Тема 9. Культура средневековой Европы
После распада римской империи на территорию ее западной части вторглись различные народы (готы, франки, бургунды, норманны). Эти народы, недавние кочевники и язычники, теперь образовали свои государства, приняли христианство. Произошло столкновение высокой, но умирающей античной цивилизации и первобытной варварской культуры, столкновение христианских идей и языческих представлений. В таких противоречивых условиях зарождалась культура Европы.
На этом этапе религия и искусство имели в центре внимания не возвышенный и совершенный мир духовно прекрасных образов, как это было в античности и в Византии, а несовершенство грешного человека. Человек представлялся ареной борьбы добра и зла, души и тела, а путь к достижению идеала мыслился как мучительный и драматический процесс.
Исключительное место в европейской средневековой культуре принадлежало изобразительному искусству и архитектуре. В обществе, где церковь занимала господствующее положение, где образование было ее монополией, а грамотность - уделом немногих; где языком науки, учености и богослужения была латынь, малопонятная безграмотному большинству, искусство и архитектура выполняли функцию «проповеди в камне» и были наиболее действенным средством общения. Искусство Средних веков было ансамблевым: оно существовало в неразрывном единстве архитектуры, живописи, скульптуры, но всё же роль главного элемента принадлежала архитектуре.
Мировоззренческие основы средневековья. Каждая историческая эпоха имеет свое, присущее лишь ей мироощущение, свои представления о природе и обществе, времени и пространстве, о порядке мироздания, отношениях людей и т.д. В основе средневекового миропредставления лежала особая система ценностей, созданная христианством. Мировоззрение Средних веков было теологическим, а ценностная шкала определялась религией.
Христианство в качестве новой религии появилось еще во времена Римской империи (I век н.э.) и с самого начала играло двойственную роль: оно восприняло духовные ценности античного мира, поставив в центр мироздания человека, а с другой стороны – оно выступило в качестве самого мощного разрушителя античных ценностей. Оно выработало свои представления о начале и конце мира, в то время как античная философия исходила из признания вечности мира; оно пересмотрело учение о человеке, рассматривая его, с одной стороны, как средоточие всего богатства мира и его единства, а с другой – как раба Создателя, который должен испытывать вечный страх перед загробными карами. В средневековом мире христианство сделалось его основной осью, которая влияла на все стороны жизни человека, на его духовные ориентиры и приоритеты.
Античное мировоззрение основывалось на убеждении, что в мире существует всеобщая гармония, а органической частью вечного мира является человек - человеческому разуму, человеческой способности самостоятельно познавать мир придавалось большое значение.
В христианстве же утвердилась иная система ценностей, которая отрицала вечность мира и признавала роль Творца - Бога в качестве существа изначального, вечного и неизменного (создателем всех вещей и самого человека). Идея греховности человека занимает центральное место в христианстве, а потому сцены страшного суда преобладают в средневековом искусстве над всеми прочими сюжетами. Страх перед неотвратимым наказанием порождал в средневековом европейском обществе особую психологическую атмосферу.
В сознании средневекового человека мир делился на видимый, осязаемый, воспринимаемый нашими чувствами земной мир и мир потусторонний, небесный, невидимый. Высший (небесный) мир был главным, а земное существование рассматривалось лишь как отражение бытия небесного мира. Согласно теологическому представлению, и в самом человеке присутствует два начала: тело и душа. Тело мыслилось темницей души, которую нужно было освободить для достижения высшего блаженства. Красота человека выражалась в торжестве его духа над телом. Поэтому усмирение плоти считалось высшей добродетелью, идеалом человека был аскет, добровольно принявший физические страдания, обрекший себя на лишения и одиночество.
Христианство утверждало особый тип духовности, при котором главное внимание уделялось внутреннему миру человека, его нравственным установкам. Огромным было воздействие религиозного мировоззрения на искусство. Практически все искусство служило религиозному культу. Наиболее популярным жанром литературы были жития святых; самым типичным образцом архитектуры – собор; самым распространенным жанром живописи – икона; излюбленными образцами скульптуры - персонажи Священного Писания.
