Тема 2. Характеристика видов искусств

Архитектура

Архитектура (с греч. - мастер, строитель) — монументальный вид искусства, целью которого является создание сооружений и зданий, необходимых для жизни и деятельности человечества, отвечая утилитарным и духовным потребностям людей. Формы архитектурных сооружений зависят от географических и климатических условий, от характера ландшафта, интенсивности солнечного света, сейсмической безопасности и т.д.

Архитектура зародилась в глубокой древности. Первые сооружения – мегалиты – носили культовый характер. Это были грубо обработанные каменные глыбы, расположенные в определённом порядке. В конце эпохи неолита уже существовали три вида мегалитов: дольмены, менгиры, кромлехи. Сегодня не существует однозначного ответа на вопрос, чем были эти древнейшие архитектурные сооружения: храмом, некрополем, обсерваторией, но именно с них начиналась история архитектуры.

Архитектура теснее, чем другие искусства, связана с развитием производительных сил, с развитием техники. Архитектура способна объединяться с монументальной живописью, скульптурой, декоративным и другими видами искусства. Основа архитектурной композиции — объемно-пространственная структура, органическая взаимосвязь элементов здания или ансамбля зданий. Масштаб сооружения во многом определяет характер художественного образа, его монументальность или интимность. Архитектура не воспроизводит действительность непосредственно, она носит не изобразительный, а выразительный характер.

Изобразительное искусство

Изобразительное искусство - группа видов художественного творчества, визуально воспроизводящих окружающую действительность. Произведения искусства имеют предметную форму, не изменяющуюся во времени и пространстве. К изобразительному искусству относятся: живопись, графика, скульптура.

Графика (с греч. – пишу, рисую) — это прежде всего рисунок и художественные печатные произведения (гравюра, литография). Она основана на возможностях создания выразительной художественной формы путем использования разных по окраске линий, штрихов и пятен, наносимых на поверхность листа. Графика предшествовала живописи. Вначале человек научился запечатлевать очертания и пластические формы предметов, потом различать и воспроизводить их цвета и оттенки. Овладение цветом было историческим процессом: не все цвета были освоены сразу. Специфика графики - линейные соотношения; воспроизводя формы предметов, графика передает их освещенность, соотношение света и тени и т.д.

Живопись запечатлевает реальные соотношения красок мира, в цвете и через цвет она выражает существо предметов, их эстетическую ценность, выверяет их общественное назначение, их соответствие или противоречие окружающему.

В процессе исторического развития в рисунок и в печатную графику стал проникать цвет, и теперь уже к графике относят и рисунок цветными мелками — пастель, и цветную гравюру, и живопись водяными красками -акварель и гуашь. В различной литературе по искусствознанию существуют различные точки мнения по поводу графики. В одних источниках: графика — это вид живописи, а в других — это отдельный подвид изобразительного искусства.

Живопись

Живопись — плоскостное изобразительное искусство, специфика которого заключается в представлении при помощи красок, нанесенных на поверхность изображение реального мира, преобразованных творческим воображением художника.

Живопись подразделяется на:

- монументальную – фреску (живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде) и мозаику (изображение из цветных камней, смальты – цветного прозрачного стекла, керамических плиток).

- станковую (от слова станок) — полотно, создающееся на мольберте.

Живопись представлена разнообразными жанрами: художественное внутреннее подразделение во всех видах искусства:

- Портрет – передаёт представление о внешнем облике человека, раскрывает его внутренний мир, подчеркивает индивидуальность, психолого-эмоциональный образ.

- Пейзаж – воспроизводит окружающий мир во всем многообразии его форм (городской, сельский, морской и др.).

- Натюрморт – изображает предметы быта, орудий труда, цветов, фруктов. Помогает понять мировоззрение и уклад определенной эпохи.

- Исторический жанр – рассказывает об исторически важных моментах жизни общества.

- Бытовой жанр – отражает повседневную жизнь людей, нрав, обычаи, традиции того или иного этноса.

- Иконопись (с греч. Икона – лик, образ) – основная цель направить человека на путь преображения.

- Анимализм – изображение животного как главного героя художественного произведения.

В XX в. характер живописи меняется под влиянием средств технического прогресса (появление фото- и видео аппаратуры), что приводит к появлению новых форм искусства (мультимедийное искусство).

Скульптура

Скульптура – пространственно-изобразительное искусство, осваивающее мир в пластических образах.

Основными материалами в скульптуре являются камень, бронза, мрамор, дерево. На современном этапе развития общества и техногенного прогресса расширилось количество материалов, используемых для создания скульптуры: сталь, пластик, бетон и другие.

Существует две основные разновидности скульптуры: объемная трехмерная (круговая) и рельеф:

- горельеф — высокий рельеф,

- барельеф — низкий рельеф,

- контррельеф — врезной рельеф.

