Основные этапы работы над сценарием
Театрализованного действа
Изучая и анализируя произведения различных видов искусст-
ва, мы видим, что в разном материале, в разных принципах пост-
роения художественного образа их объединяют одни и те же ха-
рактеристики. Так, прежде всего, всем произведениям искусства
присуще отражение жизни в её индивидуальной конкретности и
неповторимой характерности. Посредством каждого художествен-
ного произведения происходит утверждение идеи, раскрытие лич-
ностного отношения автора к изображаемой действительности.
Каждое произведение искусства - это обращение автора к уму,
эмоциям и фантазии широкого круга людей. Поэтому не случайно
великий реформатор театра Константин Сергеевич Станиславский,
обращаясь к режиссёрам театра, писал: «Режиссёр — это тот, кто
умеет наблюдать жизнь и обладает максимальным количеством
знаний во всех областях, помимо своих профессионально-театраль-
ных. В нашу жизнь вошла неотъемлемой частью политика, а это
значит, что вошла мысль о государственном устройстве, о задачах
общества в наше время, значит, и нам, режиссёрам, теперь надо
много думать о своей профессии и развивать в себе особое режис-
сёрское мышление» (54, 29). Это высказывание известного деяте-
ля театра о сущности режиссёрского искусства напрямую отно-
сится и к профессиональной деятельности режиссёров театрали-
зованных представлений и праздников. Более того, все вышепере-
численные задачи, поставленные К.С. Станиславским перед ре-
жиссёрами театра, режиссёрам театрализованных представлений
и праздников необходимо решать уже на первых этапах творчес-
кого процесса создания театрализованных действ, а значит, уже в
период работы над сценарием. Приступая к сценарной работе, не
помешает также вспомнить наказ профессора Калифорнийского
Университета Ричарда Уолтера, который говорил: «Первая, после-
дняя и единственная заповедь сценариста - будь достоин аудито-
РИИ, дорожи её мнением, вниманием и временем. Единственное и
НеРУшимое правило сценарного творчества: не быть скучным» (61,
/• Эти напутствия известного кинодраматурга мы должны вос-
принимать как призыв идти в ногу со временем, быть в курсе всех
событий, поднимать и решать современные проблемы, звать ауди-
торию к вершинам совершенствования и гармонии. «Режиссёр, -
пишет Н.М. Горчаков, - должен уметь думать сам и должен так
строить свою работу, чтобы она возбуждала у зрителей мысли,
нужные современности» (22). И положиться здесь можно только
на свою эрудированность, гражданскую зрелость, а также на лич-
ную заинтересованность в инициативно-новаторской и творчес-
ко-поисковой деятельности.
Чтобы разработать сценарий театрализованного действа, не-
обходимо пройти все стадии творческого процесса создания лю-
бого художественного произведения, в основе которого лежит
глубокое познание жизни. Без изучения и творческой перера-
ботки впечатлений и знаний действительности невозможен про-
цесс создания художественного замысла, а значит - и процесс
его реализации и воплощения в конкретном произведении ис-
кусства.
В практике работы над сценариями различных форм и разно-
видностей театрализованных представлений и праздников выде-
ляют три ключевых этапа работы сценариста:
I этап - создание идейно-художественного замысла сценария;
II этап - отбор сценарного материала;
III этап - монтаж сценарного материала в сценарий театрали-
зованного действа;
Эти этапы творческого процесса работы по созданию сцена-
риев театрализованных представлений и праздников наиболее
выявляют специфику сценарной работы. Однако при этом необхо-
димо заметить, что такой подход нисколько ни противоречит ос-
новным законам творчества, так как названные этапы работы над
сценариями театрализованных действ вбирают в себя все стадии
творческого процесса создания художественных произведений. В
свою очередь, акцент на данных этапах помогает сценаристу со-
средоточиться на ключевых моментах творческого процесса рабо-
ты над сценарием. Интересен подход к этому вопросу О.И. Мар-
кова, который в своём пособии выделяет шесть основных этапов
работы над сценариями театрализованных представлений:
- создание смыслового каркаса (выбор и анализ темы, анализ
проблемы, разработка сценических заданий блокам, эпизодам и
единицам сценической информации);
- разработка замысла (всего сценария, блоков, эпизодов и еди-
ниц сценической информации);
- разработка сюжета (всего сценария, блоков, эпизодов и еди-
ниц сценической информации);
- отбор художественных средств;
- монтаж (единиц сценической информации, эпизодов, блоков);
— литературная запись сценария (литературная обработка сце-
нария).
