Тема 16. Искусство «золотого» века

В центре русской культуры «золотого века» находится литература, и прежде всего роман. Русская культура достигла своих вершин в петербургский период, тогда как в Киевском и Московском периодах она выражала себя прежде всего в зодчестве и иконописи.

С течения западников (П. Я. Чаадаев) и славянофилов (И. В. Киреевский, А. С. Хомяков) начинается устойчивая традиция русской мысли. Этобыло начало отечественной философии. Но несмотря на возникновение врусской культуре XIX века общественной мысли и первых ростков философии, она оставалась прежде всего культурой художественного слова.

Классическая литература XIX века была уникальным явлением культуры, она выполняла миссию социальных наук. Многие просвещенные люди русского общества строили свою жизнь, ориентируясь на высокие литературные образцы. Напряженность литературных процессов первой половины века отразилась в стремительной смене направлений: сентиментализма, романтизма, реализма.

Романтизмв России был порожден глубокой неудовлетворенностью дворян положением дел в стране. Ведущий принцип романтизма – резкое противопоставление обыденности и мечты, повседневного существования и идеального мира. Отвергнутому миру романтики противопоставляли иную правду – правду чувств (отсюда и пристальное внимание к внутреннему миру человека, тонкий анализ сложных душевных состояний).

Становление романтизма в литературе России связано с творчеством В. Жуковского,Д. Давыдова, А. Дельвига, Е. Баратынского, А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Тютчева.Но судьба романтизма не закончилась к 30-м годам XIX столетия. Спустя десятилетия в других исторических условиях писатели и поэты также часто обращались к романтическим образам (А. Грин, М. Горький и др.)

В середине 30-х годов в русской литературе утвердился реализм. В творчестве А.С. Пушкина впервые с огромной художественной силой отразились русская жизнь, русский национальный характер. Русская литература второй половины XIX века становится самой философской и социальной в Европе. И если русская мысль не нашла в полной мере своего выражения в научных трактатах, то со всей силой была выражена в творчестве Н. Некрасова, Ф. Достоевского, Л. Толстого, И. Тургенева, А. Чехова.

В русской живописи начала XIX века утверждение романтизма происходило одновременно с отмиранием классицизма. Наиболее ярко романтический идеал воплотился в творчестве О. Кипренского. С именем А. Венецианова связано рождение русского бытового жанра. Детали быта и трудовой деятельности сближают портреты В. Тропининас бытовым жанром. Пересечение классицизма и романтизма произошло в творчестве К. Брюллова. Центральной фигурой середины века был А. Иванов. Его творчество отражает глубокие философские и нравственные проблемы, волновавшие художника. Первым и чрезвычайно ярким проявлением критического реализма в живописи явилось творчество П. Федотова. Наиболее полно раскрылся талант этого художника в жанровой живописи.

Ярким явлением в истории русской культуры были молодые художники, объединившиеся в 1870 году под руководством И. Крамскогов «Товарищество передвижных художественных выставок», в деятельности которого большую роль играли В. Стасов и П. Третьяков.

Диапазон творчества передвижников был чрезвычайно широк: социально-бытовая, историческая живопись, пейзаж, портрет. Критический реализм в их творчестве приобрел большую глубину социальных и психологических обобщений, широту охвата жизненных явлений. Передвижники ввели элементы новой эстетики в пейзаж – обращение к неброским русским ландшафтам и внесение эмоциональной оценки в реалистическое изображение.Эти идеи продолжили пейзажисты И. Шишкин и А. Саврасов. Необычайными световыми эффектами отличались полотна А. Куинджи. Крупнейшими представителями реализма в русском искусстве были И. Репин и В. Суриков.

Первая треть XIX века отмечена небывалым размахом градостроительства. Это целая эпоха в развитии городского архитектурного ансамбля. Это время синтеза архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и прикладного искусства. Архитектурные проекты дополнялись указаниями о характере живописного и скульптурного декора, убранства интерьера. Если в XVIII веке основными постройками были храмы и усадьбы, то теперь главными сооружениями становятся административные и гражданские здания. Это было время высокого классицизма, который часто называют русским ампиром. Ведущими архитекторами были К. Росси, О. Бове, А. Воронихин, А. Захаров.

Трудно представить архитектурный облик Петербурга без Исаакиевского собора (архитектор - А. Монферран), Москвы – без здания Большого театра или храма Христа Спасителя. Много строили и в провинции, там было больше свободы для выдумки и творчества.

Но отдельной страницей в культуре XIX века является архитектура Москвы.Она пленяет своим лиризмом, теплотой и человечностью. Для нее были характерны не столько крупные правительственные здания, сколько небольшие уютные особнячки; сооружения общественного назначения также приобретали чаще всего камерный и интимный отпечаток. Неровность городского рельефа способствовала живописности архитектурных композиций, еще более усиленной обилием зелени. Множество старинных церквей и монастырей неизбежно включались в общий ансамбль.

