Тема 5. Искусство Древнего Китая

Среди современных стран мира Китай – одно из наиболее древних государств. Около пяти тысяч лет назад в бассейне Хуанхэ (Жёлтой реки) существовала высокоразвитая культура Яншао. Еще в период XII–Vвеков до н.э., в эпоху Джоу, в Китае появляется религиозное учение о божественном происхождении императорской власти: правитель получал власть от высшего божества (Неба) и являлся его Сыном или земным его воплощением. Двуединый культ Неба и Сына Неба создавал основу для объединения различных племен в мощное единое государство.

Географическое положение Китая, централизация власти, длительный отрыв от других цивилизаций обусловили основной принцип развития Китая - замкнутость культурного мира, в котором главную роль играли коренные традиции. Зримым воплощением этого принципа является Великая Китайская Стена. Она возведена для защиты от набегов кочевников в III и IV веках до нашей эры.

За несколько веков строительства длина этой единственной в мире ограды вокруг целой страны достигла почти 3000 километров при высоте в десять метров и ширине восемь метров. Массивные квадратные башни, поставленные через каждые 100–150 м, служили для быстрой передачи световых сигналов.

Культура Древнего Китая отличается единством художественных традиций и языка искусства. Важную роль в этом играла единая для всех племен письменность. Изобретение кисти и туши, использование уже в ΙΙΙ веке до н.э. шелка для письма, а с Ι века – бумаги, позволили передать из поколения в поколение накопленный опыт и знания.

Китай подарил миру компас и сейсмограф, механические двигатели, использующие силу падающей воды, водоподъемный насос и плуг, порох, знаменитые китайские лаки, фарфор, секрет изготовления которого вплоть до XVIII века будут искать все европейские алхимики. Китай - единственная страна Древнего мира, которая освоила культуру шелкопряда. Шелкодельни здесь были не только государственным производством, но и домашним промыслом земледельцев.

Еще до нашей эры были созданы единое законодательство и судопроизводство. В Медицинском каталоге Ι века перечислены 35 трактатов по разным болезням. Китайские математики знали десятичные дроби и впервые в истории ввели понятие отрицательных чисел. Астрономы умели вычислять лунные затмения и предсказывать солнечные, а в 613 году до н.э впервые зарегистрировали появление кометы Галлея. Было описано 2500 звезд. Установленная древнекитайскими астрономами периодичность движения светил способствовала появлению важнейшего понятия в философии Китая – Дао (путь).

Философия и религия.

Еще в древности в Китае Небо было главным божеством, высшим олицетворением разума, справедливости и добродетели. Бедняки Древнего Китая среди культов и ритуалов центральное место отводили культу Земли (ритуалы вызывания дождя, оплодотворения Земли и т.д.).

Китайские философские учения поразительно самобытны. В V веке до н.э. интеллектуальная жизнь достигла своего расцвета. Идейные диспуты шли во дворцах правителей и на улицах, а в столице иногда состязались до тысячи «мужей, искусных в споре». В этот период «соперничества ста школ» и возникли основные направления китайской философии: конфуцианство, даосизм и другие

Мудрец Лао-Цзы (IV–III века до н.э.) был создателем даосизма. Он проповедовал возврат к естественному (первобытному) состоянию и общинному равенству. Основная категория его учения – Дао (путь природы). Лао-Цзы резко критиковал социальный гнет, поборы, жестокость властей, что создало ему популярность в общинах. Признавая объективность мира, древние даосы выступали против обожествления неба, которое, как и земля – лишь часть природы. По их представлениям, мир состоял из мельчайших частиц ци и находился в постоянном изменении. В дальнейшем Дао будет трактоваться как сущность бытия, абсолютное единое начало, вечное самодвижение материи.

Кунцзы или Учитель Кун (Конфуций) - младший современник Лао-Цзы, жил в 551–479 годах до н. э. и был впоследствии канонизирован. Его учение получило название конфуцианство. Его государственный культ существовал в Китае с 59 года по 1928 год. Устные изречения Конфуция были записаны его учениками и объединены в трактат, который ученики младших классов заучивали наизусть, а его некоторые труды были высечены в камне.

Конфуций открыл первую частную школу. Благодаря ему грамотность и ученость стали пользоваться почётом и уважением. Главными в его практической философии были вопросы не бытия, а нравственности человека, управления обществом. Огромную роль в ней играли культ предков, учение о Воле Неба и божественном начале власти Сына Неба. Конфуцианство утверждает вечность и неизменность устройства мира и общества, в котором каждый должен занимать предопределенное ему изначально место. Буддизм проник в Китай в эпоху раннего Средневековья. Тогда произошло слияние трех религий: буддизма, конфуцианства и даосизма.

В Цинь-Ханьский период (III век до н. э.–III век н.э.) были заложены основы китайской архитектуры. Именно тогда сложились основные принципы строечно-балочной конструкции с системой многоярусных кронштейнов, поддерживающих широкие, далеко выступающие крыши. Многоярусная башня-пагода, храм, дворец с ярусами нарядных крыш на много веков определили типичный силуэт китайской архитектуры.

В некоторых письменных памятниках Древнего Китая сохранились упоминания о произведениях искусства этого периода. В одном из них рассказывается о настенных фресках, изображавших небо, землю, горы, реки, божества; в другом упоминается о живописце, писавшем картины на бамбуковых дощечках, где можно было увидеть изображения драконов, змей, птиц, повозки, лошадей, людей. К этому периоду принадлежит обнаруженная в одном из погребений картина на шелке, изображающая молодую женщину, над которой летают дракон и феникс, олицетворяющие стихийные силы жизни и смерти.

Значительное место в этот период занимает прикладное искусство. Широкое распространение получают бронзовые зеркала, сосуды, изделия бытового назначения – посуда, мебель и музыкальные инструменты. Они поражают изысканностью и высоким мастерством авторов.

Умение в малом, в одной детали, передать великое и бесконечное, поднять ее до уровня символа - отличительная черта китайского искусства. Неустанное наблюдение природы, стремление к обобщению ее законов, тщательно отобранные практикой выразительные приемы позволили китайским художникам не столько фиксировать конкретные детали, сколько выражать свои представления о мире, показывать его разнообразие и бесконечность. Мироощущение, пронизывающее и философию, и художественные произведения Китая, придает его культуре особую гармонию и человечность.

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. Расскажите об основных достижениях древних китайцев в развитии материальной культуры.

2. Дайте характеристику религиозно-философским воззрениям Древнего Китая.

3. Расскажите о влиянии учения Конфуция на развитие китайской культуры.

4. Что представляет собой учение Лао-Цзы?

5. Характерные особенности искусства Древнего Китая.

Иллюстративный материал по теме:

1. Видеофильм «Искусство Древнего Китая».

2. Конфуций «Изречения».

3. Живопись и поэзия Древнего Китая (Ван Вэй, Ли Бо, Го Си).

Тема 6. Античное искусство

Наши рекомендации