По мдк 02.04. «практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО МДК 02.04. «ПРАКТИКУМ ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»
по специальности среднего профессионального образования
44.02.01. «Дошкольное образование» по программе углубленной подготовки
Квалификация: воспитатель детей дошкольного возраста
Форма обучения: заочная
Нормативный срок обучения – 3 года и 1 мес.
На базе среднего общего образования
Преподаватель: Яндовская Е.В., преподаватель специальных дисциплин
Санкт-Петербург 2015
ПРЕДИСЛОВИЕ
УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!
Методические указанияпо МДК.02.04. «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству» созданы вам в помощь для самостоятельной работы и подготовки к текущему и итоговому контролю. Данный курс относится к профессиональному модулю ПМ 02.“Организация различных видов деятельности и общения детей»
Цели и задачи МДК – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель изучениякурса: создание благоприятных условий для развития личностно-профессиональный качеств будущих педагогов, формирование у обучающихся готовности к преподаванию основ изобразительной деятельности и художественного труда в ДОУ.
Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
Код | Наименование результата обучения |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК 4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10 | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК 11 | Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм. |
ОК 12 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). |
Воспитатель детей дошкольного возраста должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
Перечень практических работ
Для проведения текущего контроля
МДК.02.04. «Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству»
44.02.01. «Дошкольное образование»
Перечень работ
12. Рисование пальчиками, ладошками, восковыми мелками, кляксография, монотипия и выдувание из трубочки ( на пяти листах)
13. Рисование кленового листа или бабочки ( на одном листе)
14. Рисование яблок в технике «гризайль» и «лессировка» ( на одном листе)
15. Рисование цветового круга по Гете ( на одном листе)
16. Рисование деревьев и пейзажей (зимнего, космического и морского) 3+3
17. Рисование городских и домашних птиц ( на одном листе)
18. Рисование животных (домашних, диких и экзотических) (3)
19. Рисование мамы с ребенком и написание портрета человека ( на одном листе)
20. Рисование разных типов орнамента (ленточного, сетчатого, замкнутого в круг и в квадрат) ( 4 штуки на одном листе бумаги)
21. Рисование мамы с ребенком в русском народном костюме ( на одном листе)
22. Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-Майдана. ( на одном листе)
23. Роспись шаблонов по мотивам Дымковской, Каргопольской и Филимоновской глиняной игрушки.(три игрушки на трех листах)
24. Роспись шаблона по мотивам Хохломы ( на одном листе)
25. Роспись шаблона по мотивам городецкой росписи ( на одном листе)
26. Выполнение росписи по мотивам Гжели ( на одном листе)
27. Лепка декоративной пластины и посуды.
28. Лепка диких, домашних птиц и животных
29. Лепка деда Мороза и лыжника.
Желаем Вам удачи!
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова
Санкт-Петербург
(ГБПОУ Некрасовский педколледж № 1)
АЛЬБОМ
ПО ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ОБРАБОТКЕ МАТЕРИАЛОВ
Яндовская Е.В.
Выполнила студентка
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА С КОММЕНТАРИЯМИ ПО ЕГО ОСВОЕНИЮ
Тема 4.1.Нетрадиционная техника рисования
Задание:Рисование пальчиками, ладошками, восковыми мелками +акварель, кляксография, монотипия и выдувание из трубочки.
Цели:
1) познакомить с приемами нетрадиционного рисования на примере выполнения работ в нетрадиционной технике
2) Знать особенности выполнения разных техник
3) Уметь выполнять творческие задания, используя разные материалы и инструменты
Кляксография
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими.
Методические рекомендации по практической работе:
- Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.
- Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.
- Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
- Раскрыть лист и посмотреть, что получилось
- Проделать ту же самую операцию с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.
- Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали.
Монотипия
Термин монотипия означает одноразовую печать. С одного образца может быть сделан один отпечаток. Таким образом, каждый рисунок получается уникальным.
Материалы: стекло, пластик или клеенка, гуашь или акварель, мыло, губка или кисть, бумага.
