По культуре и кинематографии

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО

ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ

ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ

Кафедра режиссуры театрализованных представлений

С.И. Гавдис

ОСНОВЫ СЦЕНАРНОГО МАСТЕРСТВА

Учебное пособие

для студентов специальности 070209

«Режиссура театрализованных представлений и праздников»

Рекомендовано Учебно-методический объединением высших учеб-

ных заведений Российской Федерации по образованию в области

народной художественной культуры, социально-культурной дея-

тельности и информационных ресурсов в качестве учебного по-

собия для студентов высших учебных заведений, обучающихся

по специальности 070209 - Режиссура театрализованных пред-

ставлений и праздников. Дисциплина ОПД.Ф.05.01 - Теория дра-

мы и основы сценарного мастерства

Орёл-2005

ББК 85.34

УДК 793

Г 123

Рецензенты:

Жарков А. Д., доктор педагогических наук, профессор, декан факультета те-

атра, кино и телевидения МГУКИ;

Марков О. И., заслуженный деятель искусств Ингушетии, доктор педагогичес-

ких наук, профессор, декан факультета театрального искус-

ства, заведующий кафедрой режиссуры КГУКИ;

Скляр И. Г., заслуженный деятель искусств республики Коми, кандидат фило-

софских наук, доцент, художественный руководитель МГУКИ

Якунина В.П., кандидат педагогических наук, профессор кафедры социальной

работы и психолого-педаго'гических наук ОГИИК

Гавдис С.И. Основы сценарного мастерства.Учебное пособие для

студентов специальности 070209 «Режиссура театрализованных пред-

ставлений и праздников». - Орёл: ОГИИК, Полиграфическая фирма

«Картуш», 2005. - 242 с.

ISBN 5-9 708-0019-8

Учебное пособие разработано на основе образовательной программы 070209

«Режиссура театрализованных представлений и праздников» в соответствии

с содержанием дисциплины «Теория драмы и основы сценарного мастерства».

Учебное пособие посвящено одной из актуальных проблем сценарного мас-

терства - закономерностям творческого процесса работы над сценарием те-

атрализованного представления и праздника. В пособии рассмотрены особен-

ности сценарного творчества, выявлены разновидности праздничных программ,

раскрыты общие и специфические особенности драматургии массового теат-

ра. Автор на конкретных примерах не только анализирует теоретические под-

ходы к драматургии, но и «живую» сценарную практику.

Пособие предназначено для студентов вузов искусств и культуры специ-

альности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников»,

практиков в области организации и постановки массовых действ, а также для

всех, занимающихся и интересующихся сценарным творчеством.

ISBN 5-9708-0019-8

ББК 85.34

УДК 793

От автора

Получив очередной заказ на художественную организацию ка-

кого бы то ни было праздничного события: Нового года или дня

Святого Валентина, юбилея известного человека или коллектива,

дня именинника или праздника Русской Масленицы, свадебного

торжества или рождения ребёнка, праздника улицы или города, от-

крытие художественной выставки или торгового центра, профес-

сионального праздника или презентации фирмы, всякий раз, не-

смотря на многолетний опыт работы по организации и проведе-

нию разного рода мероприятий, возникает какое-то непонятное

состояние души. С одной стороны, это радостное волнение, ожида-

ние чего-то необычного, предчувствие какого-то открытия, с дру-

гой стороны - чувство тревоги, ответственности, осознания важ-

ности свершаемого дела, но всегда возникает желание предугадать

- что же будет на этот раз? Хочется поскорее открыть ту таинствен-

ную дверь, за которой пока ещё скрывается твоё будущее детище.

Но подобрать ключик к этой волшебной двери не так уж и просто.

Для этого потребуется масса энергии, творческих переживаний,

ворох прочитанных книг, журналов, изученных документов, пере-

смотренных фотографий; новые знакомства и общение с ранее не-

известными людьми, которые за это время станут хорошими знако-

мыми приятелями и друзьями. Сколько человеческих историй при-

дётся выслушать и пережить, сколько нового и интересного откро-

ется за период работы над сценарием! А сколько нужно «тебя», что-

бы всё это стало близким и дорогим, тем единственным, что помо-

жет тебе выразить то сокровенное, что давно созрело и просится

наружу, то, о чём не можешь не поведать людям.

