Специфика создания хорового народного коллектива

Начальный период деятельности хорового коллектива включает в себя решение ряда организационных вопросов, среди которых целесообразно выделить следующие:

а) комплектация коллектива;

б) выбор исполнительского направления;

в) организация занятий;

г) подготовка концертного выступления.

Доконцертный период работы хорового коллектива – очень важный этап; он обычно длится 4-5 месяцев. Однако не следует затягивать этот срок. Специфика данного периода заключается в том, что основное внимание в процессе занятий необходимо удалить развитию вокально-хоровой техники. Для более продуктивной работы можно рекомендовать занятия по группам.

В доконцертный период желательно добиться от певцов ровной посадки, правильного певческого дыхания. Можно утверждать, что качество исполнения произведений во время концерта во многом зависит от того, насколько эффективно руководитель работал с коллективом именно в доконцертный период.

Процесс становления хорового коллектива начинается с выбора исполнительского направления (академического или народного), что в свою очередь определяет манеру звукообразо-вания, репертуар, костюмы, форму выступления и т.п. В данном сборнике рассматриваются вопросы учебно-воспитательной работы в хорах академического направления, где манера пения характеризуется прикрытым, округленным звуком, преобладанием смешанного резонирования (головной и грудной резонаторы), расширением диапазона вверх.

Из опыта работы известно, что количественный состав участников такого коллектива может быть различным – от 20-25 до 40 и более человек. После того, как ядро будущего коллектива сформировано, следует перейти непосредственно к организации занятий. Запись новых участников можно производить и в дальнейшем, а в случае необходимости, может быть создана подготовительная группа из числа новых членов коллектива. Прежде, чем объявить о начале занятий, руководитель должен убедиться, что выделенное помещение пригодно для проведения репетиций по своим размерам, акустическим условия, что настроен музыкальный инструмент, на котором будет исполняться аккомпанемент.

Частота проведения занятий может быть различной, но обычно она составляет 2-3 раза в неделю (по 1,5 – 2 часа). Длительность репетиций может быть увеличена по мере укрепления голоса, певческих навыков и накопления репертуара.

Трудно точно определить границы непосредственной подготовки концертного выступления, так как нередко она начинается с первых занятий и включает в себя целый комплекс различных видов деятельности коллектива в доконцертный период. Началом этого этапа можно считать момент постановки конкретной задачи, определения цели и сроков подготовки программы.

Учебно-воспитательная работа в хоровом коллективе направлена на решение целого комплекса важных задач: общемузыкального развития, вокально-хорового воспитания, освоения нотной грамоты, изучения и восприятия музыкальных произведений.

Задача общемузыкального развития решается всеми формами деятельности хорового коллектива и представляет собой очень важный аспект эстетического воспитания молодежи. Помимо репетиционной работы, где наряду с отработкой навыков правильного пения, работой над произведениями, должно присутствовать слушание музыки, записей хоровых коллективов с последующим обсуждением, полезно организовать посещения филармонических концертов, театральных спектаклей, обсуждать музыкальные телепередачи. Такие формы работы, способствуют сплочению коллектива, вооружают участников хора системой ценностных ориентации в музыке, искусстве. При критическом разборе концертов и музыкально-просветительских программ желательно руководствоваться следующими критериями:

1. Идейная ценность и воспитательное значение произведений, их социальная функция.

2. Уровень профессионального мастерства участников концерта.

3. Анализ программы с точки зрения выявления наиболее удачно или неудачно исполненных номеров.

Очень важно научить молодых участников коллектива более глубоко разбираться в музыкальных явлениях. Лёгкая музыка выполняет очень важную функцию обеспечения досуга, и задача руководителя состоит в том, чтобы ненавязчиво разъяснить своим участникам, – где явно «слабая» музыка (и почему), а где она написана на высоком профессиональном и идейном уровне. При обсуждении творчества иностранных ансамблей желательно иметь перевод текста песен, который поможет дать им правильную комплексную оценку. Решение задачи общемузыкального развития – это не какая-то отдельная форма работы. Её целесообразно решать непрерывно, добиваясь сознательного, прочувствованного отношения к музыке, без чего воспитание развитой, творчески активной личности невозможно.

Вокально-хоровое воспитание – один из наиболее сложных участков работы. Нужно не только изложить кардинальные понятия о правильном пении, но и заботиться о том, чтобы использование теоретически обоснованных приемов сделалось привычкой, потребностью, а это возможно лишь при настойчивой, кропотливой работе.

На каждом занятии, прежде чем приступить к разучиванию произведений, необходимо провести распевание, которое целесообразно начинать в средней тесситуре, пропевая ряд упражнений с закрытым ртом. Уже на этом этапа работы надо постоянно следить, чтобы певцы сидели ровно, ибо это является одной из предпосылок правильного певческого дыхания. Первые упражнения распевания могут строиться на пении одного звука с закрытым ртом и решать задачу организации вдоха, вступления, пения длинных нот. Необходимо сделать глубокий зевок, следить, чтобы зубы были "разомкнуты".

