Учет успеваемости школьников

Большое значение в правильной постановке преподавания изоб­разительного искусства в школе имеют хорошо налаженный учет знаний и оценка достигнутых учащимися навыков. Систематичес­кий учет и оценка знаний повышают дисциплину и успеваемость, способствуют серьезному отношению к рисованию.

Повседневный текущий учет дает учителю возможность своевре­менно выявить слабых, отстающих учеников, изучить причины их отставания и организовать им помощь.

Как правило, урок должен начинаться с повторения пройденного материала, который необходим для понимания новой задачи. Учи­тель совершает большую методическую ошибку, если он сам будет каждый раз напоминать классу изученный материал. Перед началом объяснения нового материала педагогу следует поставить перед клас­сом ряд вопросов, относящихся к пройденному, вызвать двух-трех учеников для ответа и таким образом во вводной части урока устано­вить логическую связь предыдущего урока с настоящим, проверив таким образом знания некоторых учеников. Все это поможет учени­кам правильно понять новую задачу и успешно ее решить.

Некоторые преподаватели рисования не ведут текущего учета. Школьник закончил классную работу и, естественно, желает знать, как оценит ее учитель. А учитель даже не собрал рисунки для провер­ки в конце урока. Конечно, в дальнейшем он не может рассчитывать на внимательное отношение учащихся к занятиям. В результате та­кие учителя жалуются, что дети несерьезно относятся к урокам, не любят рисовать, небрежно выполняют задания.

Подчеркиваем, что каждый рисунок должен быть оценен, каждый ученик должен получить оценку за любую свою работу. Необходимо всемерно поддерживать любовь к рисованию, а этому в немалой сте­пени содействует своевременная оценка работы. При нормальной постановке учебно-воспитательной работы все дети охотно и с любо­вью рисуют. Отношение их к урокам рисования зависит в первую очередь от учителя. Небрежность со стороны учителя сразу оказыва­ет свое отрицательное воздействие на дальнейший ход занятий.

Например, в конце октября учитель дал задание по декоративному рисованию в пятом классе: составить эскиз стенгазеты к празднику Великого Октября. Работу начали вместе с педагогом, но закончить ее дети должны были дома, в праздничные дни. После каникул пре­подаватель снова встретился с детьми и даже не вспомнил о заданной на дом работе. Тема нового задания — рисование с натуры. Урок про-




ходит плохо. Дети слушают невнимательно, многие начинают откры­вать свои альбомы и рассматривать выполненные ими эскизы стен­газеты. Ребятам не терпится узнать, как же они справились с работой, у кого лучше получилось. Они с нетерпением ждут, что скажет учи­тель. А учитель в это время безуспешно старается сосредоточить их внимание на новой теме.

В данном случае преподаватель должен был в начале урока быстро просмотреть законченные дома работы, отметить наиболее удачные из них и сказать, что оценки за эту работу он выставит после уроков, для чего соберет тетради, а сейчас начнет объяснять новую тему. Тог­да ребята знали бы, что учитель внимательно следит за их работой, и у них не появилось бы охлаждения к последующим урокам.

Оценка работ должна проводиться систематически и фиксировать­ся в классном журнале. Журнал состоит из двух частей: в первой запи­сываются данные о посещаемости и успеваемости учащихся (т. е. да­ется характеристика их работы); во второй части отмечается тема и со­держание урока и задание на дом (т. е. характеристика работы учите­ля). При сопоставлении записей в первой и второй частях журнала легко установить, за что ученик получил данную оценку, а также и то, какую тему он пропустил и, следовательно, не усвоил.

Как вы помните из курса педагогики, существуют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.

Предварительный учет педагог обычно ведет при получении нового класса, когда надо выяснить, каковы уровень знаний и навыков, сте­пень подготовки по рисованию у каждого ученика. Например, к учи­телю четвертого класса пришли дети из начальной школы, где они три года занимались изобразительным искусством. Но по уровню их на­выков сразу видно, что задания по программе четвертого класса им не под силу. Необходимо выяснить, что дети знают из области наблюда­тельной перспективы, цветоведения, композиции и т. д. Такой пред­варительный учет даст возможность методически правильно строить учебный процесс, основываясь на реальном представлении о подго­товленности школьников.

Текущий учет проводится в процессе учебной работы. Возможны два вида текущего учета: непосредственно после выполнения зада­ния и во время изложения материала. Например: педагог объясняет методическую последовательность построения изображения на пло­скости. В процессе объяснения он задает вопрос: "Что называется линией горизонта?" Ученик дает четкий, обстоятельный ответ. Учи­тель говорит, что за ответ он ставит пятерку, и заносит эту оценку в классный журнал.