Опыт по организации театрализованных представлений и праз-

дников показывает, что всегда процесс создания очередного сцена-

рия проходит по-разному. Иногда сразу созревает сценарный ход

всего представления, иногда ясно представляешь себе кульмина-

цию своего будущего спектакля, порой слышишь музыку, которая

не даёт покоя или видишь световое решение, цветовую гамму буду-

щего действа, пространственное решение всего праздника, или от-

дельную мизансцену. А порой чувствуешь общий темпо-ритм или

стиль сценического действия, который становится во главе всей

дальнейшей работы и помогает выстроить весь материал в едином

ключе. Иногда, уже на первом этапе работы над очередным празд-

ничным действом, неожиданно возникает режиссёрское решение

церемонии награждения или минуты Памяти, рождаются приёмы

активизации аудитории. Или неожиданно, в процессе изучения или

анализа сценарного материала, рождается трюк - сюрприз, кото-

рый может взбудоражить зрителя своей неожиданностью, но умес-

тностью та изюминка, которая поможет донести до зрителя то глав-

ное, что хочешь сказать, то, ради чего будешь создавать очередное

действо. А зачастую приходится долго раздумывать над темой те-

атрализованного представления, выявлением проблемы, которая

будет интересна не только автору, но и тем, кому она адресована, с

кем хочешь поделиться своими мыслями и взглядами, болью и ра-

достью, кого хочешь вызвать на диалог или заставить задуматься о

насущном, о том, что сегодня не даёт покоя, о том, что поможет

сделать нашу жизнь лучше, полнее, интереснее.

Творческий процесс работы над сценарием театрализованно-

го действа сложен и требует от сценариста самоотдачи. Даже изу-

чив «технологию» создания сценария, мы не можем считать себя

сценаристами, так как нельзя научить писать сценарии, если нет

дарования, нет таланта, а при их наличии также нельзя надеяться

на «авось», так как «только в результате труда могут укрепиться и

развиться природные способности человека, только труд (практи-

ка) может выработать и накопить действенную силу вдохновения,

раскрыть дальнейшие перспективы для творческой работы» (82).

Вместе с тем, сегодня мы можем, к сожалению, наблюдать, что

«пишут» сценарии практически все кто мало-мальски образован,

дискредитируя при этом и профессию, и сам вид искусства. Отсюда,

на наш взгляд, и отношение к сценаристам-режиссёрам, можно ска-

зать, пренебрежительное и труд низкооплачиваемый. Здесь же не

нужно вагоны грузить или цифры считать, здесь не нужна сила, зна-

ния высшей математики не требуются: составил последовательность

номеров, придумал текст ведущим праздничного мероприятия, до-

бавил к ним выступления уважаемых людей - вот и сценарий готов.

Затем подобрал подходящую музыку - и дело, как говорится, «в шля-

пе». Так и проводятся нередко мероприятия для галочки, в которых

ни о какой драматургии, ни о какой образности и речи не может идти.

Однако за постановку театрального спектакля по пьесе драматурга

такие «режиссёры-постановщики» не берутся (хотя и такое можно

наблюдать, но реже), так как понимают, что это по плечу лишь ре-

жиссёру-профессионалу. Вместе с тем, осуществить подготовку те-

атрализованного представления или любого другого театрализован-

ного массового действа - это для них якобы дело нехитрое, несмот-

ря на то, что не каждый театральный режиссёр возьмётся это сде-

лать, особенно в условиях нетрадиционной сценической площадки.

