Праздник в честь великого октября
В школьных и классных коллективах перед октябрятами, пионерами, старшеклассниками, взрослыми с большей силой и глубиной раскрываются содержание и значение революционных преобразований, совершившихся и совершающихся в нашей стране: политической революции 1917 года, коренных социально-экономических сдвигов в период построения социализма и на современном этапе перестройки всех сфер жизни нашего общества.
Праздник единства всех поколений революционеров-ленинцев: коммунистов, комсомольцев, пионеров и октябрят, помогающих улучшить окружающую жизнь и думающих над тем, как это сделать.
У школьников формируется сознательное и ответственное, гражданское отношение к жизни нашего народа, к деятельности КПСС, развивается стремление помогать взрослым, в их повседневном творческом труде.
Эти важнейшие задачи нравственного воспитания (в единстве с общественно-политическим, трудовым, познавательным, художественным, спортивным, организаторским) решаются в разнообразных творческих делах, которые сообща принимаются на общих сборах (и собраниях-стартах) классных коллективов, на объединенном заседании комитета ВЛКСМ, совета дружины, совета друзей октябрят вместе с представителями педагогического коллектива и родительского актива.
Возможные КТД.
Операция РВС («Революционерам-ветеранам слава!»). Участниками этой операции могут стать пионерские отряды вместе с их подшефными звездочками под руководством комсомольцев — шефских классов. Лучше всего, если работа пойдет по союзам микроколлективов (бригада старшеклассников + пионерское звено + 1–2 октябрятские звездочки).
Руководит операцией совет дела, в который входят представители (по 2–3 человека) всех союзов и старшие товарищи школьников.
Совет составляет по предложениям микроколлективов план операции, распределяет поручения и непосредственно руководит их выполнением. В этот план могут входить следующие коллективные творческие дела:
поисковые операции: сбор и оформление материалов о ветеранах Октябрьской революции и труда, живущих в микрорайоне школы, в поселке, городе и др.;
тимуровские операции — забота о ветеранах;
создание уголков и музеев РВС;/p
поздравление ветеранов 7 или 8 ноября с вручением им памятных открыток, цветов, специально выращенных к этому дню, и т. д. Эту операцию («Революционерам-ветеранам — слава!» или «Салют ветеранам!») можно провести «праздничными командами», в каждую из которых войдут коммунист (взрослый), комсомолец, пионер, октябренок.
Сбор (вечер) «Смена смене идет» (или «Эстафета поколений»). Такой сбор может стать завершающей частью операции РВС, но может готовиться и проводиться как отдельное коллективное творческое дело.
Участниками его являются октябрятская группа, пионерский отряд, комсомольская группа и старшие товарищи школьников (педагоги, родители, шефы, выпускники школы и т. д.).
Представители каждого поколения составляют делегацию, которая готовит творческие выступления в подарок другим делегатам. По своему содержанию эти выступления могут быть разными и представлять собой материалы о жизни, делах своего поколения или о жизни и делах старших поколений. По форме выступления могут быть самыми разнообразными: рассказ-эстафета, репортаж, интервью, телепередача, кинофильм, былина, театрализованные сюрпризы-подарки и т. д. Сбор (вечер) может закончиться созданием сводных команд (по желанию или по жребию) и проведением концерта-«молнии» (на подготовку — 15–20 минут) или кольцовки революционных песен.
Праздничный сбор — творческий рапорт октябрят своим старшим товарищам: пионерам, комсомольцам, взрослым. Главное в этом рапорте — рассказы октябрят о том, как они заботятся об окружающих людях: о младших, старших, о далеких друзьях, друг о друге, о своем классе, о своей школе. Готовясь к такому сбору, октябрята должны почувствовать и осознать себя «внучатами» Ильича — маленькими ленинцами, которые учатся для того, чтобы улучшить жизнь, заботиться о людях и не только в будущем, а уже сейчас.
