Методика «выбор педагога в разных жизненных ситуациях»

(подготовлена профессором Л.В. Байбородовой)

Целы определить устойчивость взаимоотношений педа­гогов и школьников, выявить наиболее авторитетных и близ­ких к детям педагогов.

Ход проведения. Школьникам предлагается ответить на следующие вопросы:

1. С кем из учителей Вы хотели бы пойти в турпоход (поехать на экскурсию, выездной сбор и т.д.)? (Этот воп­рос корректируется с учетом реальной ситуации в школе.)

2. Вы отмечаете знаменательную дату в своей жизни (день рождения, получение паспорта и т.д.). Могли бы Вы при­гласить своих учителей? Если да, то кого?

3. У Вас возник конфликт с матерью, отцом/другом, подругой. Вам нужен совет, нужна помощь. К кому из учи­телей Вы обратились бы?

Обработка результатов. Примерная таблица для обра­ботки результатов опроса:

Учитель   Вид деятельности и количество выборов   Общее кол-во выборов   Число выбо­ров от одного учаще­гося   Занима­емое место  
Турпо­ход   При­глаше­ние до­мой   Обра­щение за сове­том  
1. Литера­туры Z...                

Важно зафиксировать не только общее количество выбо­ров учителя, но и установить, во всех ли трех ситуациях называется данный педагог, т.е. насколько надежен выбор этого учителя. Наиболее популярным, близким учителем будет считаться тот, кто получит наибольшее общее коли­чество выборов во всех трех жизненных ситуациях.

Достоверные и объективные результаты дает метод «вы­бор действием». Варианты могут быть различными:

1. Поздравление учителей с праздником — каждому уче­нику дают две-три открытки и предлагают написать по­здравление и пожелания тем педагогам, которым он захочет. Можно попутно решить еще одну задачу — выяснить пред­ставление учителя об отношении к нему того или иного ученика и осознание педагогом своего реального положе­ния в системе личных отношений. Поэтому предварительно организатор изучения (заместитель директора по воспита­тельной работе, психолог) может спросить учителя, сколь­ко поздравлений и от кого он ожидает.

2. Учащимся предлагается по желанию разойтись по ка­бинетам, в которых их ожидают педагоги и где:

а) необходима помощь в оформлении кабинетов (или предлагается выполнить другую работу, оказать по­мощь);

б) возможно свободное общение по любой проблеме, любому вопросу;

в) можно принять участие в занимательной деятельно­сти по предмету;

г) можно задать любой вопрос педагогу (час откровен­ной беседы);

д) можно подготовиться к ближайшему делу в творче­ской группе с этим учителем.

3. При проведении очередного общешкольного (классно­го) дела творческие группы формируются вокруг учите­лей, которых школьники выбирают сами. Естественно, что создается в наиболее подходящий момент одна из этих си­туаций, которая органично вписывается в жизнь школы. Серия подобных ситуаций позволяет определить уровень взаимодействия педагогов и учащихся, характер их личных и деловых взаимоотношений.

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ САМОУПРАВЛЕНИЯ В УЧЕНИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

(подготовлена профессором М.И. Рожковым)

Цель: определить уровень развития ученического само­управления.

Ход проведения. Каждый учащийся заполняет бланксоследующими цифровыми кодами и предложениями:

          1. Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.  
          2. Вношу предложения по совершенствованию работы класса.  
          3. Самостоятельно организую отдельные меро­приятия в классе.  
          4. Участвую в подведении итогов работы клас­са, в определении ближайших задач.  
          5. Считаю, что класс способен к дружным са­мостоятельным действиям.  
          6. У нас в классе обязанности четко и равно­мерно распределяются между учащимися.  
          7. Выборный актив в нашем классе пользуется авторитетом среди всех членов коллектива.  
          8. Считаю, что актив в нашем классе хорошо и самостоятельно справляется со своими обя­занностями.  
          9. Считаю, что учащиеся нашего класса добро­совестно относятся к выполнению своих об­щественных обязанностей.  
          10. Своевременно и точно выполняю решения, принятые собранием или активом класса.  
          11. Стремлюсь приложить все усилия, чтобы за­дачи, поставленные перед коллективом, были выполнены.  
          12. Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.  
          13. Мы хорошо представляем себе задачи, кото­рые стоят перед коллективом школы.  
          14. Учащиеся моего класса часто участвуют в орга­низации разнообразных мероприятий всего коллектива школы.  
          15. Мы стремимся помочь представителям кол­лектива класса в органах самоуправления всего коллектива школы в решении задач, стоящих перед ними.  
          16. Мои товарищи и я регулярно участвуем в об­суждении проблем, стоящих перед коллек­тивом школы.  
          17. Мы стремимся к тому, чтобы сотрудничать в решении задач, стоящих перед всем кол­лективом, с другими классами и объедине­ниями.  
          18. Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.  
          19. Мы стремимся помочь другим коллективам, младшим в разрешении трудностей, возни­кающих перед ними.  
          20. Считаю, что учащиеся, избранные в органы самоуправления школы, пользуются заслу­женным авторитетом.  
        0 21. Учащиеся моего класса добросовестно отно­сятся к выполнению поручений органов уче­нического самоуправления всего коллектива.  
        0 22. Мы стремимся к тому, чтобы коллектив школы достиг более высоких результатов.  
        0 23. Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и обществен­ных организациях.  
        0 24. Осознаю свою ответственность за результаты работы всего школьного коллектива.  

На доске дано смысловое значение цифровых кодов: 4 — «Да», 3 — «Скорее да, чем нет», 2 — «Трудно сказать», 1 — «Скорее нет, чем да», 0 — «Нет».

Обработка результатов. При обработке результатов 24 предложения разбиваются на 6 групп (блоков). Данная сис­тематизация обусловлена выявлением различных аспектов самоуправления:

1) включенность учащихся в самоуправленческую дея­тельность (предложения 1—4);

2) организованность классного коллектива (5—8);

3) ответственность членов первичного коллектива за его дела (9-12);

4) включенность класса в дела общешкольного коллек­тива (13—16);

5) отношения класса с другими ученическими общностями (17-20);

6) ответственность учащихся класса задела общешколь­ного коллектива (21—24).

По каждому блоку подсчитывается сумма баллов, выстав­ленных всеми участниками опроса. Затем она делится на число участников опроса и на шестнадцать (16 — максимальное коли­чество баллов, которое может указать опрашиваемый в каждом блоке). Уровень самоуправления коллектива класса, объедине­ния определяется по результатам выведения коэффициентов первых трех блоков. Если хотя бы один из коэффициентов меньше 0,5, то уровень самоуправления в классе низкий; если больше 0,5 и меньше 0,8 — средний; если больше 0,8 — высокий.

Уровень развития самоуправления всего учебного заведе­ния определяется коэффициентом последних трех блоков.

Если каждый из них не превышает 0,55, то уровень самоуп­равления в коллективе низкий, если выше этого уровня но ниже 0,85 — уровень развития самоуправления средний если больше 0,85 — высокий.

2.3. МЕТОДИКИ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПЕДАГОГОВ, УЧАЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

АНКЕТА ВЫПУСКНИКА

(составлена О.А. Лепневой и Е.А. Тимошко)

Цель: выявление степени удовлетворенности учащихся выпускных классов результатами и процессом воспитания и жизнедеятельности в лицее.

Ход проведения. Выпускникам предлагается заполнить бланк анкеты:

«Уважаемый выпускник!

Вы завершаете свое обучение в Псковском техническом лицее. Администрация лицея просит Вас ответить на вопро­сы данной анкеты с целью экспертизы и дальнейшего раз­вития системы лицейского образования.

1. В чем Вы видите смысл лицейского образования (вы­берите не более двух вариантов)?

— Познание, понимание окружающей жизни;

— развитие своих интересов, способностей;

— познание основ наук (изучение предметов базового цикла);

— подготовка к получению профессии;

— самопознание и самосовершенствование;

— подготовка к поступлению в вуз;

— получение аттестата с отличными оценками;

— сам процесс обучения престижен.