Архитектура Средних веков
Собственный художественный язык средневековая Европа обретает лишь к Х веку - в эпоху, которую принято называть романской. Х век – это период феодальной раздробленности, в котором набеги и сражения составляли стихию жизни. Поэтому главный тип архитектуры этого периода - замки-крепости, которые чаще всего были расположены на возвышенностях, окружены рвами, наполненными водой, и мощными стенами с башнями (внутри находились жилые постройки вместе с центральной башней). Замок-крепость был суров и массивен. Основной вид украшения суровых интерьеров замка - настенные ковры (шпалеры), которые служили и для утепления помещений. В шпалерах сюжетные изображения соединялись с декоративными элементами. Архитектура романского стиля обладает весьма существенными различиями, ведь на территории Западной Европы образовалось несколько государств, населенных различными народами со своими традициями и национальными особенностями.
Со второй половины ХII века появляется искусство готики. Главный элемент готики – городской кафедральный собор. Если романские замки и соборы воздвигались монастырями или сеньорами-феодалами, то соборы готики создавались городскими коммунами, на средства горожан, руками мирян-каменщиков, объединенных в цехи. Собор символизировал вольность, силу и богатство города, свидетельствовал о высоком мастерстве строителей. Собор стал не только местом церковной службы - в нем проходили и собрания горожан, читались лекции на богословские темы, давались театральные представления (мистерии) и даже карнавальные маскарады, в которые включались и сатирические пародии на мессы. Соборы строились, как правило, долго и были огромны, вмещали всё население города; их башни были дозорными башнями.
Готический собор имеет совершенно иной облик, нежели романский. Поражают его высота, устремленность вверх. Вместо массивных стен появляются огромные проемы, заполненные витражами или ажурной резьбой. С исчезновением глухих стен исчезают и монументальные росписи. Их заменяют витражи – своеобразная живопись из кусков цветных стекол, скрепленных свинцовыми полосками. Почти бесцветные снаружи, внутри витражи «горели» насыщенными красками, создавая необычные художественные эффекты. Пронизанный солнечным светом, витраж в наибольшей степени воплощал представление Средневековья об одухотворенной материи. Родиной готики является Франция. Но и в других странах Европы были созданы прекрасные архитектурные памятники готического стиля.
Основной вид украшения готического собора – скульптура. Иногда в одном соборе было около десяти тысяч скульптур. Большая часть скульптур находится на наружной поверхности соборов; главным местом их средоточия являются порталы. Скульптуры занимают и галереи, капители колонн, взбираются на кровли, карнизы, винтовые лестницы, возникают в нишах, на всевозможных башенках, водостоках, кронштейнах.
Расположение скульптур и рельефов подчинялось правилам, установленным церковью, канонам религиозного миропонимания. Однако, создавая конкретные библейские и евангельские персонажи, мастера раскрывали в них новое, более глубокое и сложное представление человека о себе и о своем месте в мире, отражали интерес к явлениям реальной жизни.
Помимо религиозных сюжетов в изобразительное убранство готических соборов включались многочисленные сцены народной жизни, ремесленных и сельских работ, изображения жонглеров, музыкантов, плясунов; нередко встречались фривольные мотивы и даже сатиры на монахов и церковников. Как и в романском искусстве присутствовали изображения сказочных и языческих чудовищ, зверей, растений.
В готический период (особенно с ХV века) получает развитие гражданская архитектура. Укрепленный замок превращается во дворец. Город обносится каменными стенами с башнями и воротами, возводятся огромные мосты. Строятся здания общественного назначения, прежде всего ратуши, а также помещения для купеческих гильдий, дома богатых горожан.
Литература и музыка Средних веков
Средневековая литература носит религиозный характер. Преобладают произведения, построенные на библейский сюжет, жития святых. Они написаны на латинском языке. Светская литература выступает не отражением действительности, а воплощением идеальных представлений о человеке, типизацией его жизни.
