Матраца социометрических положительных выборов

Фамилия, имя   Крите­рии выбора   Кого выбирают  
                   
1. Александров                                      
Паша                                      
2. Иванов Сергей                                      
                                       
3. Петров Дима                                      
                                       
4. Сарченко                                      
Сергей                                      
5. Алферова Ира                                      
                                       
6. Володина ,                                      
Галя                                      
7. Ладзина                                      
Наташа                                      
8. Левшина                                      
Нина                         2              
9. Покровская                         3              
Алла ;                       а   3              
10. Самойлова                                      
Таня                                      
Получено выборов                      
Получено взаимных выборов                      


Матрица состоит: по вертикали — из списка фамилий учащихся, расположенных в алфавитном порядке и сгруп­пированных по половому признаку; по горизонтали — из номера, под которыми испытуемые обозначены в списке.

Напротив фамилии каждого испытуемого заносятся дан­ные о сделанных им выборах. Например, если Александ­ров П. отдал свой первый выбор в эксперименте по первому критерию Иванову С., то цифра 1 ставится на пересечении первой строки и второго столбца. Второй выбор Александ­ров отдал Петрову Д., поэтому цифра 2 записывается в квадрате на пересечении первой строки и третьего столбца. Если испытуемые сделали взаимные выборы, то соответ­ствующие цифры этих выборов обводятся кружочками. Внизу матрицы подсчитывается количество выборов, полученных каждым испытуемым (по вертикали сверху вниз), в том числе и взаимных выборов. Таким же образом составляется матрица отрицательных социометрических выборов.

Далее можно вычислить социометрический статус каж­дого учащегося, который определяется по формуле:

С=М/(п-1),

где С — социометрический статус учащегося; М — общее число полученных испытуемым положительных выборов (если учитывать отрицательные выборы, то их сумма вычи­тается от суммы положительных); п — число испытуемых.

Например, социометрический статус Иванова С. будет равен частному от деления: 7:9= 0,78.

В зависимости от количества полученных социометриче­ских положительных выборов можно классифицировать ис­пытуемых на пять статусных групп.

Классификация испытуемых по итогам социометрического эксперимента

Статусная группа   Количество полученных выборов  
«Звезды»   В два раза больше, чем среднее число полу­ченных выборов одним испытуемым  
«Предпочитаемые»   В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым  
«Принятые»      
«Непринятые»   В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым  
«Отвергнутые»   Равно нулю или в два раза меньше, чем чис­ло полученных выборов одним испытуемым  

Среднее число полученных выборов одним испытуемым (А) вычисляется по формуле:

К = Общее число сделанных положительных выборов Общее количество испытуемых

Для нашего примера К= 60 : 10 == 6.

В соответствии с данными матрицы испытуемых можно отнести к следующим группам:

«Звезды» — Володина Г.;

«Предпочитаемые» — Ладзина Н.;

«Принятые» — Иванов С., Петров Д., Сарченко С., Ал­ферова И., Левшина Н., Покровская А.;

«Непринятые» — нет;

«Отвергнутые» — АлександровП., Самойлова Т.

•Одним из показателей благополучия складывающихся от­ношений является коэффициент взаимности выборов. Он по­казывает, насколько взаимны симпатии в детской общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле:

КВ=Количество взаимных выборов Общее число выборов

. В нашем случае KB = (40 : 60) х 100% = 66,7%.

Данный показатель свидетельствует о достаточно боль­шом количестве взаимных выборов.

МЕТОДИКА «НАШИ ОТНОШЕНИЯ»

(составлена по кн.: Фридман Л.М. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988)

Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся раз­личными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Школьнику предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверж-

дения, которое больше всего совпадает с его мнением. Может быть выявление различных сфер взаимоотношений детей в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликт­ным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Другая серия утверждений позволяет выявить состояние

взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим дру­зьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом

просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, ког­да требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельству­ют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

Наши рекомендации