Натурализм в западев-й лите-ре: идеалогия, стиль, поэтика. Позитивизм-филосо-я основа натурализма
Натурализм как литературное направление сформировался в 60-80 годы XIX в. Он явился плодом деградирующей буржуазной культуры. Натуралисты отрицают или недооценивают роль субъективного фактора в творческом процессе, сводя художественное творчество к простому подражанию природе, ослабляя тем самым общественно-преобразующую и эстетическую функции искусства.
В XVIII в. и в первую половину XIX столетия, в более ранние периоды исторического развития, натурализм в той или иной форме также проявлялся в литературе, но как особый метод он был теоретически обоснован только в эпоху империализма. И это вполне понятно. Провозглашенный натуралистами отказ от проникновения в сущность жизни отвечал стремлениям реакционной буржуазии, пытавшейся затушевать вопиющие противоречия капиталистического общества.
Признанным теоретиком натурализма был остающийся в лучших своих произведениях реалистом Э. Золя (1840- 1902). Основные положения своей теории он изложил в "Экспериментальном романе" (1880), в ряде статей, в предисловии к "Терезе Ракен" и в других теоретических выступлениях. Золя называет себя художником-исследователем. Выступая против "сочинительства", он ратует за художественный метод, основанный на изучении действительности, борется за социальную конкретность искусства. "Заставить реальных героев действовать в реальной среде, дать читателю ломоть человеческой жизни - в этом весь натуралистический роман"*, - пишет Золя.
*(Литературные манифесты французских реалистов. Л., 1935. стр. 105.)
Эти требования Золя внешне не противоречат принципам критического реализма. Белинский, как известно, также говорил о необходимости исследования общества, об изображении человека в единстве с окружающими обстоятельствами. Однако натуралисты весьма существенно отличаются от реалистов. Золя не хватает историзма мышления, умения понять жизнь в развитии. Он рассматривает действительность как бы в застывшем состоянии. Теоретики натуралистического направления не осознавали или вовсе отрицали плодотворную роль идеала в творческом процессе, принижали преобразующую, воспитательную функцию искусства. И причина этого кроется в ущербности их мировоззрения.
Философской основой натурализма был позитивизм, который возвеличивал роль опыта, но трактовал его в духе субъективного идеализма, как совокупность человеческих ощущений. Поэтому позитивисты (О. Конт и др.) при всей своей приверженности к объективной реальности были бессильны проникнуть в ее внутренние связи и закономерности. Они давали лишь поверхностное описание явлений жизни, принижая тем самым значение науки, отказывая ей в способности раскрывать сущность действительности.
По такому же пути идут натуралисты. Они сводят роль литературы к фотографированию изображаемого, отказывают ей в праве на художественное обобщение, на глубокое проникновение в структуру общества, на изображение его в динамике. Золя и его последователи подчеркивают лишь зависимость человека от социальной среды, но не показывают обратный процесс активного воздействия людей на окружающие их обстоятельства. Натуралисты обрекают человека на пассивность, превращают его в жертву социальных условий, внушая тем самым мысль о незыблемости капиталистических отношений.
Проповедь фатальной обреченности человеческой личности, отказ от борьбы за лучшее будущее - яркое свидетельство причастности натурализма к декадентскому искусству, для которого характерно прежде всего неверие в прогресс человеческого общества. Золя - теоретик стремится перенести в художественное творчество принципы исследования, принятые в естественных науках, т. е. пытается превратить художника в объективистски-бесстрастного исследователя жизни.
Защищая объективизм, натуралисты, естественно, оказываются противниками тенденциозного искусства и романтики. Золя принимает творчество реалистов XIX в. не полностью. Восторгаясь его объективностью, аналитической направленностью, он критически относится к стремлению Стендаля и Бальзака возвыситься над действительностью, вынести ей свой приговор. Их произведения кажутся ему чрезмерно романтичными, а действующие лица - слишком возвышенными, титаническими.
Золя ориентирует писателя на изображение "среднего человека", представителя "массы". Он против "замысла", "фантазии", типическое им понимается как статистическое среднее, а художественный образ - как простой фотографический снимок с натуры. Тем самым натурализм подрывает самые основы художественного творчества, предполагающего переосмысление жизненного материала в свете определенного эстетического идеала.
Принижая социальную активность человека, натуралисты придают преувеличенное значение биологическому моменту в жизни людей. Взлеты и падения героев во многих романах Золя предопределены наследственностью. Карьера Ругонов во многом объясняется писателем тем, что в их жилах течет здоровая кровь, и, наоборот, упадок рода Маккаров мотивируется его биологической неполноценностью.
Ставя жизнь человека в зависимость от биологических факторов, натурализм затушевывал подлинные причины, определяющие человеческие судьбы в капиталистическом обществе, и играл тем самым реакционную роль. Теория наследственности широко используется реакционными буржуазными кругами для оправдания социального неравенства, она служит основанием для возведения бизнесменов и колонизаторов в лучшую, а потому и законно преуспевающую часть человечества.
Таким образом, эстетика натурализма покоится на двух основных принципах - на фотографизме и биологизме. Оба эти принципа находятся в прямом противоречии с сущностью искусства, с его эстетической природой. Художественное творчество не может уподобиться фотографическому аппарату, существовать без обобщений, без идеала. Точно так же не его дело заниматься клиническим исследованием физиологических процессов. Поэтому на практике натуралистические лозунги не так просто осуществить в их чистом виде. Художник не в состоянии быть объективистски бесстрастным, особенно тогда, когда он критически относится к изображаемым явлениям. Вот почему выдающиеся писатели-натуралисты (Золя, Мопассан, братья Гонкур и др.) неизбежно выходили за пределы натуралистической теории. Ненависть к господству буржуазного чистогана, к лицемерной морали буржуазного общества, гуманизм, сочувствие угнетенным не позволяли им превращаться в равнодушных регистраторов событий и физиологов-анатомов. Их творчество было социально насыщенным, критическим по своему пафосу, но ему не хватало окрыляющего идеала, умения отражать диалектику истории. Именно в этом состояла прежде всего его натуралистическая ограниченность.
Собственно-натуралистическими следует считать те произведения, где жизнь изображается в статике, где не улавливается живое движение общества от низших форм к высшим. Такого рода натуралистические черты обнаруживаются во многих произведениях больших художников (например, в "Американской трагедии" Драйзера, в романах Олдингтона и т. д.).
В современной буржуазной литературе широкое распространение получил натурализм в ином варианте, в форме поэтизации биологических инстинктов, якобы оказывающихся сильнее человеческого разума. В литературном творчестве популяризируются идеи Фрейда. Пышным цветом процветает порнография. Особо принижается человек труда. Он рисуется существом безвольным, эгоистическим, лишенным возвышенных идеалов, рабом своих страстей. Дискредитируя простых людей, буржуазные писатели стремятся подорвать веру в моральные силы, в созидательные возможности народных масс, в их способность построить новое общество. Тем самым утверждается незыблемость капитализма и руководящая роль буржуазной "элиты" в истории.
В русской литературе XIX в. натурализм не получил широкого распространения. Наиболее крупным его представителем был П. Д. Боборыкин, автор "Китай-города", "Василия Теркина" и других произведений, которым не хватало широких художественных обобщений. Натуралистические тенденции в форме биологизма в русском искусстве слова наиболее ярко проявились в начале XX столетия, в период подготовки и поражения первой русской революции. В это время печальную известность приобретают романы Арцыбашева, поэтизирующие половую распущенность и нравственный цинизм.