Скульптура бывает монументальная, декоративная, станковая.

Монументальная — используется для украшение улиц и площадей городов, обозначения исторически важных мест, событий и т.п. К монументальной скульптуре относятся памятники, монументы, мемориалы. Станковая – рассчитана на осмотр с близкого расстояния и предназначена для украшения внутренних помещений. Декоративная – используется для украшения быта (предметы мелкой пластики).

Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство — вид творческой деятельности по созданию предметов быта, предназначенных для удовлетворения утилитарных и художественно-эстетических потребностей людей.

К декоративно-прикладному искусству относятся изделия, выполняемые из разнообразных материалов и с помощью различных технологий. Материалом может служить металл, дерево, глина, камень, кость. Весьма разнообразны технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка и др. Основная характерная особенность предметов декоративно-прикладного искусства – декоративность, заключающаяся в образности и стремлении украсить быт.

Декоративно-прикладное искусство имеет национальный характер, так как оно происходит из обычаев, привычек, верований определенного этноса, приближено к укладу его быта. Важной составляющей декоративно-прикладного искусства являются народно-художественные промыслы — форма организации художественного труда, основанного на коллективном творчестве, развивающем культурную местную традицию и ориентированном на продажу промысловых изделий.

Ключевая творческая идея традиционных промыслов — утверждение единства природного и человеческого мира.

Основными народными промыслами России являются:

- Резьба по дереву (Богородская, Абрамцево-Кудринская);

- Роспись по дереву (Хохломская, Городецкая, Полхов-Майданская, Мезенская);

- Декорирование изделий из бересты — тиснение по бересте, роспись;

- Художественная обработка камня — обработка камня твердой и мягкой породы;

- Резьба по кости (Холмогорская, Тобольская, Хотьковская);

- Миниатюрная живопись из папье-маше (Федоскинская миниатюра, Палехская миниатюра, Мстерская миниатюра, Холуйская миниатюра);

- Художественная обработка металла (Великоустюжское черневое серебро, Ростовская финифть, Жостовская роспись по металлу);

- Народная керамика (Гжельская, Скопинская керамика, Дымковская, Каргопольская игрушка);

- Кружевоплетение (Вологодское, Михайловское кружево);

- Роспись по ткани (Павловские платки и шали);

- Вышивка (Владимирская, Цветная перевить, Золотошвейная вышивка).

Литература

Литература — вид искусства, в котором основным выразительным средством является слово. Содержанием литературы является описание природных и общественных явлений, различных социальных катаклизмов, духовной жизни личности, ее чувств. В разных жанрах литературы этот материал раскрывается через драматическое воспроизведение действия, эпическое повествование о событиях, лирическое самораскрытие внутреннего мира человека. Предшественником литературы явилось устное народное творчество.

Литература подразделяется на художественную, учебную, историческую, научную, справочную.

Основными жанрами литературы являются:

- Лирика (наряду с драмой и эпосом) – один из трех основных родов художественной литературы, отражает жизнь путем изображения разнообразных человеческих переживаний, особенность лирики - стихотворная форма.

- Драма – сюжетное произведение, написанное в разговорной форме и без авторской речи.

- Эпос – повествовательная литература, включающая в себя эпопею (крупное произведение эпического жанра); роман (большое повествовательное произведение в прозе, иногда в стихах); повесть (литературный жанр, который отличается менее значительным, чем роман, объемом, меньшим количеством фигур, жизненным содержанием и широтой); рассказ (произведение небольших размеров, которое отличается от новеллы большей распространенностью и произвольностью композиции); новеллу (повествовательный прозаический или стихотворный жанр литературы, представляющий малую повествовательную форму); поэму (сюжетное литературное произведение лирико-эпического характера в стихах); балладу (лирико-эпическое стихотворное сюжетное произведение, написанное строфами) и др.

Все элементы и составные части литературного произведения и литературного процесса, все особенности литературы находятся в постоянном изменении. Литература – живая, подвижная идейно-художественная система, чутко реагирующая на изменения жизни.

Музыкальное искусство

Музыка (с греч. – искусство муз) – вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов являются определенным образом организованные музыкальные звуки. Основные элементы и выразительные средства музыки – лад, ритм, метр, темп, динамика, тембр, мелодия, гармония, полифония, инструментовка. Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения.

Музыкальное искусство зародилось ещё в первобытном обществе в недрах пантомимы. Сочетание музыкального и пластического начал, выраженное в простейшей пантомиме, подчёркивает синкретический характер первобытного искусства. Другой причиной возникновения музыкального творчества стало подражание звукам окружающей природы (грома, пения птиц, падающих камней и др.). Со временем к природному звукоподражанию добавились и чисто человеческие интонации (крики, возгласы, стоны), в которых уже можно было выделить мотивы с чётко зафиксированным положением высоты звуков.

