I.II. «Лирика» и «Центрифуга»
«Центрифуга» - московская литературная группа, сложилась в январе 1914 года из левого крыла поэтов, ранее ассоциировавшихся с издательством «Лирика». Особенностью теории участников «Центрифуги» стало то, что при создании лирического произведения центром внимания становилось не само слово, а интонационно-ритмические и синтаксические структур. Основными её участниками стали С. Бобров, Б. Пастернак и Н. Асеев.
Бобров С. Спецификация идитола: прозроман ускоренного типа / С. Бобров. — Берлин : Книгоиздательство Геликон, 1923. – 198 с.
Р.29215
Оформление Э. Лисицкого. Отпечатана в Берлине в 1923 году в типографии Макс Маттисон.
Из предисловия: «Темой романа является история одного изобретения, не личная, так сказать, данной научной конструкции, а история взаимоотношений меж изобретением и обществом, которому оно должно служить. Изобретение это представляет собой род сильного взрывчатого вещества, где используется субатомная энергия. Имя вещества – Идитол. Сюжет романа составляет борьба трех изобретателей и ряда финансовых объединений (синдикатов, банков и др.) за обладание секретом Идитола».
Социально-утопический «Прозроман ускоренного типа» «раскадрован» на короткие сцены наподобие киноленты и соревнуется с искусством фильма в калейдоскопическом изображении погонь, чудесных спасений, заговоров, катастроф, массовых волнений, техномагических средств.
I.III. Кубофутуристы
Кубофутуризм («Гилея») — течение в русском искусстве 1910-х годов. Поэты-футуристы выступали в тесном контакте с художниками-кубистами. Для последователей течения характерно полное игнорирование существовавших литературных норм и создание необычных слов и абсолютно нетрадиционных способов оформления текста.
Каменский В. В. Емельян Пугачев: поэма / В. В. Каменский. — Москва : Федерация, 1932. – 157 с.
Р.64592
Прижизненное издание.
Рисунки художника–графика Бориса Титова.
Каменский В. В. Сочинения / В. В. Каменский. – Репринтное воспроизведение изданий 1914, 1916, 1918 гг. с приложением. — Москва : Книга, 1990. – 591 с.
В сборник включены репринтные воспроизведения сборника «Танго с коровами» (1914), романа «Степан Разин» (1916 года); сборника «Звучаль веснянки» (1918), автобиографическая книга «Путь энтузиаста», а также фотографии, рисунки В. Каменского из фондов Государственного литературного музея, Центрального государственного архива литературы и искусства и семьи Каменских.
Из сборника «Звучаль веснянки»
«Кто Я.
Я-КТО-я-
Я-вроде утроветра
По в туманах долине
Будь березкой
И обниму – покачаю.
Я-КТО-Я-
Я-вроде небожаворонка
Над в тишине полями
СЛУШАЙ ЧУТКО
Я звеню солнцелучами.
Я_КТО я _
Я – вроде яркоплатка
На с ягодами девушке
Пой со мной
Я ПЕСНЕПЬЯНСТВУЮ».
Каменский В. В. Танго с коровами / В. В. Каменский. – Факсимильное издание с приложением статей. — Москва : Книга, 1991. – 15 с.
Факсимильное воспроизведение издания Давида Бурлюка 1914 года. Рисунки Влад. и Давида Бурлюков. Тираж оригинала – 300 экз.
Издание относится к разряду экспериментальных. Отпечатано на желто-цветастых обоях, имеет обескураживающее название и выпущено в виде неправильного пятиугольника. Основным достоинством этой удивительной книги стали «железобетонные поэмы» Каменского, оригинально оформленные и отпечатанные в стиле дадаизма: обложка и весь текст набраны с использованием разнокалиберных типографских литер, хаотично расположенных на плоскости печатного листа.
Крученых А. Арабески из Гоголя / А. Крученых. — [Ейск], 1992. – 21 с. — (Альфа и Омега).
Р.3159217
Алексей Крученый среди всех русских футуристов выделялся своей любовью к традиционной – классической – литературе, но это была, конечно же странная любовь…
В цикле «Арабесок» Крученых вольно «пересказывает» Гоголя, сосредотачивая внимание читателя на наиболее важных эпизодах его повестей.
Предисловие, подготовка текста и шрифтовая аранжировка Сергея Сигея.
Маяковский В.В. Грозный смех / В. В. Маяковский. — Москва ; Ленинград : ГИХЛ, 1932. – 79 с.
Р.304960
Иллюстрации В. В. Маяковского. Оформление Варвары Степановой.
В издание вошли стихотворения и рисунки к плакатам, созданные Маяковским во время работы над Окнами РОСТА. Окна сатиры РОСТА — серия плакатов, разработанная в 1919—1921 гг. советскими поэтами и художниками, работавшими в системе Российского телеграфного агентства.
« Это не только стихи.
Это иллюстрации не для графических украшений.
Это – протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.
Это – моя часть огромнейшей агитработы – окон сатиры Роста».
В. Маяковский
Маяковский В. В. Для голоса. Хорошо / В. В. Маяковский. – Факсимильное воспроизведение изданий 1923, 1927 гг. — [Москва] : Изокомбинат Художник РСФСР, 1987. – 61 с.