Основные жанры - эпос, лирика, роман. Поэты создавали поэмы о военных подвигах и делах феодалов. В немецкой героической эпической поэме «Песнь о Нибелунгах» герой Зигфрид побеждает темные силы, ценой великих жертв свет торжествует над мраком.
Особым явлением была рыцарская литература, воспевающая дух войны, служение Отечеству и поклонение Прекрасной Даме. Трубадуры говорили о приключениях, любви, победах. Эти произведения использовали разговорный живой язык. Французская поэма ХII века «Песнь о Роланде» воспевает подвиги рыцаря, благородного и отважного, отдавшего жизнь за христианскую веру и короля. При всей устремленности искусства к потустороннему миру постепенно набирает силу обращение к земной жизни. Поэты собирали народные песни, сказания.
Основу музыкального искусства составляло литургическое песнопение. Канонизированная музыка (григорианский хорал) представляла собой хоровые религиозные песнопения на латинском языке, предназначенные для служб церковного календаря. Другие произведения музыкального искусства, кроме чисто религиозных, выражают идеологию рыцарства (изысканная лирика трубадуров, труверов, менестрелей, воспевающая рыцарскую любовь и радость жизни).
В Средневековье намечается разделение культуры на сословной основе. Официальной, церковной культуре духовенства и дворянства во многом противостоит культура народная. Для нее характерны народные традиции, неприятие христианского аскетизма, опора на земную жизнь. Сущность этой культуры ярко проявляется в карнавалах.
В целом для средневекового искусства характерно почитание божественного, типизация, противопоставление добра и зла, глубокий символизм, подчинение искусства религиозным идеалам.
До Европы уже дошли утерянные сочинения Аристотеля, сохранившиеся в переводе арабов. Начала возрождаться философия, пока еще только в диспутах и схоластических спорах с доказательствами из текстов Аристотеля и богословских трактатов отцов церкви Блаженного Августина и Фомы Аквинского.
Уже появились рыцарские романы о мужественном короле Артуре, о галантном рыцаре Ланселоте, о несчастных возлюбленных Тристане и Изольде. Вместо старых церквей, похожих на крепости, стали воздвигать готические соборы, устремленные вверх ажурными стрельчатыми башнями, украшенные цветными окнами-витражами. Во время служб поражала музыка усовершенствованного органа, позаимствованного в Византии.
Университеты. К концу ХIII века в Европе уже было несколько десятков университетов, где обучали семи свободным искусствам – грамматике, диалектике, риторике, арифметике, геометрии, музыке, астрономии. На первых курсах изучались только три науки, их называли тривиальными – от латинского слова три.
Самым престижным считался Парижский университет (Сорбонна), выросший из приюта, который основал духовник короля Роберт Сорбонн. По окончании десятилетнего обучения студент должен был с шести утра до шести вечера без перерыва вести диспут с двадцатью профессорами, которые сменялись каждые полчаса. Выдержавший такое испытание выпускник, получал звание доктора и особую черную шапочку. Это было время расцвета студенческой поэзии, время создания всемирного гимна студентов – Гаудеамус.
Рыцарство. Высокое Средневековье – своего рода классика средневековой культуры – началось с ХI века, а состоялось во всей своей полноте только в ХII–ХIII веках. На этот период приходится формирование в Западной Европе рыцарского сословия и его культуры. Рыцари были прямыми потомками или духовными наследниками тех воинов-германцев, которые составляли дружины германских королей в период раннего Средневековья. К ХII веку становится устойчивым представление о рыцарях как о людях, отличающихся от простых смертных благородством и знатностью происхождения.
Рыцарство всегда стремилось быть христианским. Его главной добродетелью является героизм. При этом, чем знатнее рыцарь, тем величественнее и грандиознее должен быть его героический размах. И вовсе не случайно, что самыми доблестными, первыми рыцарями королевств признавались короли (Ричарда Львиное Сердце или Людовика Святого считали таковыми совсем не потому, что они были окружены льстивыми придворными).
