Тереатическое сочинения Э.Золя («Экран», «Экспериментальный роман», «Натурализм в театре») и становление натуралистической школы во Франции

Эстетика театр. Н. получила обоснование в работах Э. Золя ("Экспериментальный роман", 1880, "Натурализм в театре", "Наши драматурги", 1881), А. Стриндберга ("О современной драме и современном театре", 1889), Ж. Жюльена ("Живой театр", 1892). В т-ре и драматургии Н. противостоял развлекательности, ремесленничеству коммерч. т-ра, холодному академизму, рутине бурж. иск-ва, отрицал дурную условность. Теоретики Н. требовали от драматургов изображения ". реального героя, научно исследованного, существующего и действующего", подвергали критике произв., в к-рых "действующие лица не поступают сообразно своему характеру, а сообразуются с данным положением" (Золя Э., Натурализм в театре, см. Полн. собр. соч., т. 45, К., 1903, с. 19, 227).
Деятели театр. Н. выступили с требованием, чтобы актёры "переживали пьесу", стремились к простоте, естественности игры, следовали бытовой, психологич. и историч. правде, стремились найти объективную мотивировку поступков и характера человека, наиболее полно и точно воспроизвести среду, окружающую героев, и т. п.
Во Франции натуралистич. направление наиболее полно проявилось в инсценировках романов Золя и в его пьесе "Тереза Ракен" (1873), в инсценировках романов бр. Гонкур, в пьесах "Конец Люси Пелле-грен" Алексиса (1888), "Неразлучные", "Урок вдовцам" (обе - в 1889) Ансэ, "В семье" (1887), "Кастрюля" (1889) Метенье, "Мясники" Икра (1888), "Подчинившиеся" (1889), "Персик" (1890) Сеара, "Эстер Брандес" (1887), "Смерть герцога Ангиенского" (1888) Энника, "Серенада" (1887), "Срок платежа" (1889), "Хозяин" (1890) Жюльена и др.
В Германии натуралистич. направление представляли драматурги А. Хольц и И. Шлаф ("Семья Зелике", 1890), Г. Гауптман ("Перед восходом солнца", "Праздник примирения", обе - в 1889, "Возчик Ген-шель", 1898, "Роза Бернд", 1903, и др.), в Швеции- А. Стриндберг ("Фрекен Юлия", 1888). В Италии к Н. тесно примыкали веристы (см. Веризм) во главе с Дж. Вергой ("В швейцарской", 1885, "Волчица", 1891, и др.).
Во мн. пьесах натуралистов изображалась жизнь деклассированных слоев общества, людей, задавленных нищетой, пьянством, жертв проституции и т. д. Увлечение бытописательством приводило к распаду, аморфности драм. произв. к подчеркиванию диалек-тальных отклонений, физич. недостатков речи, употреблению вульгаризмов, жаргона, нарушению лит. норм и законов сцены.
Принципы Н. осуществляли Свободный т-р в Париже (1887-95) во главе с А. Антуаном, Свободный т-р (1889-94) и Немецкий т-р (1894-1904) в Берлине, руководимые О. Брамом. Натуралистич. тенденции проявились в ряде спектаклей "Независимого т-ра" Дж. Грейна (Лондон). Режиссёры в этих т-рах тщательно воссоздавали подробности быта, добивались слаженного актёрского ансамбля. Актёры стремились к индивидуализации сценич. образов, особое внимание * обращали на сценич. детали, естественность, "натуральность" поведения.

Натурализм как литературное направление возник во Франции в 60-е годы 19-столетия. Концепция писателя и художественного творчества в эстетике натурализма формируется под влияние такого философского направления, как позитивизм. Кроме того, большую роль в формировании натурализма сыграли достижения в области естественных наук – биологии, физиологии и психологии. Писатели-натуралисты проецировали законы природы, открытые учеными-естествоиспытателями (Ч. Дарвин, Ш. Летурно, К. Бернар, Ч. Ломброзо), на жизнь человеческого общества.

Литературные предпосылки натурализма связаны с творчеством Г. Флобера, с его теорией «объективного», «безличного» искусства, а также с деятельностью «искренних реалистов» (Шанфлери, Дюранти, Курбе).

Первыми теоретиками натурализма стали Ипполит Тэн и братья Эдмон и жюль де Гонкур. Их идеи прозвучали в 1860х годах, но не получили широкого признания («Теория о трех факторах»: раса, среда, момент). Но вскоре в литературе засверкала новая яркая звезда — Эмиль Золя. Он создал теорию экспериментального романа, обосновал натурализм в театре, написал 20-томную эпопею «Ругон-Маккары». Вокруг Золя сложилась группа последователей, получившая название «школа Золя». Натурализм в 70–80-е годы XIX века становится одним из ведущих направлений во французской литературе, особенно в прозе.

Основная задача натуралистической литературы – правдивое, точное и всестороннее изображение действительности.

Творчество для писателя-натуралиста – это акт познания. Художественную ценность имеет только такое произведение, которое рисует современное общество во всех его проявлениях.

Натуралисты настаивали на предельно объективном, безличном изображении реальности. Автор должен был самоустраниться из произведения, отказаться от каких-либо оценочных категорий при изображении им реальных фактов. В произведении, построенном на принципах строгого факта, изображаемое должно говорить само за себя. Оценка явления должна быть отражена в его изображении. Таким образом, должна отпасть необходимость вмешательства писателя с разъяснениями и обобщениями.

Отсюда вытекает принцип документальности: писатель должен опираться только на подлинные документы, каждое произведение должно быть строго документально. Натуралистическая теория отвергла право автора на воображение, на вымысел. Например, написанию каждого романа Э. Золя предшествовала огромная подготовительная работа: сбор документального материала, фактов, интервью, наблюдения и т.д. Создавая «Жерминаль», роман о шахтерах, писатель побывал в поселках горняков, спускался в забои, делал зарисовки того, как работают отбойные молотки, извлекается порода, движутся вагонетки в стволах шахт и т.д.

Важнейший принцип натурализма – детерминизм, т.е. причинная обусловленность жизненных обстоятельств и ситуаций, предопределенность характера и темперамента личности различными факторами. Общество и индивид рассматривались натуралистами как результат определенных воздействий, внутренних и внешних, который можно изучить и объяснить. В этом они следовали за философом-позитивистом И. Тэном. Его учение о трех первичных силах (раса, среда, момент) натуралисты положили в основу характеристики персонажей.

Характерной чертой натурализма было обращение к запретным темам. Натуралисты, исходя из концепции творчества как научного исследования, полагали, что искусство должно изображать все стороны человеческой жизни без исключения. Отрицая запретные темы в литературе, натуралисты считали, что безобразное, достоверно изображенное, приобретает в художественном произведении эстетическую ценность. Обращаясь к запретным темам, писатели-натуралисты не стремились шокировать читателя, они старались создать в своем творчестве объемную и достоверную картину жизни человеческого общества.

Писатель-натуралист должен был стать объективным ученым и писать только о том, что он досконально изучил.

Наши рекомендации