Другой пример. На занятиях декоративным рисованием препода­ватель отмечает работу ученика, которая хорошо скомпонована и ре­шена в цвете, но слаба по технике исполнения. Это естественно: уче­ник еще не приобрел опыта, и учитель не только демонстрирует дан­ную работу перед классом, но и отмечает успехи ученика в журнале оценкой "хорошо".

К сожалению, текущий учет не всегда и не во всех школах ведется с должным вниманием. Приходится встречать журналы, где у многих учеников в течение почти целой четверти не проставлено ни одной отметки по рисованию. Только в конце четверти появилась одна или, в лучшем случае, две отметки. Несомненно, что на основании одной или двух отметок нельзя правильно судить об успеваемости ученика.

Иногда в качестве поощрения можно несколько повысить отдель­ную отметку, учитывая трудолюбие и успехи ученика, конечно, по­ставив в известность об этом и его и весь класс; иногда, наоборот, по­низить, если заметны спад и небрежное отношение к работе.

Некоторые учителя этого не делают. Они считают, что выделять кого-то из учеников не следует, требовать от всех знания правил и за­конов реалистического искусства не надо, иначе у части учеников пропадет желание заниматься искусством. Они стараются свести уроки рисования к игре и таким путем привить любовь к изобрази­тельной деятельности. Это ложная точка зрения, свидетельствующая об одностороннем подходе к делу, ведущем к отрыву воспитания от образования. Заинтересовать детей искусством можно и серьезным подходом к делу. Например, на уроках рисования с натуры важно привить детям любовь к внимательному наблюдению закономернос­тей строения форм природы, научить их открывать для себя в увиден­ном новое, до сих пор неизвестное. Все это делает процесс рисования интересным и увлекательным для учащихся.

Навыки и знания, приобретенные учащимися в период обучения, не являются бессмысленными, механическими, а составляют единое целое в общей системе всестороннего образования и воспитания в школе. Об общеобразовательном значении рисования мы уже много писали. Следовательно, знания и навыки в изобразительной деятель­ности должны оцениваться так же, как и по другим учебным предме­там — физике, математике, химии и т. п.

Текущий учет знаний и навыков можно проводить и совместно с учениками, привлекая их к просмотру и оценке работ своих товари­щей. Здесь учитель должен стремиться привлекать к участию в разбо­ре рисунков возможно большее число учеников. Добиться этого можно путем постановки целого ряда вопросов, которые будут опре­деленным образом направлять внимание учащихся на те общие зада­чи, которые решал весь класс.

Оценивая качество работ учащихся по пятибалльной системе, на­до иметь в виду, что в первом классе в первой четверти работы уча­щихся не следует оценивать баллом 2, 3, 4 и 5, так как они только на­чинают учиться. Здесь лучше всего ограничиваться только беседой с учащимися.

При работе в начальной школе хорошей формой учета знаний яв­ляется вопросно-ответная форма, причем вопросы, направляющие внимание учащихся на анализ рисунка, ставятся в той же последова­тельности, в какой проводилась работа над изображением, а каждый этап требовал новых знаний.

Только правильно поставленный текущий учет дает возможность систематически следить за работой учащихся.

Периодический, или четвертной, учет — оценка успеваемости за данную четверть путем выведения общей оценки за выполненные в это время работы ученика.

Общая оценка выводится на основании всего комплекса работ уче­ника — не только учебных, но и внеклассных. К сожалению, это не всегда делается: оценка успеваемости часто проводится формально. При таком формальном отношении учитель выводит общую отметку на основании только тех отметок, которые имеются в журнале, забы­вая при этом, что несколько его учеников хорошо оформили стенга­зету, принимали участие в оформлении школьного помещения к пра­здникам, сделали большие успехи, занимаясь в изокружке. Для объ­ективно правильной оценки за четверть надо учитывать все это.

Как уже говорилось, педагогическая работа очень сложна и много­гранна, она приносит учителю много радостей, но иногда и большие огорчения. Периодический учет знаний и навыков учащихся часто бывает причиной таких горестных переживаний. В такие минуты учи­тель начинает корить себя и считать себя неспособным к педагогиче­ской деятельности. Однако в действительности этот учитель является прекрасным педагогом и все его действия правильны. Приведем при­мер. Ученик С. искренне полюбил уроки рисования, внимательно слушал учителя и дома упорно совершенствовался в приобретенных в школе знаниях и навыках. В классе же этот ученик особой активнос­ти не проявлял, держался очень скромно, своих способностей не рас­крывал, и его рисунки учитель всегда оценивал удовлетворительными отметками. Так продолжалось три четверти. В начале четвертой, на конкурсной выставке детских работ, ученик С. был удостоен первой премии и о нем заговорили как об очень талантливом мальчике с большим будущим. Учитель, которому ученик был всем обязан, стал укорять себя за то, что не сумел увидеть таланта своего ученика, и пришел к ложному выводу, будто бы он плохой учитель.

