Его идейно-тематическую, педагогическую и эстетическую

направленность. Вместе с тем, определить тему будущего сцена-

рия, выявить проблему в рамках празднуемого события, волную-

щую не только сценариста, но и будущих участников создаваемо-

го праздничного действа, - задача не из лёгких. Прежде всего не-

обходимо выявить, собрать, изучить, проанализировать докумен-

тальный, местный, публицистический материал вокруг празднич-

ного события, которое мы призваны художественно организовать.

Именно поэтому автор театрализованных представлений и празд-

ников неизбежно на время станет исследователем. Работа по на-

коплению и изучению фактического и документального материа-

ла предполагает знакомство с конкретными людьми, трудовыми

коллективами, их биографиями, изучение различных сторон их

*изни и трудовой деятельности. На данном этапе сценаристу пред-

стоит ознакомление с различными документами, письмами, архи-

вными материалами, касающимися жизни и деятельности людей,

Непосредственно или косвенно причастных к предстоящему праз-

дничному событию. Однако, чтобы накопленный жизненный ма-

териал лёг в основу сценарно-режиссёрского замысла предстоя-

щего театрализованного действа, сценарист должен пропустить его

через своё сердце, согреть своим теплом, понять и выразить своё

отношение к изучаемому материалу, к тем жизненным проблемам,

которые волнуют сегодня конкретную аудиторию. Сегодня, как и

всегда, для сценаристов актуален призыв В. Маяковского: «Вос-

палённой губой припади и попей из реки по имени факт».

Параллельно на данном этапе творческого процесса сценарис-

ту необходимо также вести работу по накоплению художествен-

ного материала, впрямую или косвенно затрагивающего пробле-

мы в рамках изучаемого события. В качестве художественного

материала могут выступать все виды и жанры литературы и ис-

кусств: поэзия, художественная проза, драматургия, изобразитель-

ное искусство, фрагменты художественных фильмов, художествен-

ное фото, музыка, хореография, пластика, цирковое и эстрадное

искусство и др. Важно научиться изначально так подбирать худо-

жественный материал, чтобы он работал на основную мысль, слу-

жил созданию художественного образа театрализованного действа,

а не выполнял лишь функцию иллюстрации документального ма-

териала. Необходимо отметить, что от объёма и качества накоп-

ленного материала зависит дальнейший процесс работы над сце-

нарием, так как изучая и анализируя подобранный материал, сце-

нарист, помимо интеллектуального багажа, накапливает в себе

эмоциональное отношение к материалу, к его содержанию и тем

проблемам, которые в нём поднимаются.

На основе накопленного, изученного и тщательно проанали-

зированного материала О.И. Марков предлагает создать «смысло-

вой каркас» сценария, который потребует от сценариста логики

рассуждений и конкретных определений содержательной и пси-

холого-педагогической основы сценария. Вместе с тем, путь фор-

мирования замысла, утверждает В.А. Саруханов, «это путь не толь-

ко и не столько логический, сколько творческий, проходящий че-

рез магический кристалл» фантазии, воображения, художествен-

ного вымысла» (55, 130). Сравнивая эти суждения, остаётся лишь

ещё раз напомнить о тайне творчества. Вместе с тем, начинающе-

му сценаристу необходимо помнить, что тайну творчества невоз-

можно открыть без упорного труда над поиском и изучением жиз-

ненного и художественного материала, без глубокого анализа яв-

лений действительности, где без размышлений и логики не обой-

тись. И кто знает, на каком этапе накопления материала и логичес-

ких рассуждений по его поводу у сценариста родится замысел и

что явится тем толчком, который приведёт в движение его твор-

ческую фантазию и воображение, что заставит работать творчес-

кий вымысел. Однако всегда нужно уметь расставить точки над

«и», уметь организовать свои творческие идеи, привести их в со-

ответствующий порядок, которого требует создание любого про-

изведения искусств.

Следовательно, лишь глубоко изучив и проанализировав мате-

риал вокруг праздничного события, выявив суть и значимость

этого события для данной конкретной аудитории, учитывая осо-

бенности характеристики аудитории, сценарист может присту-

пать к разработке идейно-тематического замысла будущего сце-

нария. Общую направленность темы будущей программы, а зна-

чит и определённый круг материала, который предстоит исследо-

вать сценаристу, определяет заказчик. Если таковой отсутствует,

то сценаристу необходимо самому выбрать тематическое направ-

ление, которое может определиться в процессе изучения событий-

ного материала, социально-психологических особенностей пред-

полагаемой аудитории и условий реализации будущего сценария,

чтобы не растеряться от обилия материала. А далее, в процессе

изучения и анализа подобранного материала по данному темати-

ческому направлению мы сумеем окончательно определиться в

предмете исследования и сформулировать тему более конкретно,

что поможет сузить круг изучаемого материала.

Таким образом, в процессе изучения и осмысления жизненно-

го и художественного материала вокруг предстоящего празднич-

ною события, прежде всего, необходимо конкретизировать тему

будущего сценария, выявить актуальную для конкретной аудито-

РИи проблему в рамках данной темы, сформулировать педагоги-

ческую цель предполагаемого театрализованного действа и опре-

делить авторскую позицию в отношении поднимаемой проблемы.

Нам известно, что тема(греч. «тема» - то, что положено в ос-

нову) - это круг жизненных явлений действительности, отобран-

Наши рекомендации