Суммативные и целостные системы элементов
Изучение явления как системы означает, прежде всего, выявление в нем элементов и характер связей и отношений между элементами. Рассматривая же элементы, мы должны выделять те особенности, которые связаны с их.
==========================
(80) И.В. Блауберг. Проблема целостности и системный подход. «Эдиториал УРСС», М. 1977 г. Стр. 251.
(81) Система. Симметрия. Гармония. //Сборник статей под редакцией В. С. Тюхтина и Ю. М. Урманцева. – М.: Мысль, 1988, с. 45.
функционированием в данной системе. А какие именно особенности и какое количество особенностей способны проявить элементы в той или иной системе, зависит в основном от типа системы. Обычно имеются в виду два противопоставленных типа систем: системы суммативные и системы целостные. Разница между этими типами систем весьма значительная.
Суммативные системы – это системы, в которых элементы в значительной мере автономны по отношению друг к другу. Взаимодействия, односторонние действия и взаимонедействия элементов носят случайный и крайне мало организованный характер. Суммативные системы возникают путем простого суммирования отдельных частей или элементов, то есть соединением их слабыми, обычно механическими, связями. К числу суммативных систем относятся, например, куча камней, горсть семечек, пакет картошки и другие подобные совокупности объектов.
Существенным признаком суммативных систем служит то, что свойства каждой из них равны или почти равны сумме свойств её элементов.
Свойство системности здесь, безусловно, имеется, но выражено оно очень слабо и не оказывает существенного влияния на объект в целом. Но при этом связи и отношения между элементами или частями суммативных систем могут иметь «явно оформленный вид».(82)
Целостные системы элементов принципиально отличаются от суммативных система так называемыми интегративными (эмерджентными) свойствами. И.В. Блауберг объяснял:
«На первое место […] в наборе характеристик целостных объектов различного рода, следует, как нам представляется, поставить свойство интегративности: целостность характеризуется новыми качествами(83) и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействий в определенной системе связей».(84)
Другой исследователь систем – геолог И.П. Шарапов – привел показательный пример интегративных (эмерджентных)(85) свойств целостной системы:
«Это такие свойства, которых нет у каждого элемента в отдельности, но есть у неё в целом. Так, германий и марганец немагнитны, но их сплав (в определенной пропорции) магнитен. Здесь магнитность – эмерджентное свойство».(86)
==========================
(82)Биолог и специалист в области системных изысканий А.А. Малиновский называл корпускулярными (суммативными) системы, состоящие «из единиц, практически не связанными друг с другом (особи одного вида животных или растений, красные тельца в токе крови). Системы объединяет одинаковое отношение к среде, которое их заставляет вести себя сходно, даже без наличия прямой связи друг с другом. В неживой природе яркий пример такого рода представляет движение отдельных песчинок, которые, хотя и не связанные друг с другом, все же откладываются рекой в одном и том же месте благодаря сходным размерам и весу и могут образовывать мощные наносы в виде мелей, песчаных кос и т.д. […] Само по себе объединение множества однотипных единиц в подобную систему, как правило, лишь незначительно повышает уровень общей их организации по сравнению с отдельной единицей. В некоторых случаях данная система может рассматриваться как простая сумма входящих в нее единиц (особей вида, эритроцитов и т.д.)». (Малиновский А.А. Тектология. Теория систем. Теоретическая биология. – М.: Эдиториал УРСС, 2000, с. 54-55.)
(83)Качества объекта – это реально проявившиеся скрытно (потенциально) существующие свойства любого объекта или явления.
(84) И.В. Блауберг. Проблема целостности и системный подход. «Эдиториал УРСС», М. 1977 г. Стр. 97-98.
(85) Эмерджентный – от англ. emergent – внезапно возникающий и от лат. Emerge – появляюсь, возникаю.
(86) И.П. Шарапов. Применение системного анализа в геологии. Сборник статей под редакцией В.С. Тюхтина и Ю.А.Урманцева: Система. Симметрия. Гармония. «Мысль», М. 1988 г. Стр. 162.
