Тема 15. Россия нового времени
Русская культура Нового времени началась катастрофой Петровских преобразований и завершилась, вернее, была прервана, катастрофой Октябрьского переворота и его последствиями.
Этот период русской культуры вполне может быть назван Петербургским периодом. Он обладает внутренним единством и завершенностью, в нем можно выделить архаику, классику и завершающий (осенний) этап развития.
При этом архаике соответствует XVIII век, классике – XIX, он же золотой век русской культуры; и, наконец, осени – конец XIX–начало XX веков, который принято называть «серебряным веком».
Парадокс XVIII века состоит в том, что в стране, где культура длилась к тому времени более тысячи лет, он стал временем культурного ученичества. В XVIII веке и сама русская культура воспринимала себя нерадивой ученицей, в таком качестве воспринималась и другими культурами Запада. Многое приходилось начинать заново, а русскому народу – становиться в положение чуть ли не дикарей, впервые приобщившихся к цивилизации.
Если русская культура до XVIII века оставалась чуждой науке, и в ней не возникло ни одной фигуры ученого, ни научного образования, то и в XVIII веке обращение к наукам оказалось делом трудным.
Преобразования Петра Первого. Переход от Средневековья к Новому времени пришелся на время правления Петра I. Оно характеризуется своеобразной «спрессованностью» культурного процесса, которая породила несоответствие некоторых явлений культуры объективным условиям, параллельное существование нескольких стилевых направлений в культуре (которые в Европе сменяли друг друга).
Реформы Петра были исторически обусловленными, но вместе с тем и насильственны. Это была революция сверху. Эпитеты первый, впервые часто употребляют по отношению к петровской эпохе.
В конце 1702-го или в начале 1703 года (точная дата неизвестна) вышел первый номер русской газеты – «Ведомости». Выходили «Ведомости» нерегулярно – от одного до семидесяти номеров в год. Газеты вывешивали на столбах, в людных местах, а на Красной площади всех, кто прочел газету, угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить москвичей к чтению. В 1708–1710 годах в России перешли на новый шрифт– гражданский, который с некоторыми изменениями используется и по сей день. Кириллица отныне предназначалась лишь для церковных изданий.
Петр Первый прекрасно понимал, что без книг невозможно расширение знаний. И потому он выдвинул целую программу издания книг, и за первую четверть XVIII века книг вышло больше, чем за 150 предшествовавших лет. Изменилось содержание издаваемых книг. Если раньше издавали преимущественно богословскую литературу, то теперь – светскую. Рост издания книг, большой интерес к знаниям стимулировали развитие библиотечного дела.В 1714 году была основана первая (старейшая ныне) публичная библиотека. В 1725 году она насчитывала уже 11 тысяч книг, включая древние.
При Петре появился и первый русский музей – Кунсткамера, основанная в том же году, что и публичная библиотека. Ее коллекция состояла из минералов, скелетов животных, анатомических аномалий, оружия, произведений искусств. Понимая значение музея для просвещения россиян, Петр приказал сделать вход в него бесплатным.
Слово учиться стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Он с большим уважением относился к наукам и учению. В 1724 году он подписал указ об основании Академии наук. Открылась Российская Академия уже после смерти Петра. Она объединяла научно-исследовательские подразделения и учебно-педагогические – Университет и гимназию. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России. Академический Университет явился первым высшим светским учебным заведением страны. В нем было три факультета: юридический, медицинский, философский. Но образование Университета в России так мало отвечало потребностям россиян, что в 1758 году в нем обучалось всего около ста студентов. Для русских людей оставалась достаточно чуждой мысль, что образование университетского типа обладает ценностью, что ученые занятия – дело, достойное благородного человека.
В 1701 году в Москве одна за другой открывались школы – навигационные, инженерные, артиллерийские, медицинские. В 1714-м Петр подписал указ об обязательном обучении дворянских детей «цифири и геометрии». Стали создаваться цифирные школы, где кроме дворян обучались дети посадских мужиков, приказных, служивых людей.
По окончании учебы дворяне обязаны были поступить на государственную службу. В 1722 году была введена «Табель о рангах» (слово табель считалось женского рода). В соответствии с ней различались три вида службы: военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов, или классов.