Крестовые походы являлись для рыцаря паломничеством и войной одновременно. Рыцарь-крестоносец - это паломник с мечом в руках, который готов защищать себя и других христиан на пути в Святую землю, а заодно и оставить ее за собой. Он идет в святые места молиться и воевать. Такая война обязательно несет в себе момент приключения.
Конечно, тяга рыцарства к приключениям никогда не осмысливалась как самостоятельная ценность. Она всегда нуждалась в религиозной санкции. И, тем не менее, приключения играли для рыцарства особую роль, с ними связаны яркие и необычные черты его героизма. Рыцарский героизм был героизмом служения не в меньшей мере, чем героизмом авантюры.
Иначе обстоит дело с другим проявлением рыцарского героизма – служением Даме, которое воспринималось как возвышенное, сродни героизму служение. Для идеального рыцаря равно значимыми были подвиги-приключения, складывающиеся из войн и турниров, и отношения со своей Дамой. Рыцарь совершает подвиги во имя своей Дамы, они делают рыцаря достойным ее и прославляют Даму. С другой стороны, любовь к Даме сродни воинским подвигам.
Средние века – очень важный период в истории мировой культуры. В это время человек впервые осознал сложность и многообразие мира, и потому искусство сумело охватить больший, чем в античности, круг идей и образов. Оно смогло раскрыть внутренний мир человека, впервые показать, что духовная красота и сила могут сочетаться с телесным несовершенством. Нравственные начала стали основной оценкой человеческой личности. Изображению стали доступны милосердие и сострадание, борьба добра и зла.
Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни. Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно, например как тёмные века или безвременье. Она несла в себе прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.
Вопросы и задания для закрепления материала:
1. Назовите два истока средневековой культуры.
2. В чем особенности средневековых представлений о человеке?
3. Каковы основные принципы христианства?
4. Каковы цели и главные черты средневекового искусства?
5. Каковы основные черты романского и готического стилей?
6. Охарактеризуйте особенности рыцарской культуры.
Иллюстративный материал по теме:
1. Видеофильм «Замки и соборы Западной Европы»
Тема 10. Эпоха Возрождения
Возрождение – культурная эпоха в процессе перехода от Средних веков к Новому времени, в течение которого совершился культурный переворот. Возрождение (или Ренессанс) – это новый этап в развитии мировой культуры. В это время сложилась реалистическая система в искусстве, были заложены основы современной науки (в частности естествознания), высокого уровня достигла литература, получившая с изобретением Гутенбергом книгопечатания невиданные ранее возможности распространения. Это была эпоха, которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, многосторонности и учености.
Термин Возрождение начал применяться еще в ХVI веке по отношению к изобразительному искусству. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» художник Джорджо Вазариписал о возрождении искусства в Италии после долгих лет упадка в период Средневековья. Понятие Возрождение приобрело широкий смысл. Среди определения культурного явления Возрождения нет общепризнанного. Разные определения обращают внимание на разные признаки. Обобщая, можно понять культурный смысл этой эпохи как расцвет культуры, переворот в культуре, переходный культурный этап, восстановление идеалов античности. Комплекс этих признаков и образует качественно новую ступень культуры. Расцветом и характеризируется культурная деятельность. В этом плане эпоху Возрождения можно сравнить с эпохой античности. Для этих эпох характерны особая интенсивность культурной жизни, существование множества ее центров; многообразие творческих проявлений, творческая свобода; соединение жизненности и эстетичности; избыток духовной энергии; удивительная концентрация на небольшом пространственно-временном отрезке людей великих и универсально одаренных.
Культура эпохи Возрождения зародилась в Италии, в искусстве которой человек вновь становится главной темой искусства. Это не означает, что эпоха Возрождения повторяет античный период в искусстве. За культурой Возрождения стоит тысячелетие Средневековья, христианской религии, нового мировоззрения, породившего новые эстетические идеалы, обогатившего искусство новыми сюжетами и новой стилистикой. Гуманистическая культура Возрождения пронизана мечтой о новом человеке и его новом духовном развитии. Для Ренессанса характерно восприятие античности уже как далекого прошлого и потому - как «идеала, о котором можно тосковать», а не как «реальности, которую можно использовать». Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают время со второй половины ХIII по первую половину ХVI веков. Внутри этого периода Возрождение подразделяется на несколько этапов: конец ХII–ХIV века – Проторенессанс (предвозрождение), или треченто; ХV век – раннее Возрождение (кватроченто); конец ХV–первая треть ХVI веков – Высокий Ренессанс (чинквеченто). 1530 год по праву можно считать конечной датой развития Возрождения. Именно развития, потому что влияние искусства Возрождения распространяется и на весь ХVI век.