Такой подход к творческому процессу работы над сценарием
вполне оправдан и помогает, особенно начинающему сценаристу,
ничего не пропустить в ходе его творческой деятельности, следо-
вать от одного этапа к другому, последовательно выполняя твор-
ческие задачи, стоящие перед ним на каждом этапе работы. Вмес-
те с тем, сколько бы этапов работы мы ни выделяли, чтобы со-
здать полноценный сценарий театрализованного действа, сцена-
ристу необходимо овладеть множеством творческих операций,
которые потребуется выполнить на каждом этапе его творческой
деятельности.
Так, на первом этапе работы над сценарием театрализован-
ного действа происходит:
- выбор и анализ темы;
- поиск и выявление проблемы в рамках выбранной темы;
- постановка педагогической цели будущего театрализованного
Действа;
- определение идеи;
Для того, чтобы произвести эти операции, сценаристу необхо-
димо пройти трудный путь по накоплению знаний и эмоциональ-
ных впечатлений в процессе изучения и анализа документального
и художественного материала вокруг празднуемого события. В
связи с этим творческий процесс работы над сценарием начинает-
ся с решения сценаристом следующих задач:
- выявление и изучение события, которому будет посвящен
сценарий;
- тщательное и глубокое изучение жизненного и художествен-
ного материала;
- изучение психолого-педагогической характеристики аудито-
рии будущего театрализованного действа, её интересов и потреб-
ностей;
— выбор и изучение возможностей места проведения театра-
лизованного действа;
- выявление творческих и финансовых возможностей вопло-
щения сценария будущего театрализованного действа.
Только решив поставленные задачи, сценарист сумеет опреде-
лить идейно-тематическую основу будущего сценария, выявить его
педагогическую цель и найти художественно-образное решение
предстоящего театрализованного действа.
В свою очередь, процесс поиска художественно-образного ре-
шения содержания театрализованного действа требует от сцена-
риста:
- определения формы будущей программы;
- выявления жанрового решения театрализованного действа.
- определения сценарно-режиссерского хода и приёма театра-
лизованной программы;
Второй этап работы над сценарием театрализованного дей-
ства предполагает отбор сценарного материала. На данном этапе
работы сценарист должен отобрать из множества различных жиз-
ненных фактов, свидетельств, материалов о конкретных людях, раз-
нообразных историй и легенд, связанных с празднуемым событием
и привлекших внимание и интерес сценариста в процессе изучения
и накопления сценарного материала, только тот материал, который
и составит основу будущего сценария. На данном этапе происходит
и отбор необходимого художественного материала, подобранного
сценаристом на первом этапе творческого процесса. Верно и точно
отобрать нужный сценарный материал сценарист сумеет лишь при-
держиваясь определённых принципов отбора документального и
художественного материала, выявленных и зарекомендовавших себя
в сценарной практике. Знание этих принципов - основа успешной
работы сценариста. Главенствующую роль в отборе сценарного ма-
териала играет сценарно-режиссёрский замысел.
Третий этап работы над сценарием — монтаж сценарного
материала. Он вбирает в себя выполнение следующих творческих
операций:
- разработку композиции всего сценария и каждого эпизода в
отдельности, что потребует соблюдения законов целостности, вза-
имосвязи и соподчиненности частей целому;
- выстраивание сюжета сценария и каждого эпизода;
— монтаж сценарного материала;
— литературную работу над сценарием.
В результате выполнения этих задач на 3-ем этапе творческого
процесса сценарист завершает работу над сценарием.
Так, последовательно пройдя все этапы творческого процес-
са, сценарист сумеет получить результат своей работы — сцена-
рий театрализованного действа.
Таким образом, творческий процесс работы над сценарием
потребует от сценариста-режиссёра не только большого усердия,
энтузиазма, концентрации своих интеллектуальных и творческих
возможностей, но и знаний технологии работы над сценарием.
«Процесс сочинительства сценического произведения - главней-
ший этап на пути создания массового действа. Он длителен, по-
рой мучителен, тяжёл, но необходим для художника и приносит
больше удовлетворения, чем успех конечного результата поисков
- сценического произведения», - пишет известный режиссёр те-
атрализованных представлений И. Шароев (73, 19).
Чтобы глубже постичь суть этого сложного творческого про-
цесса, понять специфику работы по созданию сценария театрали-
зованного действа, попытаемся проследить каждый его этап бо-
лее обстоятельно.
