Праздник в честь дня рождения в. и. ленина
Всю подготовку и проведение ленинского праздника организует комитет ВЛКСМ, совет дружины, совет друзей октябрят под руководством партийной организации. Они составляют, опираясь на предложения классных коллективов, план коллективных творческих дел в честь предстоящего праздника (например, ленинской недели, ленинской декады, ленинской вахты), выдвигают девиз этого периода (например: «Ленинскую мечту о человеке будущего воплотим в жизнь!»), создают специальную эмблему и т. д.
Возможные КТД.
Праздничный октябрятский сюрприз. Это операция октябрят вместе с пионерами и педагогами (и под их руководством) для шефов — предприятия, учреждения, воинской части, колхоза и т. д.
Участники операции готовят (договорившись с руководителями коллектива) сюрпризы ко дню рождения В. И. Ленина (украшение помещения гирляндами, флажками, аппликациями; концерт, сувениры для каждого шефа — раскраски, рисунки, памятные открытки и т. д.).
Другой вариант подобной операции — праздничный сюрприз малышам детского сада и их воспитателям (концерт, показ диафильмов, любимые игры Володи Ульянова, игрушки, сувениры взрослым).
Подарки далеким друзьям. Это операция, которую может провести каждый коллектив, каждый союз октябрятской группы, пионерского отряда и старшего класса во главе с комсомольской группой. Проект подарка составляется на общем сборе-старте по предложениям микроколлективов. Там же решается вопрос о том, кому послать подарок. В подарок могут входить альбом с рассказами-эстафетами, фотографиями, коллекции, наглядные пособия, игрушки, библиотечки книг.
Операцию ПДД можно провести на пользу и радость малышам дальних краев страны, школьникам, учителям, морякам, пограничникам, геологам, полярникам, строителям, а также друзьям из зарубежных стран.
Создание и пополнение «ленинского, путеводителя». Сбор и оформление материалов о ленинских местах, предприятиях, носящих имя Ленина, о коллективах и людях, награжденных орденом Ленина, о лауреатах Ленинской премии, обмен такими материалами с другими школами.
Субботники пионеров, комсомольцев и их старших друзей. Особенно важно проявить в эти дни заботу о местах в городе (улица, площадь, сад и др.) и предприятиях, носящих имя вождя, порадовать людей, награжденных орденом Ленина.
Октябрятский и пионерский сбор «Мы — юные ленинцы» (классное собрание). Сбор (собрание), посвященный В. И. Ленину, в старших классах может проводиться в форме устного журнала, турнира-викторины, путешествия по городам и странам, где жил В. И. Ленин (каждый микроколлектив выбирает свой маршрут), открытия выставки книг о В. И. Ленине, открыток, марок, творческих работ.
В программу сбора входит торжественная линейка (с творческими рапортами), старт путешествия в страну Пионерию (2-й класс), прием в пионеры (3-й класс). На ленинских собраниях старшеклассников страницы устного журнала могут быть посвящены темам: «Ленин и его друзья», «Семья Ульяновых», «Как воспитывал себя Володя Ульянов», «Ленинская гвардия большевиков», «Ленин и наука», «Ленин и музыка», «Как работал В. И. Ленин», «Как отдыхал В. И. Ленин», «Неизвестные страницы жизни В. И. Ленина», «Ленинское наследие и перестройка».
Звездный марш-поход в день рождения В. И. Ленина. По нескольким маршрутам (лучам) участники марша (коллективы старшеклассников, пионерские отряды, союзы пионерских отрядов и октябрятских групп) движутся к центру звезды.
Хорошо, если маршруты включают в себя улицы, названные именем В. И. Ленина, его соратников, героев Великой Октябрьской революции, войны и труда, другие памятники, а в центре звезды — памятник великому вождю.
На каждом маршруте — несколько «застав», где ребята выполняют задания, предложенные им старшеклассниками-комсомольцами и взрослыми (нужно рассказать о месте, на котором расположена данная «застава», назвать книги о В. И. Ленине и т. д.).
