Культура и искусство Древней Греции
От времени расцвета древнегреческого искусства человечество отделяют две с половиной тысячи лет. Время показало, что его сила и слава оказались вечными. Правы были древние, говоря, что «жизнь коротка, но искусство вечно» (Vita brevis, ars longa).
Колыбель великой культуры - Древняя Греция - была по размерам небольшой. Все население Афинского полиса - главного очага культуры составляло не более 200–300 тысяч человек. Но в этом маленьком мирке родилась и расцвела великая духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.
Эллада - это государства (полисы), располагавшиеся на юге Балканского полуострова. Ее назвали Древней (античной) в эпоху Возрождения, когда ещё не знали восточных цивилизаций, значительно превосходящих по возрасту греческую. Эра античности продолжалась более тысячи лет и прошла в своем развитии несколько разных этапов:
Крито-микенская культура (II тысячелетие до н. э.);
Архаика (VI век до н. э);
Классика (V век до н. э.);
Эллинизм (III век до н. э);
Древний Рим (I век до н. э.– II век н. э.).
Истоки греческой культуры лежат во II тысячелетии до н. э., когда центром античного мира были остров Крит и та часть материка, на которой располагался город Микены. Эта культура была открыта благодаря археологическим раскопкам Генриха Шлимана. Крито-микенская (эгейская) культура до сих пор во многом загадочна. Письменность этой культуры не расшифрована, неизвестно, какими были общественный строй, религия. Ясно только, что здесь не было такой строго регламентированной, все себе подчиняющей религии, как в Египте. Своими некоторыми чертами крито-микенское искусство схоже с египетским, но за сходством обнаруживается и более глубокое различие (в мироощущении и стилях). Строгая числовая мера, геометризм, каноничность - все это характерно для искусства Египта. Но на Крите предпочитается непринужденность, вольное, не скованное канонами, радостно-непосредственное отношение к жизни. Можно смело утверждать, что крито-микенское искусство было прелюдией античной культуры.
Расцвет греческой культуры начинается в архаический период и достигает своей высшей точки в эпоху классики. В это время наметились основные черты античного общества: классическое рабство, система денежного обращения и рынка, полис как основная форма политической организации, демократическое правление. Тогда же создаются главные этические нормы, эстетические принципы и идеалы античной культуры, формируется общегреческий пантеон богов.
Все представления древних греков о мире былИ пропитанЫ эстетикой. Хотя термин эстетика тогда еще не употреблялся, эстетическая деятельность была растворена в самом бытие, которое представлялось мыслителями Древней Греции воплощением прекрасного и совершенного.
Греческая мораль не была абстрактной. Человек, в представлении греков, несет ответственность за совершаемое им зло и перед людьми, и перед богами. В Афинах полагали, что добродетель - основа демократии. Главными добродетелями почитались умеренность, мужество и мудрость. Честолюбие, лицемерие и праздность считались пороком. Мир для греков – это замкнутый мир, устроенный по принципу гармонии и порядка. И нет ничего сверх этого мира. Даже боги у греков очень натуральны, природны, человечны.
Идеалом грека была гармония тела и духа. Человек должен быть и прекрасен душой, считали они, и красив телом. Умение равно владеть своим телом и духом было тем, что делало человека подобным богам, ибо сами греческие боги (непоседливые, пылкие, деятельные) походили на людей. Правда, они принимали любой облик, превращаясь в животных и даже в растения, но в остальном вели себя как люди: ссорились, наказывали детей, обманывали друг друга. Трепет перед божеством, который испытывали египтяне, был чужд грекам. Они творили богов из своего собственного гения и своей собственной красоты. Бог для греков – не противостоящее начало, а начало, находящееся среди людей.
Греки называли своих богов небожителями и поселили их на снежной горе Олимп. Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции. Зевс - властитель неба, грома и молнии, Посейдон - бог моря, Аид - владыка подземного царства, супруга Зевса Гера - покровительница брака; Арес - бог войны, Аполлон - бог светлого начала в природе, его сестра Артемида – богиня охоты, покровительница молодежи. Особым почетом была окружена Афина - богиня мудрости и справедливой войны. Широко почиталась Афродита - богиня Венера.