Итак, в любой целостной системе элементов возникают интегративные свойства, которых нет у взятых по отдельности её элементов, но есть у нее в целом. Поэтому каждая целостная система элементов отличаются от суммативных систем тем, что её свойства не равны, а больше суммы свойств её элементов взятых по отдельности.(87)
Ощутить фактически разницу между суммативной и целостной системой можно на следующем примере. Сломаем, например, спичку на две части и потом приставим их друг к другу в месте разлома. На вещественном (атомарном) уровне и целая спичка и составленная из двух половинок идентичны, но качественно они по-разному проявляют себя при внешнем механическом воздействии на них. Так, если, взявшись за оба конца спички, попробовать её согнуть, то не сломанная спичка реагирует на такое механическое воздействие как единая целостная объект-система. А спичка из двух половинок реагирует как непрочно составленная из двух частей (суммативная система). При этом очевидно, что такая разная реакция на внешнее воздействие определяется, прежде всего, различной прочностью, силой связей между элементами спички в этих двух случаях.
Из этого примера явствует простой вывод. Для суммативных систем специфично то, что энергия внутренних связей системы равна или немногим выше энергии внешних воздействий со стороны окружающей среды. В силу этого суммативные системы довольно легко распадаются от внешних воздействий. Тогда как в целостных системах энергия внутренних связей элементов существенно выше энергии внешних воздействий. Поэтому целостная система реагирует на внешние воздействия согласованно как единое целое. И она сохраняют свою качественную определенность в течение достаточно продолжительного времени. А преодолевая эти внешние воздействия, целостная система изменяется и развивается, адаптируясь к условиям внешней среды.(88)
Еще один любопытный пример появления интегративного свойства в целостной системе элементов являет нам фраза, которую придумал языковед академик Л.В.Щерба. Вот часть его фразы:
«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрачит бокренка…».(89)
В этой фразе нет ни одного настоящего слова, а есть только подобия слов – словоформы, не имеющие никаких определенных и заранее известных значений. Казалось бы, фраза, составленная из таких словоформ, тоже должна быть бессодержательной, бессмысленной. И все-таки мы понимаем, что в этой фразе говорится о том, что какая-то «куздра» сделала что-то нехорошее сначала некоему «бокру», а потом еще и его детенышу – бокренку.
Конкретно не определенный, но в значительной мере ясный смысл данной фразы появился в силу двух основных причин.
Во-первых, каждая словоформа, не имеющая ни одного словарного значения, построена по правилам образования слов русского языка. Во-вторых, словоформы во фразе следуют друг за другом и находятся в отношениях взаимодействий, которые построены согласно закономерностям логического мышления и грамматическим правилам русского языка.
Если воспользоваться понятиями теории систем, то фраза
==========================
(87) В данном случае не рассматривается, например, процессы аннигиляции (от позднелат. annihilatio - уничтожение, исчезновение). В физике термин "аннигиляция" принят для наименования процесса, в котором частица и отвечающая ей античастица превращаются в электромагнитное излучение — фотоны или в другие частицы — кванты физического поля иной природы с новыми и несколько иными свойствами.
(88) Это обстоятельство подтверждается, в частности, практикой пространственно-временнoго искусства. Спектакли, созданные на основании «крепко выстроенных» сюжетов, сохраняются значительно дольше, чем бессюжетные произведения.
(89) Цитата по: Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. «Наука», М. 1982 г. Стр. 74.
академика Щербы является целостной системой бессмысленных словоформ. Но общий (интегративный) смысл данной фразы в значительной мере понятен, правда, определен он не полностью.
Придуманная академиком Щербой виртуозная фраза как нельзя лучше демонстрирует и подтверждает еще одну из примечательных особенностей целостных систем элементов. Решающую роль в целостных системах играют не отдельные свойства их элементов (в данном случае понятные или не понятные конкретные значения). А организованные отношения между элементами, порождающими интегративные свойства таких систем в целом. Хотя собственные свойства элементов играют второстепенную, а иногда и весьма важную роль в образовании общего качества целостной системы. В частности, интегративного смысла или содержания целостной системы отдельной фразы, кукольного образа персонажа или любого художественного произведения в целом.
Отсюда следует простое заключение. Если отдельно воспринимаемые элементы или сочетания элементов художественного произведения кажутся бессмысленными, не спешите объявлять произведение в целом бессмысленным. В реальной действительности существует множество примеров, подтверждающих существование смысла целостных систем, элементы который сами по себе бессодержательные. Приведу один из показательных случаев.