К памятнику вождю, где собираются все участники марш-похода, возлагаются выращенные ребятами цветы, зеленые гирлянды. У памятника проводится торжественная линейка с творческими рапортами о сделанном к этому дню. Вручаются комсомольские билеты, повязываются пионерские галстуки; ветераны партии напутствуют комсомольцев и юных ленинцев.
ДЕНЬ ПЕРВОМАЯ
Возможные КТД.
Операция «Первомайский подарок далеким друзьям» или «Мы с вами, друзья». В начале апреля по предложениям микроколлектива на общих сборах-стартах классных коллективов и по их предложениям на объединенном заседании комитета ВЛКСМ, совета пионерской дружины, совета друзей октябрят решается, кому будут посланы подарки к 1 Мая, какими могут быть эти подарки, как они будут готовиться и когда должны быть отправлены.
Эта операция может быть проведена для трудящихся (и для детей) страны, которая ведет борьбу с внутренней реакцией и международным империализмом; для трудового коллектива (промышленного или сельскохозяйственного) и детей социалистической или развивающейся страны; для советских специалистов (и их детей), работающих за рубежом, и для их товарищей по работе — трудящихся этой страны; для борцов за мир, демократию и социализм в той или иной зарубежной стране (адреса школьники и их старшие друзья узнают из газет, журналов, книг).
Руководят операцией «Первомайский подарок далеким друзьям» специально выбранные штабы (общешкольный и классные), которые могут оповестить (через «молнию», по радио и т. п.), каким людям будут посланы подарки (маршруты подарков). Школьники и их старшие друзья могут участвовать в операции микроколлективами, классными коллективами и их союзами.
Подарки создаются творческими усилиями школьников и их старших друзей (коллективные сказки, рассказы, повести с рисунками, фотографии, выжигание по дереву, чеканка по металлу, вышивки, модели, коллекции и т. п.), а также покупаются на деньги, полученные за производительный труд, от сдачи металлолома, макулатуры, от проведения операций и т. п.
Первомайский устный журнал. Его может подготовить и провести в своем классе и для октябрят подшефной группы пионерское звено как творческое поручение.
План журнала составляется на сборе звена или на общем сборе-старте всего отряда.
В старшем классе первомайский устным журнал готовит (для других старшеклассников, для пионеров, для шефов) специальная бригада или весь классный коллектив, разбивающийся на творческие бригады в соответствии с составленным сообща планом. Отделы (страницы) распределяются между бригадами по желанию или по жребию.
Возможные темы отделов и страниц устного журнала:
«Рождение Первомая» (история праздника, его празднование в России до Великого Октября, в капиталистических странах в наше время);
«Маевка»;
«Первомай под пулями врагов»;
«Рабочий класс борется и побеждает» (о классовой борьбе пролетариата в разных капиталистических странах);
«Плечо к плечу» (о международной солидарности трудящихся);
«Наши специалисты за рубежом»;
«Великое содружество» (о братстве коммунистических и рабочих партий мира);
«Ленинская гвардия наших дней» (о выдающихся деятелях международного коммунистического движения);
«Союз верных друзей» (о Совете Экономической Взаимопомощи, расширении и углублении процесса социалистической интеграции);
«Оружием сатиры по врагам мира — огонь!»;
«Юные товарищи коммунистов» (о деятельности детских и молодежных коммунистических организаций, о ВФДМ);
«Поэзия солидарности» (стихотворения поэтов-борцов за мир);
«Песни солидарности».
При подготовке страниц первомайского устного журнала можно использовать разнообразные приемы творческой прессы: репортажи, интервью, рассказ-эстафету с музыкальным сопровождением, кинофильмы, телепередачу (из прошлого, настоящего и будущего), инсценировку песен, перекличку, «живые картины», плакаты, карикатуры и т. п.
