Театрализованных представлений и праздников.
Специфичность сценарной драматургии проявляется и в выс-
траивании конфликта, так как не всегда., развитие конфликта про'
исходит здесь через сюжет, когда конфликтность возникает в ре'
зультате действия и противодействия противоборствующих сил>
как в театральной драматургии. В сценариях театрализованных
представлений конфликт чаще всего проявляется через мон-
тажное столкновение сценарного материала. Здесь предпола-
гается не развитие сюжета или раскрытие характеров, а разви-
тие мысли, движение ее к определенному обобщающему выводу.
Понять, выявить и выстроить это движение бывает непросто. Если
в театральной драматургии мы наблюдаем поступательное дви-
жение событий, где действие «вытягивается по прямой», то в те-
атрализованных представлениях оно выстраивается, скорее, «по
спирали», и каждая «монтажная единица» является ее самостоя-
тельным кольцом. Здесь все одновременно развивающиеся собы-
тия устремлены по вертикально восходящей линии к вершине спи-
рали, то есть к его основной смысловой кульминации.
Монтаж - это художественный метод соединения разно-
жанрового материала. «При помощи монтажа можно конструи-
ровать и выражать самые сложные идеи, самые сложные ощуще-
ния эпохи, мира, времени, человека, человечества», — говорил М.
Ромм. В связи с этим монтажное построение художественного
произведения можно обнаружить и в литературе, и в живописи, и
в кинемотогрофе и в других видах искусства. Использование мон-
тажа, правда, реже всего, мы можем наблюдать и в театральной
драматургии. На монтажное выстраивание композиции в драма-
тургических произведениях наше внимание обращает С.М. Осов-
цев, выделяя два типа композиции: замкнутую и открытую. И в
подтверждение своего тезиса приводит высказывание из трактата
Е. Хализева: «Творчество Чехова убеждает, что традиционное един-
ство действия в драме необязательно, что существуют два типа
сюжетно-композиционного единства драматических произведений.
Первый основан на замкнутом узле событий, находящихся в при-
чинно-следственных связях между собой. Второй тип единства
создается эмоционально-смысловыми сопоставлениями судеб,
характеров, событий, высказываний, деталей. Здесь художествен-
* мышление автора воплощается в активной, во многом незави-
-имой от развивающегося действия, монтажной композиции....»
' 125). Таким образом, замкнутая композиция стремится к
нству действия, её можно назвать центростремительной. Она
тяготеет к концентрации времени и пространства. Открытая ком-
позиция, наоборот, сопротивляется концентрации времени и про-
странства, стремится к жизнеподобной полноте и непринужден-
ности, работает как бы на разрыв действия. Такое построение ком-
позиции по её конструкции называют центробежной.
Ярким примером открытой композиции может служить пьеса
Владимира Маяковского «Мистерия-буфф», местом действия ко-
торой автор обозначил всю Вселенную: ад, рай, землю обетован-
ную. Время действия в пьесе не ограничено, - оно бесконечно. В
связи с этим автору пришлось включить в число действующих лиц
особого Вестника, который и докладывал зрителям, где и когда
происходит действие. Таким образом, в «Мистерии-буфф» В. Ма-
яковский предложил нам монтажное выстраивание композиции,
что позволило ему быть свободнее в изложении поднимаемых про-
блем и ярче выразить свою авторскую концепцию. Открытую ком-
позицию можно наблюдать и в пьесе Всеволода Вишневского «Пер-
вая конная».
Говоря о монтажном построении композиции, мы не можем
не сказать об эпическом театре знаменитого немецкого драматур-
га и режиссера, реформатора сценического искусства Б. Брехта.
Здесь, в отличие от традиционного театра, иначе именуемого ари-
стотелевским, предыдущая сцена непосредственно не обусловли-
вает последующую, а чисто сюжетно является независимой. Так,
реализуя принцип параллельности, а не последовательности, они
соотносятся проблемно-тематически. Говоря иначе, концентричес-
кое, центростремительное развитие событий уступает место мон-
тажному, центробежному. Таким образом, рассуждая о монтаж-
ном соединении материала в сценариях театрализованных пред-
ставлений, мы можем говорить о центробежной конструкции
сценарной драматургии, стремящейся к жизнеподобной полноте
и непринужденности, так как именно открытая композиция ха-
рактерна для драматургии театрализованных представлений и
праздников. Характер сценарной драматургии близок эпическому
театру - театру мысли, обращённому к интеллекту зрителя, апел-
лирующего больше к разуму, нежели к чувству. Ратуя за монтаж-
ную конструкцию драматургии, Б. Брехт отстаивал её раскован-
ность, неограниченные возможности философских обобщений и
глубинных ассоциаций, заключающихся в ней. «Монтаж позволя-
ет превратить внутреннюю скрытую связь реальных явлений в
связь обнажённую, ясно видимую, непосредственно воспринима-
емую без объяснений» (71, 119)3десь важно мыслить не плавно
развивающимся непрерывным действием, а последовательностью
отдельных, самостоятельных эпизодов, номеров, блоков, соеди-
няя их в единую монтажную структуру по принципу резкого и
неожиданного сопоставления, контраста. Творческий монтаж сце-
нарного материала даёт возможность переброске действия из од-
ного времени в другое, одной эпохи, времени суток, места дей-
ствия в другие, что создает динамику развивающегося действия,
мобильность, возможности мгновенного переключения зрительс-
кого внимания с одного объекта на другой.