3. Создание идейно-художественного
Замысла сценария
Известно, что возникновению художественного замысла лю-
бого произведения искусства предшествует огромный труд и бо-
гатый жизненный и практический опыт творческой личности. На-
чалом, отправной точкой в процессе создания театрализованного
действа, как и любого произведения искусства, является сама ре-
альная, действительная жизнь. А это значит, что возникновению
замысла предшествует процесс познания и творческой перера-
ботки впечатлений и знаний действительности Автору театра-
лизованных представлений и праздников «приходится «пропус-
кать через себя» огромное количество материала, найденного при
изучении литературных источников, музейных экспозиций и ар-
хивных документов, извлечённого из рассказов очевидцев, про-
смотров кинофильмов и видеозаписей, анализа опыта прежних
постановок по соответствующим темам» (57), поясняет известный
режиссёр театрализованных представлений и праздников А.Д.
Силин.
«Самое главное и в драматургии и в режиссуре, - обращает
наше внимание В.А. Саруханов, - процесс срабатывания триеди-
ного механизма «факт - замысел - решение». Принцип его дей-
ствия таков: накопление фактов (напитка) - взрыв творческой ин-
туиции (замысел) — реализация замысла. Различны только исход-
ные данные, характеристики замысла и выразительные средства»
(55, 126). Таким образом, работу по созданию театрализованного
действа, как разновидности сценических искусств, следует начи-
нать с изучения и анализа окружающей действительности, с поис-
ка и изучения того фактического материала, который поможет нам
прийти не только к созданию сценарно-режиссёрского замысла
предстоящего театрализованного действа, но и к его образному
решению. Интересное сравнение приводит К.Г. Паустовский в рас-
сказе «Золотая роза», где он показывает, как, подобно его герою,
который, убирая ювелирную мастерскую, собирает пылинки зо-
лота, чтобы выплавить из них розу, и писатель собирает пылинки,
крупицы правды, рассеянные по жизни, чтобы выплавить из них в
художественном произведении правду жизни. Так и сценарист,
подобно этому герою, по крупицам собирает жизненные факты,
чтобы познать и понять окружающую действительность, выявить
и прочувствовать жизненные проблемы и в результате создать те-
атрализованное действо, которое в яркой образной форме помо-
жет ему создать правду жизни, выразить своё отношение к подни-
маемым жизненным проблемам и будет интересно аудитории. Н.С.
Лесков называл художественную правду жизни сшивной, так как
она собирается и сшивается из множества жизненных фактов, со-
бытий, из различных человеческих характеров, которые, будучи
соединёнными, раскрывают суть отображаемого куда полнее, чем
каждый из них отдельно.
Здесь нам хочется вспомнить напутствие известных класси-
ков. «Учиться понимать жизнь.... Это, пожалуй, никогда не уста-
реет», — писал Георгий Товстоногов, напоминая нам при этом пре-
красные слова М. Горького о А.П. Чехове: «Россия ... долго не за-
будет его, долго будет учиться понимать жизнь по его описаниям,
освещённым грустной улыбкой любящего сердца...» (66,16). В этих
мудрых мыслях хранится ключ к рождению художественного за-
мысла. Без понимания предмета своего исследования, без понима-
ния проблем, волнующих сегодня людей, для которых мы создаём
наш сценарий, без личностного отношения к изучаемому матери-
алу действительности вряд ли может родиться что-то значи-
тельное, неординарное, вызывающее интерес аудитории, инте-
рес современников. В связи с этим, приступив к изучению жизнен-
ного материала, необходимо как можно глубже вникать в суть яв-
лений действительности, а не ограничиваться поверхностной ин-
формацией, стараться не упустить ни малейшей детали, стремиться
понять и почувствовать каждый факт, каждую жизненную исто-
рию, каждый человеческий характер. Только при таких условиях
работы с жизненным материалом может родиться оригинальный,
точный замысел. «Зарождение замысла в одних случаях происхо-
дит очень быстро и безболезненно: он как бы сам собой вытекает
из изученного материала.
В других случаях, что бывает гораздо чаще, - мучительно дол-
го. Автор перерабатывает десятки различных вариантов решений,
которые каждый раз чем-то его не устраивают. И вдруг происхо-
дит чудо (чудо, потому что оно необъяснимо): автору сразу, в один
момент, становится ясным и понятным, что нужно делать. Иногда
появлению этого чуда способствует, казалось бы, мелочь: кем-то
высказанная мысль, прочитанная фраза, даже сказанное отдель-
ное слово, а может быть, увиденный предмет или его необычная
форма и т.п. Очевидно, это происходит потому, что автор долгое
время существует в материале постановки, буквально живёт ею.
