Матраца социометрических положительных выборов
Фамилия, имя | Критерии выбора | Кого выбирают | |||||||||
1. Александров | |||||||||||
Паша | |||||||||||
2. Иванов Сергей | |||||||||||
3. Петров Дима | |||||||||||
4. Сарченко | |||||||||||
Сергей | |||||||||||
5. Алферова Ира | |||||||||||
6. Володина , | |||||||||||
Галя | |||||||||||
7. Ладзина | |||||||||||
Наташа | |||||||||||
8. Левшина | |||||||||||
Нина | 2 | ||||||||||
9. Покровская | 3 | ||||||||||
Алла ; | а | 3 | |||||||||
10. Самойлова | |||||||||||
Таня | |||||||||||
Получено выборов | |||||||||||
Получено взаимных выборов |
Матрица состоит: по вертикали — из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруппированных по половому признаку; по горизонтали — из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.
Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся данные о сделанных им выборах. Например, если Александров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который определяется по формуле:
С=М/(п-1),
где С — социометрический статус учащегося; М — общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); п — число испытуемых.
Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления: 7:9= 0,78.
В зависимости от количества полученных социометрических положительных выборов можно классифицировать испытуемых на пять статусных групп.
Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента
Статусная группа | Количество полученных выборов |
«Звезды» | В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Предпочитаемые» | В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Принятые» |
«Непринятые» | В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым |
«Отвергнутые» | Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым |
Среднее число полученных выборов одним испытуемым (А) вычисляется по формуле:
К = Общее число сделанных положительных выборов Общее количество испытуемых
Для нашего примера К= 60 : 10 == 6.
В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:
«Звезды» — Володина Г.;
«Предпочитаемые» — Ладзина Н.;
«Принятые» — Иванов С., Петров Д., Сарченко С., Алферова И., Левшина Н., Покровская А.;
«Непринятые» — нет;
«Отвергнутые» — АлександровП., Самойлова Т.
•Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:
КВ=Количество взаимных выборов Общее число выборов
. В нашем случае KB = (40 : 60) х 100% = 66,7%.
Данный показатель свидетельствует о достаточно большом количестве взаимных выборов.
МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ»
(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверж-
дения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
Другая серия утверждений позволяет выявить состояние
взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом
просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.