Петр поставил целью сформировать породу новых людей, стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание. Свод правил поведения молодых людей находился в книге «Юности честное зерцало или показания к житейскому обхождению...».
В XVIII веке произошло много изменений в устной и письменной речи. Появились обращения на «Вы», «милостивый государь», «имею честь удостоить», «окажите любезность». Письма заканчивали подписями: «Ваш покорный слуга». В обиход вошли многие иностранные слова: администратор, амнистия, бухгалтер, квартира, комиссия, конверт, магазин, министр, пакет, президент, сенат, синод, тариф и другие
В 1700 году было введено новое летосчисление. В обиход вошел новый юлианский календарь. Счет времени стали вести как в Европе – не от сотворения мира, а от Рождества Христова. Вместо 7208 года в России начался год 1700. Новый год начинался теперь не 1 сентября, а 1 января.
В эпоху Петра начался процесс европеизации России. Это затронуло все сферы жизни, включая культуру. Образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении XVIII–XIX веков под знаком преобразований, начатых Петром I. Переориентация русской культуры на Запад более всего выразилась в основании Петром Петербурга и его дальнейшем развитии. Объясняя возникновение новой столицы в устье Невы, обычно называют два обстоятельства. Во-первых, стране нужен был порт на Балтике для более тесных связей с Западом. Во-вторых, Петр стремился вырваться из атмосферы московского консерватизма и традиционализма.
Петербург в качестве столицы с позиции здравого смысла всегда выглядел абсурдом, ведь он располагается на самой окраине империи, что достаточно уязвимо. С другой стороны, город был не просто окраинным, он располагался в малонаселенной местности с очень скудными ресурсами. Любая столица всегда образует вокруг себя густую сеть пригородов – для обеспечения ее всем необходимым. Обычно страна группировалась вокруг своей столицы, как бы расходясь от нее кругами. Петербург – редкое исключение. И в военном, и в экономическом аспекте он в течение более ста лет оставался скорее обузой, чем опорой страны
Если искать смысл в основании Петербурга, то он, безусловно, имеет отношение к культуре. Петербург – это история и культура России в попытке начать ее заново. Москва как третий Рим не удалась. Петербург возобновил эту заявку. И оправдание Петербурга в том, что, вопреки своей нецелесообразности, он состоялся как культурная столица. И самое надежное свидетельство тому – петербургская архитектура, которая выдерживает сравнение с любой западной столичной архитектурой.
Гражданское и дворцовое строительство – новый яркий период в истории русского зодчества. Петербург становится центром нового искусства, которое вместе с монументальным размахом приобретает праздничный, пышный и декоративный характер. Яркое выражение эти черты получили в творчестве В. Растрелли – строителя Большого дворца в Царском Селе и Зимнего дворца в Петербурге – блестящих образцов стиля барокко.
Культура Петербурга не была общенациональной. Дело в том, что начиная с XVIII века, русская культура перестает быть однородной. Она расслаивается на народную и дворянскую. Причем выход в Новое время и европеизация коснулись почти исключительно дворян. Крестьянство вплоть до конца XIX века по существу пребывало в допетровских временах. Близко к крестьянству примыкали широкие слои купечества и духовенства.
Это напоминало ситуацию на Западе с сильно выраженным культурным своеобразием рыцарства, бюргерства, духовенства и крестьянства. Дело в том, что дистанция между культурой дворянства и другими слоями населения в России возникла не изнутри – ее создало усвоение западных образцов. В России возникла ситуация культурного двоемирия. На простом уровне это проявлялось в том, что барин был совсем не понятен «мужику», а «мужик» – барину. И все это сводилось далеко не к образованности. Более того, дворянство оказалось в положении едва ли не иностранцев в собственной стране. Чем просвещеннее были дворяне, тем в большей степени они ощущали свою принадлежность к западной культуре и тем более отдалялись от низших слоев и своего исторического прошлого.