Ход работы:
1. Нанесите краску на поверхность стекла, пластика или клеенки. Можно развести краску с мылом и наносить круговыми движениями.
2. Накладываете лист бумаги на накатанную краской поверхность.
3. Прижимаете и разглаживаете ее руками.
4. Плавно снимаете лист. Всмотритесь, увидев какой-то образ, можно слегка доработать оттиск, стараясь усилить и выявить увиденное в монотипии.
Техника «выдувания»
Метод выдувания ртом и соломинкой позволяет в известной степени контролировать получаемые результаты. Очень важно подождать, пока не высохнет один тон, прежде чем наносить второй, если не хотите их смешивать. Эффект пятен может быть получен с помощью фена. В рисовании пейзажей в данной технике можно рисовать старые или сухие деревья, направляя поток воздуха из трубочки в нужном направлении.
Материалы: тушь или акварель, бумага, трубочка или соломинка, вода.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Выжимайте краску с кисти на бумагу, пока не получите каплю желаемого размера.
2. Дуньте через соломинку на сгусток краски, чтобы распылять ее во всех направлениях
Практическая работа № 13.
Тема 4.2. Изображение предметов плоской и объемной формы.
Задание:Рисование кленового листа или бабочки.
Материалы и оборудование. Белый лист бумаги, простой карандаш, цветные карандаши, кленовый лист различной формы.
Цель: Строить линейный рисунок, передавая характерные особенности формы изображаемого предмета.
Методические рекомендации по практической работе:
Сначала необходимо изучить натуру: рассмотреть форму листа (бабочки) - простая или сложная, расположение прожилок, от которых зависит форма, наличие некоторых деталей у данного предмета – зубчики по краю, вырезы и т.п. Сравнить один листок (бабочку) с другими, найти сходство и различие между ними.
Натура располагается в том положении, в каком хотелось бы её изобразить. Натуру плоской формой легче рисовать, если она находится перед рисующим на бумаге, соответствующей по цвету и размерам тому листу, на котором будет дано изображение.
Рисование должно идти по этапам, которые определяют последовательность рисунка. Прежде, всего уточняется расположение листа (бабочки) на плоскости бумаги, т.е. находится направление основной прожилки, идущей от черенка (у бабочки - положение туловища). На этом же этапе определяется основная форма с учётом пропорционального соотношения ширины и длины.
Следующим этапом работы выявляется форма крупных частей, уточняются особенности простой формы (округлая, вытянутая, стреловидная и т.п.) или сложной, в соответствии с направлением основных прожилок листа.
Затем изображаются мелкие детали: зубцы, форма черенка и др. В конце работы над рисунком наносится штриховка, которая передаёт цветовые оттенки, зависящие от краски данного предмета или от изгибов его поверхности.
В такой же последовательности изображается другой листок (бабочка), имеющий другую форму.
На данном занятии можно освоить также технику рисунка цветными карандашами. В этом случаи после построения рисунка начинается его штриховка соответствующим цветом, начиная с самых светлых оттенков. При этом следует использовать различные приёмы штриховки (см.цвет.табл.3).
Задание на дом. Составить методическую разработку к рисунку, сделанному на занятии в колледже, которая должна включать этапы работы над рисунком. Последовательность построения методической разработки даётся на рисунке..
Практическая работа № 14.
Тема 4.3. Изображение предметов плоской и объемной формы.
Задание:Рисование яблок в технике «гризайль» и «лессировка».
Материалы: Фрукты (натуральные или муляжи), акварель (один набор на двух студентов), бумага белая шероховатая.
Цель: Закреплять умение рисовать с одной точки зрения, передавая объём, композиционное расположение, цветовые отношения. Уточнять знания по цветоведению.
