Ными, тематическими, сюжетно-тематическими и театрали-
Зованными.
Дивертисментные программы иначе называют сборными. Та-
кие программы включают в себя, согласно своей разновидности,
определённый набор сценарного материала: игровых форм, раз-
влечений, конкурсов, концертных номеров на различные темы. Они
не требуют от сценарного материала тематического единства. От-
бор сценарного материала для дивертисментных программ про-
исходит исходя из воспитательных задач, стоящих перед их орга-
низаторами, и существующих принципов отбора сценарного ма-
териала, среди которых на первое место здесь выходят: принцип
соответствия материала психолого-педагогическим и возрастным
особенностям аудитории, принцип соответствия его художествен-
но-эстетическим качествам, соблюдения принципов новизны и
достоверности сценарного материала. Организация сценарного
материала должна соответствовать особенностям места прове-
дения программы и подчиняться принципам зрительского вос-
приятия.
Тематические программы, помимо соблюдения вышеназван-
ных принципов отбора и организации сценарного материала, тре-
буют строгого подчинения отбираемого сценарного материала за-
данной или выбранной теме будущего сценария. Организацию
сценарного материала в сценарий программы необходимо осуще-
ствлять в соответствии с принципами зрительского восприятия.
Сюжетно-тематические программы отличаются наличием в
них сюжетного хода, который организует отобранный в соответ-
ствии с разновидностью конкретной программы сценарный мате-
риал. Отбор материала здесь происходит в соответствии с идейно-
тематической направленностью программы, психолого-педагоги-
ческими и возрастными особенностями аудитории и особеннос-
тями сценической площадки или места проведения программы, в
соответствии с художественно-эстетическим качеством материа-
ла, его достоверностью и новизной. Выстраивание программы
требует соблюдения логики развития сюжета, темы сценария и
законов зрительского восприятия.
Театрализованные программы требуют, помимо всех вышепе-
речисленных принципов отбора сценарного материала, соответ-
ствующего определённой разновидности программы соблюдения
принципа соответствия отбираемого материала сценарно-режис-
сёрскому замыслу будущего театрализованного действа. Художе-
ственная организация отобранного сценарного материала осуще-
ствляется методом театрализации. В свою очередь, метод театра-
лизации требует организации сценарного материала по законам
Драматургии — создания художественного образа программы и
организации деятельности аудитории.
Вместе с тем ещё до сегодняшнего дня происходит путаница,
Даже, к сожалению, среди профессионалов в разграничении мето-
да театрализации и метода иллюстрации в массовых действах.
Уместно, на наш взгляд, заметить, что метод иллюстрации, кото-
рый широко применяется в массовых формах, не менее интересен
и значителен, чем метод театрализации. Главное - уметь им гра-
мотно пользоваться. Метод иллюстрации представляет собой вне-
сение элемента художественности (музыки, песни, танца, кино-
фрагмента, отрывка из спектакля, концертного номера) в празд-
ничную программу (дивертисментную, тематическую) без видо-
изменения её формы. Использование метода иллюстрации способ-
ствует расширению границ информации, сообщаемой аудитории
в ходе программы, доступности её восприятия и более прочному
её усвоению, делая этот процесс более живым и интересным, так
как средства искусства повышают эмоциональное воздействие на
аудиторию.
Театрализация, в свою очередь, требует, прежде всего, орга-
ничного вплетения используемых средств выразительности в раз-
вивающееся действие, их целостного единства с происходящим, а
не сводится к костюмировашяо персонажей или иллюстрирован-
ному использованию в праздничном действе отрывка драматур-
гии или любого другого вида искусств. Театрализация представ-
ляет собой сложный творческий метод, который может быть ис-
пользован лишь в особых социально- психологических условиях
и представляет собой синтез художественного вымысла и реаль-
ной действительности, который рождает новое неповторимое до-
кументально-художественное действие. Более того, театрализация
требует не только наличия и завершённости развивающегося по
законам драматургии действия, но и активизации аудитории, что в
корне отличает её от иллюстрации.
Вместе с тем, в процессе создания сценария и при использова-
нии метода иллюстрации, как и метода театрализации, сценарис-
ту необходимо знать, о чём он хочет поведать аудитории, какую
мысль и ради чего он будет ее утверждать, где будет проходить
предстоящее действо.
Обычно для игровых, развлекательно-игровых, зрелищно-иг-
ровых, информационно-развлекательных, конкурсных, зрелищных
(концертных) программ больше характерны три первых принци-
па организации сценарного материала.
Театрализованные программы данных разновидностей в прак-
тике встречаются реже. Что касается зрелищных, литературно-
художественных, документально-художественных, художе-
ственно-публицистических, церемониально-обрядовых и комплек-
сных программ, то они чаще бывают тематическими, сюжетно-
тематическими и театрализованными. Комплексная программа
может вбирать в себя все разновидности программ: дивертис-