В XVIII веке впервые русское искусство приобрело отчетливо выраженный светский характер. Оно развивалось в русле европейского искусства Нового времени. Крупнейшим идейным течением, охватившим Европу в XVIII веке, было Просвещение. Не миновало оно и Россию. Важнейшей проблемой русского Просвещения была проблема человека. Просветители в человеке видели два начала – чувственное и разумное. Поставив разум в качестве верховного начала, просветители пытались доказать, что если человек безрассудно отдается чувствам, пренебрегает доводами разума, он становится рабом собственных страстей. Поэтому в центре внимания русских просветителей были вопросы воспитания человека-гражданина. Это воспитание заключалось в том, чтобы научить человека жить в обществе, строго соблюдая общие интересы, ставя их выше личных.
И православие в XVIII веке не смогло остаться с веком наравне. Духу Просвещения церковь не противопоставила своих доктрин. Просвещенная часть дворянства, «русских европейцев» имела связь с Православием скорее поверхностно-обрядовую. Но главное заключалось в том, что государство смотрело на церковь исключительно под углом зрения собственных интересов.
Тон задал Петр I. Для него церковь тоже должна была служить государству (царю и Отечеству), как, например, армия. Священники для первого русского императора были такими же чиновниками, как и все остальные. Одной из их обязанностей было нарушение тайны исповеди, если ее содержание каким-то образом представляло интерес для государства. Посягая на исповедь, Петр стремился подчинить себе как государю самое сокровенное в жизни церкви - ее таинства. С наибольшей скандальной откровенностью подчинение церкви государству проявилось в учреждении Петром Священного Синода в качестве высшего органа церковного управления и, соответственно, в упразднении патриаршества. Петр сделал это, не считаясь ни с какими канонами православной церкви, к которой формально принадлежал.
Оттесненная на периферию секулярной жизни, церковь осталась в значительной степени вне ритмов культурной жизни Нового времени. Сама же новая культура тем самым оказалась слишком слабо связанной не только со своим «низом»– народной культурой, но и с «верхом» – культурой Православия.
В первой половине XVIII века в литературе господствовал классицизм. В отличие от западноевропейского, русский классицизм был более демократичен. Яркий пример тому – творчество А. Сумарокова. В последней трети века начал складываться новый метод – реализм.Г. Державини Д. Фонвизинстремились лечить социальные язвы посредством литературы. К концу века главенствующим направлением в дворянской литературе стал сентиментализм. Расцвет сентиментализма связан с творчеством А. Радищева и Н. Карамзина. Большой вклад в формирование русского литературного языка внес М.В. Ломоносов.
Более всего переходный характер культуры сказался на словесности. Русская поэзия, проза, драматургия оставляют впечатление неуклюжих попыток заговорить на новом, непривычном языке. Это в XIX веке всем стали очевидны преимущества и достоинства русского языка, что он действительно великий и могучий. В XVIII веке русская литература оказалась в двусмысленном положении, когда в русский язык хлынул поток иностранных слов. Имея восьмисотлетнюю историю, русская словесность стала ориентироваться на французскую словесность XVII–XVIII веков.
Иначе обстояло дело с изобразительным искусством и особенно архитектурой. Строительство Петербурга, новые застройки Москвы отвечали новым вкусам. Стилевой основой архитектуры этого времени вначале был стиль барокко, затем его сменил классицизм. Крупнейшими зодчими страны, чье творчество определяло облик Москвы и Петербурга, были К. Растрелли, Д. Кваренги, В. Баженов, М. Казаков.
Такой блестящий результат архитектуры объясняется, прежде всего, тем, что строили в новой России иноземные архитекторы или их ученики. Но при всем влиянии Запада архитектура в XVIII веке является именно русской. Никакой слепой подражательности, робкого ученичества у перенесенных в Россию образцов итальянской или французской архитектуры не было.
Приобщение к опыту мировой культуры в наиболее сжатые сроки произошло в живописи. Об этом свидетельствуют новые жанры: батальный, исторический, портретный, пейзаж, бытовой. Ведущее место стали занимать картины на светские темы, выполненные маслом. Самым распространенным жанром был портрет. И. Никитин, Ф. Рокотов, А. Антропов, И. Аргунов, Д. Левицкий, В. Боровиковский прославились именно как портретисты.