Методические рекомендации по практической работе:
Приступаем к заполнению или компоновке листа бумаги формата А4. На этом занятии мы выполним два этюда. Разместим их на одном листе, поэтому разделим лист вертикально пополам и выполним два одинаковых рисунка предметов постановки. Сначала остро отточенным карандашом ТМ выполняем подготовительный рисунок. Располагая изображение на листе, выявляем пропорции предмета. Строим форму предмета в соответствии с законами линейной перспективы. Для выполнения рисунка в технике гризайль освещаем постановку с одной стороны сильным источником света, например одной лампой, создавая контрастное освещение. Тонкими линиями четко обрисовываем контуры всех форм и границы основных теней постановки. Пользоваться резинкой при выполнении рисунка в технике гризайль не следует, так как она повреждает поверхность бумаги.
На следующей стадии работы определяем тоновые отношения рисунка, светотеневой масштаб. Весь рисунок покрываем слабым тоном, не трогая лишь сильно освещенные места - блики. Тем же самым тоном проходим по тональной шкале. После этого краска должна высохнуть.
Для рисования кистью нужно развести акварель в трех ячейках: для слабого, среднего и темного тонов в таком количестве, чтобы хватило на выполнение всего рисунка. Промежуточные тона получают, разбавляя полученные растворы водой или добавляя в них краску. Прежде чем наносить тон на рисунок, надо нанести его на палитру из той же бумаги.
Покрываем рисунок тоном, соответствующему свету, средним тоном, соответствующим полутонам изображения. Уточняем форму предмета, даем рисунку высохнуть и снова покрываем его темным тоном. Темный тон наносим там, где находятся собственные и падающие тени. Собственные и падающие тени на границах с другими, более светлыми, поверхностями темнеют. На переднем плане светотеневые отношения выступают резче, контрастнее. На дальнем плане все светотеневые отношения становятся мягче, воздушнее.
На последнем этапе работы прокладываем самые темные, но не черные, не глухие глубокие тени, выявляем форму, подчеркиваем контрастность, уточняем интенсивность отдельных мест, выявляем блик, сравниваем изображение с натурой.
Во второй половине листа выполним нашу постановку в технике «мазок». Мазком мы будем называть однородное по тону и цвету пятно размером не больше чем две величины волосяной части кисти.
При работе над заданием будем соблюдать некоторые ограничения.
1.Мазок не должен быть сухим - в нем не должно оставаться по ходу движения кисти полос незакрашенной бумаги. Но, если на кисти слишком много воды, краска стекает вниз по бумаге ручейками. Краска должна ложиться прозрачно даже в самых темных местах, бумага должна просвечивать сквозь краску.
2. Пока мазок не высох, мы не кладем мазков рядом с ним - мазки не должны сливаться в сыром виде.
3. Мазок после того как его положили нельзя перекрашивать. Стараемся сразу попасть в нужный тон. Если мазок неверен, его надо не исправлять, а скомпенсировать в ходе дальнейшей работы за счет соседних мазков.
4. Первый мазок кладем по самому темному месту - это сразу задаст тоновой диапазон натюрморта.
5. Сначала работаем в середине рисунка, там где соседствует наибольшее число тоновых отношений, и постепенно приходим к краям изображения. Когда мы сделаем первую проходку, в которой ни один мазок не кладется вплотную к другому, возвращаемся опять к середине листа. Теперь мазки второй проходки кладем вплотную к высохшим мазкам первой. С каждой проходкой белой бумаги между мазками остается все меньше, пока все пространство рисунка не окажется покрыто мазками краски.
Практическая работа № 15
Тема 4.4. Основы цветоведения.
Задание:Рисование цветового круга по Гете.
Материал:гуашь. Формат А- 4.
Цели:
1) Изучить основные этапы цветового смешения
2) Знать производные оттенки основных цветов и малонасыщенные цвета
3) Уметь выполнять цветовые переходы.
Методические рекомендации по практической работе:
Упражнение №1. “Цветовой круг”:
1. Выполните рисунок круга, разделив его на 12 частей через центр.
2. Закрасьте в основные цвета - красный, жёлтый и синий - каждое четвёртое деление круга.
3. Получите оттенки основных цветов, например красного и жёлтого: красно-оранжевый, оранжевый, жёлто-оранжевый.
4. Закрасьте оставшиеся части круга, составляя оттенки в последовательный переход от одного основного цвета к другому.