Но к середине века архитектура классицизма переживает кризис, утрачивается ансамблевое мышление, начинается период эклектики. Появляются строения с элементами барокко, мотивами итальянского Возрождения или русско-византийского стиля. Распространяется псевдорусский стиль. Фасады построек отделывали под русский стиль (шатры, башенки, фигурные наличники).

Все более заметную роль в культурной жизни России играл театр. В 1824 году в результате раздела Петровского театра в Москве появились две самостоятельные труппы: Малый и Большой театры. В Петербурге в 1832 году открылся знаменитый Александрийский театр. В провинции широко распространялись крепостные театры, которые часто славились талантливыми актерами и музыкантами.

В истории театра яркие страницы оставили такие актеры, как П.С. Молчанов, М. С. Щепкин, М. Н. Ермолова, П. А. Стрепетова.С 50-х годов театр неразрывно связан с именем А. Н. Островского.

В музыке первой половины века романтизм ярче всего выразился в романсе. Благодаря своей задушевности, искренности, мелодической красотеромансы пела вся Россия, а некоторые считались народными песнями: «Вдоль по улице метелица метет» (А. Варламов), «Однозвучно гремит колокольчик» (А. Гурилёв) и др. Самыми значительными представителями русского романса были А. Верстовский, А. Алябьев, А. Варламов,А. Гурилев.

Но возникновение национальной школы в русской музыке прежде всего связано с именем М. Глинки.В своем творчестве он блистательно соединил богатства народного мелоса и высочайшие достижения европейской музыки. Младшим современником и последователем М. Глинки был А Даргомыжский, который сумел в музыке передать душевные переживания простого человека и интонации живой человеческой речи.

В 1859 году А. Рубинштейн возглавил Русское музыкальное общество, а в 1862-м создал первую в России консерваторию. Тогда же была организована и Бесплатная музыкальная школа. В 1866 году открылась консерватория в Москве. Ее возглавил брат А. Рубинштейна – Н. Рубинштейн. В работах А. Серова, В. Стасова, А. Ларошазакладывались основные принципы русской музыкальной критики.

Блестяще продолжили идеи реализма композиторы «Могучей кучки» (содружество талантливых композиторов, названных критиком В. Стасовым). Руководил кружком М. Балакирев. Вокруг него объединились: военный инженер Ц. Кюи, офицер Преображенского полка М. Мусоргский, учившийся в Морском корпусе Н. Римский-Корсаков, профессор химии А. Бородин.

Наивысшего расцвета русская музыка достигла в творчестве П. И. Чайковского.Его гениальный дар отразился прежде всего в передаче психологии человека. Непревзойденный симфонист, реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии, онсоздал новый тип оперы.

В конце века новые образы и идеи привнесли в музыку А. Глазунов, С. Танеев, А. Лядов, В. Калинников.

XIX век принято называть «золотым веком» русской культуры. Ни в какое другое время в России не рождалось столько гениев мировой величины. К середине XIX века русская культура приобрела европейское и мировое значение. Россия выразила себя в понятных для Запада формах, не утратив своего своеобразия.

Но, несмотря на все грандиозные достижения культуры «золотого века», глубокий культурный раскол, в значительной степени вызванный петровскими преобразованиями, не был преодолен. По данным переписи населения в России, в 1897 году было немногим более двадцати процентов грамотных.

Равновесие двух линий в культуре страны нарушилось. К концу века стали преобладать радикальные модернистские идеи в культуре. Начался процесс разделения идеологии и культуры. Но там где они перекрещивались, соединялись, русская культура неизменно проигрывала. Искусство приобретало тематическую заданность и поучительность, далеко уводящие от художественных задач.

«Золотой век» русской культуры подошёл к своему завершению. Хотя был еще «Серебряный век», но культурный, созидательный подъем уже не мог уравновесить и обуздать поднимающуюся волну революционного нигилизма.

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. Правомерно ли, что XIX век называют «золотым веком» русской культуры?

2. Охарактеризуйте дворянство как своеобразный феномен русской культуры.

3. Каковы основные доминанты культуры русского романтизма?

4. Какова общественная роль интеллигенции во второй половине XIX века?

Иллюстративный материал по теме:

1. Примеры произведений А. Пушкина («Метель»), стихи М. Лермонтова, отрывки из произведений Н. Гоголя и др.

2. Живопись: репродукции картин О. Кипренского (Портрет А.С. Пушкина), В. Тропинина («Гитарист», «Портрет сына»), Ф. Васильева («После дождя»), В. Перова («Тройка», «Утопленница»), П. Федотова («Завтрак аристократа», «Приезд гувернантки в купеческий дом»).

3. Фрагменты из музыкальных произведений М. Глинки («Камаринская», «Вальс-фантазия», «Арагонская хота», романсы), А. Даргомыжского (романсы), М. Мусоргского («Картинки с выставки»), Н. Римского-Корсакова («Шехерезада»).

Наши рекомендации