А порой можно наблюдать и другую картину, когда, делая заказ

на очередной сценарий, практически каждый руководитель считает

необходимым указать режиссёру-сценаристу, как тот должен выпол-

нять предстоящую работу, его профессиональные обязанности. И

здесь мы не имеем в виду высказанных заказчиком пожеланий (на-

пример: о поддержании сложившихся традиций в коллективе; о том,

какие моменты в деятельности того или иного коллектива нужно

выделить в ходе мероприятия; о ком нужно рассказать; кого повели-

чать и т.п.), а именно указаний, как должно быть. И чаще всё это

должно быть так, как и в прошлом году и 10, 20, а то и 50 лет назад

или как было у соседа. Поэтому и проводятся однообразные мероп-

риятия по кем-то давно установленной схеме: выступает высокое

начальство, затем идёт награждение, а потом концерт. Порой хочет-

ся сказать таким заказчикам: «Если вы знаете, как это должно быть

организовано, зачем приглашаете сценариста, режиссёра? Делайте

сами и не превращайте режиссёров в неких «молодцов-удальцов»,

которые будут выполнять лишь ваши указания, не используя своего

творческого потенциала и профессиональных навыков».

Создание и проведение массового театрализованного действа,

которое требует собственной драматургии, созданной на конкрет-

ном материале, для конкретной аудитории и зачастую для нетра-

диционной сценической площадки, - дело сложное.

Итак, какими же качествами должен обладать сценарист-ре-

жиссёр, (обычно он выступает в этих ипостасях в одном лице)?

Прежде всего он должен быть воспитанным, социально-активным

человеком. Быть Личностью, быть Гражданином своей страны,

иметь свой взгляд на мир, свои убеждения, своё мнение, быть сме-

лым, активным, напористым в стремлении к достижению цели.

Человеку, безразличному к жизни, к окружающей действительно-

сти, к проблемам, которые требуют сегодня разрешения, равно-

душному к людям, среди которых живёт, к друзьям, к родным,

близким, к братьям нашим меньшим, не место в нашей профес-

сии. Интеллект, культура, наряду с высокими нравственными ка-

чествами, должны характеризовать личность сценариста. И, ко-

нечно же, здесь не обойтись без творческого мышления, вообра-

жения, фантазии, любознательности, умения увидеть то, мимо чего

пройдут другие, разглядеть в нём то, что поможет преобразить этот

мир, сделать его лучше, совершеннее - без этих качеств не может

быть сценариста. И главное - надо любить, уважать того, для кого

ты создаёшь своё действо, праздник, представление. Желая лю-

дям добра, мира, благополучия, вести их за собой через создан-

ные творческие работы, заставляя сопереживать другим, радоваться

и печалиться, думать и анализировать, активно участвовать в тра-

диционных церемониальных, игровых и других действах, не за-

бывая о том, что ты в ответе за них. Вспомните слова Антуана де

Сент-Экзюпери, который в своей повести «Маленький принц»

писал: «Ты в ответе за тех, кого приручил». Так и каждый режис-

сёр театрализованных представлений и праздников в ответе за свою

аудиторию, своего зрителя, участника праздничного действа, за

его духовный мир, за его настроение, желания и помыслы.

Характер художественно-творческой деятельности будущих

выпускников специальности «Режиссура театрализованных пред-

ставлений и праздников» предъявляет высокие требования к их

профессиональной подготовке — знаниям, умениям, навыкам, спо-

собностям, общему кругозору, уровню культуры.

Высококвалифицированный специалист должен уметь своим

творчеством воздействовать на решение важных проблем совре-

менности, точно знать, что хочет сказать аудитории, быть глубоко

убежденным в том, за что выступает, уметь идти в ногу со време-

нем, чувствуя его ритм и характер.

Исходным моментом творчества режиссёра является создание

сценария, все части которого должны быть подчинены закону

сквозного действия и вместе с тем каждая часть должна иметь свою

законченную мысль и внутреннее развитие. Лишь при условии

точного отбора и умелой организации разноименного сценарного

материала сценарист сумеет создать яркое театрализованное дей-

ство и придать ему эстетическую и педагогическую ценность.

