Волюнтаристская система Шопенгауэра. Проблема музыкального искусства.
Философия и эстетика Артура Шопенгауера (1788-1860) явилась поворотным этапом от классической немецкой философии и эстетики к современной.
Намечается поворот к иррационализму, интуитивизму, а в целом – к явному или завуалированному примирению с буржуазной действительностью и ее оправданием.
В своем основополагающем труде - «Мир как воля и представление»философ создает основные элементы элитарной концепции культуры, в которой в социологическом плане разделяет человечество на две части: «людей гения» (то есть способных к эстетическому созерцанию и художественно-творческой деятельности) и «людей пользы» (то есть ориентированных только на чисто практическую, утилитарную деятельность).
Реальный мир, по Шопенгауэру, является двойственным: с одной стороны, в своей сущности он есть воля (сама по себе бессознательна и представляет собой лишь слепой, неудержимый порыв), а с другой сто оны – представление (возможность незаинтересованного созерцания объектов и объективности).
Эстетическая доктрина А. Шопенгауэра основана на концепции эстетического созерцания. Понятие воли у него соседствует с понятием красоты, однако сам мир заключает в себе не красоту, а зло. Заменив разум созерцанием, философ саму идею созерцания переносит из области философии в сферу искусства, заменяя тем самым понятие духовной жизни концепцией утонченного эстетического наслаждения. Человек стремится освободиться от воли, от служения ей.
Искусство выполняет двойную функцию:
1) делает доступным познание идеи. Художественное произведение устраняет из сознания все побочные, случайные факты, ставит человека лицом к лицу с идеей;
2) делает возможным избавление от страданий. Искусство несет в себе вечное, скрывает истину жизни, сущностные характеристики мира. Художник заставляет смотреть нас на мир его глазами.
Идея искусства как высшей формы познания, осуществляемого художником-гением, лежит в центре эстетической доктрины Шопенгауэра. Анализируя искусство, Шопенгауэр отмечает, что искусство – это плод гения, чья сущность состоит в незаинтересованном созерцании. Гениальность – это способность пребывать в чистом созерцании.Вся сила гения направляется на созерцание идей. Художник постигнув идею, доносит ее смысл до других людей, не одаренных талантом. Шопенгауэр видел существенную разницу между обычным человеком и художником: первому всегда присущи желания, второй в жизни спокойный наблюдатель, пребывающий в спокойствии, освобожденный от индивидуальности и боли.
Эстетическая теория Шопенгауэра. По мнению мыслителя, все наличное в мире выступает как многообразие воплощений воли. Субъект стремится преодолеть зависимость от воли, стремиться освободиться от служения ей. Освобождение от волевой зависимости не только открывает человеку путь к познанию сущностей, но и избавляет его от страдания. Возвышение над волей возможно путем погружения в самое себя, путем созерцания идей. Достигается подобное состояние двояким образом: добровольным отказом от воли к жизни или через искусство.
В своей эстетике Шопенгауэр вводит «табель о рангах» всех видов искусства. При этом он исходит из их сопричастности к раскрытию воли. Чем в большей степени тот или иной вид искусства способен раскрыть «правду жизни», тем значительнее вес этого вида искусства.
На долю изобразительных искусств, поэзии, драматургии выпадает роль изображения или представления идей. Но эти идеи есть лишь объективация воли, но вовсе не она сама. Каждый из вышеназванных видов искусства дает воспроизводство своими средствами выражения какой-либо идеи мира, какой-либо степени объективации воли. Так архитектура дает уяснение самой низкой ступени, где воля выражается как идея глухого и бессознательного стремления массы, а трагедия уже способна раскрыть «раздор воли с самой собой».
Особняком стоит в эстетике Шопенгауэра музыка. Вся совокупность искусств, кроме музыки, призвана способствовать познанию идей адекватной объективации воли. Иная цель и иной объект у музыки. Она выражает квинтэссенцию жизни, самое волю. Мир можно рассматривать как воплощенную музыку и как воплощенную волю.