Том творчества является монтаж материала, его компози-

ционное решение. Внастоящее время, в связи с повышением ин-

теллектуального и культурного уровня людей, такое построение

сценарной драматургии можно наблюдать чаще, так как восприя-

тие монтажного соединения материала требует образованного зри-

геля, который бы сумел проследить авторскую мысль, который

Умеет мыслить, анализировать и делать самостоятельные выводы.

^ если обратиться к театрализованному представлению, кото-

)е с°стоялось 13 августа 2004 года на стадионе в Афинах в день

ТкРытия 28 Олимпиады, то мы увидим, что в развивающемся

'аздничном действе нет прямого конфликта. Конфликт развива-

1 через разнообразные приёмы монтажа сценарного материа-

ла. Здесь автор опирается на просвещённость аудитории, на зна-

ния ею истории, культуры не только Греции, но и всего человече-

ства, на знания ею мифов, легенд, историй, общепринятых симво-

лов, знаков и т.п., а вместе с этим — на понимание того смысла,

который вбирает в себя каждый символ, каждая деталь, каждый

сценарно-режиссёрский штрих, акцент. Автор убеждён в том, что

аудитория понимает, какие трудности, преграды стояли на пути

тех достижений, тех открытий в развитии культуры, цивилизации,

человеческого разума, о которых он заявляет в задуманном им те-

атрализованном действе. Он надеется, что зрители, воспринимая

тот или иной знак, символ как результат деяний разума или рук

человека, в своём воображении должны представить, увидеть, до-

мыслить те трудности, те противоречия, которые были преодоле-

ны личностью, страной, человечеством, чтобы сделать шаг навстре-

чу своей мечте, своему открытию, достижению, увидят ту борьбу,

в результате которой человечества шагнуло ещё на один шаг впе-

рёд. В связи с этим конфликт здесь развивается стремительно, в

результате смены одного символа другим. Он практически начи-

нает развиваться с появления Кентавра с копьём, величественно

шествующего по берегу озера, которое возникло в центре стадио-

на. А кентавры, как известно, являются олицетворением грубых

варваров, противников греческой цивилизации и развития, побеж-

дённых впоследствии знаменитыми греческими героями. Хотя из

мифов нам известно, что один кентавр, мудрый Хирон, сумел по-

бедить свои животные инстинкты и почти сравнялся по своим ка-

чествам с людьми и стал музыкантом, гимнастом, хорошим стрел-

ком, прорицателем и искусным врачом. Он воспитал многих зна-

менитых героев, таких как Ахиллес, Язон, Кастор и др. Далее, в

ходе развития действия театрализованного представления, мы ви-

дим мраморную голову в руках актрисы, которая читает стихи о

связи греков с историей человечества. Вдруг высоко в центре ста-

диона появилась медленно спускающаяся мраморная фигура, ко-

торая раскалывается на наших глазах на несколько частей, эле-

ментов, при этом, рассказывая нам посредством символов о пер-

вых шагах в развитии человечества, начиная с IV века до нашей

эры. Затем осколки (части) этой единой скульптуры превращают'

ся в многогранные видеомониторы, которые способствуют разви-

тию авторской мысли: мы разные, но все мы очень красивые, нас

много, но все мы - одна семья, и мы многого можем достичь! За-

тем, опустившись ниже над водой, эти осколки становятся подоб-

ны планетам солнечной системы. В это время из-под воды подни-

мается символ земли — куб, по нему шагает человек, который во

что бы то ни стало пытается удержаться на нём, несмотря на то,

что куб вертится. Затем осколки скульптуры опускаются ещё ниже,

и сейчас, они подобно островам, окружают землю-куб. Далее по-

является бог любви Эрос. На берегу молодая пара влюблённых.

Затем проходит целая процессия оживших фресок, скульптур -

таким образом показан путь становления греческой культуры,

спорта. Показано развитие культуры Греции с древности, от пер-

вой Олимпиады и до современности. Здесь, параллельно движу-

щейся процессии, на берегу озера появляются брат и сестра: Апол-

лон — покровитель муз и Афина — покровительница Греции и 28

олимпийских игр. Бог Эрос вручает цветок Афине. Он присутству-

ет на протяжении всего действа, так как везде и во всём помогает

людям, наделяя их любовью. А любовь, в свою очередь, помогает

в преодолении всех преград и трудностей, стоящих на их пути.

Затем, как результат любви на берегу озера появляется беремен-

ная женщина, поддерживающая руками светящийся живот - сим-

вол зарождения, символ начала жизни. Мы видим Млечный путь

над озером. В руках у зрителей - зажжённые фонарики-звёзды.

Женщина-мать направляется в озеро, все участники процессии

следуют за ней. Вдруг среди звёзд над женщиной- матерью возни-

кает спираль ДНК - символ достижения человеческого разума,

свидетельствующий о возможности прочитать человека, передать

ему лучшие качества. Сколько сил, энергии, времени было потра-

чено учёными разных стран на преодоление трудностей, возни-

кавших в процессе изучения генетики.

И снова бьют барабаны. Осколки скульптуры-острова подни-

маются вверх, направляясь к центру озера, которое на глазах у зри-

геля мелеет и высыхает, а в центре стадиона появляется Оливко-

>е Дерево - символ греческой демократии - ещё одно завоевание

Реков. Начинается парад делегаций - участниц Олимпиады 2004

9!

года, после которого был зажжён огонь 28 Олимпийских игр и

провозглашено открытие Олимпийских спортивных состязаний в

столице Греции - Афинах.

Так, посредством знаков, символов, деталей, за которыми боль-

шой труд, огромные усилия и суровая борьба не только греческо-

го народа, но и народов всего мира, происходило развитие конф-

ликта театрализованного представления, разворачившегося перед

аудиторией на стадионе в Афинах. На глазах зрителей, за отведён-

ное время, прошла смена достижений греческого народа, всего

человечества, его разума, его деяний.

Многоплановость, многоголосие тем и мотивов сценариев те-

атрализованных представлений создают некую партитуру, подоб-

ную музыкальной. Как видим, характер драматургии театрализо-

ванных представлений ближе к музыкальной драматургии, неже-

ли к театральной, а ещё напоминает «пластическую драматургию»

монументальной фрески, на что обращает наше внимание И. Ша-

роев. Чаще всего в основу конфликта таких массовых действ ло-

жится крупная политическая или социальная проблема, высокая

по своему звучанию идея. Например, идея утверждения общече-

ловеческих ценностей, здорового образа жизни, торжества мира и

дружбы, солидарности и братства, единства и согласия и т.п.

Таким образом, для сценарной драматургии театрализован-

Наши рекомендации