Основными типами портретов были парадный, камерный, интимный. На парадном портрете художник представлял человека во всем блеске его социального положения. Интимный портрет стремился раскрыть внутренний мир человека. В нем нет пышных нарядов и декораций, все внимание сосредоточено на лице человека. Нечто среднее между парадным и интимным представляет собой камерный портрет.Основным художественным методом становится реализм.
Реформы Петра, направленные на развитие государства, способствовали расцвету светской музыки. Повсюду распространяются новые формы музицирования и новые жанры. По указу Петра I были созданы духовые оркестры, которые играли на торжественных парадах и празднествах. В честь побед русского оружия звучали хоровые песни – виватные канты. В любительских домашних концертах пели любовные канты в сопровождении арфы, гитары, клавесина. На ассамблеях во дворцах танцевали западноевропейские танцы - аллеманду, гавот, менуэт, сарабанду. В усадьбах помещиков создавались крепостные театры. Особой популярностью пользовались роговые оркестры. Они состояли из охотничьих рогов разной величины, каждый рог издавал только один звук, поэтому для исполнения даже самой простой пьесы требовалось не менее 50 музыкантов.
Русские композиторы постепенно осваивали жанры западноевропейской музыки. И хотя в XVIII столетии в России не было таких великих мастеров, как Бах или Моцарт, первыми представителями русской национальной композиторской школы стали Д. Бортнянский и М. Березовский.
Необходимо отметить, что искусство России XVIII века развивалось как художественный эквивалент просветительской картины мира. Но к концу века жизнь показала, что исторические события совершаются далеко не по велению разума. Начинала угасать вера в чудодейственную и всепобеждающую силу Просвещения. Приходилось констатировать, что установленные «победой разума» политические отношения и общественные учреждения оказывались злой карикатурой, вызывающей глубокое разочарование просветителей.
Культурный перелом в России в XVIII веке был не поворотом, а переворотом.Он усугублялся выходом за рамки православной культуры византийского типа и насильственным насаждением европейской культуры, генетически связанной и развивающейся в контексте иных вариантов христианства. Переворот оказался столь резким и драматичным, а пропасть, разделявшая народную культуру от культуры образованных слоев, - глубокой!
Проблема заимствования – это не узко русская проблема, это творческий акт, свойственный всем культурам. Обычно заимствование корректируется местными традициями и условиями. Сущность же петровского переворота состояла в форсировании естественно протекавшего процесса. Прошлая культура объявилась отсталой; просвещению, науке, быту, искусству было рекомендовано развиваться по европейским образцам. Был выбран путь своеобразной пересадки европейской культуры на русскую почву. Это касается светской культуры, которая насаждалась на государственном уровне, от центра к периферии. Вначале новая культура охватывала круг придворной знати, затем – всё дворянство, позже – всё образованное общество. Петровская политика перевела в сферу низового все народное искусство. Это сопровождалось сокращением территории его бытования. Все больше слабела взаимосвязь народного и светского искусств. Фактически они развивались параллельно.
В целом русское искусство периода культурного ученичества свидетельствовало о том, что «есть некоторый предел, казалось бы, бесконечной уступчивости и податливости русской души. Как она ни уступала и ни поддавалась, от себя отказаться было не в ее власти. Почти растворившись в другом, русское искусство вдруг обнаружило нечто противоположное: это оно растворило в себе иноземные импульсы и влияния, а не они ее! (П.А.Сапронов).
Вопросы и задания для закрепления материала:
1. Оцените реформы Петра Великого с позиции развития русской культуры.
2. Какова роль Петербурга в становлении национальной русской культуры?
3.Почему в петербургский период произошла такая стремительная секуляризация культуры?
Иллюстративный материал по теме:
1. Примеры произведений А. Сумарокова (басни), Д. Фонвизина (фрагменты из комедии «Недоросль»), Г. Державина, А. Радищева, Н. Карамзина, Д. Бортнянского (хоровые произведения)
2. Презентация «Архитектура Петербурга».
3. Альбом по искусству. Выдающиеся русские архитекторы.