Что такое игра и что такое играть

Для чего играют люди

Структура игры

Игра и её реквизит

Выигрыш в игре

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Игротехник или мастер игры?

Внешние признаки профессионализма игромастера

Компоненты игрового пространства

Возможные мотивы включения игроков в игру

Встреча с аудиторией

Формы размещения участников игры

Оперативные зоны игромастера

ОРГАНИЗАТОР ИГРЫ НА ПУТИ К МАСТЕРСТВУ

Актуальные способности игромастера

Семь этапов овладения мастерством игры

Принципы организации игры

ПЯТЬ «ВОЛШЕБНЫХ КЛЮЧИКОВ»

Руководство вниманием игровой аудитории

Способы общей активизации аудитории

Качества, которые блокируют деятельность игромастера

Некоторые нестандартные ситуации и способы их преодоления

4. А ТЕПЕРЬ ИГРА!

Песни-игры

Послесловие

ПРЕДИСЛОВИЕ

Сколько готовиться к проведению игры? День? Месяц? Год? Один мудрец после удачно прочитанной лекции на подобный вопрос ответил: «Всю жизнь и последние два дня». Думаю, это правильно и для игры, и для настоящего игромастера. Сколько бы не учился – все равно недостаточно. Но мы попробуем научиться искусству ведения игры намного быстрее. Потому что времени действительно недостаёт. Игровая культура человека и особенно ребёнка находится в неудовлетворительном состоянии. По свидетельствам многих специалистов, игра (прежде всего, коммуникативная, социальная) быстро исчезает из жизни. А «освобождённые от игры территории» заполняются одиночеством, праздностью, тоской, безразличием, жадностью к обладанию, бездумным, а временами и жестоким досугом.

Игре нужные рыцари. Игра ожидает рыцарей. Ведь должен, в конце-концов, кто-то «позаботиться о том, чтоб до самой смерти человек сохранил в себе силы ребёнка» (таков один из принципов греческого воспитания).

Вы готовы?!

Ваш выход!

ВСТУПЛЕНИЕ

«Давайте поиграем!».Нет в мире человека, который не произносил бы эту фразу хотя бы несколько раз в жизни. И нет человека, который десятки раз не приобщался бы к игре. Человек играл даже тогда, когда не знал, что это игра. Игра выступает перед нами ценностным общечеловеческим феноменом, который абсолютно познать невозможно, но стремиться к этому необходимо. Потому что именно так можно познать истинную сущность человека.

Бесспорная ценность игры настаивает на ценностном отношении к ней.

Человечеством наработано достаточно научно-практических трудов и материалов, где с разных позиций раскрывается философская и психологическая сущность игры, методика организации и проведения игр. Фундаментально исследованы компенсирующие жизненные и духовные силы и развлекательный потенциал игры. Особенно детально изучена детская игра в дошкольном возрасте.

Вместе с тем, «территория игры» до сих пор покрыта многочисленными белыми пятнами. А наибольшее белое пятно – вопрос формирования мастерства организатора игр не как технолога (отсюда название профессии «игротехник»), а, прежде всего, как гармонизатора духовных и гуманистических потенций игроков, как создателя позитивного эмоционального фона, как оптимизатора игрового пространства, как прямого и латерального стимулятора творческих сил участников игрового процесса.

Специалиста-организатора такого уровня игры мы и называем «игромастер».

Негативным фактором на пути к «раскрашиванию» этого «белого пятна» является то, что ни одно из учебных заведений соответствующего направления и уровня не готовит специалистов из организации и моделированию игр, полагаясь на «самопрорастание» и самовоспитание специалистов, более пригодных к такому роду деятельности. Организуют игры, а часто и учат их организации далеко не всегда самые компетентные и самые подготовленные для этого люди. Чаще всего это делают экстраверты с лидерскими задатками и определённым опытом организаторской или досуговой работы. Но и у этих специалистов нет возможности усовершенствовать свои знания и мастерство в соответствующих учебных заведениях.

Проблема в том, что общество до сих пор не может разрубить гордиев узел: игра – серьёзное дело или развлечение?

Из-за присущей игре развлекательности её советуют отнести скорее к сфере культуры, чем к сфере образования.

В сфере культуры готовят специалистов по «режиссуре массовых праздников», «артистов камерного жанра», «артистов эстрады». В основе компетентности таких специалистов лежит актёрская игра, в которой доминирует установка на привлечение внимания к себе как исполнителю или интерпретатору действий исполнителя, того, кто предлагает зрителям образы, смыслы того, кто выступает. Смотрите, анализируйте, сочувствуйте, сомневайтесь, радуйтесь.

Всё это прекрасно. Но при таком подходе мы учимся быть скорее наблюдателями жизни, а не теми, кто интеллектуально и эстетично смотрит, но практически не действует, не тренирует собственные творческие силы. Игра актёрская и игра детей, школьников, взрослых – это, несмотря на единую природу, слишком далёкие деятельности. Извинимся перед представителями драматического искусства, но самый прекрасный актёр и хороший организатор игры – это далеко не одно и то же.