5. В цветном круге определите тёплые и холодные цвета.
6. Среди холодных цветов определите оттенки тёплого и холодного тонов.
7. Среди тёплых цветов определите оттенки тёплого и холодного тонов.
Упражнение №2. “Насыщенность цвета”:
1. Выполните рисунок таблицы, разделив её по горизонтали на 12 частей, а по вертикали на 7 частей.
2. Закрасьте деление 4 по вертикали цветами и оттенками, взятыми из цветного круга (упражнение
№1) , расположив их последовательно один под другим.
3. Заполните таблицу малонасыщенными затемнёнными и осветлёнными оттенками цветов,
полученных в цветовом круге:
- в делениях 3,2,1 таблицы в цвет деления 4 добавить чёрную краску, увеличивая её количество к
делению 1;
- в делениях 5,6,7 таблицы в цвет деления 4 добавить белила, увеличивая их количество к делению 7.
На рисунке приведен круг естественных цветов по Гете со следующими обозначениями цветов:
- основные цвета: К — красный; Ж — желтый, С — синий;
- смешанные цвета первого порядка: Ф — фиолетовый, О — оранжевый, З — зеленый;
- смешанные цвета второго порядка: КО — краснооранжевый, ЖО — желтооранжевый, ЖЗ — желтозеленый, CЗ — синезеленый,СФ — синефиолетовый, КФ — краснофиолетовый.
Используя этот колориметрический круг, придерживайтесь следующих рекомендаций:
- контрастные гармоничные сочетания дают цвета, лежащие напротив друг друга (те цвета, которые соединяются линией, проходящей через центр круга), например КЗ или ФЖ;
- сочетания цветов, расположенных по углам основного или перевернутого треугольника, менее гармоничны, но допустимы, например СЖ или ОЗ;
- гармоничные сочетания из двух, трех или четырех цветов, расположеных на круге под углом 90°, например СФЗ или ЖОЗК.
Практическая работа № 16
Тема 4.5. Живописное изображение пейзажа.
Задание: Рисование деревьев и пейзажей (зимнего, космического и морского).
Цели:
1) Изучить построение основных элементов разных деревьев.
2) Знать последовательность работы над пейзажем.
3) Уметь выполнять рисунки пейзажей разными материалами.
Рисование дуба и яблони.
Материал: акварельные краски, гуашь восковые карандаши, бумага, вода, палитра. Акварельная бумага формата А- 4.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Предлагается выполнить изображение 2 деревьев на одном листе акварельной бумаги, используя формат А 4.
2. Внимательно проанализируйте размеры, характер и пропорции отдельных деревьев. Помните, что в основе строения различных растительных объектов лежат простые геометрические формы (шар, конус, призма, пирамида и др.) поэтому построение изображений производят по тем же законам, что и рисунки геометрических тел.
3. Гуашью нарисуйте ствол дуба на левой части листа. Затем выполните крону дерева сухой кистью из щетины приемом «Тычок».
4. Тонкой кисть нарисуйте фактуру коры дуба.
5. На правой части листа восковыми мелками нарисуйте ствол и ветки яблоньки. Сверху тонких веток нарисуйте белый иней. Решите, где будет проходить линия горизонта и нарисуйте ее голубым цветом.
6. Возьмите голубую акварель и запишите небо до линии горизонта. Помните закон воздушной перспективы «Чем ближе к линии горизонта, тем краски светлее, кроме моря»
Рисование березы.
Материал: тонированная бумага или зеленая обложка с тонкой тетради, гуашь, кисти.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Рассмотрите изображения березы, выполненные художниками.
2. При изображении березы рекомендуется использовать тонированную бумагу и гуашь.
3. На плоскости листа бумаги нарисуйте белой краской ствол и ветви березы. От ветвей нарисуйте тонкие ветки спадающие вниз.
4. Используя голубые оттенки, передайте тень на стволе дерева.
5. Нарисуйте листья березы нужного цвета при помощи смешивания изумрудного цвета и желтого.