Зародившись в Италии, Возрождение сообщало свои идеи и открытия мыслителям и художникам Франции, Испании, Германии, Нидерландов. Почва, на которую попадали новые влияния, была очень разнообразной. Философия, искусство, поэзия, музыка, вбирая тенденции итальянского Возрождения, видоизменяли многое в соответствии со своей местной, национальной культурой.
Гуманизм Ренессанса. Движение гуманистов зародилось в Италии в ХIV веке. Первоначально гуманист - это человек, который воспринимал античность как свою духовную родину и испытывал по отношению к ней ностальгическое чувство. Для гуманиста традиционное средневековое представление становится неактуальным. Он стремится подражать античности и в этом обрести себя и свое достойное поприще. Слово гуманизм очень точно и ёмко характеризует то новое и своеобразное, что создало Возрождение в своей обращенности к старому. Гуманизм не сводится лишь к любви к человеку. Самое существенное в гуманизме – это направленность человека на самого себя – на своё самосозидание и самоценность.
Новый светский характер мышления менял духовную атмосферу общества. Возникновение и утверждение ренессансной культуры началось с вызова схоластике. Гуманисты выдвинули новый комплекс гуманитарных знаний – грамматику, филологию, риторику, историю, педагогику, этику. Наметилась тенденция к дифференциации знаний и к расширению круга университетских дисциплин.
От философов эпоха Возрождения требовала не только развитого интеллекта, но и художественно-литературного таланта, позволяющего довести идею до определенного эстетического образца. Главными проблемами философской мысли Возрождения были: насколько ценен человек, велик он или ничтожен, Гуманистическое мировоззрение Ренессанса отражало реальные общественные изменения: падение авторитета церкви в повседневной жизни людей, стремление к освобождению человеческой личности, к красоте не только художественных образов, но и одежды, пищи, быта в целом. Гордость и самоутверждение, осознание собственной силы и таланта становятся отличительными чертами общества. Основные гуманистические представления философов характеризовались следующими положениями: человек обладает творческой самостоятельностью, он прекрасен и возвышен как духовно, так и телесно; человек обладает достоинством, его разум и мысли свободны. Между человеком и Богом для ренессанских гуманистов не было абсолютного различия. Единство человека и Бога гуманисты видели в том, что Бог, как и человек, – это мастер, только один из них создал мир, тогда как человеку еще предстоят созидательные усилия.
Эпоха Возрождения знаменита расцветом философии, ремесел, политической мысли и науки. Но самое замечательное явление того времени – это возрождение живописи.
Творчество Сандро Боттичелли(1445–1510) отвечает всем характерным чертам Раннего Возрождения. Этот период более чем какой-либо другой ориентирован на поиск наилучших возможностей в передаче окружающего мира. Именно в это время идут активные поиски в области отображения линейной и воздушной перспективы, светотени, пропорциональности, симметрии, общей композиции, колорита, рельефности изображения. Это было связано с перестройкой всей системы художественного видения. По-новому ощущать мир значило по-новому его увидеть. В творчестве Боттичелли пленяет интимность внутренних переживаний: нервность линий, порывистость движений, изящество и хрупкость образов, характерное изменение пропорций, выраженное в чрезмерной худощавости и вытянутости фигур, особым образом падающие волосы, характерные движения краев одежды. Наряду с отчетливостью линий и рисунка, так почитаемых художниками Раннего Ренессанса, в творчестве Боттичелли присутствует (как ни у кого другого) глубочайший психологизм. Об этом свидетельствуют картины «Весна» и «Рождение Венеры».