Каждая звездочка во главе со своим вожатым, опираясь на «секретную» помощь учителя и других старших друзей, готовит в течение 2–3 недель праздничный рапорт и творческие подарки другим звездочкам, малышам, взрослым, рассказ-эстафету (хорошо в сценах), игрушки-подарки, книжки-раскладки со своими рисунками и подписями к ним.
Друзья октябрятской группы в свою очередь готовят подарки звездочкам, каждому октябренку, всей группе (самодельные значки, книжки с надписями, диафильмы, картинки и портреты героев в классный уголок и др.), придумывают новые дела на радость и пользу людям, предлагают свое сотрудничество в этих делах.
Сбор заканчивается веселыми играми, хороводами или концертом-молнией сводных команд октябрят и их друзей.
Путешествие на «машине времени». Такое путешествие может быть проведено в честь Великой Октябрьской социалистической революции.
а) в 1917 год, например по Петрограду Великого Октября («Часы и карта Октября») или по разным городам России;
б) в разные периоды и годы революционной истории нашей страны (1-я пятилетка, начало завоевания космоса, наша перестройка);
в) в гости к людям, осуществлявшим и осуществляющим революционные преобразования в разных областях жизни, в народном хозяйстве, науке, культуре (например, на строительство Комсомольска-на-Амуре, Днепрогэса, Академгородка под Новосибирском и т. п.);
г) к первым пионерам и октябрятам 20-х годов (какими были, как помогали взрослым, какими комсомольцами стали они в 30-х годах и коммунистами — в военные и послевоенные годы);
д) по профессиям советских людей, преобразующих мир (из прошлого через настоящее в будущее): как творили, творят и будут творить новое люди таких профессий, как, например, строители, шахтеры, металлурги, машиностроители, текстильщики, деятели искусства — театра, кино и т. д.
Тему (маршрут путешествия) ребята вместе с их руководством выбирают на общем сборе при коллективном планировании жизни в 1-й четверти, здесь же создается совет дела из представителей всех звеньев. Совет уточняет маршрут, намечает его этапы, распределяет их между звеньями (по желанию или по жребию) и руководит подготовкой к путешествию в течение 2–3 недель. Каждое звено (по секрету от других), опираясь на помощь старших друзей (педагогов, библиотекарей, родных, шефов), собирает и изучает материал о своем этапе маршрута, творчески оформляет этот материал, выбирает форму рассказа о путешествии (световая газета с комментариями, музыкально-песенным сопровождением, рассказ-эстафета в рисунках и фотографиях, телепередача и т. п.).
Специальная сводная бригада добровольцев с руководителями (или консультантами) — взрослыми — готовит «машину времени», соответствующее оформление помещения и атрибуты экипажа. Во время путешествия каждое звено становится по очереди экипажем «машины времени» и показывает пассажирам (октябрятам, пионерам, гостям из дружественной школы, взрослым) свой участок маршрута.
Защита проектов будущего. Подобный вечер могут подготовить и провести старшеклассники и взрослые педагоги, родные, шефы, пригласив октябрят, пионеров, товарищей из параллельных классов.
Во время коллективного планирования жизни в 1-й четверти составляется по предложениям бригад примерный перечень тем проектов, например: город будущего (дома, улицы, транспорт и т. д.), завод будущего, совхоз будущего, транспорт будущего, телевидение будущего, охрана природы в будущем, забота о здоровье и лечении людей в будущем.
Так же сообща решается, как будет идти подготовка проектов. Выбирается штаб защиты, который затем распределяет темы (по желанию), комплектует сводные бригады добровольцев по намеченным темам. Во время ой защиты штаб играет роль жюри, обеспечивая активное участие всех членов бригады в докладе о проекте (рассказ-эстафета), руководит беседой участников защиты с авторами проектов (ответы-вопросы, возможно, дискуссия), в конце вечера дает оценку проектам (здесь необходимо отметить достоинства каждого), опираясь на опросы всех участников вечера, и награждает авторские коллективы грамотами.
