Перечень ресурсов информационно-телекоммуникативной сети «Интернет»
необходимых для освоения дисциплины
- static.my-shop.ru›product/pdf/184/1831963.pdf
- gumfak.ru
- readeralexey.narod.ru›Научная литература
- academia-moscow.ru›ftp_share/_books/fragments/
- mirknig.com›Книги›…-srednih-vekov
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины (модуля).Внимательно изучить РПД, обращая особое внимание на темы, вынесенные на самостоятельное изучение, и на систему оценки (баллы) внеаудиторной работы. К каждой теме практического занятия даны вопросы и задания, выполнение которых обязательно. К каждой теме студент должен подготовить читательские дневники, творческие задания. Студент обязан изучить материал и ответить на вопросы, выполнить все задания. Самостоятельное изучение тем предполагает обязательный отчет на консультациях (см. табл. «Самостоятельная работа студента»).
На основе системы разнообразных форм работы на занятиях студент получает предварительный балл по 100-балльной системе. Шкала перевода баллов в оценки указана. Технологическая карта дисциплины доводится до каждого студента и является обязательной для исполнения обеими сторонами учебного процесса.
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине
Для проведения аудиторных занятий по дисциплине используются: интерактивная доска, мультимедийное сопровождение занятий по всем темам курса. Студенты обеспечены учебной и учебно-методической литературой по изучаемой дисциплине. Имеются тексты лекций по некоторым темам; схемы, таблицы, методические рекомендации к контрольным работам, компьютерные задания с методическими рекомендациями по использованию.
Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине:компьютерное и мультимедийное оборудование; задания в электронном варианте и на бумажных носителях для контроля знаний студентов, электронный вариант РПД по дисциплине. На лекциях и практических занятиях используются интерактивная доска и подготовленные преподавателем и студентами презентации по ключевым темам.
Дополнительные материалы
Глоссарий
Агиография – биографии («Жития») святых.
Адам – первый человек. Символ мужской слабости перед лицом Евы, женщины. Предшественник Христа. Осужденный на труд. Человек вообще. Реальная основа средневекового гуманизма.
Аналы – средневековые летописи.
Баллада – небольшое стихотворное произведение, написанное строфами, с легендарным, историческим, сказочным или бытовым содержанием.
Бретонские романы – совокупность авантюрных повествований XII- XII вв., условными рамками которых является Бретань и которые имеют в качестве сюжета подвиги рыцарей короля Артура в поисках Грааля, любовь Тристана и Изольды. Тема Бретани, возникшая в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского (ок.1140 г.), восходит к устным и письменным традициям прошлого. Она использовала основу кельтских мифов и легенд, глубоко переработанную феодальным и куртуазным восприятием, в особенности французским. Тему подхватила католическая церковь, чтобы придать ей соответствующий отпечаток.
Ваганты – бродячие поэты во Франции, Италии, Германии (клирики, школяры, обедневшие рыцари), сатирически обличавшие тунеядство и лицемерие монахов, воспевающие радость жизни, любви и вино.
Вавилон – символ злого города, тирании мирской власти, порицаемый католической церковью. В трактате Августина Блаженного «О Граде Божием» Вавилон противопоставлен Иерусалиму.
Видения – более духовная форма явлений. Весьма частые у средневековых людей, которым она являли образы мира, обычно невидимого, потустороннего.
Возрождение (лат.Rinascita) – понятие введено Дж.Вазари. С начала XV века итальянские гуманисты стали говорить о воскресении наук, искусств, благодаря своим открытиям Античности. В XIX веке Буркхард придал понятию «Возрождение» более широкое толкование, чем это делали сами гуманисты. По мнению историков, Возрождение представляло собой разрыв с религиозным и в целом устаревшим духом Средневековья, победу разума и природного начала, восстановление языческого духа. Такое понимание сегодня уже не принято. Следует скорее говорить о «продвижении Запада», чтобы исторически характеризовать период (1320-1620), на протяжении которого европейская цивилизация во многом отходит от уровня, достигнутого античностью и другими цивилизациями, существовавшими параллельно.