Творчество итальянских гениев – Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля считается вершиной эпохи Возрождения.
Леонардо да Винчи(1452–1519) – итальянский художник, скульптор, архитектор, инженер, ученый - самая универсальная личность эпохи Возрождения. Он жаждал попробовать себя во всех областях деятельности. И все-таки в истории человечества Леонардо да Винчив первую очередь художник, великий живописец эпохи Возрождения. Его фреска «Тайная вечеря» – вершина философской живописи. Леонардо изобразил тот момент, когда Христос сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». В позах, жестах, лицах великий художник запечатлел целую вселенную чувств, переживаний, мыслей.
Желание понять внутренний мир человека, изучение психологии отразились в шедевре, с которым связано огромное количество исследований, научных гипотез и легенд. Это – «Джоконда». Вазари писал, что «…портрет Джоконды – казался чем-то скорее божественным, чем человеческим, и почитался произведением чудесным, ибо сама жизнь не могла быть иной».
Обычная жизнь с ее суетой казалась Леонардо незначительной в сравнении с его замыслами. Однако и их он часто оставлял, не доведя до конца, увлекаясь новыми идеями, которые на несколько столетий опередили его время. Его гениальных набросков, планов хватило бы на десять гениев. Он умер, оставив четырнадцать томов рукописей, часть из них не понята и не расшифрована до сих пор.
Микеланджело Буонарроти (1475–1564) не стремился проявить себя во всех областях искусства и науки. Но как скульптор и живописец он возможно даже превзошел своего великого современника.
Гимном человеку и его возрождению стала главная живописная работа Микеланджело – роспись потолка Сикстинской капеллы в Риме. За четыре года работы он расписал потолок площадью в пятьсот квадратных метров. В отличие от Леонардо, который величественно удалялся от обыденной жизни, Микеланджело был человеком страстным, темпераментным. Жизнь уготовила ему немало страданий и разочарований. В минуты отчаяния он написал стихи, в которых проклинал свое время:
Отрадно спать, отрадней камнем быть.
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать - удел завидный…
По проекту Микеланджело был реконструирован центр Рима (Капитолийский холм) и возведен собор святого Петра - одно из самых грандиозных зданий на земле.
По сравнению с величественным Леонардо и неистовым Микеланджело Рафаэль Санти(1483–1520) видится скромным юношей. Но и его называют гением, титаном, гигантом Возрождения!
Рафаэль создал свою лирическую, поэтическую живопись. Мягкость и нежность характера Рафаэль сочетал с удивительной работоспособностью. Во дворце Папы Римского в Ватикане Рафаэль расписал несколько залов. Особенно знамениты две его фрески: «Парнас» и «Афинская школа». Но самая знаменитая картина Рафаэля – «Сикстинская мадонна». Ее называют не только вершиной творчества Рафаэля, но и вершиной живописи Возрождения. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности.
За короткий жизненный срок (37 лет) этот гений сделал так много, что годы его жизни искусствоведы называют эпохой или веком Рафаэля.
Изобразительное искусство высокого Возрождения не исчерпывается перечисленными именами. В это же время работали Джорджоне, Тициан, Эль Греко (Испания), Брейгель Старший, Иеронимус Босх (Нидерланды), Альбрехт Дюрер (Германия).
Литература эпохи Возрождения базируется на основных философских положениях данного периода. Латинский язык, непонятный народным массам, перестает господствовать в культурной жизни. В борьбе против религиозного мировоззрения гуманисты опирались на образцы античной литературы, которые привлекали их жизнерадостностью, любовью к человеку. Идейным знамением художественного творчества становится принцип свободного развития человеческой личности. Гуманистическая литература эпохи Возрождения целиком посвящена теме человека и борьбе против всего, что мешает его свободному развитию и счастью. Любовь как прекрасное человеческое чувство становится одной из значащих тем литературы.