Устный журнал «Революция продолжается!» Если пионерский отряд или группа решили во время коллективного планирования жизни в 1-й четверти подготовить в честь праздника Великой Октябрьской революции устный журнал и выступить с ним перед другими классами, перед родными, шефами или перед друзьями из сельской школы, на общем собрании выбирается редакция (редколлегия) и составляется тематика страниц (отделов) такого журнала, например:
«В. И. Ленин — вождь революции»;
«Октябрь Семнадцатого» (факты, события, люди);
«Судьбы героев Октября» (о последующей жизни участников революции);
«Эстафета революционеров» (о выдающихся общественных деятелях нашей страны, новаторах производства, изобретателях, ученых, лауреатах Ленинской и Государственной премий и т. п.);
«Революционное творчество старших и младших» (о делах государственного значения прошлого и настоящего, в которых пионеры действовали и действуют как товарищи комсомольцев и коммунистов);
«Вот это и есть перестройка» (факты, события, дела, участники перестройки);
«Творцы нового — рядом с нами» (о новаторах производства, ученых, конструкторах, деятелях культуры, работающих в шефских коллективах и являющихся родственниками учащихся);
«Новое только за один год» (о достижениях, открытиях в разных областях жизни нашей страны);
«Поэзия революции»;
«Музыка революции»;
«Песни революции».
Готовить страницы (отделы) могут как микроколлективы, так и сводные творческие бригады (по желанию). При этом используются такие приемы формы ведения журнала, как рассказ-эстафета (с иллюстрациями, фотографиями, репродукциями, отрывками из диа- и кинофильмов, с музыкальным сопровождением), репортаж, интервью, «говорящая карта» и др. Редколлегия устного журнала готовит его «обложку», «оглавление» и ведет «эстафету страниц».
Вечер «Сердца, горящие революцией». Такой вечер могут запланировать, подготовить и провести старшеклассники и их взрослые друзья.
На общем собрании-старте сообща составляется тематика вечера, определяется, каким людям он будет освящен, выбирается совет дела (5–7 человек старшеклассников и взрослых). Под руководством совета дела создаются творческие бригады, каждая из которых собирает, изучает и творчески оформляет материал об одном из героев революции (политическом деятеле, новаторе производства, ученом, конструкторе, выдающемся творце культуры нового общества).
На самом вечере (участники садятся в круг или располагаются в разных концах помещения) выступления бригад проводятся в форме эстафеты. Важно найти самые говорящие факты, отрывки из документов, писем, воспоминаний, фотографии и представить этот материал неказённо, без ложного пафоса, с необходимыми комментариями-размышлениями, соответствующим музыкальным сопровождением, художественно-световым оформлением, драматургией рассказа.
НОВОГОДНИЙ ПРАЗДНИК
Подготовка к встрече Нового года в классном коллективе начинается со стартовой беседы и выбора варианта организации праздника. Микроколлективы (звездочки, звенья, творческие бригады), собравшись на общий сбор-старт, сначала совещаются (в течение 10–15 минут) и сводят воедино свои предложения и результаты своей предварительной разведки дел и друзей, а затем высказывают эти предложения по кругу. Предложения обсуждаются, уточняются вопросами типа «Для кого?», «С кем вместе?», «Где?», Когда?», «Кто будет ведущим организатором?», совершенствуются и принимаются или, напротив, отвергаются большинством участников.
Так в процессе коллективного творчества, руководимого педагогом как старшим другом ребят, создается интересный для каждого, действительно общий замысел, проект праздника. Здесь же, на общем сборе-старте, выбирается совет праздника, в который входят представители каждого микроколлектива (по 2 человека), а также старшие друзья ребят (родные, шефы, учителя). Совет в ближайшие дни после сбора уточняет детали плана, распределяет поручения между группами-командами, организует подготовку праздника.
Возможные формы проведения новогоднего праздника:
новогодний сказочный город будущего;
встреча Нового года в «машине времени»;
новогодний калейдоскоп;
праздничный десант в лесу;
новогодняя операция «Радость малышам» или «Сюрприз дошколятам».