6. Передайте характерные особенности березы, подчеркивая его форму и объем.
7. Проанализируйте работу.
Практическая работа № 17
Тема: Изображение птиц в статике и в движении
Задание:Рисование городских и домашних птиц
Материал:акварельные краски, восковые карандаши, бумага, вода, палитра, карандаш, фломастер. Формат А- 4.
Цели:
1) Изучить изображения птиц, выполненными художниками.
2) Знать строение частей тела птиц.
3) Уметь выполнять рисунки птиц с натуры и по памяти.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Рассмотрите рисунки птиц, выполненные художниками..
2. Соблюдая пропорции основных частей тела птицы, нарисуйте в легких линиях
контур туловища и головы. Определите расположение конечностей птицы.
3. При помощи штриха передайте характерные особенности птицы (оперение и
др.), используя тональные переходы.
4. Прорисуйте детали головы.
5. Проанализируйте работу.
Практическая работа № 18
Тема: Рисование животных в статике и в движении
Задание:Рисование домашних, диких и экзотических животных.
Материал:карандаш, фломастер, акварель, гуашь, Формат А- 4.
Цели:
1) Изучить изображения животных, выполненными художниками.
2) Знать строение частей тела животных.
3) Уметь выполнять рисунки животных с натуры и по памяти.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Рассмотрите рисунки животных, выполненные художниками, понаблюдайте за своими
домашними животными.
2. Соблюдая пропорции основных частей тела животного, нарисуйте в легких линиях
контур туловища и головы. Определите расположение конечностей животного.
3. При помощи штриха передайте характерные особенности животного (мех и
др.), используя тональные переходы.
4. Прорисуйте детали головы.
р
Практическая работа № 19
Тема: Изображение фигуры человека.
Задание: Рисование мамы с ребенком
Материал:акварельные краски, гуашь, бумага, вода, палитра. Формат А- 4.
Цели:
1) Изучить пропорции человека.
2) Знать пропорциональное построение фигуры человека
3) Уметь выполнять изображение фигуры взрослого человека и ребенка.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Рассмотрите наброски и зарисовки фигуры человека в литературе и а Интернете.
2. Выберите модель, стоящую в неподвижной позе.
3. Схематично постройте фигуру человека. Проведите вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не вырисовывая покрытые одеждой части тела.2
4. Для рисования мальчика, вертикальную линию (ось) разбейте на 5-6 частей.
5. Легкими линиями карандаша нарисуйте очертания фигуры, проведите осевые линии по направлению движения. Обратите внимание на положение головы по отношению к телу, пропорции фигуры, характер общей формы.
6. Уточните контур, прорисуйте детали, одежду, обозначьте светотень.
7. Проанализируйте работу.
Задание 1. Рисование фигуры человека
Методические рекомендации по выполнению задания
Обратите внимание на выразительность сюжета, на содержание изображаемой сцены, на художественные достоинства картины. Разбираются подробно характерные позы, движения, разница пропорций фигур у детей и взрослых.
Опора тела - это скелет. Он состоит более чем из двухсот костей, которые участвуют в разных движениях.
Чтобы правильно определить размеры отдельных частей тела относительно всего роста человека, нужно изучить основные пропорции. Голова высокого человека в восемь раз меньше его роста, человека среднего роста - в семь раз, у подростков - в шесть.
Ширина плеч в два раза больше ширины головы. Длина ног составляет половину высоты фигуры, а колено расположено посредине ноги. Длина ступни равняется высоте головы. Шея - это четвертая часть общей высоты головы (вместе с шеей). Если руки опущены, то кисть достает до середины бедра.
Формы человеческого тела. Упрощенно можно считать, что голова имеет форму яйца, шея - цилиндра; руки и ноги можно обобщить как цилиндры, а туловище - цилиндр, переходящий в конус, приплюснутый с боков.
В пластике тела основную роль играют мышцы. Их у человека более пятисот. Хорошо развитая мускулатура делает фигуру стройной, красивой.
4. Последовательность работы:
1. Проведите ось, соответствующую высоте фигуры.