В связи с этим конфликт в драматургии театрализованных пред-
ставлений, особенно в драматургии массовых праздников, тяготе-
ющих к широким обобщениям, -это не всегда столкновение анта-
гонистических сил: он может выражаться в преодолении трудно-
стей, препятствий или осуществлении тех или иных положитель-
ных целей, в столкновении человека с окружающей средой. Здесь,
как правило, сценарист не стремится выстроить взаимоотноше-
ния характеров действующих лиц, а идёт по пути концентрации,
насыщения материала, связанного с показом и отражением тех или
иных жизненных противоречий.
«Концентрация используемого в сценарии материала, намерен-
ное порой придание ему драматизма позволяет говорить о постро-
ении в сценарии, используя выражение Белинского, драматичес-
кой коллизии, то есть такого стечения обстоятельств, которое не
может не вызвать движения либо путём переплетения и столкно-
вения разностных подходов к оценке того или иного события или
явления, либо в результате монтажа каких-либо конкретных мате-
риалов или концертных номеров» (13).
Монтаж сближает драматургию театрализованных представ-
лений с поэтическим искусством. «Монтажное сопоставление раз-
1Ичньк произведений, частей образует драматургический диалог
Гем и обобщенных образов. Диалогичность эта несет черты конф-
ликта, являясь действенным фактором монтажной структуры.
Множество тем и событий в сценарии театрализованного пред-
ставления сливаются, образуя как бы мозаику», - пишет Г. Лит-
винцева. Монтаж, позволяя управлять временем по своему усмот-
рению, сближает театрализованные представления и праздники,
как и кинематограф не с драматургическим искусством, а с эпи-
ческим. Для драматургии театрализованных представлений харак-
терна раскованность действия. Здесь возможно рассредоточение
действия во времени и пространстве, и это не повредит иллюзии
натуральности или жизнеподобию.
Таким образом, конфликт в театрализованных представле-
ниях строится как по законам драмы, так и по законам сценар-
ной драматургии, то есть монтажным методом, что происхо-
дит гораздо чаще. Во втором случае выявление конфликта и глав-
ной мысли требует от читателя и зрителя определенных усилий.
Однако мы должны помнить, что прежде всего «режиссёр должен
уметь думать сам и должен так строить свою работу, чтобы она
возбуждала у зрителя мысли, нужные современности», о чём го-
ворил К.С. Станиславский (23,42). Как видим, монтаж находится
в прямой связи с гражданской позицией автора, его идейно-худо-
жественными устремлениями. Монтаж - это волевое выделение
смысла, заложенного в произведении, а смысл надо искать в гар-
моническом развитии целого, а не отдельно взятых частностей.
Итак, создание целостного в монтажной структуре сцена-
рия театрализованного представления происходит не в ходе пос-
ледовательно развивающихся событий, а по внутренним связям
отдельных явлений, событий, следуя логическим или психологи-
ческим закономерностям их объединения. При помощи монтажа в
сценариях театрализованных представлений порой воедино собра-
ны и смело подчинены авторской мысли столь различные понятия
и явления, что происходит рождение совершенно нового смысла.
И мы по-новому открываем для себя, по-новому воспринимаем и
оцениваем давно известные нам вещи. Поэтому конфликт здесь
развивается не как борьба между двумя или несколькими группи-
ровками действующих лиц, возникшая в результате вставшего на
пути контрдействия, а возникает в соединении разнородного, ра3'
ложанрового материала, так как само монтажное соединение кон-
фликтно по своей сути и вызывает появление противоборствую-
щих сил. При монтажном соединении различного сценарного ма-
териала, которое происходит под ракурсом авторского отношения
к поднимаемой проблеме, материал соединяется таким образом,
что ощущается движение мысли, развитие авторской идеи театра-
лизованного представления. При смысловом монтаже внутренняя
логическая связь действия обнаруживается как в любом компо-
ненте, так и в целостной «сборке» всего произведения. Смысл зави-
сит от соотношения, столкновения друг с другом кусков, от их сцеп-
ки, создающей в сопоставлении новое качество самих кусков.
Конфликт здесь выглядит как борьба с определёнными труд-
ностями, вставшими на пути какого-то конкретного человека, кол-
лектива или целого народа, борьба взглядов, идей, целей. Таким
образом, сценарий театрализованного действа представляет
собой некую диалогичность различных тем и жанровых разно-
видностей, которая несёт в себе черты внутренней конфликтно-
сти. Композиция становится одним из главных средств, с помо-
щью которого и, главным образом, через которое, создаётся конф-
ликтная ситуация. В сценарии театрализованного представления,
ввиду ослабления функции сюжета, композиция берёт на себя роль
главного организатора художественно-документального мате-
риала, её функция становится определяющей. Именно поэтому в