Творческий процесс работы над сценарием предполагает не

только овладение «технологией» создания сценариев, но и требу-

ет общего и профессионального развития личности студента, спо-

собного выразить свою гражданскую позицию.

Логическое и художественное мышление, чувства гармонии,

пропорциональности, целостности в восприятии произведений

искусств, окружающей действительности, гражданская позиция,

владение монтажным методом создания динамичной структуры

театрализованных действ — вот тот фундамент, на котором зиж-

дется мастерство сценариста.

В данном пособии мы обращаем внимание будущих режиссё-

ров театрализованных представлений и праздников на особеннос-

ти сценарного творчества, выявляем разновидности современных

праздничных программ и их основные характеристики, рассмат-

риваем сценарий как разновидность драматургии, раскрываем об-

щие и специфические особенности драматургии театрализован-

ных представлений и праздников. Приоткрываем тайны создания

художественного замысла известных произведений литературы и

искусства, прослеживаем этапы творческого процесса по созда-

нию сценариев театрализованных представлений.

Работая над пособием, мы опирались на опыт и труды извест-

ных талантливых литераторов, художников, исследователей, теат-

ральных деятелей, режиссёров и сценаристов театрализованных

представлений и праздников.

Так, основные характеристики сущности драматургии как ос-

новы зрелищных искусств автор раскрывает, обращаясь к иссле-

дованиям Абрамовича ГЛ., Аля Д.Н., Волькенштейна В.И., Заха-

вы Ь.5;^ Ершова П.М., Митты А., Осовцева С.М., Поламишева

A.M., Поля^я м.Я., Товстоногова Г.А.

Значительную pi^ B осмыслении и раскрытии специфичес-

ких особенностей искусстве, -театрализованных представлений и

праздников сыграли труды Генкина Д.М., Коновича А.А., Орлова

О.Л., Петрова Б.Н., Силина А.Д., Тихомирова Д.В., Триадского

В.А., Туманова И.М., Шароева И.Г.

Проследить закономерности творческого процесса автору по-

могли труды Борева Ю.Б., Новикова В.И., Паперного З.С., Шклов-

ского Е.А., Шорохова Е.В.

Большим подспорьем в выявлении особенностей работы над

созданием драматургии театрализованных представлений и праз-

дников послужили работы Аля Д.Н., Вершковского Э.В., Жаркова

Д.М., Литвинцевой Г.Д., Саруханова В.А., Чечётина А.И.

Особую роль при подготовке данного пособия сыграли труды

доктора педагогических наук, профессора Маркова О.И. Создан-

ная им методика работы над сценарием легла в основу авторского

анализа этапов творческого процесса создания сценариев театра-

лизованных представлений и праздников.

В изложении материала автору помог изученный и проанали-

зированный им имеющийся опыт творческой деятельности извес-

тных режиссёров театрализованных представлений и праздников,

педагогов, коллег.

Работая над пособием, автор опирался на собственный много-

летний опыт работы в вузе в качестве преподавателя «Сценарного

мастерства» и «Режиссуры театрализованных представлений и

праздников», личную творческую практику по созданию сценари-

ев, организации и проведению различных театрализованных пред-

ставлений и праздников в институте, городе и области на различ-

ных сценических площадках.

В настоящем пособии автор систематизировал собранный и

изученный материал и стремился в достаточно ясной, доступной

форме рассмотреть особенности сценарного творчества, общие и

особенные черты сценарной драматургии и последовательно про-

следить творческий процесс создания сценариев театрализован-

ных действ.

Надеемся, что данное пособие поможет студентам - будущим

режиссёрам театрализованных представлений и праздников - по-

стичь все сложности сценарного творчества, что является важной

составляющей их профессиональной деятельности.

