Кафедра психологии и педагогики
БГУ культуры и искусств
Кафедра психологии и педагогики
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ
Студент… ……..группы ФЗО …………………………………………………
20__/__ уч.год
Автор: доцент Ольга Олеговна Грачёва
Введение. Искусство, художественная культура являются сущностной основой деятельности БГУ культуры и искусств, определяя содержание общеобразовательных и профильных дисциплин. Диапазон профессий и функций, к которым готовятся студенты, достаточно широк: это создатели, исполнители, исследователи, популяризаторы разных видов искусств и отраслей художественной культуры. В рамках каждой из перечисленных функций можно выделить аспект, связанный с педагогической деятельностью, осуществляемой средствами искусства или артпедагогикой. Значительная часть выпускников БГУКИ включается в процессы художественного образования и эстетического воспитания, осуществляемые как в рамках академического учебно-воспитательного процесса, так и в рамках досуговой деятельности.
Дисциплина «Профессиональная педагогика» опирается на освоение большого блока общих и специальных психолого-педагогических дисциплин (общая, возрастная и социальная психология, педагогика, методика преподавания специальных дисциплин), помогает подготовить студентов к успешному прохождению педагогической практики и, в конечном счете, к деятельности в качестве преподавателя специиальных дисциплин в сфере искусства.
Предметом анализа, позволяющим понять сущность и закономерности процессов артпедагогики, является прежде всего личный опыт ученичества в системе художественного образования, которым обладает каждый, кто учится в БГУКИ. Анализ указанного опыта, вычленение из него типичных педагогических ситуаций призваны стимулировать профессиональную рефлексию, формировать основы педагогического мастерства артпедагога.
Основной целью изучения курса профессиональной педагогики является формирование и развитие у студентов профессиональной компетентности, позволяющей им решать практические и теоретические задачи в сфере художественно-педагогической деятельности.
Тема 1.СУЩНОСТЬ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
ПЛАН
1. Сущность современной педагогики искусства (АРТПЕДАГОГИКИ)
2. Соотношение понятий «эстетическое воспитание» и «художественное образование».
3. Виды эстетической деятельности как структурная основа профессиональной педагогики искусства.
4. Задачи художественного образования и эстетического воспитания на разных уровнях учебно-воспитательного процесса
ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Характеристики | АКАДЕМИЧЕСКИЕ | ДОСУГОВЫЕ |
Приоритетные цели | Образовательные (знания, умения, навыки) и профориентационные (подготовка к поступлению на следующий уровень образования) | Развивающие и профориентационные (развитие и диагностика общих и специальных склонностей, способностей, анализ соотношения этих качеств) |
Содержание образования | Стандартизованное, ориентированное на преемственность ступеней образования | Гибкое, индивидуализированное с учетом своеобразия личности учеников и педагогов |
Сроки обучения | Стандартизированы | Индивидуализированы |
Формы контроля за результативностью образовательного процесса | Зачеты, экзамены, защиты | Выставки, концерты, фестивали, конкурсы |
Формы фиксации результатов контроля | Документ государственного образца, имеющий юридическую силу | Стимулирующие: дипломы, грамоты, благодарности и т.п. |
Задачи художественного образования и эстетического воспитания
КУЛЬТУРА
Система материальных и духовных ценностей человечества |
Деятельность человека по созданию культурных ценностей |
Освоение ценностей культуры |
ЭТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ | ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ | НАУЧНЫЕ ЦЕННОСТИ |
Нравственные | Произведения искусства | Открытия |
Религиозные | Образы искусства | Изобретения |
Правовые (юридические) | Эстетически осмысленные явления природы | Система научных взглядов |
Приведите примеры взаимосвязи и взаимопроникновения духовных ценностей, относящихся к разным группам, в процессе эстетического воспитания:
Эстетические представления человечества эволюционировали вместе с ним. Каждая новая эпоха открывала новые объекты для любования и художественно-образного осмысления.
Приведите примеры исторических изменений в эстетическом осмыслении какого-либо объекта (красота природы, красота женщины и т.д.). Подумайте, какие задачи ставит знание об эволюции эстетических ценностей перед артпедагогом
2. Эстетические категории как объект восприятия и изучения в системе художественного образования
Эстетическое сознание проявляет себя в оценке, которую мы даем явлениям окружающего мира (природа, социум и, конечно же, – искусство).
Характер эстетической оценки передают категории
прекрасногоибезобразного,
возвышенногоинизменного,
трагическогоикомического,
а также
Ужасного
Артпедагог использует различные понятия для обозначения указанных категорий в зависимости от возраста и эстетического развития воспитанников. Важной педагогической проблемой является формирование адекватной эстетической оценки непривычных для воспитанников объектов.
Следует учитывать исторические, национальные, региональные, социокультурные детерминанты восприятия эстетических категорий.
Для формирования полноценной, социально ответственной личности важно обращать внимание воспитанников на взаимосвязь этических и эстетических ценностей.
Приведите примеры
взаимосвязи этических и эстетических категорий и ценностей в искусстве и предложите прием исполь-зования этой взаимосвязи в системе художественного образования.
БГУ культуры и искусств
Кафедра психологии и педагогики