Музыку принято разделять на светскую и духовную. С европейской культовой (церковной) музыкой связано развитие европейской музыкальной теории нотного письма, музыкальной педагогики. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка нередко соединяется с хореографией, театральным искусством, кино. Различают музыку одноголосную (монодия) и многоголосную (гомофония, полифония). Музыка подразделяется на роды и виды – театральная (опера, балет, оперетта, водевиль), симфоническая, камерная и др.; на жанры (песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.).

Музыкальным произведениям свойственны определенные, относительно устойчивые типичные структуры. В качестве средства воплощения действительности и человеческих чувств музыка использует звуковые образы. Эмоциональное переживание и окрашенная чувством идея, выражаемые через звуки особого рода, в основе которых лежат интонации человеческой речи – такова природа музыкального образа.

Хореография

Хореография (гр. Choreia – пляска, grapho – пишу) – вид искусства, материалом которого являются поэтически осмысленные, организованные во времени и пространстве движения и позы человеческого тела

Танец взаимодействует с музыкой, вместе с ней образуя музыкально-хореографический образ. В этом союзе каждый компонент зависит от другого: музыка диктует танцу собственные закономерности и одновременно испытывает воздействие со стороны танца. В ряде случаев танец может исполняться без музыки – в сопровождении хлопков, выстукивания каблуками и т.п.

Истоками танца стали имитация трудовых процессов; ритуальные торжества и обряды, пластическая сторона которых имела определенную регламентацию и семантику; пляска, стихийно выражающая в движениях кульминацию эмоционального состояния человека.

Во все времена танец был связан с жизнью и бытом людей. Поэтому каждый танец отвечает характеру, духу того народа, у которого он зародился.

Театральное искусство

Театр – вид искусства, в котором окружающий мир раскрывается через драматическое действие, осуществляемое творческим коллективом. Основа театра – драматургия. Синтетичность театрального искусства определяет его коллективный характер: в спектакле объединяются творческие усилия драматурга, режиссера, художника, композитора, хореографа, актера.

Театральные постановки подразделяются по жанрам: драма, трагедия, комедия, мюзикл, оперетта, водевиль и т.д.

Театральное искусство уходит своими корнями в глубокую древность. Его важнейшие элементы существовали уже в первобытных обрядах, в тотемических плясках, в копировании повадок животных и т.д. По всей вероятности, самой ранней формой театрального искусства была пантомима, с помощью которой можно было пластически изобразить сцены охоты или весь земледельческий цикл, разнообразные обряды и церемонии.

Фотоискусство

Фотография (с гр. свет, пишу) – искусство, воспроизводящее на плоскости посредством линий и теней, контур и форму передаваемого ею предмета.

Специфическая особенность фотоискусства заключается в органическом взаимодействии в нем творческого и технологического процессов. Фотоискусство сложилось на рубеже ХIХ-ХХ веков в результате соединения художественной мысли и достижений фотографической науки и техники. Его возникновение было исторически подготовлено развитием живописи, ориентировавшейся на зеркальное, точное изображение видимого мира и открытия геометрической оптики (перспектива) и оптических приборов (камера обскура). Специфика фотоискусства состоит в том, что оно преподносит художественно выразительный образ, в застывшем изображении которого присутствует документальность и достоверность. Жизненные факты в фотографии почти без дополнительной обработки переносятся из сферы действительности в сферу художественную.

Киноискусство

Кинематограф (с греч. Движение, пишу) – это искусство воспроизведения запечатленных на пленку движущихся изображений, создающих впечатление живой действительности. Рождение киноискусства на рубеже 19-20 веков определено достижениями науки и техники в области оптики, электротехники и фототехники, химии, и т.д. Кино передает динамику эпохи; работая временем как средством выразительности, кино способно передать смену различных событий в их внутренней логике. Кино является синтетическим видом искусства – в нём соединены такие искусства, как литература (сценарий, песни), живопись (мультфильм, декорации в художественном фильме), театральное искусство (игра актеров), музыка, которая служит эффективным выразительным средством дополнения зрительных образов.

Кино можно условно подразделить на научно-документальное и художественное. Определены также жанры кино, как драма, трагедия, фантастика, комедия, историческое и т.д.

Вопросы и задания для закрепления материала:

1. Назовите термины, общие для разных видов искусств.

2. Назовите выразительные средства архитектуры, скульптуры, музыкального и изобразительного искусства.

Иллюстрации по теме: репродукции картин художников (И. Шишкин «Рожь», И. Айвазовский «Девятый вал», аудиозаписи с музыкальными примерами (А. Рыбников Песня Тересы из рок-оперы «Звезда и смерть Хоакино Мурьеты»), видеозаписи театральных спектаклей («Труффальдино из Бергамо», кинофрагменты (М. Калатозов «Летят журавли»), литературные примеры (А. Ахматова «Реквием»).