Изображенный К.С. Малевичем «Черный квадрат» с художественной стороны многим кажется бессмысленным и даже абсурдным. Но это живописное полотно, как не странно, не является художественным произведением и не предназначено для эстетического восприятия. Оно призвано продемонстрировать один из изобразительно-художественных принципов рожденного в начале ХХ века нового направления в искусстве живописи – супрематизма. (90) Этот принцип супрематизма отображает стремление художников наглядно показать не существующее в окружающей нас действительности ирреальное пространство. Оно возникает при восприятии работ супрематистов подсознательно и только в психической сфере зрителей. Так, давно замечено, что желтая стена кажется нам расположенной ближе, а синяя стена – дальше, чем на самом деле. Зазор же между кажущимися местоположениями приближенной желтой и удаленной синей стенами образует то, что называется иррациональным пространством. (91)
«Черный квадрат» – это интуитивная, не осознаваемая полностью попытка Малевича наглядно показать иррациональное пространство между выступающим вперед белым фоном и отступающим назад чёрным квадратом. (92) Поэтому «Черный квадрат» Малевича не следует называть совершенно бессмысленным и абсурдным. Несмотря на то, что белый фон и черный квадрат сами по себе малоинформативные, некий смысл в их объединении все же имеется. Разумеется, благодаря строго организованным взаимодействиям и односторонним действиям белого фона и черного квадрата. (93)
Нельзя умолчать ещё о том, что в целостных системах одни и те
==========================
(90) Не случайно на футуристической выставке «0.10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Картина «Черный квадрат» занимала почетное место. Среди тридцати девяти картин, выставленных Малевичем на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где обычно вешают иконы, висел «Черный квадрат».
(91) Эффект иррационального пространства непременно используется и проявляется в искусстве живописи, раскрашенной скульптуры, кинематографии, архитектуры, в дизайне интерьера и т. д.
(92) По утверждениям самого художника, «Квадрат» занимал центральное место в его творчестве. «Я долгое время не мог ни есть, ни спать» – говорил Малевич, – «и сам не понимал, что такое сделал».
(93) «Черный квадрат» - не самая удачная попытка Малевича продемонстрировать иррациональное пространство. Более эффектными в этом смысле являются его цветные картины и особенно эскизы для тканей.
же элементы создают при разных отношениях между ними разные интегративные особенности. Например, такую интегративную особенность, как внешняя форма системы. В цитированном выше исследовании «Образ и средства изображения» И.А. Виноградов пишет:
«Если мы имеем нити, связанные в узел, то ведь существуют не только нити, но и узел, самый способ связи этих нитей. И если нам дадут те же нити, связанные в узел по-другому, то мы скажем, что здесь "спецификой", "особенностью" содержания является самый характер узла, его форма». (94)
Этот пример Виноградова подтверждает ещё раз чрезвычайно важную роль характера отношений (взаимодействий и т. д.) между элементами в целостных системах. Примечательно, кстати, что Виноградов заметил важную роль совокупности организованных отношений между элементами еще тогда, когда Общая теория систем оставалась ещё не совершенной и не зрелой.
Опытный зритель, читатель, слушатель знает, что свойство художественности чуть ли не самый главный признак искусства и его произведений. Но не всякий догадывается, что художественность – одно из интегративных свойств произведений и искусства в целом. Отечественный философ-эстетик М.С.Каган объяснил:
«Художествнность – это ведь именно такое специфическое свойство искусства, которое не сводимо ни к содержащейся в нем познавательной информации (известны произведения, обладающие высокой художественностью при низкой познавательной ценности или, напротив, малой степенью художественности при высокой познавательной емкости), ни к заключенной в нем системе оценок (известны случаи несоответствия художественной и идеологической значимости произведения искусства), ни тем более к конструктивной «сделанности» произведения или к его коммуникативным качествам (так, художественные достоинства не совпадают с понятностью или сложностью языка произведения искусства, равно как с техническим совершенством или самодеятельной приблизительностью его выполнения). Художественность есть качество интегративное, в оценке которого учитываются перечисленные выше моменты, но не в виде их простого суммирования, не путем механического сложения или вычитания, а их соотнесения как разных граней одного целого, которое рассматривается именно как целое. Так мы непосредственно ощущаем художественную силу «Евгения Онегина» или «Сикстинской мадонны», воспринимая произведение (и каждый его образ) во взаимопроникающем единстве познавательных, конструктивных и языковых его качеств. И только спустя какое-то время после восприятия мы можем аналитически разъять это целостное впечатление и начать рассматривать порознь разные его аспекты, выявляя запечатленные в них достоинства и недостатки, присущие отдельным сторонам этого произведения».(95)
Таки образом, интегративные свойства произведений искусства возникают не только в результате, как утверждал Блауберг, «взаимодействий в определенной системе связей» отдельных частей или элементов произведения. По мнению Кагана, художественность и прочие интегративные свойства произведений искусства «есть качество интегративное». Оно возникает в результате «соотнесения […] разных граней одного целого, которое рассматривается именно как целое».
