Основные этапы работы над сценарием

Театрализованного действа

Изучая и анализируя произведения различных видов искусст-

ва, мы видим, что в разном материале, в разных принципах пост-

роения художественного образа их объединяют одни и те же ха-

рактеристики. Так, прежде всего, всем произведениям искусства

присуще отражение жизни в её индивидуальной конкретности и

неповторимой характерности. Посредством каждого художествен-

ного произведения происходит утверждение идеи, раскрытие лич-

ностного отношения автора к изображаемой действительности.

Каждое произведение искусства - это обращение автора к уму,

эмоциям и фантазии широкого круга людей. Поэтому не случайно

великий реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский,

обращаясь к режиссёрам театра, писал: «Режиссёр — это тот, кто

умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством

знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театраль-

ных. В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, а это

значит, что вошла мысль о государственном устройстве, о задачах

общества в наше время, значит, и нам, режиссёрам, теперь надо

много думать о своей профессии и развивать в себе особое режис-

сёрское мышление» (54, 29). Это высказывание известного деяте-

ля театра о сущности режиссёрского искусства напрямую отно-

сится и к профессиональной деятельности режиссёров театрали-

зованных представлений и праздников. Более того, все вышепере-

численные задачи, поставленные К.С. Станиславским перед ре-

жиссёрами театра, режиссёрам театрализованных представлений

и праздников необходимо решать уже на первых этапах творчес-

кого процесса создания театрализованных действ, а значит, уже в

период работы над сценарием. Приступая к сценарной работе, не

помешает также вспомнить наказ профессора Калифорнийского

Университета Ричарда Уолтера, который говорил: «Первая, после-

дняя и единственная заповедь сценариста - будь достоин аудито-

РИИ, дорожи её мнением, вниманием и временем. Единственное и

НеРУшимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (61,

/• Эти напутствия известного кинодраматурга мы должны вос-

принимать как призыв идти в ногу со временем, быть в курсе всех

событий, поднимать и решать современные проблемы, звать ауди-

торию к вершинам совершенствования и гармонии. «Режиссёр, -

пишет Н.М. Горчаков, - должен уметь думать сам и должен так

строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителей мысли,

нужные современности» (22). И положиться здесь можно только

на свою эрудированность, гражданскую зрелость, а также на лич-

ную заинтересованность в инициативно-новаторской и творчес-

ко-поисковой деятельности.

Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, не-

обходимо пройти все стадии творческого процесса создания лю-

бого художественного произведения, в основе которого лежит

глубокое познание жизни. Без изучения и творческой перера-

ботки впечатлений и знаний действительности невозможен про-

цесс создания художественного замысла, а значит - и процесс

его реализации и воплощения в конкретном произведении ис-

кусства.

В практике работы над сценариями различных форм и разно-

видностей театрализованных представлений и праздников выде-

ляют три ключевых этапа работы сценариста:

I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;

II этап - отбор сценарного материала;

III этап - монтаж сценарного материала в сценарий театрали-

зованного действа;

Эти этапы творческого процесса работы по созданию сцена-

риев театрализованных представлений и праздников наиболее

выявляют специфику сценарной работы. Однако при этом необхо-

димо заметить, что такой подход нисколько ни противоречит ос-

новным законам творчества, так как названные этапы работы над

сценариями театрализованных действ вбирают в себя все стадии

творческого процесса создания художественных произведений. В

свою очередь, акцент на данных этапах помогает сценаристу со-

средоточиться на ключевых моментах творческого процесса рабо-

ты над сценарием. Интересен подход к этому вопросу О.И. Мар-

кова, который в своём пособии выделяет шесть основных этапов

работы над сценариями театрализованных представлений:

- создание смыслового каркаса (выбор и анализ темы, анализ

проблемы, разработка сценических заданий блокам, эпизодам и

единицам сценической информации);

- разработка замысла (всего сценария, блоков, эпизодов и еди-

ниц сценической информации);

- разработка сюжета (всего сценария, блоков, эпизодов и еди-

ниц сценической информации);

- отбор художественных средств;

- монтаж (единиц сценической информации, эпизодов, блоков);

— литературная запись сценария (литературная обработка сце-

нария).