Название коллективного творческого дела как бы дает направление инициативе и самодеятельности каждого участника и всем вместе (младшим и старшим), позволяет определить меру своего участия в реализации замысла, выбрать поручение по душе, объединиться в группы по интересам. У каждой группы может быть свой круг забот:
«хозяева» покупают и украшают елку, оформляют помещение, где будет проходить праздник, подготавливают сюрпризы для всех;
«журналисты» выпускают стенную газету или устный журнал, в котором будут, например, такие отделы (страницы): наши достижения за год, шуточные анкеты, интервью, пожелания, новогодние обычаи и обряды народов других стран (на празднике «журналисты» могут организовать конкурс на самый короткий рассказ, на лучший рисунок и т. д.);
«артисты» готовят концерт, творческие поздравления;
«затейники» придумывают различные игры, аттракционы.
В период подготовки к празднику можно открыть танцевальный салон (под руководством вожатых или старших ребят, занимающихся в хореографических кружках), мастерскую Деда Мороза (она может действовать в каждом классе или объединять умельцев всей школы). В мастерской создаются цехи игрушек, масок, елочных украшений, плакатов, прикладных материалов и т. п. Структура каждого цеха может быть такой: начальник цеха (в его распоряжении все материалы), начальник ОТК (отдел творческо-технического контроля), начальник конструкторского бюро (в его ведении выкройки, эскизы), мастера. Все эти организаторы производства являются одновременно инструкторами. В этой роли выступают старшеклассники и взрослые (педагоги, родные, шефы).
Возможные КТД.
Новогодняя операция «Радость малышам» (РМ). Октябрята могут подарить малышам детского сада сказку. За 2–3 недели до Нового года начинает работать мастерская Деда Мороза, где октябрята со своими друзьями (пионерами и взрослыми) мастерят различные игрушки, фонарики, снежинки, костюмы, книжки-картинки, рисунки зверей, готовят аттракционы и т. д. Делегация во главе с педагогом заранее договаривается с руководителями детского сада, и в назначенное время к малышам приходят добрые волшебники. Они водят с детьми хороводы, поют песни, загадывают и отгадывают загадки, декламируют стихи. А потом Лиса, Волк, Снегурочка, Медведь надевают дошколятам маски, карнавальные костюмы, и все становятся героями сказок.
Заканчивается праздник аттракционами, необычными соревнованиями. Например, все по очереди опускают в добрый колодец (перевернутый и украшенный разноцветной бумагой стол) на удилище ведерко и вытаскивают подарки (их кладут туда октябрята). Дед Мороз сопровождает это веселое действо шутками, пожеланиями.
Новогодний калейдоскоп. Варианты этого творческого дела:
а) отчет-калейдоскоп — театрализованное представление «Двенадцать месяцев» (каждый месяц — творческая бригада — рассказывает в театрализованной форме о том, что значительного произошло за время его «царствования», о достижениях страны, родного города, школы, класса, о днях рождения одноклассников, о том, чему научились, и т. д.);
б) мечта-калейдоскоп (творческие бригады делятся мечтами о своей и общей жизни в будущем);
в) мозаика (соединение мечты-калейдоскопа и отчета-калейдоскопа).
Встреча Нового года в «машине времени». Это путешествие организует пионерский отряд, приглашающий на ракету друзей-октябрят, взрослых, товарищей из параллельного класса.
Возможные маршруты новогоднего путешествия:
по разным странам (рассказ о традициях встречи Нового года и, если можно, показ их);
в прошлое нашей страны (празднование Нового года в разные времена у разных народов);
по нашей стране в канун Нового года (о чем вспоминают и мечтают, встречая Новый год, полярники, геологи, строители, летчики);
в будущее нашей страны (в гостях у людей разных профессий в городе и в селе);
в будущее одноклассников (через 20 лет в гостях у товарищей по пионерскому отряду — специалистов, работающих в разных концах нашей страны и за рубежом).
Избранный (придуманный) на общем сборе маршрут конкретизируется советом дела, который распределяет участки (темы) путешествия между звеньями. Каждое звено (в тайне от других) готовит рассказы, рисунки, сценки, интервью и т. д.; а старшие друзья (классный руководитель, учителя, библиотекарь, родные, комсомольцы) помогают готовить выступление.
