Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся

(составлена па основе материалов пособия Р.В. Оечаровой «Справочная книга школьного психолога»)

Цель:выявление коммуникативных склонностей учащихся. Ход проведения.Учащимся предлагается следующая ин­струкция; «Вам необходимо ответить на 20 вопросов. Сво­бодно выражайте свое мнение по каждому из них и отве­чайте на них только «да» или «нет». Если Ваш ответ на воп­рос положителен, то в соответствующей клетке листа поставьте знак «+», если отрицательный, то «—». Представьте себе типичные ситуации и не задумывайтесь над деталями, не затрачивайте много времени на обдумывание, отвечайте быстро».

Вопросы

1. Часто ли Вам удается склонить большинство своих то­варищей к принятию ими Вашего мнения?

2. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?

3. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?

4. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ва­ших намерений, то легко ли Вы отступаете от задуманного?

5. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?

6. Часто ли Вы откладываете на другие дни те дела, кото­рые нужно было выполнить сегодня?

7. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы Ваши товарищи дей­ствовали в соответствии с Вашим мнением?

8. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товари­щами из-за невыполнения ими своих обещаний, обяза­тельств, обязанностей?

9. Часто ли Вы в решении важных дел принимаете ини­циативу на себя?

10. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?

11. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удается закончись начатое дело?

12. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?

13. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?

14. Верно ли, что Вы резко стремитесь к доказательству своей правоты?

15. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (классе)?

16. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать свое мне­ние или решение, если оно не было сразу принято Вашими товарищами?

17. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?

18. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свида­ния?

19. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?

20. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?

Лист ответов

       
       
       
       
       


Обработка полученных результатов. Показатель выра­женности коммуникативных склонностей определяется по

сумме положительных ответов на все нечетные вопросы и отрицательных ответов на все четные вопросы, разделенной на 20. По полученному таким образом показателю можно судить об уровне развития коммуникативных способностей ребенка:

о низкий уровень — 0,1—0,45;

о ниже среднего — 0,46—0,55;

о средний уровень — 0,56—0,65;

«выше среднего — 0,66—0,75;

о высокий уровень — 0,76—1.

Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

(подготовлена М.И. Рожковым, Ю. С. Тюнниковым, Б. С. Алишевым, Л.А. Воловичем)

Цель: на основе выявленных критериев и эмпирических показателей провести сравнительный анализ изменений в сформированности у учащихся творческой активности.

Ход проведения. Замеры осуществляются по четырем кри­териям: чувство новизны; критичность; способность преоб­разовать структуру объекта; направленность на творчество.

Предусмотрен также контрольный опрос, предполагаю­щий сравнение оценки ответов и самооценки качеств, осу­ществляемой испытуемыми.

Оценивание критерия осуществляется по средней оцен­ке, получаемой учащимися по каждому критерию. При этом важно сопоставить полученные результаты с самооценкой, которая выявляется в последнем разделе опросника. Само­оценка по критерию «чувство новизны» определяется по среднему баллу ответов на вопросы 41—44; по критерию «критичность» — на вопросы 45—48; по критерию «способ­ность преобразовать структуру объекта» — на вопросы 49— 52; по критерию «направленность на творчество» — на воп­росы 53—56. Например, по критерию «чувство новизны» средний балл составил 1,45, а самооценка — 0,9. В этом случае мы корректируем оценку, высчитывая средний ре­зультат между оценкой и самооценкой.

Можно выделить три уровня творческой активности школьника и отдельных ее аспектов: низкий — от 0 до I;

средний — от 1 до 1,5; высокий — от 1,5 до 2.

Опросник. «Чувство новизны»

Выберите тот ответ, который соответствовал бы Вашему поступку в предложенных ниже ситуациях (заполняетсясим­вол ответа в карточках):

1. Если бы я строил дом для себя, то:      
а) построил бы его по типовому проекту    
б) построил бы такой, который видел на картинке в журнале или в кино    
в) построил бы такой, которого нет ни у кого    
1. Если мне нужно развлекать гостей, то я:      
а) провожу вечер, как проводят мои родители со своими знакомыми    
б) сочиняю сам сюрприз для гостей    
в) стараюсь провести вечер, как любимые герои в кино    
3. Среди предложенных задач на контрольной я выбираю:  
а) оригинальную    
б) трудную    
в) простую    
4. Если бы я написал картину, то выбрал бы для нее название:  
а) красивое    
б) точное    
в) необычное    
5. Когда я пишу сочинение, то:      
а) подбираю слова как можно проще    
б) стремлюсь употреблять те слова, которые привычны для слуха и хорошо отражают мои мысли    
в^ стараюсь употребить оригинальные, новые для меня слова    
6. Мне хочется, чтобы на уроках.      
а) все работали   I  
б) было весело    
в) было много нового    
7. Для меня в общении самое важное:      
и) хорошее отношение товарищей    
б) возможность узнать новое («родство душ»)    
в) взаимопомощь    
     