Такой подход к творческому процессу работы над сценарием

вполне оправдан и помогает, особенно начинающему сценаристу,

ничего не пропустить в ходе его творческой деятельности, следо-

вать от одного этапа к другому, последовательно выполняя твор-

ческие задачи, стоящие перед ним на каждом этапе работы. Вмес-

те с тем, сколько бы этапов работы мы ни выделяли, чтобы со-

здать полноценный сценарий театрализованного действа, сцена-

ристу необходимо овладеть множеством творческих операций,

которые потребуется выполнить на каждом этапе его творческой

деятельности.

Так, на первом этапе работы над сценарием театрализован-

ного действа происходит:

- выбор и анализ темы;

- поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;

- постановка педагогической цели будущего театрализованного

Действа;

- определение идеи;

Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необхо-

димо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональ-

ных впечатлений в процессе изучения и анализа документального

и художественного материала вокруг празднуемого события. В

связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинает-

ся с решения сценаристом следующих задач:

- выявление и изучение события, которому будет посвящен

сценарий;

- тщательное и глубокое изучение жизненного и художествен-

ного материала;

- изучение психолого-педагогической характеристики аудито-

рии будущего театрализованного действа, её интересов и потреб-

ностей;

— выбор и изучение возможностей места проведения театра-

лизованного действа;

- выявление творческих и финансовых возможностей вопло-

щения сценария будущего театрализованного действа.

Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет опреде-

лить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить его

педагогическую цель и найти художественно-образное решение

предстоящего театрализованного действа.

В свою очередь, процесс поиска художественно-образного ре-

шения содержания театрализованного действа требует от сцена-

риста:

- определения формы будущей программы;

- выявления жанрового решения театрализованного действа.

- определения сценарно-режиссерского хода и приёма театра-

лизованной программы;

Второй этап работы над сценарием театрализованного дей-

ства предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе

работы сценарист должен отобрать из множества различных жиз-

ненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, раз-

нообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием

и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения

и накопления сценарного материала, только тот материал, который

и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит

и отбор необходимого художественного материала, подобранного

сценаристом на первом этапе творческого процесса. Верно и точно

отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь при-

держиваясь определённых принципов отбора документального и

художественного материала, выявленных и зарекомендовавших себя

в сценарной практике. Знание этих принципов - основа успешной

работы сценариста. Главенствующую роль в отборе сценарного ма-

териала играет сценарно-режиссёрский замысел.

Третий этап работы над сценарием — монтаж сценарного

материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих

операций:

- разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в

отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, вза-

имосвязи и соподчиненности частей целому;

- выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;

— монтаж сценарного материала;

— литературную работу над сценарием.

В результате выполнения этих задач на 3-ем этапе творческого

процесса сценарист завершает работу над сценарием.

Так, последовательно пройдя все этапы творческого процес-

са, сценарист сумеет получить результат своей работы — сцена-

рий театрализованного действа.

Таким образом, творческий процесс работы над сценарием

потребует от сценариста-режиссёра не только большого усердия,

энтузиазма, концентрации своих интеллектуальных и творческих

возможностей, но и знаний технологии работы над сценарием.

«Процесс сочинительства сценического произведения - главней-

ший этап на пути создания массового действа. Он длителен, по-

рой мучителен, тяжёл, но необходим для художника и приносит

больше удовлетворения, чем успех конечного результата поисков

- сценического произведения», - пишет известный режиссёр те-

атрализованных представлений И. Шароев (73, 19).

Чтобы глубже постичь суть этого сложного творческого про-

цесса, понять специфику работы по созданию сценария театрали-

зованного действа, попытаемся проследить каждый его этап бо-

лее обстоятельно.

3. Создание идейно-художественного

Замысла сценария

Известно, что возникновению художественного замысла лю-

бого произведения искусства предшествует огромный труд и бо-

гатый жизненный и практический опыт творческой личности. На-

чалом, отправной точкой в процессе создания театрализованного

действа, как и любого произведения искусства, является сама ре-

альная, действительная жизнь. А это значит, что возникновению

замысла предшествует процесс познания и творческой перера-

ботки впечатлений и знаний действительности Автору театра-

лизованных представлений и праздников «приходится «пропус-

кать через себя» огромное количество материала, найденного при

изучении литературных источников, музейных экспозиций и ар-

хивных документов, извлечённого из рассказов очевидцев, про-

смотров кинофильмов и видеозаписей, анализа опыта прежних

постановок по соответствующим темам» (57), поясняет известный

режиссёр театрализованных представлений и праздников А.Д.