СТАВЛЕНИЙ И ПРАЗДНИКОВ

Создать качественный сценарий театрализованного представ-

ления или праздника сценаристу удаётся лишь при наличии сце-

нарной культуры, процесс формирования которой подробно рас-

сматривает в своём пособии О.И. Марков. Сценарная культура как

художественно-педагогическое явление представляет собой «ком-

плекс специальных теоретических знаний и практических навы-

ков интеграционного характера, необходимых для профессиональ-

но-художественного регулирования воспитательных процессов в

обществе» (38, 17). Таким образом, в основе сценарной культуры

режиссёров театрализованных представлений и праздников лежит

комплекс профессиональных характеристик личности режиссёра,

обусловленных «спецификой сценарно-режиссёрского творчества,

исторически сложившегося под влиянием интеграции тенденций

системы искусств» (38, 14).

Разновидности современных

Праздничных программ

Вся наша жизнь сопровождается множеством событий лично-

го, коллективного и общественного характера, которые вызывают

праздничное настроение, желание встретиться с друзьями, род-

ственниками, сослуживцами или просто оказаться в праздничной

толпе знакомых и незнакомых нам людей. В праздничный день

нам хочется полюбоваться праздничной фиестой или салютом,

послушать выступления известных политиков, писателей, худож-

ников, принять участие в шуточных соревнованиях, конкурсах,

потанцевать, послушать музыку, посмотреть на заезжих или мест-

ных артистов, пообщаться с интересными людьми, спеть хором

под гитару, побродить по праздничным улицам. Хорошо или не

очень, но эти праздничные события сегодня художественно орга-

низованы. Масштаб праздничного действа, место проведения,

форма, жанр и, соответственно, используемые средства вырази-

тельности зависят, прежде всего, от значимости отмечаемого со-

бытия. Немаловажную роль здесь играют потребности аудитории,

Для которой организуется праздничное событие, объём имеющих-

ся финансовых средств, количество и уровень исполнительского

мастерства творческих коллективов, которые могут быть задей-

ствованы в театрализованном представлении, а также талант, нрав-

ственные и гражданские позиции устроителей данного праздника.

Анализ практики художественной организации праздничных

событий выявил, что каждая программа имеет свой набор сценар-

ного материала и разную степень участия в программе зрительс-

кой аудитории. В результате выделяем следующую разновидность

современных праздничных программ:

- игровые;

- развлекательно-игровые;

- зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные;

- информационно-развлекательные;

- конкурсные;

- зрелищные;

- художественные и литературно-художественные;

- документально-художественные;

- документально-публицистические;

— церемониально-обрядовые;

- комплексные программы.

Данная разновидность программ предложена исходя из сце-

нарного материала, который преобладает в той или иной програм-

ме, а также степени участия в праздничном действе присутствую-

щей аудитории. Остановимся на каждой программе отдельно.

Так, игровые программысоздаются на основе различных

игровых форм: игр, игр-аттракционов, викторин, загадок, лотерей,

конкурсов, аукционов, эстафет и т.д. Наряду с игровыми форма-

ми, здесь используется и художественный материал: поэзия, про-

за, музыка, хореография, пластика и другие виды литературы и

искусств, которые органично «вплетаются» в развивающееся дей-

ство. Обязательное условие организации таких программ - акти-

визация аудитории. Здесь нет зрителей - все являются участника-

ми программы.

Само название развлекательно-игровых программговорит

о том, что их сценарии создаются на основе различных развлече-

ний и игровых форм. Обычно это танцы, конкурсы, шарады, голо-

воломки, викторины, состязания и многое другое, что позволяет

аудитории самовыразиться, испытать и показать себя, выявить и

продемонстрировать свои способности и возможности. И, конеч-

но же, здесь также не обойтись без использования имеющегося

многообразия художественного материала, который будет способ-

ствовать созданию необходимой атмосферы развивающегося дей-

ства, непринуждённого общения, самодеятельного творчества и

активного отдыха собравшихся людей. Сценарии игровых и раз-

влекательно-игровых программ представляют собой художествен-

но организованную программу действий аудитории.