8. Если бы я был поваром, то:      
а) стремился бы к тому, чтобы все, кто ест мои блюда, были сыты и довольны    
б) создавал бы новые блюда    
в) старался бы мастерски готовить все известные блюда    
9. Из трех телевизионных передач, идущих по разным программам, я выбрал бы:  
а) «Седьмое чувство»    
б) «Поле чудес»    
в) «Очевидное—невероятное»    
10. Если бы я отправился в путешествие, то выбрал бы:  
а) наиболее удобный маршрут    
б) неизведанный маршрут    
в) маршрут, который хвалили мои друзья    

2. Опросник «Критичность»

Согласны ли Вы со следующими высказываниями вели­ких? Обозначьте на карточке следующими символамиВаши ответы:

а) полностью согласен — 0;

б) не согласен — 2;

в) не готов дать оценку данному высказыванию — 1.

11. Знания и только знания делают человека свободным и великим (Д. И. Писарев).

12. Лицо — зеркало души (М. Горький).

13. Единственная настоящая ценность — это труд челове­ческий (А. Франс).

14. Разум человека сильнее его кулаков (Ф. Рабле).

15. Ум, несомненно, первое условие для счастья (Софокл). 16 Дорога к славе прокладывается трудом (Публимий Сир).

17. Боится презрения лишь тот, кто его заслуживает (Фран­суа де Ларошфуко).

18. Нас утешает любой пустяк, потому что любой пустяк приводит нас в уныние (Блез Паскаль).

19. Способности, как и мускулы, растут при тренировке (К.А. Тимирязев).

20. Только глупцы и покойники никогда не меняют сво­их мнений (Д.Л. Оруэлл).

3. Испытание «Способность преобразовывать структуру объекта»

21—23 (для старшеклассников)

В каждом пункте есть пара слов, между которыми суще­ствует некая связь или какое-то соотношение. Вы должны определить, какая связь или какое соотношение существует между этими двумя словами, и выбрать из четырех предло­женных ответов пару слов, между которыми существует та же связь или то же соотношение. Запишите в карточку но­мер ответа.

21. ИЗГНАНИЕ - ЗАВОЕВАТЕЛЬ

  Арест   а) вор  
б) обвиняемый  
в) судья  
г) адвокат  
22. ОЗЕРО - ВАННА  
  Водопад   а) лужа  
6) труба  
в) вода  
г) душ  

23. ВУЛКАН-ЛАВА

1) источник — родник

2) глаз — слеза

3) огонь — костер

4) шторм — наводнение

21—23 (для среднего возраста)

Представлена исходная пара слов, которые находятсявгопределенном отношении, и пять других слов, из которых только одно находится в таком же отношении к исходному слову (правильный выбор оценивается оценкой 2).

21. ШКОЛА-ОБУЧЕНИЕ

  Водопад   а) доктор  
б) ученик  
в) учреждение  
г) лечение  
д) больной  
22. ПЕСНЯ - ГЛУХОЙ  
Картина   а) хромой  
б) слепой  
в) художник  
г) рисунок  
д) больной  
23. РЫБА - СЕТЬ  
Муха   а) решето  
б) комар  
в) комната  
г) жужжать  
д) паутина  

24—27. Найдите выход из предложенных ниже ситуаций:

(свой ответ запишите на обороте карточки).

24. Заснув в своей постели, утром Вы проснулись в пус­тыне. Ваши действия?

25. В машине, которой Вы управляли, оказались проко­лотыми два колеса, а запасное только одно. Необходимо срочно ехать дальше — Ваши действия?

26. В чужом городе Вы оказались без документов и денег. Вам нужно найти выход из положения.

27. Вы оказались в городе, где говорят на незнакомом вам языке. Как Вы будете изъясняться?

Для ответа на каждый из четырех вопросов дается 30 се­кунд. Экспериментатор оценивает ответ следующим образом:

отсутствие ответа — 0;

тривиальный ответ — 1;

оригинальный ответ — 2.

28—30. На обороте карточки перечислите как можно больше способов использования каждого названного ниже предмета.

28. Консервная банка.

29. Металлическая линейка.

30. Велосипедное колесо.

Наши рекомендации