Драматургии театрализованных представлений и праздников
Овладеть вниманием, разумом, чувствами будущей аудитории и
повести её за собой уже с первых шагов театрализованного пред-
ставления или праздника - главное требование к драматургии те-
атрализованного действа. Привлечь внимание аудитории к театра-
лизованному действу, заинтересовать темой, проблемой, «услови-
ями игры», в которую его приглашают, чтобы увлечь авторской
мыслью, превратить зрителя в участника театрализованного дей-
ства - одна из первостепенных задач автора. В связи с этим уже на
этапе создания сценария автор программирует активизацию буду-
щей аудитории. Известны такие приёмы активизации, как вер-
бальный, физический, церемониально-обрядовый, игровой. Уже в
процессе работы над сценариями театрализованных действ авто-
рами программируется в ходе развития театрализованного действа
прямое обращение к аудитории, к «реальным героям» празднич-
ного действа, посредством предоставления слова, приглашения к
микрофону или включения в определённое игровое, символичес-
кое или реальное действие. Зачастую в сценариях праздничных
действ программируются шествия, переклички, церемониально-
обрядовые действия, различные игровые ситуации, которые не
только провоцируют, но и способствуют активному вовлечению
аудитории в действие.
Дмитрий Михайлович Генкин акцентирует наше внимание на
игре как наиболее эффективном методе вовлечения аудитории &
массовое действо. По его утверждению, игра может выступать в
условиях массового праздника как в качестве непосредственного
активного занятия, так и в форме зрелища, как режиссёрский при'
ем или сценарно-режиссёрский ход, а также игра как таковая, со
своими игровыми условиями. Игра также может быть методом
вовлечения человека и в более активное массовое действо, соот-
ветствующее его устремлению в том или ином праздничном дей-
стве. Так, празднуя значительное историческое событие, человек
как бы вновь переживает его, идентифицируя себя в какой-то сте-
пени с героями события, воссоздавая их в своей памяти и в игро-
вом театрализованном действии. В этом случае игра даёт челове-
ку возможность персонификации, подражания положительным
героев. Театрализованная игра, в известном смысле, выступает как
резонатор, усиливающий переживания личности и несколько пре-
образующий их, создающий столь необходимый праздничный
эмоциональный настрой. Театрализованное игровое действие мо-
жет быть чрезвычайно важной, активной частью любого праздни-
ка и во многом способствовать его успеху.
Таким образом, драматургическая обработка жизненного
материала, театрализация реального места действия и игра яв-
ляются наиболее важными педагогическими методами организа-
ции массового праздника. Именно такой подход к организации те-
атрализованных представлений и праздников позволят максималь-
но активизировать аудиторию и вовлечь её в праздничное действо.
В ходе организации театрализованного действа мы можем ис-
пользовать все приёмы активизации аудитории, что придаст праз-
дничному событию демократичность и позволит создать условия
Для самовыражения личности и её активного участия в действии.
Итак, рассмотрев общие и специфические особенности дра-
матургии театрализованных представлений и праздников, мы сде-
лали ещё один шаг к постижению «тайны» сценарного творчества.
Вопросы для самопроверки:
1 • Назовите общие черты драматургии театрализованных представ-
лений и праздников с драматургией театральной.
2- Перечислите специфические особенности драматургии театра-
лизованных представлений.
3 • Что лежит в основе драматургии театрализованных представле-
ний и праздников?
4. Чем отличается документ от жизненного факта? Перечислите
виды документального материала.
5. Назовите средства искусства, используемые в сценариях теат-
рализованных представлений и праздников.
6. Что характерно для метода театрализации?
7. Как выстраивается конфликт в сценариях театрализованных
представлений?
8. Какую роль играет монтаж в сценариях театрализованных пред-
ставлений и праздников?
9. Перечислите элементы композиции драматургии театрализован-
ных представлений и дайте им характеристику.
10. Назовите приёмы активизации аудитории, встречающиеся в со-
временной практике организации и проведения театрализован-
ных представлений и праздников
Литература:
1. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие, - М., 1998.
2. Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. -М., 1969.
3. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работа. - М., 1983.
4. Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработ-
ника. - М., 1984. - С. 3-36, 93-110.
5. Генкин Д., Конович А. Массовые театрализованные представления.
Учебно-методическое пособие ВНМЦНТ и КПР. - М.: ЛГИК, 1985. - С. 6-31.
6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб-
ное пособие. - М.: МГУК, 1998.
7. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. ака-
демика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК,
1998.
8. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие
для редакторов и методистов. НМД. - М.: МКРСФСР ВН МЦНТ и КПР,
1989.
9. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе-
дагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988. - С. 16-27.
10. Массарский С.М. Сценарий рождается в клубе. Пособие для ра-
ботников клубных учреждений, КСК, ПК и О. - М.: Мин. культ. СССР
ВНМЦНТ и КПР, 1988.
13.Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ-
лений: История и теория. Учебное пособие для студентов институтов
культуры. -М.: Просвещение. 1981.