Руководит подготовкой и показом журнала редколлегия, состоящая из 3–5 школьников и их старших друзей. Редколлегия помогает бригадам, отвечающим за отдельные страницы, придумывает «обложку», общее оформление журнала, выполняет функцию ведущих.
Первомайская пресс-конференция. Если на большом сборе (или собрании старшеклассников) в начале апреля в план жизни пионерского отряда (или старшего класса) включена первомайская пресс-конференция, то необходимо тогда же избрать ее оргкомитет из нескольких человек.
Оргкомитет будет готовить, пресс-конференцию в течение всего апреля, 2–3 человека из его состава возьмут на себя функцию руководителей делегации, которая прибудет на пресс-конференцию, остальные — функцию руководителей «журналистов», которые будут брать интервью у членов этой делегации.
В состав «международной делегации», которая будет на пресс-конференции давать интервью большой группе журналистов, могут входить:
представители трудящихся разных стран мира: социалистических, развивающихся, капиталистических;
представители коллективов советских специалистов, работающих за рубежом;
представители различных органов Совета Экономической Взаимопомощи;
участники прошлогоднего первомайского праздника в разных странах, которые расскажут о том, как он проводился и как будет проходить в нынешнем году.
Руководители делегации (члены оргкомитета) проводят набор желающих принять на себя роли ее членов; затем делегация начинает секретную подготовку (уточняются страны, из которых приедет тот или иной член делегации, придумываются биографии, изучаются необходимые материалы — газеты, журналы, брошюры, книги).
Одновременно все остальные пионеры этого отряда (или старшеклассники) под руководством других членов оргкомитета выбирают себе роли журналистов (представителей реальных или придуманных газет, журналов, радиостанций, телецентров) и готовят вопросы к членам делегации, состав которой объявляется (вывешивается) примерно за неделю до пресс-конференции. Часть этих вопросов (если так решит оргкомитет) может быть послана членам делегации.
Сама пресс-конференция начинается с представления делегаций и журналистов. Кроме заранее известных журналисты задают неожиданные вопросы, обращаясь как к определенным членам, так и ко всей делегации в целом. При затруднении с ответом делегация может попросить некоторое время на обдумывание этого «чрезвычайно сложного и спорного» вопроса, а иногда и пообещать, «посоветовавшись с товарищами в своих странах», прислать ответ позднее.
Маевка. Участниками маевки могут быть пионерские отряды дружины или союзы пионерских отрядов и их подшефных октябрятских групп. Комсомольцы могут руководить пионерской (пионерско-октябрятской) маевкой и провести свою собственную маевку.
Избранный в начале апреля штаб маевки (совета дела) разрабатывает программу, в которую могут войти такие, например, КТД:
1) движение микроколлективов по нескольким тайным маршрутам, на которых неожиданно появившиеся патрули или дозоры вручают секретные пакеты с зашифрованными указаниями о пути дальнейшего следования, с вопросами-заданиями (их надо выполнить или немедленно, чтобы получить возможность идти дальше, или во время следующего похода);
2) встреча собравшихся на маевку и смотр-кольцовка выполненных микроколлективами заданий (например, пение и инсценирование революционных песен, песен борцов за мир, речевки, составленные участниками на первомайские темы; «живые картины» — эпизоды первомайских дней за рубежом или высмеивающие врагов трудящихся);
3) беседы с приглашенными прибывшими на маевку взрослыми (например, с посланцами братских народов, которые учатся или работают в нашей стране; со специалистами, которые помогали друзьям за рубежом; с рабочими — представителями шефского коллектива);
4) чтение проекта, принятие и подписание всеми участниками маевки писем-обращений к зарубежным товарищам;
5) игры, хороводы, песни разных народов.
Руководя подготовкой маевки по разработанной программе, штаб составляет перечень того, что должен сделать в течение апреля каждый микроколлектив: о чем и где прочитать, какие песни разучить, о каких играх узнать, кого пригласить на маевку.
