Методика «выбор педагога в разных жизненных ситуациях»
(подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)
Целы определить устойчивость взаимоотношений педагогов и школьников, выявить наиболее авторитетных и близких к детям педагогов.
Ход проведения. Школьникам предлагается ответить на следующие вопросы:
1. С кем из учителей Вы хотели бы пойти в турпоход (поехать на экскурсию, выездной сбор и т.д.)? (Этот вопрос корректируется с учетом реальной ситуации в школе.)
2. Вы отмечаете знаменательную дату в своей жизни (день рождения, получение паспорта и т.д.). Могли бы Вы пригласить своих учителей? Если да, то кого?
3. У Вас возник конфликт с матерью, отцом/другом, подругой. Вам нужен совет, нужна помощь. К кому из учителей Вы обратились бы?
Обработка результатов. Примерная таблица для обработки результатов опроса:
Учитель | Вид деятельности и количество выборов | Общее кол-во выборов | Число выборов от одного учащегося | Занимаемое место | ||
Турпоход | Приглашение домой | Обращение за советом | ||||
1. Литературы Z... |
Важно зафиксировать не только общее количество выборов учителя, но и установить, во всех ли трех ситуациях называется данный педагог, т.е. насколько надежен выбор этого учителя. Наиболее популярным, близким учителем будет считаться тот, кто получит наибольшее общее количество выборов во всех трех жизненных ситуациях.
Достоверные и объективные результаты дает метод «выбор действием». Варианты могут быть различными:
1. Поздравление учителей с праздником — каждому ученику дают две-три открытки и предлагают написать поздравление и пожелания тем педагогам, которым он захочет. Можно попутно решить еще одну задачу — выяснить представление учителя об отношении к нему того или иного ученика и осознание педагогом своего реального положения в системе личных отношений. Поэтому предварительно организатор изучения (заместитель директора по воспитательной работе, психолог) может спросить учителя, сколько поздравлений и от кого он ожидает.
2. Учащимся предлагается по желанию разойтись по кабинетам, в которых их ожидают педагоги и где:
а) необходима помощь в оформлении кабинетов (или предлагается выполнить другую работу, оказать помощь);
б) возможно свободное общение по любой проблеме, любому вопросу;
в) можно принять участие в занимательной деятельности по предмету;
г) можно задать любой вопрос педагогу (час откровенной беседы);
д) можно подготовиться к ближайшему делу в творческой группе с этим учителем.
3. При проведении очередного общешкольного (классного) дела творческие группы формируются вокруг учителей, которых школьники выбирают сами. Естественно, что создается в наиболее подходящий момент одна из этих ситуаций, которая органично вписывается в жизнь школы. Серия подобных ситуаций позволяет определить уровень взаимодействия педагогов и учащихся, характер их личных и деловых взаимоотношений.
МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
(подготовлена профессором М.И. Рожковым)
Цель: определить уровень развития ученического самоуправления.
Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланксоследующими цифровыми кодами и предложениями:
1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше. | |||||
2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | |||||
3. Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | |||||
4. Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. | |||||
5. Считаю, что класс способен к дружным самостоятельным действиям. |
6. У нас в классе обязанности четко и равномерно распределяются между учащимися. | |||||
7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива. | |||||
8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обязанностями. | |||||
9. Считаю, что учащиеся нашего класса добросовестно относятся к выполнению своих общественных обязанностей. | |||||
10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса. | |||||
11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы задачи, поставленные перед коллективом, были выполнены. | |||||
12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. | |||||
13. Мы хорошо представляем себе задачи, которые стоят перед коллективом школы. | |||||
14. Учащиеся моего класса часто участвуют в организации разнообразных мероприятий всего коллектива школы. | |||||
15. Мы стремимся помочь представителям коллектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними. | |||||
16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в обсуждении проблем, стоящих перед коллективом школы. | |||||
17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем коллективом, с другими классами и объединениями. | |||||
18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | |||||
19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | |||||
20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслуженным авторитетом. |
0 21. Учащиеся моего класса добросовестно относятся к выполнению поручений органов ученического самоуправления всего коллектива. | ||||
0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов. | ||||
0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях. | ||||
0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива. |
На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».
Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная систематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:
1) включенность учащихся в самоуправленческую деятельность (предложения 1—4);
2) организованность классного коллектива (5—8);
3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);
4) включенность класса в дела общешкольного коллектива (13—16);
5) отношения класса с другими ученическими общностями (17-20);
6) ответственность учащихся класса задела общешкольного коллектива (21—24).