«Греки уподобили богов людям, ибо увидели, что никто не может быть так жесток и ужасен, как человек; они уподобили богов людям, потому что узнали: никто не может быть так добр, благороден и прекрасен, как человек; они уподобили богов людям, потому что никто не может быть столь сложен, противоречив и неразгадан, как человек. Величие греков не в том, что они уподобили богов людям, а в том, что они бесстрашно всматривались в природу человека, перенесенную в бога», - пишет Лев Любимов.
Наука и культураДревней Греции создавались свободными людьми, одаренными поэтическим восприятием мира. Во всем, что постигал грек, он открывал гармонию, будь то мироздание или человеческая личность. В своем мифологическом восприятии грек одухотворял все, что касалось его сознания. Гармоничность и одухотворенность - вот что определяет целостность греческой культуры.
Греческая наука имела сведения о геометрии, использовании циркуля, предсказывала солнечные затмения. Начало развития теории чисел (а в геометрии - методов точного определения понятий и строгих логических доказательств) связано с именем Пифагора. В эпоху классики было получено значительное количество тех геометрических знаний, которые сегодня изучаются в школе.
В период эллинизма развиваются математика и астрономия - имена Евклида и Архимеда известны любому школьнику. Царицей греческой науки была философия. Само понятие философия появилось у древних греков. Оно часто переводится как любовь к мудрости. Но греческое понятие софия значительно глубже и сложнее, чем просто мудрость. Философия в своем зарождении мыслилась древними как стремление к истине, как такой идеальный настрой души и ума человека, который способен привести к гармоническому равновесию внутренний мир человека и его взаимоотношения с внешним миром. Греческих философов занимали происхождение Вселенной и природа всех вещей. Они искали первооснову всего сущего. Можно сказать, что философия родилась из попыток человека ответить на вопросы: «Откуда я пришел?», «Что есть я?», «Что есть мир?».
Демокрит (V век до н.э.) считал, что основанием всего сущего являются атомы, движущиеся в пустоте, а все живое от неживого отличается наличием души, тоже состоящей из атомов. Душу Демокрит считал смертной, как и богов – не вечными, так как они тоже являют собой особое сочетание огненных атомов.
Сократперенес исследования в нравственную область, стремясь найти безусловное знание в самом себе. Он утверждал, что самопознание – начало истинной мудрости («Познай самого себя»).
Платонупринадлежит учение об идеях - прообразах мира. Задача законодателя, считал он, – создание идеального полиса. И Платон создает такой проект полиса, которым должны управлять мудрецы.
Его ученик Аристотель (ученый-энциклопедист древности) занимался философией, этикой, историей, математикой, физикой, зоологией, медициной, теорией искусства. Жизнь и развитие Вселенной – это стремление материи принять заложенную в ней форму. Но идеально, считал Аристотель, форма и содержание воплощаются в искусстве, которое должно дополнять, расширять и углублять мир, а не копировать его.
Древние греки считали философию «матерью всех наук».И действительно, понятие философия в то время включало в себя и онтологию (учение о бытии), и гносеологию (учение о познании), и логику (учение о формах мышления). В недрах философии зародились такие науки, как этика, эстетика, языкознание, поэтика, риторика, музыкальная гармония и вся область современного гуманитарного знания.
Нет ничего удивительного в том, что философия как наука возникла именно в Древней Греции. Потому что именно греки впервые перенесли основное внимание с идеи бога на самого человека в его отношении к миру. Все разнообразные философские воззрения показывают, что у древних греков появляется свой внутренний мир, соотнесенный с ним самим. Появление философа (а ранее – мудреца) знаменует собой превращение знания, познания, мудрости в реальность.
Славу искусства Древней Греции составляют ее архитектура, скульптура, вазопись и театр. В области архитектуры основным достижением греков было создание ордерной системы, в которой впервые последовательно и до конца осуществлено деление частей на несущие (колонны) и несомые (балки архитрава). Такая четкость позволила создать универсальный архитектурный язык, пригодный для выражения различного содержания. Главные ордера в Греции – дорический, ионический и коринфский. На их основе был создан тип греческого храма – основного типа постройки в это время.
Одним из высших достижений греческой архитектуры является комплекс Акрополя. Главное его сооружение Парфенон - храм, богато украшенный скульптурой и рельефами. Акрополь был и святилищем, и оборонительным сооружением, и общественным центром. Здесь хранилась государственная казна, находились библиотека и картинная галерея (пинакотека). Греческая архитектура умела прекрасно выбирать места для своих построек. Храм возводился именно там, где ему словно самой природой было отведено место, и вместе с тем его спокойные строгие формы, гармоничные пропорции, светлый мрамор колонн утверждали превосходство человека над окружающим миром. Весь строй Афинского Акрополя пронизан благородной красотой, спокойно-торжественным величием, ясным чувством меры и гармонии.