В педагогических вузах вовсе не готовят компетентных специалистов по организации игры или разработке игровых технологий обучения, отводя игре более чем скромное место в теории и методике воспитания. Официальной педагогикой, несмотря на все декларации, игра завуалировано отчуждается, как носитель развлекательности, которая противопоставляется серьёзному учебному труду. Серьёзность не любит играть (может, боится проиграть?), она «изучает» игру.

Хотя определённые позитивные подвижки в этом направлении уже чувствуются, и оттепель неминуема. Игра неустанно торит новые пути в детский сад и школу.

Итак, в реальности перед нами положение, описанное в народной пословице: «У двух нянек дитя без глаза».Вместе с тем, игра «выросла», перестала быть локальной проблемой психологии, педагогики, эстетики, она требует полноценного изучения её гуманитарных возможностей с широким воплощением их в различных сферах человеческой деятельности. Ей мало старой концепции: «Игра является синтетическим видом деятельности».

Даже самый поверхностный взгляд на игру и её возможности показывает: каждая игра является педагогическойили при определённых обстоятельствах может становиться такой.

Педагогичность игры характеризуется, прежде всего, выходом игроков на поступки, на взаимодействие, на активное реальное культурное общениев самом широком понимании этого слова! А значит – на новый уровень самосознания, знаний, творчества.

Такой уровень и качество работы требует и соответствующе подготовленных специалистов. Разве упомянутые вышe театральные или филармонические профессии адекватны профессии настоящего игромастера? Обычно, нет. Настоящий игромастер – прежде всего педагог, который заботится об успешности каждого игрока, о развитии его игровой культуры как основы жизнетворчества, и при этом несёт ответственность за собственные действия.И научить педагога эффективной организации игры – само по себе дело сугубо педагогическое.

Ведь он представляется нам не столько владельцем и носителем банка адаптированных, готовых к употреблению игр или игровых форм, сколько проектировщиком роста духовных сил личностей и особенных позитивных, стимулирующих взаимоотношений. Такого можно назвать «менеджером игры». И за ним будущее игры.

Преградой на пути воспитания педагогов-игромастеров, подготовки их к эффективной организации педагогически целесообразной игры является нехватка специальной литературы.Откроем ряд сборников с играми. Что мы видим? Перечень более или менее корректно описанных игр. Как правило, подчёркнута цель игроков, указан путь к ней. А цель игромастера? Какова его мера ответственности за процесс? Что нужно ему сделать и кем быть, чтобы эта игра была воспринята ценностно, чтобы запомнилась участникам игрового процесса навсегда, чтобы в неё хотелось играть ещё и ещё раз даже без него? Если не искать ответа на эти вопросы, то легко превратиться в манипулятора кукловода или робота-вещуна алгоритмов.

Желают ли люди быть «куклами» в чьей-то игре? А вы бы хотели? Для многих игроков это просто унизительно, оскорбительно. Для других (игротехников) такое акцентирование авторитарных возможностей приводит к деформации гуманных параметров личности. Но именно игра могла бы приучать к нормам гуманистических отношений.

Перечислим ряд трудностей в разработке профессиональной литературы для игромастера:

§ – сложности с описанием состояний и процессов, которые нужно чувствовать, в которых нужно импровизировать и проявлять постоянное творчество;

§ – неадаптированность актёрских, ораторских методик и технологий организации аудитории и игрового пространства для педагогов детского садика и школы, как потенциальных организаторов игровых процессов и пользователей игровыми формами;

§ – сокрытие мастерами игры «профессиональных секретов» по причинам возможного снижения их конкурентоспособности.

Наша работа призвана отчасти утолить жажду в области подготовки эффективного организатора различных разновидностей игр в спектре от учебных до культурно-развлекательных.

В первом разделе раскрыта сущность игры как вида деятельности, зависимость игр от онтогенеза и генезиса личности, рассмотрены особенности игры как коммуникативного акта.

Во втором рассмотрен вопрос организации игрового пространства – то, что нужно организовать к моменту начала игры.

Третий раздел посвящён вопросам приобретения технологического мастерства: преодоление предубеждений, искусство овладения аудиторией, оптимальное управление процессом. Отдельно рассматриваются блокирующие игромастера качества, такие как неуверенность, скованность, закомплексованность, волнение. В разделе предлагаются многочисленные советы из менеджмента игры.

В четвёртом разделе предложен репертуар песен-игр.

Эта книжка, мы надеемся, послужит первыми ступеньками к мастерству ведения игры, по которым растущий человек будет подниматься на протяжении всей жизни.

Мы признаём, что наш скромный труд не претендует на всеобъемлющее освещение бесконечного круга вопросов, связанных с организацией и проведением игры.

Но есть надежда, что он привлечёт внимание специалистов, истинных ценителей «её величества игры», не оставит читателей безразличными к проблемам создания в детском садике, школе, заведении культуры «солнечного тока» интереса, увлечённости, настоящей заинтересованности собой, людьми, окружающим миром. К созданию того искреннего возвышенного тепла, ощущения радости и «состояния победителя», на доброжелательном фоне которых и можно строить по-настоящему творческую личность.

С уважением, автор

ЧЕЛОВЕК И ИГРА

Культура человека возникла как игра

и разворачивается в игре.

Й.Хейзинга

Наши рекомендации