Реализм как лите-ное направление. Его социально-исторические предпосылки. Харатерные черты эстетики.

!Реализм (от латинского realis — вещественный, действительный) — метод (творческая установка) или литературное направление, воплотившее принципы жизненно-правдивого отношения к действительности, устремленные к художественному познанию человека и мира.

Нередко термин «реализм» употребляется в двух значениях: 1) реализм как метод; 2) реализм как направление, сформировавшееся в XIX веке.

И классицизм, и романтизм, и символизм стремятся к познанию жизни и по-своему выражают реакцию на нее, но только в реализме верность действительности становится определяющим критерием художественности. Это отличает реализм, например, от романтизма, для которого характерно неприятие действительности и стремление «пересоздать» ее, а не отобразить такой, какая она есть. Не случайно, обращаясь к реалисту Бальзаку, романтик Жорж Санд так определила разницу между ним и собой: «Вы берете человека таким, каким он представляется вашему взору; я же чувствую в себе призвание изображать его таким, каким хотела бы видеть». Таким образом, можно сказать, что реалисты изображают действительное, а романтики — желаемое.

Начало формирования реализма принято связывать с эпохой Возрождения. Для реализма этого времени характерна масштабность образов (Дон Кихот, Гамлет) и поэтизация человеческой личности, восприятие человека как царя природы, венца творения. Следующий этап — просветительский реализм. В литературе Просвещения выступает демократический реалистический герой, человек «из низов» (например, Фигаро в пьесах Бомарше «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро»). Новые типы романтизма появляются в XIX веке: «фантастический» (Гоголь, Достоевский), «гротескный» (Гоголь, Салтыков-Щедрин) и «критический» реализм, связанный с деятельностью «натуральной школы».

Основные требования реализма: соблюдение принципов народности, историзма, высокой художественности, психологизма, изображение жизни в ее развитии. Писатели-реалисты показывали прямую зависимость социальных, нравственных, религиозных представлений героев от социальных условий, большое внимание уделяли социально-бытовому аспекту. Центральная проблема реализма — соотношение правдоподобия и художественной правды. Правдоподобие, правдоподобное отображение жизни очень важно для реалистов, но художественная правда определяется не правдоподобием, а верностью в постижении и передачи сущности жизни и значительностью идей, высказанных художником. Одной из важнейших особенностей реализма является типизация характеров (слитность типичного и индивидуального, неповторимо-личностного). Убедительность реалистического характера напрямую зависит от степени индивидуализации, достигнутой писателем.

Писатели-реалисты создают новые типы героев: тип «маленького человека» (Вырин, Башмачки н, Мармеладов, Девушкин), тип «лишнего человека» (Чацкий, Онегин, Печорин, Обломов), тип «нового» героя (нигилист Базаров у Тургенева, «новые люди» Чернышевского).

Модернизм (от французского modern — новейший, современный) — философско-эстетическое движение в литературе и искусстве, возникшее на рубеже XIX—XX веков.

Этот термин имеет различные толкования:

1) обозначает ряд нереалистических направлений в искусстве и литературе рубежа ХІХ-ХХ веков: символизм, футуризм, акмеизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм, сюрреализм, абстракционизм, импрессионизм;

2) используется как условное обозначение эстетических поисков художников нереалистических направлений;

3) обозначает сложный комплекс эстетических и идеологических явлений, включающих не только собственно модернистские направления, но и творчество художников, полностью не вписывающихся в рамки какого-либо направления (Д. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка и другие).

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Как эстетическое направление классический реализм становился и развивался под влиянием противоречий социальной жизни. Он сосредоточивал внимание на анализе закономерностей взаимоотношений личности и общества и отношений человека с собой же в условиях разрушения целостности жизни. Научный анализ социальных отношений совмещенный в нем с требованием художественной убедительности изображения противоречий жизни. Правомерно эстетическую теорию и художественную практику классического реализма рассматривать как сознательный историзм. Значительная роль в определении формулировки новых эстетических принципов связи искусства с реальностью принадлежала идеям Канта о человеке как основной предмет искусства, об искусстве как проявление свободы творчества; идеи Гегеля относительно историчности художественного процесса и закономерного характера отражения же становления духа человечества в формах художественно прекрасного. На формулировку эстетических принципов нового искусства значительное влияние имела идея Ф. Шиллера о двух типах художественности, которые определялись в понятиях "реальное" и "идеальное". Эстетика классического реализма использует художественную практику критического реализма (вторая половина XIX - конец XIX в.). Гуманизм является доминирующей тенденцией эстетики и художественной практики направления.

Эстетика классического реализма возникала двумя путями. Во-первых, идеи ее определялись в статьях художников, которые формулировали основные принципы искусства на основе собственного опыта осмысления закономерностей художественного творчества; во-вторых, - в эстетической теории, создавалась под влиянием идей революционного демократизма и научного социализма. Достаточно сказать, что выдающиеся художественные таланты, которые возникали олицетворением национального духа народов и выразителями его идеалов, были представителями классического реализма. Синтез философской рефлексии над бытием и художественной образности воплощение эстетических идей языком искусства - характерные признаки искусства классического реализма уже в период становления этого направления, в частности для таких его известных представителей, как О. де Бальзак (1799-1850), Стендаль (Анри Бейль) ( 1783-1842) во Франции; Ч. Диккенс (1812-1870), В. Текер (1811 - 1863), Ш. Бронте (1818-1848) в Англии; А. Пушкин (1799-1837), М. Лермонтов (1814-1841), Н. Гоголь (1809-1852) в России; Т. Шевченко (1814-1861) в Украине.

Понятие "реализм" в отношении искусства и эстетики, ориентированных на человека как основной предмет художественного познания, формировалось в эстетике в течение 30-х годов XIX в. Важным был доработок немецких художников слова. Книга Л. Винбарга "Эстетические путешествия" (1834), которая содержала критику романтической школы и посвящение "Молодой Германии, а не старой", дала не только название новому группировке художников - "Молодая Германия", но и стимулировала на поиск новых эстетических подходов к художественного творчества с опорой на реальную жизнь. Важное значение для становления понятия "реализм" и формулировка его эстетических принципов в этот период оказало творчество Г. Бюхнера. Он выступил с критикой идеализации и у романтиков, и у Ф. Шиллера, отмечая важность социальной проблематики в искусстве. Важным достижением в эстетику нового направления стала философская и литературно-критическая творчество Г. Гейне, что критиковала реакционные тенденции в эстетике романтизма и утверждала плодотворные идеи этого направления. Углублению эстетических принципов реализма способствовала деятельность левых гегельянцев. В журнале "Ежегодник м. Галле" (1839) был опубликован манифест "Протестантизм и романтизм", что не только отмежевывал новое направление от романтизма, но и содержал требование активной тенденциозности литературы и служения ее делу свободы.

Наши рекомендации