2. Определите длину ног, разделив высоту фигуры пополам.
3. Разделив туловище на три части, определите высоту головы вместе с шеей.
4. Верхнюю часть поделите на четыре части: три четверти будут составлять высоту головы, а одна - шею.
5. Нарисуйте плечевую и тазовую оси; помните ,что тазовая ось меньше плечевой.
6. Наметьте колени, разделив длину ног пополам.
7. Определите концы пальцев рук и место локтевых суставов.
8. Нарисуйте линейную схему фигуры (скелет).
9. "Оденьте" скелет в мускулы.
Задание 2. Рисование головы и лица человека.
Методические рекомендации по выполнению задания
Голова похожа на яйцо. Давайте нарисуем овал. Лицо человека симметрично относительно вертикальной оси, которую мысленно можно провести через нос. Это означает, что слева и справа на одинаковом расстоянии от носа находятся глаза, брови, уши, щеки. Рот тоже симметричен.
Заметьте, что если смотреть на голову спереди, то горизонтальная линия – ось глаз – проходит точно посредине головы, то есть все, что находится выше глаз, занимает столько же места, как и то, что находится ниже их.
Разделим нижнюю часть овала пополам – получим высоту носа.
Если нижнюю часть лица, от основания носа до подбородка, разделить на две ровные части, то мы точно определим положение края нижней губы.
А вот ширина глаза должна “укладываться” в ширине лица 5 раз. Обратите внимание, что между глазами “уменьшается” еще один глаз. Это надо помнить, чтобы глаза не “разъехались” в стороны.
А теперь приступим к рисованию деталей лица.
- Сначала изобразим глаза.
Форма глаз – шар. В верхнем ряду показаны четыре разных положения глаза. В среднем ряду показаны те же положения глаза, закрытого веком. В нижнем ряду – правильное изображение глаза в перспективе. - Выше глаз находятся брови. У всех людей они разные: овальные, треугольные или как крылья.
- А вот форма носа напоминает вытянутый треугольник. Посмотрите внимательно на схеме, как рисуется нос.
- Губы у всех людей тоже разные: и бантиком, и треугольничком, и пухлые, и тонкие. Но запомните, что уголки губ находятся примерно на уровне зрачков глаз.
- Высоту уха можно сравнить с высотой носа. Величина уха равна расстоянию между линией глаз и линией носа. Сбоку ухо похоже на улитку, а спереди на полуовалы.
- Давайте нарисуем уши и волосы.
- Рисунок головы готов.
Практическая работа № 20
Тема 5.1.Виды и типы орнаментов.
Задание:Рисование разных типов орнамента (ленточного, сетчатого, замкнутого в круг и в квадрат).
Материал:гуашь, акварель, масляная пастель, Формат А- 4.
Цели:
1) Знать приемы цветового решения орнаментальных композиций.
2) Уметь выполнять узор в цвете.
Методические рекомендации по практической работе:
1. Рассмотрите орнаментальные узоры. Обратите внимание на сочетания цветов в орнаменте.
2. Подберите несколько гармоничных оттенков, сочетающихся между собой.
3. На рисунке орнамента последовательно распределите цветовые отношения, выбирая определенную гамму цветов.
4. Повторите цветовые отношения для других раппортов орнамента, образующих узор.
5. Сохраните целостность цветовых сочетаний для узора в полосе и в круге.
6. Проанализируйте работу.
Задание № . Рисование разных видов орнамента.(Ковер-самолет….)
Методические рекомендации по выполнению задания
Принципы построения узора.
Построение узора зависит от формы предмета, от входящих в узор элементов, а так же от размера листа бумаги.
Узор на полосерасполагается по линии (фризовое расположение) в различном сочетании элементов:
Повторение одного элемента на протяжении всего орнамента.
Повторение элементов, объединённых общей линией, входящей в узор; чередование элементов по форме или цвету (двух, трёх и более) ; симметричное расположение элементов направо и налево от средней линии (по принципу зеркального отражения) .
