Упражнения/ Письменные работы

Устные и письменные упражнения по словарному запасу и по содержанию в виде сочинений, сообщений, пересказов.

Рефераты.

Биография или описание страны.

Класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

Тексты XVII, XVIII, XIX, XX веков.

Работа над стилем.

Постановка избранных сцен или целых пьес.

Избранные отрывки из журналов и газет.

Активизация обмена учениками, пребывания за границей.

Возможное содержание преподавания

Литература / Чтение

Отрывки из:

Molière: «L’Avare», «Le médecin malgré lui», «Le bourgeois gentilhomme».

Maeterlinck: «Les aveugles».

Camus: «L’étranger», «Le malentendu», «L’hôte», «Les justes».

Voltaire, Rousseau.

Bosco: «L’enfant et la rivière».

Taine: «Voyage en Italie», «Les origines de la France contemporaine».

Balzac: «Un épisode sous la terreur» и др.

Декламация

Vian: «Chant pour la vie».

Rimbaud: «Le dormeur du val».

отрывки из произведений Мольера.

Hugo: «Sur une barricade» etc.

Страноведение / История

Эпоха Просвещения.

Наполеон III и Коммуна.

Национальные меньшинства во Франции: бретонцы, баски, культура Прованса, Алжир.

Речевые упражнения:

Сочинения.

Короткие рефераты на актуальные темы, например,

«Мусульмане во Франции» или «Жизнь в пригородах»

Разговоры в классе с распределением ролей.

Попытки написания стихотворений.

Освоение стилистических нюансов языка.

Упражнения в понимании текстов на слух.

Сравнение обиходного и литературного языка.

Грамматика (частично — повторение)

Другие возможности выражения условия.

Прилагательное и его дополнения.

Употребление местоимения «soi».

Indefinite Begleiter и местоимения

Повторение «Passif».

Формы и употребление «Futur antérieur».

Упражнения / Письменные работы

Все чаще на передний план выступает собственная разработка письменных и устных упражнений: сочинения, сообщения, рефераты, пересказы, письма.

Й класс

Подходы и лейтмотивы преподавания

Человек ХХ века.

Современная литература.

Значительный вклад Франции в мировую литературу и мировую историю.

Отрывки из газет и журналов.

Возможное содержание преподавания

Литература / Чтение

Тексты из литературы, описывающей общество (Бальзак, Золя и т. п.).

Тексты авторов, затрагивающих вопросы смысла жизни, например,

Sartre: «Les mouches», «La putain respectueuse».

Beckett: «En attendant Godot»;

Ionesco: «Les chaises», «La cantatrice chauve», «La leçon», «Rhinocéros», «Le piéton de l’air»;

Camus: «La peste»;

Mauriac, Gide.

Декламация

Apollinaire: «Le pont Mirabeau».

Aragon: «Rien n’est jamais acquis».

Sartre: отрывок из «Les mouches».

Queneau: «Il pleut».

Eluard: «Un compte à régler» etc.

Страноведение / История

Актуальные и культурные проблемы франкоязычного мира:

Политические органы.

Национальные меньшинства.

Корсика.

Новая Каледония.

«Франкофония».

Воспитание, средства массовой информации, человек и окружающий мир.

Молодежь, мир будущего, реклама.

Большой город, искусство, религия, наркотики, спорт.

Языковые упражнения

Самостоятельная интерпретация отдельных аспектов, личностей и сцен.

Аргументация.

Перевод с учетом сравнения языков.

Подготовка и изложение абстрактных связей.

Распознавание различных стилей.

Обращение внимания на «дух» языка.

Упражнения в понимании на слух.

Отличия устной и письменной речи.

Интонация и запас слов.

Упражнения / Письменные работы

Свободное написание сочинений и свободное речевое общение.

Сообщения — «Письма».

(с) Русский язык 20)

Й классы

Подходы, лейтмотивы и возможное содержание преподавания

Приведенные во Введении к разделу о преподавании иностранных языков обоснования годятся и применительно к русскому языку. Русскому языку в школах Рудольфа Штейнера обучают, начиная с 1-го класса, по 2 — 3 часа в неделю. Подражая, декламируя, распевая песни, играя, дети вводятся в языковую среду, причем исходным моментом является целостность языка. С помощью коротких разговоров закладываются основы активной речи, причем отрабатываются основные темы: цвета, названия месяцев, дней недели, семья, названия предметов ближнего и дальнего окружения. До конца 3-го класса работа ведется только устно, причем насколько возможно, сохраняется общение только на одном языке.

Часть времени занимает переход к письму (в конце 3-го или в начале 4-го класса). Это подобно обучению письму при преподавании родного языка (см. этот раздел в 1-м классе).

Наряду с дальнейшей работой по обучению разговорной речи, декламацией и пением ведется обучение письму печатными и письменными буквами и с помощью письма приобретается, а затем закрепляется в течение года умение читать. Упражнения или письменные работы: диктанты, грамматические упражнения, письменные домашние упражнения.

Й класс

Наши рекомендации