Каждый из членов штаба руководит подготовкой в одном из микроколлективов. Кроме того, штаб составляет карту маршрутов, выбирает место для завершающей встречи, комплектует патрули и дозоры, создает вместе с ними «секретные пакеты», налаживает работу специальной первомайской мастерской (октябрятской или пионерской первомайской фабрики), в которой все микроколлективы, работая по очереди, изготовляют значки-банты участникам маевки, плакаты и другие атрибуты. Во время самой маевки члены штаба ведут свои микроколлективы по маршрутам, а затем помогают ведущим (начальнику штаба и 1–2 его помощникам) успешно выполнить намеченную программу общей встречи.
ДЕНЬ ПОБЕДЫ
Праздник, посвященный Дню Победы, может стать итогом многолетней работы, осуществляемой в содружестве коллектива школы с ветеранами какой-либо воинской части, прославившейся во время Великой Отечественной войны.
После первого года такой работы в День Победы можно открыть зал боевой славы этой части. В последующие годы ребята вместе со своими старшими друзьями проводят в дни Праздника Победы смотр новых результатов совместной поисковой работы.
Октябрятские коллективы первых классов организуют конкурсы и смотры рисунков о праздновании Дня Победы (в подарок ветеранам). Октябрята вторых классов пишут рассказы-эстафеты в подарок участникам Великой Отечественной войны. Октябрята третьих классов создают макеты, модели, диорамы в подарок ветеранам. В течение года октябрята стараются больше узнать о героях войны от пионеров, из кинофильмов, книг, из рассказов в ходе поиска.
Пионеры четвертых-пятых классов в содружестве со старшими товарищами пишут коллективные и личные письма ветеранам части, проводят походы на места боев. Пионеры шестых-седьмых классов вместе с комсомольцами и вожатыми и под их руководством работают в содружестве с Центральным музеем Вооруженных Сил СССР, воинскими частями, архивами, проводят многодневные походы по местам боев.
Каждая комсомольская группа восьмых–десятых классов готовит материал о «горячих точках планеты» (можно каждому классу дать задание приготовить страничку для политического устного журнала и для одного из стендов зала боевой славы). Из старших пионеров и комсомольцев создается совет или штаб, который руководит работой красных следопытов, дает задания отрядам, готовит стенды по истории подвига и жизни героев, хранит реликвии.
Ход праздника.
Праздник начинается с торжественной линейки. После линейки совет зала боевой славы предоставляет ветеранам право перерезать ленточку и открыть экспозицию. Проводится экскурсия для гостей–ветеранов и самых активных красных следопытов. Здесь же ветераны делятся впечатлениями о музее и делают записи в «Книге друзей». Одновременно проводятся кольцовка военных песен, конкурсы инсценированной песни и т. п.
После экскурсии к ребятам приходят ветераны и проводят урок мужества (беседа, рассказ ветерана о пережитом, просмотр кинофильма или диафильма, с последующими комментариями, дополнениями, личными впечатлениями ветеранов), который может оканчиваться пением военных песен, чтением стихов в подарок ветеранам.
Затем ветераны и пионеры приглашаются в актовый зал, где комсомольцы дарят им устный журнал «Убейте войну, люди Земли!».
Каждый из классов готовит одну из частей (отделов) устного журнала, которая может состоять из нескольких страничек и объединять различные жанры.
Вот несколько примеров таких страничек:
«Мир, хроника и проблемы» (телетайп, беседа за «круглым столом», выступления представителей народов планеты или комментатора-международника);
«Сатирой по войне» (сценки, миниатюры, сатирические куплеты, стихи по материалам газет);
«Салют миру и прогрессу» (показ хроникальных или документальных фильмов, диапозитивов, инсценировки событий, песен, оглашение документов).
Важно, чтобы ведущие привлекали к участию зал (все подхватывают песни или отвечают на призыв, принимают письмо в Комитет защиты мира, которое может быть логическим завершением устного журнала). Закончить праздник можно закладкой аллеи ветеранов или общим шествием к братским могилам.