Обоснование правильного ранжирования предметов
1. Зеркало для бритья. (Важно для сигнализации воздушным и морским спасателям.)
2. 10-литровая канистра с нефтегазовой смесью. (Нефтегазовая смесь может быть зажжена 10-рублевой купюрой и спичкой — естественно, вне плота — и будет плыть по воде, привлекая внимание спасателей.)
3. 20-литровая канистра с водой. (Необходима для утоления жажды.)
4. Одна коробка сухих пайков. (Обеспечивает основную пищу.)
5. Две коробки шоколада. (Резервный запас пищи.)
6. Рыболовная снасть. (Оценивается ниже, чем шоколад, потому что в данной ситуации «синица в руке лучше журавля в небе». Нет уверенности, что поймаете рыбу.)
7. Плавательная подушка. (Если кто-то упадет за борт, она может служить спасательным средством.)
8. Одна бутылка рома крепостью 80°. (Содержит 80% алкоголя — достаточно для использования в качестве возможного антисептика при любых травмах; в других случаях имеет малую ценность, поскольку употребление может вызвать обезвоживание организма.)
9. Транзисторный радиоприемник. (Имеет незначительную ценность, так как нет передатчика.)
10. Карта Тихого океана. (Бесполезна без дополнительных навигационных приборов.)
Согласно мнению экспертов, основными вещами, необходимыми человеку при кораблекрушении, являются предметы, служащие для привлечения внимания, и предметы, помогающие выжить до прибытия спасателей. Причина более высокой оценки сигнальных средств по сравнению с предметами поддержания жизни (пищей, водой) заключается в том, что без средств сигнализации почти нет надежды быть обнаруженными и спасенными. К тому же в большинстве случаев спасатели приходят на помощь в первые 36 часов, а человек может прожить это время без пищи и воды. Навигационные средства имеют сравнительно небольшое значение: если даже маленький спасательный плот и в состоянии достичь земли, невозможно на нем запасти достаточно пищи и воды для жизни в течение этого периода.
11. Каждый учащийся выполняет все действия индивидуально, чтобы определить сумму отклонений своего собственного ранжирования от правильного решения. Свои листочки члены экипажей передают в пункт управления учениями.
12. Руководитель учениями называет и поощряет победителей игры, занявших призовые места в личном и групповом первенстве.
Анализ результатов игры. Классный руководитель анализирует состав каждого экипажа корабля, так как распределение
учащихся по игровым группам в большинстве случаев соответствует структуре сложившихся межличностных отношений в классном сообществе. Внимание классного наставника должно быть обращено и на выяснение того, кто из учащихся был капитаном того или иного корабля, что позволяет предположить о выполнении этими учащимися лидерской роли в своих группах. Не должны остаться незамеченными и те члены классного сообщества, которые занимали пассивную позицию в работе групп, как бы не находя возможностей «вписаться» в совместную деятельность. Возможно, что эти учащиеся недостаточно комфортно чувствуют себя в классном коллективе.
СОЦИОМЕТРИЯ
Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
Необходимо для проведения. Каждый учащийся должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся своего класса к себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)
2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?
3. Кому ты доверишь свою тайну?
4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»
Ход проведения. Исследователь задает поочередно четыре вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот учащийся, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии — при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных учащихся могут повторяться (об этом
следует сказать испытуемым). После выполнения задания исследователь и испытуемые должны проверить: названы ли после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.
Обработка и интерпретация полученных данных. На основании полученных результатов составляется матрица.