Несмотря на то, что само действие участников любой програм-

мы являет собой зрелище, в отличие от двух предыдущих про-

грамм, зрелищно-игровые и зрелищно-развлекательные програм-

мы, помимо игровых форм (первая - и развлечений, включая и

игровые формы - вторая), имеют в своей основе концертные но-

мера различных жанров. То есть сценарии данных программ пред-

ставляют собой синтез игрового и художественного материала - в

первом случае и синтез различного рода развлечений, игровых

форм и художественного материала - во втором случае, в одина-

ковой степени, в равных пропорциях. Здесь аудитория является не

только прямым участником предложенных программой форм дей-

ствия, но и активным зрителем, сопереживающим происходяще-

му, что способствует удовлетворению и формированию более ши-

рокого спектра её потребностей.

Информационно-развлекательные программывыстраива-

ются на основе документального материала, развлечений и игро-

вых форм. Художественный материал может использоваться как

равный среди вышеназванного основного сценарного материала,

так и выполняющий вспомогательную функцию для эмоциональ-

ного воздействия на аудиторию или создания условий для актив-

ного отдыха Информационный материал такого рода программ не

Должен быть тяжёлым для восприятия и преобладать над развле-

кательно-игровыми формами. Идеальным является тот вариант,

когда в программе игровые и развлекательные формы помогают

Донесению информации до аудитории и способствуют его осмыс-

лению.

Структуру конкурсных программсоставляют самые разно-

образные конкурсы, которые отбираются исходя из целесообраз-

ности конкурсной программы. Наряду с конкурсами, сценарным

материалом, могут быть различные игровые формы, а также худо-

жественный материал. Степень использования художественного

материала и разнообразия игровых форм определяется принципа-

ми организации сценарного материала и разновидностью конкур-

сной программы. Степень активности аудитории здесь неодина-

кова. Одни являются прямыми участниками действия, другие —

зрителями, активно им сопереживающими.

В основе сценариев зрелищных программможет лежать толь-

ко художественный материал во всём его многообразии. Сцена-

рии зрелищных программ также могут выстраиваться на основе

синтеза художественного и документального материала. И тот, и

другой материал может быть использован в равной степени, а мо-

жет преобладать один из названных видов сценарного материала.

Зрелищные программы требуют разделения на зрителей и испол-

нителей, хотя каждый сценарий данной разновидности програм-

мирует в определённой степени активизацию аудитории. Зрелищ-

ные программы отличаются разнообразием средств сценарной и

режиссёрской выразительности, многожанровостью, неординар-

ностью подачи и лёгкостью восприятия сценарного материала.

Зованными.

Дивертисментные программы иначе называют сборными. Та-

кие программы включают в себя, согласно своей разновидности,

определённый набор сценарного материала: игровых форм, раз-

влечений, конкурсов, концертных номеров на различные темы. Они

не требуют от сценарного материала тематического единства. От-

бор сценарного материала для дивертисментных программ про-

исходит исходя из воспитательных задач, стоящих перед их орга-

низаторами, и существующих принципов отбора сценарного ма-

териала, среди которых на первое место здесь выходят: принцип

соответствия материала психолого-педагогическим и возрастным

особенностям аудитории, принцип соответствия его художествен-

но-эстетическим качествам, соблюдения принципов новизны и

достоверности сценарного материала. Организация сценарного

материала должна соответствовать особенностям места прове-

дения программы и подчиняться принципам зрительского вос-

приятия.

Тематические программы, помимо соблюдения вышеназван-

ных принципов отбора и организации сценарного материала, тре-

буют строгого подчинения отбираемого сценарного материала за-

данной или выбранной теме будущего сценария. Организацию

сценарного материала в сценарий программы необходимо осуще-

ствлять в соответствии с принципами зрительского восприятия.

Сюжетно-тематические программы отличаются наличием в

них сюжетного хода, который организует отобранный в соответ-

ствии с разновидностью конкретной программы сценарный мате-

риал. Отбор материала здесь происходит в соответствии с идейно-

тематической направленностью программы, психолого-педагоги-

ческими и возрастными особенностями аудитории и особеннос-

тями сценической площадки или места проведения программы, в

соответствии с художественно-эстетическим качеством материа-

ла, его достоверностью и новизной. Выстраивание программы

требует соблюдения логики развития сюжета, темы сценария и

законов зрительского восприятия.