Подобных переживаний в жизни учителя бывает немало. Это не должно обескураживать начинающего педагога. Даже в период педа­гогической практики студент может столкнуться с таким явлением. Все это лишний раз доказывает, как важен периодический учет в пе­дагогической работе учителя.

Итоговый учет — это оценка работы школьника за год. Выводя го­довую оценку, преподаватель должен быть особенно внимательным. Здесь нельзя исходить из среднеарифметических данных. Иногда го­довая отметка может не сходиться со средними данными классного журнала. Например, в первой четверти ученик имел только плохие отметки, во второй стали появляться посредственные — ученик за­интересовался изобразительным искусством; начиная с третьей чет­верти он стал делать поразительные успехи, и в последней четверти у него были только пятерки. Без всякого сомнения, этому ученику можно смело ставить пятерку как годовую оценку.

Бывает наоборот. С первых дней ученик показал себя прилежным. Он внимательно слушал объяснения, старательно выполнял рисун­ки. Преподаватель все полугодие ставил ему пятерки. Во втором по­лугодии ученик по-прежнему был старателен, но особых успехов не делал. В журнале стали появляться четверки. К концу года учитель окончательно убедился, что у этого школьника нет способностей к рисованию. В таком случае, несмотря на трудолюбие и прилежание, отличная оценка не может быть поставлена, так как она дезориенти­рует остальных учащихся.

Необоснованное завышение оценок по рисованию недопустимо: этим роняется уважение не только к учителю, но и к самому предме­ту рисования, не менее важному для формирования личности учаще­гося, чем другие общеобразовательные предметы. Годовая отметка — это не только оценка за прилежание, но и характеристика всех успе­хов ученика.

Оценка каждой работы должна быть объективной. Мы часто оце­ниваем не успехи школьника, не то, как он усвоил правила и законы изобразительного искусства, а его способности. Сравнивая рисунки учеников, часто следим не за грамотностью, не за тем, как выполне­ны те требования, которые предъявлял к работе педагог, а только за выразительностью рисунка, за тем, насколько один рисунок эффект­нее другого. Конечно, полностью отбрасывать эти моменты нельзя, но нельзя их и класть в основу оценки работ учащихся.

Для объективной оценки, помимо частных требований учителя (специальных заданий на усвоение правил перспективы, конструк­тивного построения, композиции и т. д.), необходимо выработать определенный критерий и систему оценки. Такая система объектив-

ной оценки должна вытекать из самой структуры рисунка, из тех ос­новных требований, которые учитель предъявляет обычно к своим ученикам, и той методики построения изображения, которой при­держиваются и педагог, и его ученики. Сюда должны входить и гра­мотность, и выразительность детского рисунка '. Такая система мо­жет быть выражена в последовательных этапах оценки рисунка.

1. Как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выра­жены общая идея и содержание.

2. Характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности (если работа велась с натуры или на основе натурных зарисовок в тематической композиции) или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное (в стилизованном рисунке, в декоративных изображениях).

Сюда же можно подключить оценку передачи пропорций, так как характер формы тесно связан с пропорциями предмета, с пропорци­ональным отношением частей к целому. Здесь мы опять-таки прове­ряем качество передачи индивидуальных черт предмета.

3. Качество конструктивного построения: как выражена конструк­тивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой (как говорят художники, "не разваливается ли форма").

4. Перспектива: как усвоил ученик правила перспективы, как он ими пользуется при построении изображения, как переданы явления линейной и воздушной перспективы.

5. Передача объема: как использует ученик изобразительные средства рисунка, живописи для передачи объема предметов, как усвоены законы светотени, как переданы свет, тень, полутень, ре­флекс на предметах, какова объемно-пластическая выразитель­ность изображения.

6. Владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова вы­разительность линии, штриха, мазка.

7. Общее впечатление от работы. Возможности (способности) уче­ника, его успехи, его вкус.

Из всех этих компонентов и складывается общая оценка работы школьника.

' О критериях оценки и отбора лучших детских работ хорошо сказано в статье Б. П. Юсова "Как создается выставка детского художественного творчества ", — см. сборник докладов Научно-методического совещания по изобразительному творчеству детей "Творчество юных"(М., 1973. С. 53—66).


Наши рекомендации