Греческие архитекторы, в отличие от египтян, не стремились подавить зрителя гигантским, сверхчеловеческим масштабом. Наоборот, они старались соразмерить с человеком каждую часть своего сооружения. Нигде люди не ощущали себя такими большими, сильными и широкоплечими, как перед Парфеноном, ибо его строители, греческие зодчие Иктин и Калликрат, как и все греки, чувствовали себя и в самом деле подобными богам.
Подлинные произведения древнегреческой живописи до нас почти не дошли. Судить о них помогают сохранившиеся расписные керамические вазы. Слово керамика произошло от греческого керамус – гончар. Одно из предместий Афин – Керамик – особенно славилось гончарами.
Производство расписной керамической посуды было одним из основных художественных античных ремесел. Это была тонкостенная, хорошо обожженная керамика, сплошь покрытая рисунком. В период архаики рисунок наносился черным лаком. В эпоху поздней классики на смену чернофигурному стилю пришел краснофигурный, когда фон сосуда покрывался черным лаком, а фигуры оставались в цвете глины.
Преклонение греков перед красотой и мудрым устройством человеческого тела было так велико, что ни пейзаж, ни события реальной жизни не вдохновляли так мастеров, как показ обычного свободного человека. Греческое искусство стремилось к человеческой мере во всем: его излюбленный образ - стройный юноша-атлет. Глядя на Аполлона, мы понимаем, что не так важно, хотел ли художник изобразить действительно Аполлона, или атлета, или героя. Он изобразил Человека! Аполлон всегда молод (ни старость, ни детство тогда не привлекали ваятелей): ведь только в зрелой молодости жизненные силы находятся в полном расцвете и равновесии. Он всегда обнажён, его целомудренная нагота не нуждается в прикрытиях. Его тело пронизано готовностью к движению, лицо не выражает никакого определенного переживания или индивидуальных черт характера. Его условная улыбка (чуть приподнятые уголки рта) - только возможность улыбки, намек на радость бытия.
Античное искусство не знало того культа индивидуального, который возник позже в искусстве Нового времени. Но греки владели искусством так называемой типовой психологии – они передавали богатую гамму душевных переживаний на основе обобщенных человеческих типов.
Правильный, нежный овал, прямая линия носа, продолжающая линию лба, продолговатый разрез глубоко сидящих глаз, небольшой рот, полные выпуклые губы, круглый подбородок, волнистые волосы. Это классическая красота, которой достаточно для воплощения различных типов античного идеала. Немного больше энергии в складках губ - это Афина. Больше мягкости в очертании щек, губы полуоткрыты, глаза затенены – перед нами чувственный лик Афродиты. Овал лица ближе к квадрату, шея толще, губы крупнее - это уже образ молодого атлета.
Но главная выразительность греческой скульптуры заключалась не столько в лице, сколько в движении тела. Глядя на античные статуи, мы не замечаем ни отбитых голов, ни рук: пластическая музыка говорит достаточно о многом. Гармония и совершенство, являясь знаком божественности, создает своеобразие греческой скульптуры. Именно греки впервые «разглядели» человеческое тело, решили, что оно прекрасно, и сделали красоту знаком божественности.
Но такое понимание красоты было чуждо Древнему Востоку. От Древнего Египта дошло огромное количество всякого рода изображений богов и людей. Среди этих человеческих тел нередко можно встретить увенчанных головами шакала, кошки, ибиса, сокола и т.д. Это точно такие же тела, как и те, у которых на плечах человеческие головы. Головы здесь вполне взаимозаменимы. Невозможно даже мысленно приставить к туловищу Аполлона Бельведерского голову шакала, а Афродиту Милосскую представить с головой кошки, потому что греческие тела не только внешне, но и по сути очеловечены в каждой своей части и детали, в них присутствует своя собственная, а не чужая душа. Под душой имеется в виду внутренний мир человека, его самоощущение и мироотношение. Эта душа воплощена в теле. Тело тем самым есть образ души, внешнее выражение внутреннего мира человека.
Подобных душ в древнеегипетском искусстве нет. Они бездушны – в том смысле, что образуют собой только внешний мир. Именно скульптура стала воплощением самых высоких представлений о человеке, созданных греческой культурой. Высшие достижения греческой скульптуры связаны с именами Фидия, Мирона, Праксителя.