Р.44698; Р.44699
Один из лучших образцов русского конструктивизма в книгоиздании. Цветные иллюстрации, монтаж и подбор шрифтов, необычная общая конструкция книги и цветная издательская обложка выполнены в стиле конструктивизма новатором-художником, архитектором, мастером фотографии Эль Лисицким (Лазарем Лисицким). Издание является примером оригинальных конструктивистских и композиционных решений Лисицкого в сочетании с ритмикой поэзии Владимира Маяковского.
Маяковский В. В. Летающий пролетарий / В. В. Маяковский. — Москва : Авиохим, 1925. – 64 с.
Р.33383
Рисованная мягкая обложка Г. С. Бершадского с монограммой художника.
Маяковский В. В. Маяковская галерея : (те кого я никогда не видел) : Пуанкаре, Муссолини, Керзон, Пилсудский, Стинес, Гомперс, Вандервельде / В. В. Маяковский. — Москва : Красная новь, 1923. – 63 с.
Р.33385
Первое издание.
Собрание политических памфлетов на известных деятелей современности. В книге В. Маяковский выступает не только как автор, но и как иллюстратор.
Маяковский В. В. Маяковский улыбается, Маяковский смеется, Маяковский издевается / В. В. Маяковский. — Москва ; Петербург : Круг, 1923. – 109 с.
Р.33387
Рисованная обложка А. М. Родченко.
Маяковский В. В. Париж / В. В. Маяковский. — Москва : Московский рабочий, 1925. – 40 с.
Р.33389
Обложка и монтаж А. Родченко.
Сборник включает восемь стихотворений.
Малевич К.С. Письма к Шутко / К. С. Малевич. — Ейск, 1992. – 17 с.
Книга издана отделом живописи и графики Ейского Историко-Краеведческого музея в 1992г. Оформление и подготовка к печати Сергей Сигей. Иллюстрирована шрифтовыми композициями по стихам Малевича.
В книге представлены два письма Казимира Малевича к Кириллу Ивановичу Шутко, своему близкому знакомому и референту по вопросам искусства при ЦК. Оба письма относятся к советскому времени и отлично передают атмосферу тех лет, в особенности то, что происходило тогда с настоящим новаторством в искусстве.
Фрагмент одного из писем: «Дайте дорогу анализу Искусства Проблем, дайте развернуть силу новаторам. Я и Татлин, Филонов и много других и с нами Молодежь, которая действительно хочет создать больше Искусство станут ударниками. Затребуйте от Сектерия ИЗО Сорабиса Ленинграда сведений о жизни ИЗО в Ленинграде. Ознакомьтесь с ней, ибо скоро объявят нас бродские кулаками».
Требник троих: сборник стихов и рисунков. — Москва : Издание Г. Л. Кузьмина и С. Д. Долинского, 1913. – 95 с.
Иллюстрации - литографии по рисункам В. В. Маяковского, Надежды Д. Бурлюк, В. Е. Татлина, Д. Д. и В. Д. Бурлюков. Тираж 1100 экз.
Знаменитый поэтический сборник «литературной компании» «Гилея», первое издание Д. Бурлюка, в котором изображение занимало место, почти равное тексту.
В издание включены стихи В. Маяковского, В. Хлебникова, Д. и Н. Бурлюков.
Турнир поэтов / Н. Асеев, Б. Пастернак, И. Терентьев [и др.]. — Москва : Издание «Группы лефовцев», 1929. – 18 с.
Р.36403
Редчайшее издание русского футуризма, написанное от руки и стеклографированное чёрной и красной краской. В издательской иллюстрированной обложке работы К. Зданевича. Издание с примечаниями Крученых. Автографы: Катаева, Клюна, Олеши, Пустынина, Толстой. Тираж 150 экз.
Книга представляет собой записи экспромтов поэтов, принявших вызов Валентина Катаева, который записал в альбоме Алексея Крученых, соревнуясь с Маяковским, следующую шутку:
"Утонувший в крюшонах
Алексей Елисеич Крученых.
Величайшая рифма! Величайшие зубры сломали себе на этом зубы. И так рифмовали и этак. А я просто зарифмовал и баста. Кто лучше?"
Дальнейшие записи-экспромты явились ответом на этот вызов.
***
«Балериньих икр ученых
Был не чужд и Крученых» (С. Третьяков. 1923)
***
«Если будешь печь стихи
Попадешь в Крученыхи» (Вера Инбер)
Хлебников в Баку. — Москва : Издание «Группы Друзей Хлебникова», 1930. – 18 с. – (Неизданный Хлебников. Вып. XVI).
(Этот текст можно применить к показу всей серии)
Книги под маркой «Группа друзей Хлебникова» начали выходить примерно с 1928 года. Каждый выпуск состоял из пятнадцати-двадцати страниц и был напечатан тиражом от пятидесяти до ста пятидесяти экземпляров. Почти для каждого выпуска текст был написан от руки, (известны сборники «сделанные» Артемом Веселым, Юрием Олешей, Борисом Пастернаком, Михаилом Пустыниным) и затем воспроизведен на стеклографе. В выходных данных указывалось, что издание осуществляет «Группа друзей Хлебникова». На самом деле и замысел, и его воплощение почти целиком принадлежали поэту, теоретику футуризма, основателю «заумного языка», издателю и библиофилу Алексею Крученых (1886—1968). Этими книжечками он продолжал традицию футуристических литографированных изданий 1910-х годов. Всего Крученых издал 30 (по другим данным только 27) выпусков. Некоторые из них были даже не стеклографированы, а напечатаны на машинке в нескольких экземплярах. Последняя брошюрка вышла в 1935-м.