Драматургии театрализованных представлений и праздников

Овладеть вниманием, разумом, чувствами будущей аудитории и

повести её за собой уже с первых шагов театрализованного пред-

ставления или праздника - главное требование к драматургии те-

атрализованного действа. Привлечь внимание аудитории к театра-

лизованному действу, заинтересовать темой, проблемой, «услови-

ями игры», в которую его приглашают, чтобы увлечь авторской

мыслью, превратить зрителя в участника театрализованного дей-

ства - одна из первостепенных задач автора. В связи с этим уже на

этапе создания сценария автор программирует активизацию буду-

щей аудитории. Известны такие приёмы активизации, как вер-

бальный, физический, церемониально-обрядовый, игровой. Уже в

процессе работы над сценариями театрализованных действ авто-

рами программируется в ходе развития театрализованного действа

прямое обращение к аудитории, к «реальным героям» празднич-

ного действа, посредством предоставления слова, приглашения к

микрофону или включения в определённое игровое, символичес-

кое или реальное действие. Зачастую в сценариях праздничных

действ программируются шествия, переклички, церемониально-

обрядовые действия, различные игровые ситуации, которые не

только провоцируют, но и способствуют активному вовлечению

аудитории в действие.

Дмитрий Михайлович Генкин акцентирует наше внимание на

игре как наиболее эффективном методе вовлечения аудитории &

массовое действо. По его утверждению, игра может выступать в

условиях массового праздника как в качестве непосредственного

активного занятия, так и в форме зрелища, как режиссёрский при'

ем или сценарно-режиссёрский ход, а также игра как таковая, со

своими игровыми условиями. Игра также может быть методом

вовлечения человека и в более активное массовое действо, соот-

ветствующее его устремлению в том или ином праздничном дей-

стве. Так, празднуя значительное историческое событие, человек

как бы вновь переживает его, идентифицируя себя в какой-то сте-

пени с героями события, воссоздавая их в своей памяти и в игро-

вом театрализованном действии. В этом случае игра даёт челове-

ку возможность персонификации, подражания положительным

героев. Театрализованная игра, в известном смысле, выступает как

резонатор, усиливающий переживания личности и несколько пре-

образующий их, создающий столь необходимый праздничный

эмоциональный настрой. Театрализованное игровое действие мо-

жет быть чрезвычайно важной, активной частью любого праздни-

ка и во многом способствовать его успеху.

Таким образом, драматургическая обработка жизненного

материала, театрализация реального места действия и игра яв-

ляются наиболее важными педагогическими методами организа-

ции массового праздника. Именно такой подход к организации те-

атрализованных представлений и праздников позволят максималь-

но активизировать аудиторию и вовлечь её в праздничное действо.

В ходе организации театрализованного действа мы можем ис-

пользовать все приёмы активизации аудитории, что придаст праз-

дничному событию демократичность и позволит создать условия

Для самовыражения личности и её активного участия в действии.

Итак, рассмотрев общие и специфические особенности дра-

матургии театрализованных представлений и праздников, мы сде-

лали ещё один шаг к постижению «тайны» сценарного творчества.

Вопросы для самопроверки:

1 • Назовите общие черты драматургии театрализованных представ-

лений и праздников с драматургией театральной.

2- Перечислите специфические особенности драматургии театра-

лизованных представлений.

3 • Что лежит в основе драматургии театрализованных представле-

ний и праздников?

4. Чем отличается документ от жизненного факта? Перечислите

виды документального материала.

5. Назовите средства искусства, используемые в сценариях теат-

рализованных представлений и праздников.

6. Что характерно для метода театрализации?

7. Как выстраивается конфликт в сценариях театрализованных

представлений?

8. Какую роль играет монтаж в сценариях театрализованных пред-

ставлений и праздников?

9. Перечислите элементы композиции драматургии театрализован-

ных представлений и дайте им характеристику.

10. Назовите приёмы активизации аудитории, встречающиеся в со-

временной практике организации и проведения театрализован-

ных представлений и праздников

Литература:

1. Аль Д.Н. Основы драматургии. Учебное пособие, - М., 1998.

2. Волькенштейн В.И. Драматургия. Изд. 5-е. -М., 1969.

3. Гагин В.Н. Выразительные средства клубной работа. - М., 1983.

4. Генкин Д., Конович А. Сценарное мастерство культпросветработ-

ника. - М., 1984. - С. 3-36, 93-110.

5. Генкин Д., Конович А. Массовые театрализованные представления.

Учебно-методическое пособие ВНМЦНТ и КПР. - М.: ЛГИК, 1985. - С. 6-31.

6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. Учеб-

ное пособие. - М.: МГУК, 1998.

7. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. ака-

демика РАЕН А.Д. Жаркова и профессора В.М. Чижикова. - М.: МГУК,

1998.

8. Литвинцева Г.Д. Сценарное мастерство. Методическое пособие

для редакторов и методистов. НМД. - М.: МКРСФСР ВН МЦНТ и КПР,

1989.

9. Марков О.И. Сценарно-режиссерские основы художественно-пе-

дагогической деятельности клуба. - М.: Просвещение, 1988. - С. 16-27.

10. Массарский С.М. Сценарий рождается в клубе. Пособие для ра-

ботников клубных учреждений, КСК, ПК и О. - М.: Мин. культ. СССР

ВНМЦНТ и КПР, 1988.

13.Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представ-

лений: История и теория. Учебное пособие для студентов институтов

культуры. -М.: Просвещение. 1981.

Наши рекомендации