Интересный пласт древнегреческой культуры - народные праздники. С ними связана история театра, возникшего из хоровых песен (дифирамбов), прославлявших Диониса. Первым сложившимся жанром была трагедия (дословно - песнь козлов). Одетые в козлиные шкуры, участники изображали спутников Диониса - сатиров. Отличительная особенность греческого театра - хор. Актер появился позднее.
Подлинным основоположником трагедии стал Эсхил. Он ввел второе действующее лицо. Сделал действие динамичным, появились декорации, маски. Мастерами греческой трагедии были Софокл и Еврипид. Содержанием их пьес стали мифы о богах, героях (реже - исторические факты). Комедия родилась из песен, полных обрядовой разнузданности и исполнявшихся толпой поселян во время сельских дионисий. Шествие в этот праздник называлось коммос, комедия - песни во время комоса. Греческая комедия отличалась большой вольностью в выборе выражений и сцен, дети и женщины на ее представления не допускались. Самым известным автором комедийных сочинений был Аристофан («Комедия о Лисистрате», «Осы», «Птицы» и др.) умевший направлять свои стрелы против современных ему политических деятелей, писателей, философов.
Спектакли в древнегреческом театре длились с раннего утра до позднего вечера и собирали десятки тысяч зрителей. Сиденья для зрителей располагались амфитеатром, часто построенным прямо на склоне горы. А внизу, на огромной, достигавшей свыше двадцати метров в диаметре орхестре (сцене), шло представление. Во время театральных представлений часто звучали самые разнообразные музыкальные инструменты. Но чаще других можно было услышать лиру, кифару, флейту или авлос.
Особенно любили древние греки лиру. Она сопровождала танец и пантомиму, театральные представления и чтение стихов. Не случайно древнегреческих поэтов изображали с лирой в руках. От названия инструмента произошел термин лирика. Поэтому именно лира стала символом поэзии и музыкального искусства.
Каждый современный человек знает о зародившихся в Греции Олимпийских играх, которые проводились с 776 года до н. э. в городе Олимпия. На них собирались атлеты и зрители со всех концов греческого мира, отложив все войны, государственные и частные дела. Участвовать в Играх могли лишь полноправные граждане греческих полисов, женщины же не допускались даже к месту этих Игр.
По Олимпиадам, проходившим один раз в четыре года, в Древней Греции велось летосчисление. Победителей избирали на высшие должности, им предоставляли почетные места в театре, освобождали от налогов и пожизненно содержали за общественный счет. Трудно найти в истории другую страну и народ, где спортивные соревнования приобрели бы такую популярность, а победа в них так высоко ценилась. Олимпийские игры прекратили свое существование в 395 году - Олимпия была разрушена землетрясением. Лишь в 1896 году олимпийское движение было возрождено Пьером де Кубертеном.
Походы Александра Македонского способствовали разложению и гибели древнегреческой демократии. Александр еще в юности вкусил плоды высокой греческой культуры - его воспитателем был Аристотель.Но это не помешало Александру, захватив Персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, поспешить объявить себя богом. Не привыкшие к восточным обычаям, греки, посмеиваясь, говорили: «Если Александр хочет быть богом – пусть будет» и официально признали его сыном Зевса.
Это был поворот от рабовладельческой демократии к той форме, которая издревле существовала на Востоке – к рабовладельческой монархии. Культура Древней Греции отличалась глубоко светским характером и была ориентирована на свободную гражданскую личность. Величайшим достижением эгейской культуры было создание письменности - так называемого слогового письма. Древняя Греция и ее культура занимают особое место в мировой истории. В высокой оценке античной цивилизации сходятся мыслители разных эпох и направлений. Общеизвестно высказывание Ф.Энгельса о том, что без того фундамента, который был заложен Грецией и Римом, не было бы современной Европы. А французский историк Э. Ренан назвал цивилизацию древней Эллады «греческим чудом». Самые высокие оценки греческой культуры не являются преувеличением.
Две с половиной тысячи лет отделяют человечество от расцвета античности. Все в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но слава античного искусства оказалась вечной.
Иллюстративный материал по теме:
1. Презентация «Выдающиеся личности Древней Греции».
2. Видеофильм «Архитектура и скульптура Древней Греции».
3. Мифология Древней Греции.