Гуманистические мотивы в литературе Ренессанса появились уже в творчестве Данте. Данте Алигьери(1265–1321) – последний поэт Средневековья и первый поэт Нового времени. Творчество Данте и его личность стоят на грани старого, церковно-феодального, и нового - гуманистического. Фигура Данте воплотила характерные черты духовной жизни Средневековья, а с другой стороны стала предвестником новой культурной эпохи - Возрождения. Девятилетним мальчиком на пышном майском празднике он увидел дочь своего соседа – Беатриче. Прошло девять лет, и Данте опять встретил её - теперь уже неотразимую красавицу. Детская влюбленность превратилась в романтическую любовь. Эта встреча и сделала его поэтом. Она вскоре умерла, но навсегда осталась для своего возлюбленного идеалом любви и красоты. Первые циклы стихов Данте посвятил именно Беатриче.
Всю свою жизнь, все свои страдания и победы Данте вложил в свое главное произведение – «Комедия». Позже за совершенство поэмы ее стали называть «Божественной комедией». Данте описал в своей поэме ад, чистилище и рай, населив их душами своих современников. Название ее стало нарицательным. Так говорят о каком-либо грандиозном литературном произведении. Позже, несколько веков спустя Бальзак назвал собрание своих романов «Человеческой комедией». Многие строки из «Божественной комедии» известны как крылатые выражения. Например, надпись на вратах ада «Оставь надежду всяк сюда входящий» или выражение «Пройти через круги ада».
Данте Алигьери – легендарная фигура, человек, в творчестве которого проявились тенденции развития итальянской литературы и культуры в целом на века вперед. Он был убежден в высшей обусловленности творческого акта. Если природа лишь в незначительной степени отражает божественное совершенство, то художник, по мысли поэта, призван уловить божественную идею «гений чистой красоты» и максимально точно выразить ее в своем произведении.
Почти сразу же после Данте в Италии появились Петрарка и Боккаччо, чьи имена вошли в мировую литературу.
Франческо Петрарка(1304–1374), как и Данте, является создателем итальянского литературного языка. Общепризнанно, что Петрарка - первый европейский гуманист. Он одним из первых обратился к творчеству Цицерона и Сенеки, познакомился с идеями Платона. Древняя латинская литература была его увлечением. Его лирические стихи о любви были известны повсюду. Париж, Неаполь и Рим приглашали его, чтобы короновать как короля поэзии. Петрарка выбрал Рим, и на Капитолийском холме его увенчали лавровым венком. Самые знаменитые стихи Петрарки посвящены его прекрасной возлюбленной – Лауре. Её имя, как и имя Беатриче, стало символом преданной и возвышенной любви. Имя самого Петрарки – символом поэта любви. Интерес Петрарки к собственному «Я», к живым человеческим чувствам делает его представителем гуманистического движения.
Театрлюбой эпохи, в том числе и Возрождения, непосредственно связан с литературой, ее развитием. Именно данная эпоха вернула европейской культуре великую античную драматургию: комедии Аристофана, Теренция, Плавта.
Одной из основных особенностей театра данной эпохи являются народный дух, знание и учет национальных традиций. Театр Возрождения подразделяется на народный и профессиональный и начинает носить светский характер. Происходит постоянная борьба между новым и старым. В Италии в ХVI веке появляется комедия масок,где основным был сюжет, а характеры, обстоятельства, речь актеров были импровизацией. Данная театральная форма стояла на стыке старого и нового, так как именно импровизация рождает идеи и мысли. Творческая фантазия, высокое актерское мастерство, общая культура и кругозор артистов формировали сценическое искусство, в котором можно было выделить свои принципы, методы и приемы, где зритель также являлся участником представления.
Именно в эпоху Возрождения вновь возрождается значение театра в общественной жизни, в формировании идей и нравов. Театр приобретает профессиональные навыки, появляются постоянные труппы, которые имеют свои собственные помещения для представлений.
Театры были своеобразными носителями и выразителями мыслей, желаний народа, а также начальной школой искусства, истории, культуры. В это время также появляется придворный (аристократический) театр, похожий на большое пышное зрелище, с декорациями, танцами, музыкой.