Узор на квадрате может располагаться по краю, углам, в центре и заполнять весь квадрат:
По краю особое местоположение имеет кайма и может быть прямой или с поворотами на углах;
На углах квадрата: а) повторение одного рисунка во всех углах;
б) одинаковые рисунки в противоположных углах;
в центре: все элементы симметрично располагаются в разные стороны от центра;
по всему квадрату: а) одновременно по краю, в углах и в центре;
б) сетчатый орнамент:
Практическая работа № 21
Тема 5.2.Народныйкостюм.
Задание: Рисование мамы с ребенком в русском народном костюме.
Материал:гуашь, акварель, масляная пастель, Формат А- 4.
Цели:изучить женский и мужской народный костюм Севера и Юга России
Методические рекомендации по практической работе:
1. Схематично постройте фигуру человека. Проведите вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не вырисовывая покрытые одеждой части тела.2
2. Нарисуйте сарафан: от плеч идут две короткие лямки к прямому или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собран в складки, а к низу он сильно расширяется. Нарисуйте волнистую линию низа, изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди проведите лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу сарафана пустите широкую узорную кайму
3. Теперь нужно нарисовать плечи и пышные рукава рубахи - они могут быть расширены сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собран на манжету и образует объемный напуск. Другой вариант – широкие трапециевидные рукава, украшенные по низу широкой вышитой каймой. Верхняя часть рубахи, не закрытая сарафаном, тоже украшена солнцевидной вышивкой вокруг шеи.4
4. Нарисуйте традиционную женскую прическу – ровный пробор волос, длинную косу, перекинутую через плечо наперед. Под косой на затылке расположите большой бант – его края видны спереди. А низ косы украсьте расшитым косником.
5. На голове изобразите красивый высокий кокошник сердцевидной или какой-либо иной формы. Край кокошника можно оформить фестончатой линией. Сбоку на кокошнике, а также по его краю вдоль лба могут идти короткие нитки бисера в виде бахромы. Украсьте кокошник растительным или геометрическим орнаментом, подчеркивающим его форму.6
6. Мужской народный костюм начните рисовать с рубахи, заканчивающейся ниже пояса. Плечи нарисуйте более широкими, мужскими. Рукава рубахи либо чуть расширенные к низу и прямые, либо собраны на манжете в сборку. Изобразите стоячий цилиндрический воротник и застежку на груди, расположенную слева. Обычно оба этих элемента украшены вышивкой или тесьмой.
7. Обязательная и немаловажная деталь мужского костюма – пояс или кушак. Им подпоясывали рубаху на талии. В праздничном варианте кушак богато украшали. Нарисуйте завязанный узлом пояс с двумя свисающими концами.7
8. Далее рисуйте штаны – они широкие, заправлены в высокие сапоги или в тряпичные онучи, обмотанные вокруг голени, а сверху онучей надевались лапти. Онучи нарисуйте перевязанными узким шнурком характерными перекрещивающимися линиями. Штанины образуют над голенищами сапог или онучами небольшой объем – напуск из собранной ткани.8
9. Обуйте изображаемого человека либо в мягкие сапоги с небольшими каблучками либо в плетеные из золотистого лыка лапти. Постарайтесь точно передать плетение, ведь лапти – исконно русская обувь и является одним из самых типичных и узнаваемых элементов народного костюма.9
10. Завершите рисунок изображением круглой прически «под горшок» и головного убора – картуза с узким околышем и украшенного цветком (такой убор характерен для городского костюма) или высокой, чуть сбитой набок шапки.
Раскрасить костюмы можно в самые разнообразные цвета, но с учетом того, что в старину использовались натуральные красители для окрашивания тканей, что не позволяло получать неестественно-яркие и искусственные цвета. Тем не менее костюмы не выглядели блеклыми. Очень популярным был красный цвет в сочетании с зелеными, золотистыми, коричневыми оттенками.
Также использовались ткани с различными набивными рисунками, типичными из которых были: восточный огурец, горох, полоска. Также традиционными считаются белоземельные ситцы (мелкий цветочный рисунок по белому фону).