Силин.

«Самое главное и в драматургии и в режиссуре, - обращает

наше внимание В.А. Саруханов, - процесс срабатывания триеди-

ного механизма «факт - замысел - решение». Принцип его дей-

ствия таков: накопление фактов (напитка) - взрыв творческой ин-

туиции (замысел) — реализация замысла. Различны только исход-

ные данные, характеристики замысла и выразительные средства»

(55, 126). Таким образом, работу по созданию театрализованного

действа, как разновидности сценических искусств, следует начи-

нать с изучения и анализа окружающей действительности, с поис-

ка и изучения того фактического материала, который поможет нам

прийти не только к созданию сценарно-режиссёрского замысла

предстоящего театрализованного действа, но и к его образному

решению. Интересное сравнение приводит К.Г. Паустовский в рас-

сказе «Золотая роза», где он показывает, как, подобно его герою,

который, убирая ювелирную мастерскую, собирает пылинки зо-

лота, чтобы выплавить из них розу, и писатель собирает пылинки,

крупицы правды, рассеянные по жизни, чтобы выплавить из них в

художественном произведении правду жизни. Так и сценарист,

подобно этому герою, по крупицам собирает жизненные факты,

чтобы познать и понять окружающую действительность, выявить

и прочувствовать жизненные проблемы и в результате создать те-

атрализованное действо, которое в яркой образной форме помо-

жет ему создать правду жизни, выразить своё отношение к подни-

маемым жизненным проблемам и будет интересно аудитории. Н.С.

Лесков называл художественную правду жизни сшивной, так как

она собирается и сшивается из множества жизненных фактов, со-

бытий, из различных человеческих характеров, которые, будучи

соединёнными, раскрывают суть отображаемого куда полнее, чем

каждый из них отдельно.

Здесь нам хочется вспомнить напутствие известных класси-

ков. «Учиться понимать жизнь.... Это, пожалуй, никогда не уста-

реет», — писал Георгий Товстоногов, напоминая нам при этом пре-

красные слова М. Горького о А.П. Чехове: «Россия ... долго не за-

будет его, долго будет учиться понимать жизнь по его описаниям,

освещённым грустной улыбкой любящего сердца...» (66,16). В этих

мудрых мыслях хранится ключ к рождению художественного за-

мысла. Без понимания предмета своего исследования, без понима-

ния проблем, волнующих сегодня людей, для которых мы создаём

наш сценарий, без личностного отношения к изучаемому матери-

алу действительности вряд ли может родиться что-то значи-

тельное, неординарное, вызывающее интерес аудитории, инте-

рес современников. В связи с этим, приступив к изучению жизнен-

ного материала, необходимо как можно глубже вникать в суть яв-

лений действительности, а не ограничиваться поверхностной ин-

формацией, стараться не упустить ни малейшей детали, стремиться

понять и почувствовать каждый факт, каждую жизненную исто-

рию, каждый человеческий характер. Только при таких условиях

работы с жизненным материалом может родиться оригинальный,

точный замысел. «Зарождение замысла в одних случаях происхо-

дит очень быстро и безболезненно: он как бы сам собой вытекает

из изученного материала.

В других случаях, что бывает гораздо чаще, - мучительно дол-

го. Автор перерабатывает десятки различных вариантов решений,

которые каждый раз чем-то его не устраивают. И вдруг происхо-

дит чудо (чудо, потому что оно необъяснимо): автору сразу, в один

момент, становится ясным и понятным, что нужно делать. Иногда

появлению этого чуда способствует, казалось бы, мелочь: кем-то

высказанная мысль, прочитанная фраза, даже сказанное отдель-

ное слово, а может быть, увиденный предмет или его необычная

форма и т.п. Очевидно, это происходит потому, что автор долгое

время существует в материале постановки, буквально живёт ею.

Мозг всё время перерабатывает материал в поисках решения. И,

наконец, наступает такой момент, когда необходим лишь малый,

но очень точный толчок мысли, чтобы всё выстроилось так, как

долгое время, оказывается, хотел и искал автор» (48, 17), - делит-

ся своим богатым творческим опытом народный артист РСФСР,

лауреат Государственной премии СССР, профессор Санкт-Петер-

бургского Государственного университета культуры, заведующий

кафедрой режиссуры театрализованных представлений и празд-

неств, выдающийся режиссёр спортивно-художественных празд-

ников Борис Николаевич Петров.