Одним словом, художественность и другие интегративные свойства предопределяются всей целостной системой
==========================
(94) И.А.Виноградов. Вопросы марксистской поэтики. «Советский писатель», М. 1972 г. Стр. 109.
(95) Каган М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа) «Политиздат», М.1974 г. Стр. 124-125.
каждого произведений искусства и искусства в целом. Или, согласно определению понятия «система», сформулированному Урманцевым, интегративные свойства произведений искусства возникают, по меньшей мере:
а) благодаря единству множества (некоторого количества) одинаковых или различных элементов;
б) благодаря отношениям взаимодействий, односторонних действий и/или взаимонедействий между элементами;
в) благодаря отношениям между элементами, организованным (выстроенным) по законам единства конкретного произведения искусства.
Согласно заявлениям большинства специалистов наличие интегративных свойств – принципиальное отличие целостных системы от систем суммативных. Но некоторые специалисты вопреки мнению большинства утверждают, что интегративные (эмерджентные) свойства имеются как у целостных, так и у суммативных систем элементов. Для подтверждения этого факта не трудно показать, что суммативные системы типа груды камней или человеческой толпы, которые обычно приводятся в качестве примеров суммативных систем, не вполне корректны. Конечно, с одной стороны, груда камней имеет свойство так называемых «суммативных» систем элементов. Так, общая масса кучи камней равна сумме масс входящих в её состав элементов-камней. В этом явно проявляется очевидный признак суммативности этой и ей подобных систем элементов. Однако общий объём кучи камней заметно превышает сумму объёмов её отдельных элементов-камней, так как в куче между камнями имеются пустоты.
Таким образом, в данном случае куча камней как целое превышает сумму объемов своих элементов-камней. Следовательно, простая куча камней имеет хотя бы одним признак целостных систем элементов. Общим счетом, куча камней по массе является суммативной системой, а по объему – интегративной.
Данный пример показывает, что исследователи систем не всегда отдают себе полный отчет о фактических отличиях суммативных и интегративных систем элементов. С принципиальных же позиций логики следует иметь в виду три основных типа систем элементов:
1) целостные системы,
2) суммативные системы,
3) целостно-суммативные системы элементов.(96)
Если кукольные спектакли, фильмы и т. д. не признавать целостными либо целостно-суммативными системами элементов, то мало-мальски приемлемая теория кукольного искусства вообще невозможна. Ведь конкретный способ изучения художественных произведений зависит не только от правильно и заранее поставленной исследователем цели. А ещё от того, будет ли исследователь рассматривать кукольное искусство и кукольные образы персонажей как суммативные либо как целостные или целостно-суммативные системы элементов. И если по ошибке исследователь зачислил изучаемые художественные произведения к типу суммативных систем, то это ни к чему хорошему не приведет. Он, занимаясь всего лишь анализом отдельных частей или элементов произведений искусства, непременно упустит из внимания интегративные особенности этих произведений.
Здесь, однако, возникает, казалось бы, лишний, а на самом деле важный вопрос. Как следует далее понимать слово «искусство»? Традиция рассматривать искусство в разных аспектах сложилась исторически и оказалась весьма полезной. Но этого недостаточно для того, чтобы выяснить особенности
==========================
(96) Вопрос о разграничении трех форм систем элементов остается, однако, открытым. Тем не менее, следует далее иметь в виду ориентировочные представления о каждом типе из этих трех типов систем элементов.
кукольного пространственно-временнoго искусства. Поэтому целесообразно рассмотреть это искусство, в частности, как динамическую систему, которая состоит из ряда подсистем.