Театрализованные программы требуют, помимо всех вышепе-

речисленных принципов отбора сценарного материала, соответ-

ствующего определённой разновидности программы соблюдения

принципа соответствия отбираемого материала сценарно-режис-

сёрскому замыслу будущего театрализованного действа. Художе-

ственная организация отобранного сценарного материала осуще-

ствляется методом театрализации. В свою очередь, метод театра-

лизации требует организации сценарного материала по законам

Драматургии — создания художественного образа программы и

организации деятельности аудитории.

Вместе с тем ещё до сегодняшнего дня происходит путаница,

Даже, к сожалению, среди профессионалов в разграничении мето-

да театрализации и метода иллюстрации в массовых действах.

Уместно, на наш взгляд, заметить, что метод иллюстрации, кото-

рый широко применяется в массовых формах, не менее интересен

и значителен, чем метод театрализации. Главное - уметь им гра-

мотно пользоваться. Метод иллюстрации представляет собой вне-

сение элемента художественности (музыки, песни, танца, кино-

фрагмента, отрывка из спектакля, концертного номера) в празд-

ничную программу (дивертисментную, тематическую) без видо-

изменения её формы. Использование метода иллюстрации способ-

ствует расширению границ информации, сообщаемой аудитории

в ходе программы, доступности её восприятия и более прочному

её усвоению, делая этот процесс более живым и интересным, так

как средства искусства повышают эмоциональное воздействие на

аудиторию.

Театрализация, в свою очередь, требует, прежде всего, орга-

ничного вплетения используемых средств выразительности в раз-

вивающееся действие, их целостного единства с происходящим, а

не сводится к костюмировашяо персонажей или иллюстрирован-

ному использованию в праздничном действе отрывка драматур-

гии или любого другого вида искусств. Театрализация представ-

ляет собой сложный творческий метод, который может быть ис-

пользован лишь в особых социально- психологических условиях

и представляет собой синтез художественного вымысла и реаль-

ной действительности, который рождает новое неповторимое до-

кументально-художественное действие. Более того, театрализация

требует не только наличия и завершённости развивающегося по

законам драматургии действия, но и активизации аудитории, что в

корне отличает её от иллюстрации.

Вместе с тем, в процессе создания сценария и при использова-

нии метода иллюстрации, как и метода театрализации, сценарис-

ту необходимо знать, о чём он хочет поведать аудитории, какую

мысль и ради чего он будет ее утверждать, где будет проходить

предстоящее действо.

Обычно для игровых, развлекательно-игровых, зрелищно-иг-

ровых, информационно-развлекательных, конкурсных, зрелищных

(концертных) программ больше характерны три первых принци-

па организации сценарного материала.

Театрализованные программы данных разновидностей в прак-

тике встречаются реже. Что касается зрелищных, литературно-

художественных, документально-художественных, художе-

ственно-публицистических, церемониально-обрядовых и комплек-

сных программ, то они чаще бывают тематическими, сюжетно-

тематическими и театрализованными. Комплексная программа

может вбирать в себя все разновидности программ: дивертис-

Зованные.

Каждая из перечисленных разновидностей программ представ-

лена конкретными формами.

Так, к игровым программам можно, прежде всего, отнести иг-

Конкурсы и т.д.

Развлекательно-игровые — это вечера отдыха, вечера зна-

Ники, конкурсы и т.д.

Зрелищно-развлекательные программы - это «огоньки», по-

Конкурсы и т.п.

К зрелищным программам относятся такие формы, как кон-

Навалы и т.д.

К художественным и литературно-художественным про-

граммам можно отнести театрализованные представления, ли-

Искусств и т.д.