Сводная творческая бригада любителей техники во главе с кем-либо из старшеклассников или с помощью родных и учителей (физики, труда) сооружает ракету. Во время новогоднего праздника экипажем ракеты становится по очереди каждое звено, которое показывает «на экране» свой участок маршрута. Вернувшись из путешествия, участники праздника обмениваются творческими подарками-поздравлениями.
Новогодний десант — праздник на природе (в парке, во дворе дома, в лесу). Это КТД позволяет организовать подвижные игры, эстафеты, спортивные соревнования (игры на местности, взятие снежных крепостей, состязания саночных «троек» и т. д.). Быстро украшается одна из елей на полянке, вокруг нее кружится веселый хоровод, появляются сказочные персонажи. Если снег хорошо лепится, участники десанта создают на радость малышам аллею (городок) снежных скульптур.
Разведчики дел и друзей заранее подыскивают подходящую елочку, вокруг которой можно водить хороводы и которую легко украсить. Первыми прибывают на место праздника ребята, отвечающие за убранство елки, и прячут подарки. Затем приходят ведущие: Дед Мороз, Зима, Снегурочка и другие сказочные персонажи. Вместе с учителем и вожатым подходят остальные ребята и гости, но, прежде чем начать торжество, они должны позвать речевкой Матушку-Зиму. Появившись, Зима приглашает всех в хоровод, все поют ей песни. Затем зовут Снегурочку, или же она появляется сама и здоровается с октябрятами и их друзьями, хвалит тех, кто украшал елку, делал игрушки. По заявке звездочки, которая украшала елку, все поют песню, помогают Незнайке отгадать загадки, играют в веселую подвижную игру.
Снегурочка предлагает позвать на праздник Деда Мороза, которому интересно узнать, чем живут октябрята, об их успехах в школе, октябрятских делах, о том, как ребята берегут лес, охраняют зверей и птиц. Приходит Дед Мороз. Он слушает отчеты детей, танцует вместе с ними. И вот наконец поиск подарков. Дед Мороз и звездочка, которая прятала подарки, скандируют: «Холодно!», «Тепло!», «Жарко!»
Завершается праздник парадом масок-костюмов и вручением октябрятским звездочкам секретных пакетов (там могут быть билеты на праздник детской книги, в кино, на утренник, на елку к шефам, приглашение на фабрику, где делают тетради или книги, советы о делах в третьей четверти, пожелания на будущее и т. д.).
Новогодний город будущего. Этот вариант новогоднего праздника может проводиться в масштабе школы. На объединенном заседании комитета ВЛКСМ, совета пионерской дружины, совета друзей октябрят, представителей педагогического коллектива создается горсовет, придумывается название города (например, Чародейск), намечается день праздника (или несколько дней, если жителями города будут становиться по очереди разные параллельные классы), обсуждаются предложения об учреждениях города и городских делах (может быть проведен общешкольный конкурс на лучшие предложения).
Горсовет устраивает набор сотрудников (добровольцев), утверждает состав учреждений и их руководителей (старшеклассников) и консультантов (взрослых), разрабатывает программу (план) жизни города. Вот какие учреждения могут быть созданы и после подготовки в течение 1–2 недель начать действовать на новогоднем празднике: дом сказок (где может работать теневой театр); кинотеатр «Сказка»; кафе «Магия»; институт тайн и предсказаний; фабрика новогодних подарков; главпочтамт; цирк; площадь веселых игр и затей (с показом мод будущего, концертом-загадкой о новогодних обычаях разных народов и т. п.); волшебный магазин; ателье «Моды Нового года».
Каждое учреждение радует гостей новогодними затеями и поздравлениями в соответствии со своим «профилем».
Члены горсовета превращаются на время праздника в добрых волшебников, чародеев, фей-распорядительниц.
Председатель горсовета и его помощники действуют в ролях Главного волшебника и его свиты.