Пятое условие — творчество, а не шаблон.
Влиять так, чтобы использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия — незаметное и открытое, прямое и опосредствованное, но использовать непременно творчески, не допуская формализма и унылого, убивающего неординарность однообразия. Тогда октябрята и пионеры не чувствуют себя и не являются лишь объектами воспитания. Они — прежде всего! — участвуют в творческом решении общих с воспитателями (вожатыми, другими комсомольцами, педагогами, своими родными) жизненно важных практических задач.
Они — младшие товарищи взрослых по общей творческой гражданской заботе. Воспитатель воздействует на воспитанников и прямо — в личном общении, и опосредствованно — через самих воспитанников, через других воспитателей. Однако и прямое, и опосредствованное воздействие должно иметь прежде всего практическую направленность: что и как лучше сделать, чтобы улучшить жизнь — окружающую и своего коллектива? А собственно воспитательные задачи (научиться, овладеть, преодолеть...), которые при этом ставятся воспитателями, решаются незаметно для воспитанников. Это и есть незаметное, скрытое воспитательное воздействие, чрезвычайную важность которого подчеркивали А. С. Макаренко, В. Н. Терский, В. А. Сухомлинский.
Тогда открытое воспитательное воздействие, которое прямо нацелено на достижение собственно воспитательных целей, становится средством, необходимым для решения общих и личностно значимых практических задач: «Чтобы успешно сделать то-то, надо научиться тому-то!» И что особенно важно, такое открытое воздействие становится необходимым не только для воспитателей, но и для самих пионеров и октябрят, оно используется не только прямо, самим педагогом, но и опосредственно, через воспитанников. Используется по-разному в разных ситуациях и разными конкретными способами, т. е. воспитательными приемами.
Однако нередко нравственное воздействие происходит только или по преимуществу открытым и прямым образом, к тому же лишь привычными, «отработанными», стандартными способами. Считается, что это кратчайший, а значит, наилучший путь к достижению воспитательных целей. Но именно поэтому при самых добрых намерениях и не удается вывести воспитательный процесс за узкие рамки шаблонного влияния воспитателей на воспитанников со всеми теми негативными последствиями, о которых говорилось выше.
Коллективные творческие дела должны быть способом — общим и конкретным — всестороннего товарищеского творческого сотрудничества. И надо, чтобы этот способ организации жизни активно противостоял командно-административным методам одностороннего, формального влияния, вытесняя их из педагогической практики.
Наше время требует реального участия пионеров и школьников в окружающей жизни, преодоления замкнутости на своем, «детском» мире. Учиться демократии — это главнейшая задача, которая стоит перед каждым из нас, и прежде всего перед теми, кто работает с детьми. Не уводите ребят от трудных проблем, а вместе с ними ищите пути их решения на главных направлениях преобразования нашего общества.
Область действия и содержание КТД сегодня должны отвечать тем процессам обновления, которые происходят во всех областях жизни страны. Реально содействовать перестройке школьники могут, создавая трудовые хозрасчетные объединения (кооперативы), включаясь в движение борцов за мир, защитников культуры и экологии, памятников старины (истории), занимаясь благотворительной деятельностью и т. д. Главное, чтобы это были дела, в которых детей и взрослых объединяли общие цели, общие жизненно важные заботы, а их отношения строились на принципах сотрудничества и сотворчества.
Каждое дело — с пользой, иначе — зачем?
Каждое дело — людям, иначе — зачем?
Каждое дело — творчески, иначе — зачем?
Наша цель — счастье людей!
Мы победим — иначе быть не может!
Ленусик01 мая 2011 - 17:38 | |
Спасибо большое много хорошей информации | |
[Ответить][Отменить ответ] | |
АЛЁНА15 ноября 2011 - 06:15 | |
СПАСИБО! Готовлюсь к тестированию. Помогли. Кроме этого, много чего нашла для себя. Успехов Вам! | |
[Ответить][Отменить ответ] |
альбина05 декабря 2011 - 19:32 | ||
много лет занимаюсь с детьми КТД. готовлюсь к аттестации.бесценный для меня материал. спасибо. | ||
[Ответить][Отменить ответ] | ||
Светлана06 декабря 2011 - 17:13 | ||
огромное спасибо! Очень ценный и нужный материал!!! | ||
[Ответить][Отменить ответ] | ||
светлана22 января 2012 - 09:17 | ||
Готовлюсь к аттестации. бесценный для меня материал. Огромное спасибо. | ||
[Ответить][Отменить ответ] | ||
ольга23 января 2012 - 02:07 | ||
Очень нужная информация. Переосмыслила проведение КТД со своими воспитанниками. Идея заботы очень нужна для нравственного воспитания и развития личности. Спасибо!!! | ||
[Ответить][Отменить ответ] | ||
Гуля12 февраля 2012 - 20:17 | |
Спасибо, что сохранили, то что очень пригодится будущим педагогам. | |
[Ответить][Отменить ответ] | |
Наталья20 июля 2012 - 11:21 | |
Вы для меня просто находка. Теперь точно знаю, как организую свою работу. Огромное спасибо!!! | |
[Ответить][Отменить ответ] |
Настя16 октября 2012 - 16:59 | |
спасибо))) | |
[Ответить][Отменить ответ] |
Страницы: [1]
Идёт загрузка...
Начало формы
Оставить комментарий: |
Ваше имя: | |||
Комментарий: | |||
Введите код: | |||
Конец формы