26 27

Документально-художественные программы - театрализо-

Основные характеристики

Сущности драматургии

Фундаментальной основой искусства театрализованных пред-

ставлений и праздников, как и других зрелищных искусств про-

странственно-временного характера, является драматургия. И не-

смотря на то, что характер драматургии театрализованных действ

имеет свои специфические особенности, она базируется на общих

законах драматургии. В связи с этим, чтобы постичь искусство

театрализованных представлений и праздников, прежде всего не-

обходимо познать основы драматургии, выявить те общие законо-

мерности, которые объединяют его с другими видами зрелищных

искусств. Теория драмы даёт нам подробную характеристику те-

атральной драматургии. В данном разделе мы попытаемся оста-

новиться лишь на некоторых важных, на наш взгляд, элементах

драматургического произведения, которые должен знать автор те-

атрализованных представлений и праздников.

Известно, что драма (от греческого — «действие») — это род

литературного произведения, написанного в диалогической фор-

ме и предназначенного для сценического воплощения. Однако «дра-

матизм, - как писал Белинский, - состоит не в одном разговоре, а

в живом действии разговаривающих одного на другого. Если, на-

пример, двое спорят о каком-нибудь предмете, тут нет не только

драмы, но и драматического элемента; но когда спорящие, желая

приобрести друг над другом поверхность, стараются затронуть

друг в друге какие-нибудь стороны характера или задеть за сла-

бые струны души и когда через это в споре выказываются их ха-

рактеры, а конец спора ставит их в новые отношения друг к другу, -

это уже своего рода драма» (1, 242).

Сравнивая драму с эпическим произведением, Лев Толстой

утверждал, что вместо того, чтобы последовательно рассказывать

о тех или иных перипетиях в жизни человека, драма должна по-

ставить его в такое положение, завязать такой узел, при распуты-

вании которого он выявил бы самые сокровенные стороны своего

характера. Следовательно, условия всякой драмы должны заклю-

чаться в том, «чтобы действующие лица были, вследствие свой-

ственных им характеров, поступков и естественного хода собы-

тий, поставлены в такое положение, в которых, находясь в проти-

воречии с окружающим миром, лица эти боролись бы с ним и в

этой борьбе выражали бы присущие им свойства» (45, 68).

Н. Островский писал: «Драматургическое искусство, принад-

лежа литературной своей стороной к искусству словесному, дру-

гой стороной - сценической - подходит под определение искусст-

во вообще. Всё, что называется в пьесе сценичностью, зависит от

особых художественных соображений, не имеющих ничего обще-

го с литературными. Художественные соображения основывают-

ся на так называемом знании сцены и внешних эффектов, то есть

на условиях чисто пластических» (79, 68).

A.M. Горький, размышляя о драматическом искусстве, в пер-

вую очередь обращал внимание на то, что драма должна быть стро-

го и насквозь действенна, так как «только при этом условии она

может служить возбудителем актуальных эмоций» (24, 603).

Эти высказывания известных людей дополняют друг друга в

более полном определении драмы и не требуют комментария. Об-

ратимся к сути драматургии. От других родов литературы драму

отличают три основные особенности: драматический характер

развивающегося действия; единство действия; воспроизведение

в ней событий как совершающихся в настоящее время.

Таким образом, основой драматургического произведения

является действие. Невольно возникает вопрос, что же такое дей-

ствие? Согласно утверждению Константина Сергеевича Станис-

лавского, «сценическое действие - это стремление к сверхзадаче

по линии сквозного действия» (60,114). В учебном пособии «Дра-

матургия и театр в системе искусств» С.М. Осовцев даёт обще-

признанное определение этого понятия Г.Э, Лессингом: «Ряд дви-

жений, направленных к единой конечной цели, называется дей-

ствием» (35, 110). Однако современным представлениям о сцени-

ческо-драматургическом действии наиболее отвечает формулиров-

ка, применявшаяся в режиссёрской практике Г. Товстоноговым:

«Действие - единый целенаправленный психофизический процесс,

где действующее лицо, стремясь к достижению поставленной цели,

сознательно вступает в борьбу с противодействием друг

Наши рекомендации