Гуманизм – Цицерон и Квинтилиан понимали под гуманизмом духовную культуру, воспитание нравов и в более общем значении – цивилизацию. Когда итальянские гуманисты, начиная с Петрарки, вновь обратились к великим античным мыслителям, это оказалось связанным с желанием восстановить ценности культуры, которую они превозносили. Гуманизм пытался сочетать Евангелие с мудростью только что открытых Платона и Цицерона, христианскую строгость – с эпикуреизмом или, наоборот, со стоицизмом. Гуманизм оказался более «языческим» в Италии, чем в других европейских странах. Однако в целом он представлял собой (у Фичино, Т.Мора, Э.Роттердамского) попытку интегрировать в христианство любовь к жизни и красоте (космосу), которая отличала античную культуру.
Диалектика – одно из семи искусств тривиума, которое обрело первостепенное значение благодаря схоластике. Широко применялась в Парижском университете благодаря Абеляру.
Ева – женщина, великая грешница. Противопоставлялась Марии, новой Еве. Притягивала и пугала.
Жесты (Шансон-де жест) - поэмы на простонародном языке, которые появились во Франции к концу XI в. и развивались вплоть до XIII в. Между тем их действие разворачивалось во времена Карла Великого и его наследников («Песнь о Роланде»). Хотя в зародыше этих легендарных повествовании обнаруживаются исторические факты и персонажи, авторы придавали им значение, которыми те в реальности не обладали, и использовали их ради воплощения идей своего времени. Так, Карл Великий и его воины сделались в песнях жеста символами христианского рыцарства, борющихся против неверных.
Каролингское возрождение – эпоха подъема культуры раннего Средневековья в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов на территории Франции и Германии в VIII- IX вв.
Куртуазная жизнь – поведение и идеал, развившиеся при феодальных дворах, начиная с конца XI в. Вошла в литературу. Свое выражение нашла в новой позиции по отношению к женщине и перевернула концепцию любви.
Литургическая драма – вид западноевропейского религиозного представления, первоначально примыкавшая к самой мессе.
Лангобарды – германский народ, вторгшийся в Италию в VI в. и побежденный Карлом Великим в 774 г.
Месса – многоголосое циклическое хоровое произведение на текст католической литургии.
Миннезингеры – придворные рыцарские поэты и певцы в германских странах средневековой Европы. Перенесли в свою страну куртуазную поэзию французского Прованса.
Миракль – религиозно-назидательная стихотворная драма, сюжет которой основан на чуде, совершаемом святым или Девой Марией.
Моралите – назидательная аллегорическая драма, в которой основными действующими лицами были персонажи, олицетворяющие добродетели или пороки.
Пасторелла – литературный жанр, в основе которого тема ухаживаний рыцаря за красивой пастушкой.
Рондо – законченное стихотворение в 15 строк с двумя рифмами, где первые слова первой строки повторяются.
Руны – древние письмена, применявшиеся германскими племенам: готскими, скандинавскими, англосаксонскими.
Сирвента – стихотворение рыцарской поэзии на политические и моральные темы.
Скальды – поэты IX – XIII вв. В Норвегии и Исландии, создатели боевых песен, в которых прославляются боевые подвиги конунга и его дружины.
Собор – главная епархиальная церковь, центральный городской храм.
Соти – небольшие сатирические и комические пьесы позднего средневековья, которые изображали в шутовском виде королевскую власть, папский Рим, рыцарство.
Схоластика – господствующее направление средневековой философии, стремившееся теоретически оправдать церковные догматы с помощью умозрительных, логических, формальных аргументов.
Тривиум (три пути знания) – первая ступень «семи свободных искусств», включающая грамматику, риторику, диалектику.
Трубадур - средневековый провансальский и авитанский поэт-певец, воспевающий рацарскую добродетель и любовь на народном романском языке. Творчество трубадуров, как выражение утонченного общества, своими чисто языческими акцентами подчеркивает разрыв между этикой и эстетикой, образовавшихся при дворах юга Франции.
Трувер – куртуазный поэт на севере Франции, выходец из обедневшего рыцарства, создатель любовной мифологии, песен о крестовых походах, о разлуке с любимой, или Прекрасной Дамой.
Университет – высшая школа, появившаяся в Западнйо Европе в XII в.
Фаблио – небольшие стихотворные новеллы, целью которых было развлекать и поучать слушателей. Их авторами были жонглеры, использовавшие анекдоты, побасенки, а героями – духовенство, рыцари, горожане, крестьяне.
Часослов – молитвенник для мирян, содержащий молитвы на разное время дня.
Шванки – забавные рассказы в стихах, близкие к французским фаблио, возникшим в Германии в XIII в.
Шпильманы – немецкие профессиональные поэты, то же, что жонглеры.
