Его идейно-тематическую, педагогическую и эстетическую
направленность. Вместе с тем, определить тему будущего сцена-
рия, выявить проблему в рамках празднуемого события, волную-
щую не только сценариста, но и будущих участников создаваемо-
го праздничного действа, - задача не из лёгких. Прежде всего не-
обходимо выявить, собрать, изучить, проанализировать докумен-
тальный, местный, публицистический материал вокруг празднич-
ного события, которое мы призваны художественно организовать.
Именно поэтому автор театрализованных представлений и празд-
ников неизбежно на время станет исследователем. Работа по на-
коплению и изучению фактического и документального материа-
ла предполагает знакомство с конкретными людьми, трудовыми
коллективами, их биографиями, изучение различных сторон их
*изни и трудовой деятельности. На данном этапе сценаристу пред-
стоит ознакомление с различными документами, письмами, архи-
вными материалами, касающимися жизни и деятельности людей,
Непосредственно или косвенно причастных к предстоящему праз-
дничному событию. Однако, чтобы накопленный жизненный ма-
териал лёг в основу сценарно-режиссёрского замысла предстоя-
щего театрализованного действа, сценарист должен пропустить его
через своё сердце, согреть своим теплом, понять и выразить своё
отношение к изучаемому материалу, к тем жизненным проблемам,
которые волнуют сегодня конкретную аудиторию. Сегодня, как и
всегда, для сценаристов актуален призыв В. Маяковского: «Вос-
палённой губой припади и попей из реки по имени факт».
Параллельно на данном этапе творческого процесса сценарис-
ту необходимо также вести работу по накоплению художествен-
ного материала, впрямую или косвенно затрагивающего пробле-
мы в рамках изучаемого события. В качестве художественного
материала могут выступать все виды и жанры литературы и ис-
кусств: поэзия, художественная проза, драматургия, изобразитель-
ное искусство, фрагменты художественных фильмов, художествен-
ное фото, музыка, хореография, пластика, цирковое и эстрадное
искусство и др. Важно научиться изначально так подбирать худо-
жественный материал, чтобы он работал на основную мысль, слу-
жил созданию художественного образа театрализованного действа,
а не выполнял лишь функцию иллюстрации документального ма-
териала. Необходимо отметить, что от объёма и качества накоп-
ленного материала зависит дальнейший процесс работы над сце-
нарием, так как изучая и анализируя подобранный материал, сце-
нарист, помимо интеллектуального багажа, накапливает в себе
эмоциональное отношение к материалу, к его содержанию и тем
проблемам, которые в нём поднимаются.
На основе накопленного, изученного и тщательно проанали-
зированного материала О.И. Марков предлагает создать «смысло-
вой каркас» сценария, который потребует от сценариста логики
рассуждений и конкретных определений содержательной и пси-
холого-педагогической основы сценария. Вместе с тем, путь фор-
мирования замысла, утверждает В.А. Саруханов, «это путь не толь-
ко и не столько логический, сколько творческий, проходящий че-
рез магический кристалл» фантазии, воображения, художествен-
ного вымысла» (55, 130). Сравнивая эти суждения, остаётся лишь
ещё раз напомнить о тайне творчества. Вместе с тем, начинающе-
му сценаристу необходимо помнить, что тайну творчества невоз-
можно открыть без упорного труда над поиском и изучением жиз-
ненного и художественного материала, без глубокого анализа яв-
лений действительности, где без размышлений и логики не обой-
тись. И кто знает, на каком этапе накопления материала и логичес-
ких рассуждений по его поводу у сценариста родится замысел и
что явится тем толчком, который приведёт в движение его твор-
ческую фантазию и воображение, что заставит работать творчес-
кий вымысел. Однако всегда нужно уметь расставить точки над
«и», уметь организовать свои творческие идеи, привести их в со-
ответствующий порядок, которого требует создание любого про-
изведения искусств.
Следовательно, лишь глубоко изучив и проанализировав мате-
риал вокруг праздничного события, выявив суть и значимость
этого события для данной конкретной аудитории, учитывая осо-
бенности характеристики аудитории, сценарист может присту-
пать к разработке идейно-тематического замысла будущего сце-
нария. Общую направленность темы будущей программы, а зна-
чит и определённый круг материала, который предстоит исследо-
вать сценаристу, определяет заказчик. Если таковой отсутствует,
то сценаристу необходимо самому выбрать тематическое направ-
ление, которое может определиться в процессе изучения событий-
ного материала, социально-психологических особенностей пред-
полагаемой аудитории и условий реализации будущего сценария,
чтобы не растеряться от обилия материала. А далее, в процессе
изучения и анализа подобранного материала по данному темати-
ческому направлению мы сумеем окончательно определиться в
предмете исследования и сформулировать тему более конкретно,
что поможет сузить круг изучаемого материала.
Таким образом, в процессе изучения и осмысления жизненно-
го и художественного материала вокруг предстоящего празднич-
ною события, прежде всего, необходимо конкретизировать тему
будущего сценария, выявить актуальную для конкретной аудито-
РИи проблему в рамках данной темы, сформулировать педагоги-
ческую цель предполагаемого театрализованного действа и опре-
делить авторскую позицию в отношении поднимаемой проблемы.
Нам известно, что тема(греч. «тема» - то, что положено в ос-
нову) - это круг жизненных явлений действительности, отобран-