2. От чего Вы получили наибольшее удовлетворение при обучении в лицее (проранжируйте по степени снижения зна­чимости: 1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.)?

—От своих учебных результатов;

— от своих успехов в олимпиадах, конкурсах, спортив­ных соревнованиях;

— от учебного процесса в целом;

— от атмосферы в группе;

— от взаимоотношений со сверстниками;

— от взаимоотношений с педагогами;

— от общелицейских и групповых дел;

— от возможности проявить себя, свои способности и умения;

— от уровня требований;

— от престижа учебного заведения;

— от чего еще (допишите) ________________

3. Что в жизнедеятельности лицея вызывает Вашу не­удовлетворенность?

— В организации лицейской жизни ___________

— в учебном процессе __________________

— в организации общелицейских дел __________

— в общении с педагогами ________________

— в общении с одноклассниками _____________

4. В какой социальной роли Вы чаще всего выступаете в лицейской жизни (выберите один ответ)?

— Лидер и организатор;

— активный участник происходящего;

— достойный исполнитель;

— делаю немного, но сопереживаю происходящему;

— увлеченный зритель;

— отстраненный наблюдатель.

5. Какое событие в Вашей лицейской жизни Вам запом­нилось больше всего?

6. Что Вы считаете своим главным достижением за все годы лицейской жизни?

7. Какая Ваша проблема, связанная с лицеем, так и оста­лась нерешенной (количество выборов произвольное)?

— Результаты по отдельным учебным предметам;

— успеваемость в целом;

— проблемы взаимоотношений с одноклассниками;

— проблемы взаимоотношений с педагогами;

— не смог проявить себя в групповых и лицейских делах;

— отсутствует ощущение безопасности и защищенности;

— ухудшение состояния здоровья;

— неумение распределить свое время;

— сложно совмещать учебу и дополнительные занятия (спорт, музыка и т.п.);

— нет друга;

— страх перед экзаменами;

— что еще (допишите) _______________

8. Что для Вас наиболее значимо в жизни (проранжируйте в порядке снижения значимости: 1 — самое важное, 2 — менее важное и т.д.)?

— Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

— жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

— здоровье (физическое и психическое);

— интересная работа;

— красота природы и искусства (переживание прекрас­ного в природе и в искусстве);

— любовь (духовная и физическая близость с люби­мым человеком);

— материально обеспеченная жизнь (отсутствие мате­риальных затруднений);

— наличие хороших и верных друзей;

— общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

— познание (возможность расширения своего образова­ния, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

— продуктивная жизнь (максимально полное исполь­зование своих возможностей, сил и способностей);

— развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

— развлечения (приятное, необременительное время­препровождение, отсутствие обязанностей);

— свобода (самостоятельность, независимость в сужде­ниях и поступках);

— счастливая семейная жизнь;

— счастье других (благосостояние, развитие и совер­шенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

— творчество (возможность творческой деятельнос­ти);

— уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

9. Как Вы оцениваете свои взаимоотношения с одно­классниками?

— В основном теплые, близкие;

— нейтральные;

— чаще холодные, проблемные.

10. Как Вы считаете, на какие черты Вашего характера повлияла лицейская жизнь?

Каким образом? _____________________

Спасибо за ответы!»

Обработка полученных данных. Количественный и ка­чественный анализ ответов учащихся на вопросы 1—3 позволяет выяснить мнение выпускников о тех сторонах жизни в лицее, которые способствовали формированию у лицеистов чувства удовлетворенности жизнедеятель­ностью в учебном заведении. Ответы на восьмой вопрос содержат сведения о преобладающих ценностных ориентациях лицеистов. При анализе ответов учащихся на дру­гие вопросы накапливается информация о характере от­ношений в лицейской среде, о положительных и отри­цательных аспектах учебно-воспитательного процесса в лицее.

Наши рекомендации