а близкие ждут их и не изменят им.

И в первом и во втором примере мы наблюдаем обобщение,

характерное для художественного образа, что сделало оба стихот-

ворения известными и любимым многими.

Чтобы создать художественное произведение, необходимо вы-

разить в отображаемом в нём жизненном явлении то существен-

ное, что характерно для многих подобных явлений. В основу ху-

дожественного образа может быть положен конкретный факт, че-

ловеческий характер, если через этот факт или характер конкрет-

ного человека художник показывает что-то очень важное, суще-

ственное, характерное для многих. Однако это будет созданный

автором образ на основе конкретного жизненного факта или чело-

Веческой судьбы, а не просто копия с оригинала. «Задача искусст-

За Не в том, чтобы копировать природу, но чтобы ее выражать, -

восклицает художник в рассказе Бальзака «Неведомый шедевр». __

...Нам должно схватывать душу, смысл, характерный облик вещей и

существ» (47, 154). Как видим, передача чувственного облика явле-

ний в искусстве ценна не сама по себе, а лишь в той мере, в которой

в единичном чувственно представленном факте усматривается не-

которая общая мысль - идея произведения. Следовательно, худо-

жественный образ - это такой чувственный образ, в котором че-

рез внешнее как бы «просвечивает» внутреннее существо изобра-

жаемого и который тем самым оказывается средством передачи

какой-то идеи. Мышление такими чувственными образами, несу-

щими в себе всеобщее содержание, и определяется как искусство.

Необходимо помнить, что наряду с отражением жизни в её

индивидуальной конкретности, неповторимой характерности, ху-

дожественным произведениям свойственно утверждение идеи,

раскрытие своего, авторского отношения к изображаемому, обра-

щение к уму, эмоциям и фантазии широкого круга людей.

Если взять, к примеру, картину П. Брейгеля «Слепые», то мы

увидим, что на ней изображены люди, которые медленно бредут

гуськом, держась за плечо друг друга. Передний из них, споткнув-

шись, падает и тянет за собой следующего. Кажется еще миг, и вся

группа будет увлечена за ними. Сначала представляется, что на

картине изображена конкретная единичная бытовая сцена. Одна-

ко такое толкование картины - это «самый элементарный уровень

прочтения» её содержания. И если мы попытаемся проникнуть в

её смысл глубже, то это позволит нам «истолковать брейгелевских

слепых как некий обобщенный символ - образ заблудшего чело-

вечества, не знающего и не видящего, куда оно идет», - размыш-

ляет А.Л. Андреев (5,107). И такая трактовка человеческой жизни

не случайна, так как она порождена беспокойной обстановкой XVI

века с его бесконечными жестокими войнами, религиозными рас-

прями и преследованиями, широким народным движением. Это

пример того, как единичное эмпирически достоверное событие,

изображённое в художественном произведении, стало средством

передачи некоторой общей идеи.

В искусстве известны и другие способы обобщения. Так, ана-

лизируя и отбирая факты, явления, персонажей, авторы обраша-

(отся к типизации. Типизация дает возможность автору показать

ааиболее характерные тенденции жизни и тем самым выразить

)пределенную концепцию жизненной действительности. Вот как

определяет процесс создания литературного образа Н.Г. Черны-

шевский: «Поэт наблюдает множество живых индивидуальных

личностей; ни одна из них не может служить полным типом; но он

замечает, что в каждом из них есть общего, типического; отбрасы-

вая в сторону всё частное, соединяет в одно художественное це-

лое разбросанные в различных людях черты и таким образом со-

здаёт характер, который может быть назван квинтэссенциею дей-

ствительных характеров» (80, 161). Однако эта «квинтэссенция

станет художественным образом только при условии наделения

персонажей индивидуальными чертами». Следовательно, образ

становится действительно художественным только тогда, ког-

да общее будет выражено в индивидуальном, а индивидуальное

станет средством выражения общего, то есть, когда возникает

типическое. И если это единство нарушается, эта связь разрыва-

ется или одна из сторон преобладает над другой, то художествен-

ный образ разрушается. В связи с этим в процессе создания худо-

жественного образа автор собирает и извлекает из разрозненных,

разобщённых жизненных фактов, событий, черт разных людей то,

что помогает ему передать общее для них всех, создавая правду

жизни. При этом правда жизни в художественном произведении

предстаёт «очищенной от всякого рода шелухи, от ничего не зна-

чащих пустяков, от всего малозначительного» (80, 154). Таким

образом, согласно С.И. Ожегову, «образ (в литературе, искусстве)

обобщенное, художественное отражение действительности, обле-

ченное в форму конкретного, индивидуального явления». Итак,

мы видим, что художник, запечатлевая в своих произведениях ха-

рактерные приметы, индивидуальные особенности жизненных

явлений, передаёт нам через них общечеловеческий смысл, в кон-

кретных деталях раскрывает общее. Обобщение - необходимое

Условие для создания подлинно художественного образа. Обоб-

рать - значит проникать в суть действительности. Вместе с тем,

с°здание художественного образа - это сложный творческий про-

вес. И не следует думать, что процесс его создания происходит

VH

Wi'

последовательно: сначала автор обобщает, потом индивидуализи-

рует или, наоборот, вначале индивидуализирует, а потом вносит что-

то обобщённое. Обобщение и индивидуализация в процессе созда-

ния художественного образа происходят одновременно, вместе с

тем, как писал А. Толстой, «это строго различные процессы».

Начинающий сценарист должен знать, что только при усло-

вии глубокого изучения и анализа явлений действительности, пол-

ной искренности автора и новизны его впечатлений от факти-

ческого материала может родиться оригинальный замысел, а

впоследствии может быть разработан сценарий театрализован-

ного представления или праздника, который будет отвечать всем

«ценностным критериям» произведений искусства.

«...В любой научной области - как в области природы, так и в

области истории - надо исходить из данных нам фактов... нельзя

конструировать связи и вносить их в факты, а надо извлекать их из

фактов и, найдя, доказывать их, насколько это возможно, опыт-

ным путём».

Наши рекомендации