Тема 3. Искусство и эпохи

Искусство появилось ещё на заре развития человечества, в первобытном обществе. Возникнув в эпоху среднего палеолита, первобытное искусство достигло расцвета в верхнем палеолите, около 40 тыс. лет назад. Древнейшие произведения искусства, такие, как ожерелье из раковин, найденное в Южной Африке, датируются 75 тысячелетием до н. э. и более. В каменном веке искусство было представлено первобытными обрядами, музыкой, танцами, украшениями тела, геоглифами (изображениями на земле), дендрографами (изображениями на коре деревьев), изображениями на шкурах животных, пещерной живописью, наскальными рисунками, петроглифами и скульптурой. Появление искусства также связывают с играми, ритуалами и обрядами, в том числе мифологическо-магическими представлениями.

Замечательные росписи первобытного периода найдены во Франции, Алжире, Западной Монголии, Южном Урале (Капова пещера), Испании (Альтамирская пещера) и многих других. В этих росписях образы животных приобрели конкретные черты, появились точность формы, уверенность и экспрессивность линий. Животное изображалось в разнообразных движениях, стремительном беге. Художник подмечал ритмические повторы и изгибы линий, симметрию положения частей тела. Нельзя не отметить реалистическое мастерство первобытного художника. Но элементы примитивизма в первобытном искусстве все-таки есть:

1. В отсутствии чувства композиции. В пещере Альтамира изображено около двадцати бизонов, лошадей. Каждое изображение в отдельности – превосходно. Но как они расположены! Тут возможна аналогия с детским рисунком – вкривь и вкось, без попытки соразмерить с форматом листа. Само мышление первобытного человека таково, что он не осознает связей. Вглядываясь в одно явление, художник не видел, не понимал его связи с остальными, а значит и не мог изобразить.

2. В ограниченности сферы внимания.

Первобытный художник изображал в основном животных и реже – женщину. Но если изображения животных отличаются точным воспроизведением основных объёмов, даже передают фактуру некоторых материалов, то в изображении женщин художник преувеличивал специфические женские признаки - черты будущей матери, избегая показа индивидуальных черт. Такие изображения искусствоведы с иронией называют первобытными Венерами. В своей основе искусство палеолита наивно реалистично. Ему свойственны стихийное чувство жизни, мужественность и простота. В то же время его отличает известная узость содержания. Жизненные наблюдения человека сочетались с фантастикой и магией.

3. Первым художникам земли ещё неведомы были законы перспективы, поэтому в их рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных.

В эпоху мезолита, связанного с изобретением лука и стрел, жизненный опыт человека расширился, он начал чувствовать себя более независимым от случайностей охоты. Изменился и характер художественных образов. В изобразительном искусстве появляются элементы схематизма, исчезает многокрасочность. Наскальные росписи этого времени исполнены силуэтно, без объёма. Центральной темой искусства остаётся охота, но появляется большое количество изображений человека, которые уже детализированы и наполнены эмоционально-драматическим действом.

В период возникновения скотоводства и земледелия усилилась роль магии, появилась земледельческая мифология. Характерной чертой культуры неолита было распространение художественных_ремёсел, положивших начало декоративному искусству.

Это время появления первой пиктографической или рисуночной письменности. Чтобы рассказать о чем-либо, не обязательно соблюдать большую точность и похожесть, достаточно показать предмет в общих чертах. В этом и лежат истоки пиктографии – рисуночного письма.

Искусство на заре человечества носило синкретический характер, то есть в нём не выделялись и не различались его основные виды. Синкретизм первобытной культуры проявляется и в том, что в нём невозможно вычленить духовное и материальное, так как все явления (образное познание и религиозные толкования) слиты воедино.

Следует отметить, что даже маленький «шажок», который делал древний человек в своей повседневной деятельности, может рассматриваться как выдающееся открытие, творческое достижение. Первый зазубренный камень, который человек придумал для использования в качестве ножа, – это уже достижение человеческой культуры.

Во все века и тысячелетия существования человеческого рода рядом с отдельными одаренными индивидами находились люди средних способностей, которые, узнав о достижениях своего талантливого сородича, повторяли то, что удалось ему, то есть тиражировали его достижения. Упрощая, схематизируя, можно сказать, что этим они положили начало созданию цивилизации, одним из принципиальных отличий которой является репродуктивная деятельность, в то время как культура ориентирована на продуктивность, творчество и новизну.

Вопросы и задания для закрепления материала

1. Почему культура возникла одновременно с возникновением человечества?

2. Что заставляло древнего человека творить?

3. Проявляется ли наследие первобытной культуры сегодня?

4. Как проявляются элементы первобытного сознания?

Иллюстративный материал по теме:

Презентация «Искусство в первобытном обществе»

Наши рекомендации