По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выставленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное количество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объединения определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.
Уровень развития самоуправления всего учебного заведения определяется коэффициентом последних трех блоков.
Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуправления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 — уровень развития самоуправления средний если больше 0,85 — высокий.
2.3. МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ, УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
АНКЕТА ВЫПУСКНИКА
(составлена О.А. Лепневой и Е.А. Тимошко)
Цель: выявление степени удовлетворенности учащихся выпускных классов результатами и процессом воспитания и жизнедеятельности в лицее.
Ход проведения. Выпускникам предлагается заполнить бланк анкеты:
«Уважаемый выпускник!
Вы завершаете свое обучение в Псковском техническом лицее. Администрация лицея просит Вас ответить на вопросы данной анкеты с целью экспертизы и дальнейшего развития системы лицейского образования.
1. В чем Вы видите смысл лицейского образования (выберите не более двух вариантов)?
— Познание, понимание окружающей жизни;
— развитие своих интересов, способностей;
— познание основ наук (изучение предметов базового цикла);
— подготовка к получению профессии;
— самопознание и самосовершенствование;
— подготовка к поступлению в вуз;
— получение аттестата с отличными оценками;
— сам процесс обучения престижен.
2. От чего Вы получили наибольшее удовлетворение при обучении в лицее (проранжируйте по степени снижения значимости: 1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.)?
—От своих учебных результатов;
— от своих успехов в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях;
— от учебного процесса в целом;
— от атмосферы в группе;
— от взаимоотношений со сверстниками;
— от взаимоотношений с педагогами;
— от общелицейских и групповых дел;
— от возможности проявить себя, свои способности и умения;
— от уровня требований;
— от престижа учебного заведения;
— от чего еще (допишите) ________________
3. Что в жизнедеятельности лицея вызывает Вашу неудовлетворенность?
— В организации лицейской жизни ___________
— в учебном процессе __________________
— в организации общелицейских дел __________
— в общении с педагогами ________________
— в общении с одноклассниками _____________
4. В какой социальной роли Вы чаще всего выступаете в лицейской жизни (выберите один ответ)?
— Лидер и организатор;
— активный участник происходящего;
— достойный исполнитель;
— делаю немного, но сопереживаю происходящему;
— увлеченный зритель;
— отстраненный наблюдатель.
5. Какое событие в Вашей лицейской жизни Вам запомнилось больше всего?
6. Что Вы считаете своим главным достижением за все годы лицейской жизни?
7. Какая Ваша проблема, связанная с лицеем, так и осталась нерешенной (количество выборов произвольное)?
— Результаты по отдельным учебным предметам;
— успеваемость в целом;
— проблемы взаимоотношений с одноклассниками;
— проблемы взаимоотношений с педагогами;
— не смог проявить себя в групповых и лицейских делах;
— отсутствует ощущение безопасности и защищенности;
— ухудшение состояния здоровья;
— неумение распределить свое время;
— сложно совмещать учебу и дополнительные занятия (спорт, музыка и т.п.);
— нет друга;
— страх перед экзаменами;
— что еще (допишите) _______________
8. Что для Вас наиболее значимо в жизни (проранжируйте в порядке снижения значимости: 1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.)?
— Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
— здоровье (физическое и психическое);
— интересная работа;
— красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
— любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
— материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
— наличие хороших и верных друзей;
— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
— познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
— продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
— развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
— свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);
— счастливая семейная жизнь;
— счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
— творчество (возможность творческой деятельности);
— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
9. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с одноклассниками?
— В основном теплые, близкие;
— нейтральные;
— чаще холодные, проблемные.
10. Как Вы считаете, на какие черты Вашего характера повлияла лицейская жизнь?
Каким образом? _____________________
Спасибо за ответы!»
Обработка полученных данных. Количественный и качественный анализ ответов учащихся на вопросы 1—3 позволяет выяснить мнение выпускников о тех сторонах жизни в лицее, которые способствовали формированию у лицеистов чувства удовлетворенности жизнедеятельностью в учебном заведении. Ответы на восьмой вопрос содержат сведения о преобладающих ценностных ориентациях лицеистов. При анализе ответов учащихся на другие вопросы накапливается информация о характере отношений в лицейской среде, о положительных и отрицательных аспектах учебно-воспитательного процесса в лицее.