«Иногда, - замечает другой лауреат Государственной премии

СССР, доцент Всесоюзного института повышения квалификации

работников культуры, режиссёр, сценарист, критик Анатолий

Дмитриевич Силин, - раньше всего режиссёр внутренним взором

видит образную мизансцену, она ему подсказывает «ход» всего

представления, а лишь затем из этого зерна вырастает сценарий»

(58, 16).

Важно не забывать, что мы создаём сценарий театрализован-

ного действа для определённого круга людей, для конкретной ауди-

тории. Ею могут быть взрослые или дети, студенты или рабочие,

ветераны или подростки, руководители учреждений или сельские

труженики, жители микрорайона или большого города. В каждом

отдельном случае это будет конкретный адресат, на которого мы

должны ориентироваться при работе над созданием сценария праз-

дничного действа. В связи с этим необходимо определить значи-

мость предстоящего события для предполагаемой аудитории, вы-

явить круг волнующих её проблем, которые могут быть подняты в

рамках празднуемого события, а значит, в сценарии разрабатывае-

мого нами предстоящего театрализованного действа.

Важно также знать масштаб праздничного мероприятия, кото-

рое нам предстоит художественно организовать. Будет это какое-

то камерное действо или зрелищная программа для двух-трёх де-

сятков зрителей, или аудитория будет насчитывать несколько со-

тен, а то и тысячи собравшихся людей? Какова сценическая пло-

щадка предстоящего праздничного мероприятия? Театрализовая-

ное действо будет проходить на сценической площадке театра или

дома культуры, на улице города или на стадионе, на берегу реки

или в детском парке, в кафе или на пароходе, на территории му-

зейной усадьбы или мемориала, а возможно, одновременно на всех

площадях и улицах большого города или отдельного региона.

Чаще всего площадка задаётся заказчиком, а иногда её выби-

рает и предлагает сценарист-режиссёр исходя из своего сценарно-

режиссёрского замысла. Опыт подготовки и проведения различ-

ных программ показывает, что выбор площадки зависит от мно-

жества факторов. Прежде всего:

- от масштабности и значимости празднуемого события;

— от сложившихся историко-культурных традиций празднова-

ния данного события в конкретном регионе, городе, коллективе;

- от географических, временных и погодных условий;

- от желаемого типа реального действия участников празднич-

ного действа;

- от финансовых возможностей заказчика праздничного ме-

роприятия, которые сегодня чаще всего определяют и творческие

силы, на которые может опираться и рассчитывать режиссёр теат-

рализованного действа как в процессе работы над сценарием, так

и в процессе его режиссёрского воплощения и т.д.

Условия предполагаемой сценической площадки влияют на

сценарно-режиссёрский замысел будущего сценария, а зачастую

историческая или культурная значимость места проведения праз-

дничного действа, его природный ландшафт, архитектурное окру-

жение помогают рождению оригинального решения праздничной

программы.

Следует предупредить начинающих режиссёров о том, что уже

на этапе создания сценария необходимо подумать и о материаль-

ных затратах на предстоящее театрализованное действо. К сожа-

лению, часто бывает так, что, сделав заказ и пообещав профинан-

сировать предстоящее мероприятие, заказчик вдруг оказывается

оез средств, так как все деньги уплачены за банкет, без которого

к обходится ни один праздник. Тогда режиссёру приходится пе-

екраивать весь сценарий и забыть о творческих замыслах, о сце-

НаРно-режиссёрском решении, о создании художественного обра-

за праздничного действа или просто отказываться от работы, в

которую вложено столько труда и эмоциональных сил. Поэтому,

чтобы сценарно-режиссёрский замысел был воплощён в полном

объёме не только в литературно-режиссёрский сценарий, но и в

конкретном праздничном действе, необходимо заранее определить

финансовую сторону предстоящего действа. Предварительный

объём расходов заказчик оговаривает во время заказа. Окончатель-

но финансовая смета утверждается заказчиком после принятия

сценарной заявки, в которой излагается сценарно-режиссёрский

замысел праздничной программы, предложено декоративно-худо-

жественное оформление сценических площадок, указаны творчес-

кие силы, необходимые для его воплощения и объём необходи-

мых предстоящих расходов.

Таким образом, на первом этапе творческого процесса со-

Наши рекомендации