Явления – разрывали монотонность средневекового существования, в частности, монашеской жизни. Добрые или злые (дьявол). Свойство «богоявленческого» менталитета и восприятия, для которых характерна постоянная готовность к вторжению сверхъестественного в жизнь.
Тестовое задание
I. Пояснительная записка.
Тест по курсу «Зарубежная литература Средних веков и Возрождения» является одной из форм текущей аттестации знаний студентов, связанный с комплексной проверкой их знаний в области поэтики и содержания ключевых произведений зарубежных авторов изучаемой эпохи. Его цель – выяснить общий уровень знакомства студентов с философскими концепциями изучаемого периода, ключевыми методами, стилями, жанрами.
В тестовом задании 20 вопросов, которые имеют закрытый характер. При ответе на вопросы студенты должны сделать такие аналитические операции, как: исключение лишнего, нахождение опорного понятия и др.
II. Критерии оценок.
«отлично» – 19-20 верных ответов.
«хорошо» – 18-16 верных ответов.
«удовлетворительно» – 15-13 верных ответов.
«неудовлетворительно» – 12 и менее верных ответов.
III. Задания и вопросы.
1. Кто из героев эпоса раннего средневековья вступает в единоборство с чудовищем по имени Грендель?
а) Кухулин
б) Беовульф
в) Хильдебрант
г) Коннахт
2. Что такое Хеорот в поэме «Беовульф»?
а) царский дворец
б) имя вождя
в) название оружия
г) прозвище жреца
3. Героем какого эпоса был Кухулин?
а) германского
б) кельтского
в) исландского
г) испанского
4. Какое произведение героического эпоса принадлежит эпохе раннего средневековья?
а) «Песнь о моем Сиде»
б) «Песнь о Хильдебранте»
в) «Песнь о Нибелунгах»
г) «Песнь о Роланде»
5. К какой группе рыцарских романов принадлежит «Роман о Тристане и Изольде»?
а) бретонский
б) восточновизантийский
в) античный
г) просветительский
6. Какой жанр рыцарской лирики назывался «утренней песней»?
а) альба
б) кансона
в) сирвента
г) тенсона
7. Сколько кругов в аду Данте?
а) 7
б) 10
в) 9
г) 12
8. Какой грех в представлении Данте самый тяжкий?
а) предательство
б) убийство
в) ложь
г) язычество
9. За какой грех казнятся грешники в «адском вихре»?
а) чревоугодие
б) расточительство
в) сладострастие
г) накопительство
10. Кому из гуманистов Возрождения принадлежит трактат «Новая жизнь»?
а) Данте
б) Петрарка
в) Боккаччо
г) Ариосто
11. Кто из писателей Возрождения создал утопию о Телемской обители?
а) Т. Мор
б) Кампанелла
в) Рабле
г) Э.Роттердамский
12. Какое произведение «дурацкой литературы» принадлежит Э. Роттердамскому?
а) «Корабль дураков»
б) «Письма темных людей»
в) «Похвала глупости»
г) «Шильдбюргеры»
13. Кто основал телемскую обитель в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»?
а) Панург
б) Брат Жан
в) Пантагрюэль
г) Понократ
14. Какая комедия Шекспира была предназначена для «святочных праздников»?
а) «Комедия ошибок»
б) «Сон в летнюю ночь»
в) «Двенадцатая ночь»
г) «Венецианский купец»
15. Кто из героев Шекспира говорит о человеке: «Неприкрашенный человек – и есть именно это бедное, голое двуногое животное, и больше ничего».
а) Лир
б) Гамлет
в) Макбет
г) Отелло
16. Кто из драматургов Возрождения впервые обработал сюжет немецкой народной книги о докторе Фаусте?
а) Марло
б) Кид
в) Шекспир
г) Грин
17. В какой трагедии Шекспира возникает метафора «мир - тюрьма»?
а) «Король Лир»
б) «Макбет»
в) «Отелло
г) «Гамлет»
18. Кто из русских писателей заимствовал тип шекспировского рыцаря – шута Фальстафа?
а) Пушкин
б) Жуковский
в) Дельвиг
г) Вяземский
19. Рассказом какого персонажа начинаются «Кентерберийские рассказы» Д.Чосера?
а) мельника
б) юриста
в) рыцаря
г) батской ткачихи
20. Дон Кихот в романе Сервантеса – это рыцарь:
а) луны
б) печального образа
в) черный рыцарь
г) рыцарь телеги