Употребление дефиса и кавычек при приложениях

Предупредительные, объяснительные диктанты

I. 1) Автор «Слова о полку Игореве» вложил в уста Ярослав­ны обращения-заклинания к ветру, реке и солнцу. (Е. Осетров) 2) Ярославна хочет полететь кукушкою по Дунаю, смочить рукав в Каяле-реке, чтобы исцелить раны Игоря. (Е. Осетров) 3) Рас­тет на кургане над Доном-рекой суровый цветок — бессмертник. (А. Софронов) 4) Пушкин-историк рука об руку шел с Пушкиным- художником, работая одновременно над «Историей Пугачева» и повестью «Капитанская дочка». 5) Пробиваясь сквозь толпу, громко разговаривая, хохоча, прошло человек шесть матросов- черноморцев. (М. Шолохов) 6) И старик мордвин, сторож, кивая головой, замер в распахнутых воротах. (Д. Балашов) 7) Подру­женьки-березки стояли на отшибе у леска тесной кучей. (М. Шоло­хов) 8) Здесь путники встретили охотников-тунгусов. 9) Часто ле­са расступаются, чтобы дать место невысоким горам-сопкам. (В. Малое) 10) Белынь-озеро начиналось почти у самого города и уходило узкой змейкой в смешанный лес. (Л. Замятин) 1 1) Мохнатая елка-шатер поманила спрятаться от дождя. (М. Се­менов) 12) Лев-старик поздненько спохватился, что Львенок пу­стякам учился. (И. Крылов) 13) Злого пса-ворчуна зубастого на железную цепь привязывает, и пошел он домой, призадумавшись, к молодой хозяйке за Москву-реку. (М.Лермонтов) 14) Под ли­стом уютно устроился гриб масленок. 15) Старуха хозяйка храпе­ла за перегородкой. (К. Паустовский) 16) И старик украинец то­ропливо отворял перед взмыленными лошадьми скрипучий плетень. (К. Паустовский) 17) Он похож на большого мальчи­ка-толстяка. (Ю. Олеша) 18) Оливковые жучки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков. (К. Паустовский) 19) Нигде и никто из нас не видел таких исполинских грибов-дождевиков, как на этом плесе. (К. Паустовский)

II. 1) В знаменитой картине Брюллова «Последний день Пом­пеи» многие склонны были видеть отблеск трагедии 14 декабря. 2) Портрет Пушкина был написан Кипренским в 1827 году, тем же годом помечено стихотворение «Послание в Сибирь». 3) Го­голь, открывший Россию «Ревизора» и «Мертвых душ», восхи­щался Брюлловым. 4) С первой же выставки передвижников Тре­тьяков приобрел около десятка картин, и среди них такие, как «Грачи прилетели» Саврасова, «Сосновый бор» Шишкина и «Майская ночь» Крамского.

(По Л. Волынскому)

Контрольные диктанты

I

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Кроко­дилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил — искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза — «перископы».1 Стоит кому-то приблизиться к водопою

1 Предупредить учащихся о постановке кавычек.

и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он ее не приканчивает, а тащит в воду и топит. Рвать жертву хищ­ник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, выры­тую для этого в берегу под водой, и подождет, пока добыча «от­мокнет».[14]

Желудок крокодила — адский химический комбинат, перева­ривающий все: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья по­степенно разъедаются в его желудке.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие — греться на песчаном берегу водоема. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние но­ги. Здесь он хозяин. (166 слов)

(По В. Пескову)

II

В. Суриков — автор известной картины «Переход Суворова через Альпы», рассказывающей о подвиге русских солдат.

...В течение двух лет работает художник, и многое уже сдела­но. Главное — обдумано расположение фигур на огромном холсте. Слева — Суворов. Он осадил коня прямо на краю пропасти. В центре — русские солдаты, стремительной лавиной скатываю­щиеся вниз с круч. Но страстное желание правды, стремление на­писать непременно все с натуры привели художника на вершины швейцарских Альп.

По узкой тропке пробираются художник и проводник-швейца­рец. Вдруг Суриков стремительно скатывается вниз по обледенелой круче. Не пролетев и десяти метров, подняв тучу снежной пыли, он исчезает в сугробе. Это спасает его, потому что впереди торчат из снега острые зубья скал. Проводник мечется над обрывом, что-то крича, но Суриков уже приподнимается и, хватаясь за камни, доби­рается до площадки. Невольно художнику приходит мысль, что так же спускались с гор чудо-богатыри Суворова. (145 слов)

(По О. Туберовской)

III

Осень — пора увядания природы, когда вспыхивает она по­следними яркими красками.

Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, от­раженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.

Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитап па сво­ей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.

Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старает­ся уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

(По О. Туберовской)

Пунктуация при однородных членах предложения

Наши рекомендации