Эпоха Ренессанса дала мировой культуре великих драматургов, в числе которых Лопе де Вега и Вильям Шекспир.
В отличие от других видов искусства, идеалы античности не были основными идеалами и критериями музыкального искусства Возрождения, так как нотные записи Древней Греции и Рима к ХIII–ХIV векам еще не были полностью расшифрованы. Поэтому чаще всего основами музыкальных произведений данной эпохи были поэтические литературные произведения античности. Так же как и все искусство Ренессанса, музыка отличалась светским характером. К ХIV–ХVI векам относится становление национальных музыкальных школ. Основными музыкальными жанрами были мадригал, баллада.
Развитие и совершенствование различных музыкальных стилей эпохи заложило фундамент для более глубокого осмысления, творческого подхода к музыкальной культуре. Изобретено нотопечатание. Импровизация и музицирование выделились в отдельный вид духовной, культурной деятельности людей.
Новое мироощущение отразилось в изменении фактуры произведений, число голосов увеличивается до четырех, шести и более. Достигаются определенные успехи в конструировании музыкальных инструментов.
Музыкальные произведения данного периода отличались большой напевностью, песенностью, которая присуща народной музыке; определенное количество песен писалось на родном, а не на латинском языке.
Основными чертами музыки являлись мелодичность и определенный ритм, которые отличались большей экспрессией, нежели в эпоху Средневековья. Появление многоголосия объяснялось тем, что музыкант, композитор, исполнитель, певец имели музыкальную свободу действий, выражали в песнях свою душу, эмоции, право на интерпретации придумывали свои вариации в соответствии с чувствами и внутренним состоянием. Важное значение в эту эпоху имеет выделение и утверждение мажорного лада, особенно в ХV–ХVI веках. Особое развитие получила песня под аккомпанемент лютни или исполняющаяся многоголосно.
В эпоху Возрождения получает развитие и инструментальная музыка. Сочетание различных инструментов в одной теме доказывает особый, еще не до конца понятный, свободный человеческий дух, его многообразие. При этом сохраняются и совершенствуются и танцевальные формы, мелодии, которые объединяются в сюиты. Появляются новые инструментальные произведения - вариации, прелюдии, фантазии.
Развивается исполнительство и становится популярным исполнение на лютне, органе, духовых инструментах. Широко распространённым становится музицирование – исполнение пьес не только известных композиторов, но и личного сочинения.
Таким образом, именно в эпоху Возрождения создаются предпосылки для расцвета бытового и профессионального светского музыкального творчества, раскрывающие радости жизни, идеи гуманизма и светлых образов.
Хотя эпоха Возрождения характеризуется светским характером, светская и церковная музыка развиваются параллельно, и именно церковная школа дает обществу композиторов, певцов, музыкантов. В эпоху Возрождения появляется само понятие композиторы. Часто они используют в своих произведениях народные мелодии; порой бывает сложно определить, что лежит в основе музыкальной пьесы, – собственная идея создателя или национальный напев.
Музыка эпохи Возрождения с ее величественным, спокойным, возвышенным характером порождает специфическое отношение к танцу. В это время появляется огромное количество литературы по правилам танцев, хореографии, а также сборники танцевальной музыки.
Особенности культуры Ренессанса. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится главной из мировоззренческих задач этой эпохи. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. А что лучше может помочь человеку в познании мира, чем его собственные чувства! Человеческий глаз в этом смысле, по мнению деятелей культуры этого времени, не знает равных. Поэтому в эпоху итальянского Возрождения наблюдается пристальный интерес к визуальному восприятию: расцветают живопись и другие пространственные искусства. Именно они позволяют более точно и верно увидеть и запечатлеть божественную красоту.
Говоря о неповторимости и уникальности культуры Возрождения, нельзя забывать, что она была прерогативой верхов общества, интеллектуальной и художественной элиты. Как бы ни был связан итальянский народ с Древним Римом, античная погибшая культура была чужда массам. Революционное значение Возрождения важно для всех последующих времен, в особенности для современности, так как именно в этот период были за