Мозг всё время перерабатывает материал в поисках решения. И,
наконец, наступает такой момент, когда необходим лишь малый,
но очень точный толчок мысли, чтобы всё выстроилось так, как
долгое время, оказывается, хотел и искал автор» (48, 17), - делит-
ся своим богатым творческим опытом народный артист РСФСР,
лауреат Государственной премии СССР, профессор Санкт-Петер-
бургского Государственного университета культуры, заведующий
кафедрой режиссуры театрализованных представлений и празд-
неств, выдающийся режиссёр спортивно-художественных празд-
ников Борис Николаевич Петров.
«Иногда, - замечает другой лауреат Государственной премии
СССР, доцент Всесоюзного института повышения квалификации
работников культуры, режиссёр, сценарист, критик Анатолий
Дмитриевич Силин, - раньше всего режиссёр внутренним взором
видит образную мизансцену, она ему подсказывает «ход» всего
представления, а лишь затем из этого зерна вырастает сценарий»
(58, 16).
Важно не забывать, что мы создаём сценарий театрализован-
ного действа для определённого круга людей, для конкретной ауди-
тории. Ею могут быть взрослые или дети, студенты или рабочие,
ветераны или подростки, руководители учреждений или сельские
труженики, жители микрорайона или большого города. В каждом
отдельном случае это будет конкретный адресат, на которого мы
должны ориентироваться при работе над созданием сценария праз-
дничного действа. В связи с этим необходимо определить значи-
мость предстоящего события для предполагаемой аудитории, вы-
явить круг волнующих её проблем, которые могут быть подняты в
рамках празднуемого события, а значит, в сценарии разрабатывае-
мого нами предстоящего театрализованного действа.
Важно также знать масштаб праздничного мероприятия, кото-
рое нам предстоит художественно организовать. Будет это какое-
то камерное действо или зрелищная программа для двух-трёх де-
сятков зрителей, или аудитория будет насчитывать несколько со-
тен, а то и тысячи собравшихся людей? Какова сценическая пло-
щадка предстоящего праздничного мероприятия? Театрализовая-
ное действо будет проходить на сценической площадке театра или
дома культуры, на улице города или на стадионе, на берегу реки
или в детском парке, в кафе или на пароходе, на территории му-
зейной усадьбы или мемориала, а возможно, одновременно на всех
площадях и улицах большого города или отдельного региона.
Чаще всего площадка задаётся заказчиком, а иногда её выби-
рает и предлагает сценарист-режиссёр исходя из своего сценарно-
режиссёрского замысла. Опыт подготовки и проведения различ-
ных программ показывает, что выбор площадки зависит от мно-
жества факторов. Прежде всего:
- от масштабности и значимости празднуемого события;
— от сложившихся историко-культурных традиций празднова-
ния данного события в конкретном регионе, городе, коллективе;
- от географических, временных и погодных условий;
- от желаемого типа реального действия участников празднич-
ного действа;
- от финансовых возможностей заказчика праздничного ме-
роприятия, которые сегодня чаще всего определяют и творческие
силы, на которые может опираться и рассчитывать режиссёр теат-
рализованного действа как в процессе работы над сценарием, так
и в процессе его режиссёрского воплощения и т.д.
Условия предполагаемой сценической площадки влияют на
сценарно-режиссёрский замысел будущего сценария, а зачастую
историческая или культурная значимость места проведения праз-
дничного действа, его природный ландшафт, архитектурное окру-
жение помогают рождению оригинального решения праздничной
программы.
Следует предупредить начинающих режиссёров о том, что уже
на этапе создания сценария необходимо подумать и о материаль-
ных затратах на предстоящее театрализованное действо. К сожа-
лению, часто бывает так, что, сделав заказ и пообещав профинан-
сировать предстоящее мероприятие, заказчик вдруг оказывается
оез средств, так как все деньги уплачены за банкет, без которого
к обходится ни один праздник. Тогда режиссёру приходится пе-
екраивать весь сценарий и забыть о творческих замыслах, о сце-
НаРно-режиссёрском решении, о создании художественного обра-
за праздничного действа или просто отказываться от работы, в
которую вложено столько труда и эмоциональных сил. Поэтому,
чтобы сценарно-режиссёрский замысел был воплощён в полном
объёме не только в литературно-режиссёрский сценарий, но и в
конкретном праздничном действе, необходимо заранее определить
финансовую сторону предстоящего действа. Предварительный
объём расходов заказчик оговаривает во время заказа. Окончатель-
но финансовая смета утверждается заказчиком после принятия
сценарной заявки, в которой излагается сценарно-режиссёрский
замысел праздничной программы, предложено декоративно-худо-
жественное оформление сценических площадок, указаны творчес-
кие силы, необходимые для его воплощения и объём необходи-
мых предстоящих расходов.
Таким образом, на первом этапе творческого процесса со-