Исполнив данное упражнение с закрытым ртом, можно предложить певцам пропеть его следующим образом: петь, вдыхая через нос (выдох через рот перекрыт небной занавеской), но при этом рот держать открытым, как при пении на «а», с глубоким («вежливым») зевком. После этого упражнения можно петь на разные слоги (ма-мэ-ми-мо-му, тра-трэ-три-тро-тру), стремясь сохранить высокую певческую позицию и выдох одновременно через нос и через рот. Во избежание носового оттенка звучания голоса рекомендуется сохранять позицию глубокого зевка.

Весьма полезным для нахождения высокой певческой позиции является такое упражнение: удобный звук (в средней тесситуре) поется с закрытым ртом в позиции вдоха (мышцы постоянно контролируют интенсивность выдоха). Затем, сохраняя выдох через нос и высокое звучание, постепенно формируем гласный звук (а, э, и, о, у). Исполнив упражнение на все гласные, можно сменить тональность. Расправленные плечи и грудь способствуют достижению экономного выдоха. Данное упражнение помогает избавиться от горлового звука.

Достигнутое в распевке звучание должно последовательно переноситься на исполнение произведений. Иногда целесообразно вернуться к упражнениям и посреди репетиции, если утеряно необходимое качество звука. Распевание хора должно строиться по принципу постепенного расширения диапазона упражнений. Продолжительность распевки, как правило, составляет 15-20 минут.

Высокая вокальная позиция зависит, как показывает практика, не только от правильного дыхания, но и правильного использования регистров человеческого голоса. Следует стремиться переносить звучание головного регистра по возможности на низкие ноты. В связи с этим можно рекомендовать упражнения с нисходящим направлением движения мелодии, при исполнении которого надо сохранить качество звучания первоначальных нот.

Правильное формирование гласных — важнейшая неотложная задача. В основу берется гласная, которая наиболее естественно звучит в дачном голосе (группе голосов). Чаще всего в качества такой гласной выступает гласная «а». Оставшиеся гласные формируются по принципу наследования звучания первоначальной гласной. Учитывая значение гласной «а», на ее формирование следует обратить особое внимание. Необходимо стремиться к тому, чтобы она звучала естественно, округленно (ближе к «о»), полно.

Под хорошей дикцией понимается беглость и, вместе с тем, правильность, отчетливость произношения слов. Для достижения этого можно рекомендовать петь упражнения в быстром темпе, материалом для которых являются отрывки из песен, скороговорки на распев, пение звукорядов. Работая над такими упражнениями, мы развиваем подвижность языка, добиваемся экономности, собранности артикуляции. Заменив слог «ля» на слог «ма», включаем в работу губы. После этого полезно пропеть распевку с названиями нот, так как названия нот включают в себя различные согласные и гласные звуки, что дает возможность считать такое пение звукоряда комплексным упражнением для артикуляционного аппарата, позволяющим улучшить дикцию коллектива.

Нотная грамотность участников не является самоцелью, она лишь дает возможность ускорить процесс разучивания произведений. Работу над нотной грамотой желательно проводить с первых дней занятий и можно начинать с изучения тональности до-минор. Певцы должны на-учиться уверенно петь но нотам гамму, тоническое, а затем другие основные трезвучия. После этого следует постепенно переходить к чтению простейших упражнений и уже использовать написанные партии для ускорения запоминания голосов участниками хора. Примерно к концу 3-4 месяца работы можно сольфеджировать несложные песни с листа. Это могут быть детские песни, пение которых послужит иллюстрацией практической ценности сольфеджио.

Сольфеджирование, как правило, проводится без помощи инструмента, однако руководителю иногда приходится исполнять на инструменте мелодию упражнения, контролировать правильность исполнения. Постепенно в работу включаются песни в других простых тональностях, а также в двух- и трехголосном изложении. Занятия по изучению нотной грамоты должны носить систематический характер. Здесь можно рекомендовать использовать учебник Г.Фридкина «Практическое руководство по музыкальной грамоте». Продолжительность занятий – 15-20 минут, два раза в неделю (во время репетиций, можно перед распевкой).

Прежде чем приступить к формированию репертуара, руководителю хорового коллектива необходимо ознакомиться с некоторыми рекомендациями по подбору произведений и формированию концертной программы, которые излагаются ниже.

Принципы формирования репертуара следующие:

1. Посильность для данного коллектива. Репертуар должен формироваться из произведений, соответствующих исполнительским возможностям хора, усложняться по мере его творческого роста.

2. Включение в репертуар произведений, ускоряющих творческий рост коллектива. Это могут быть произведения, несколько опережающие по своим трудностям возможности хора. Таких произведений в работе должно быть 1-2, они пока не исполнимы, но заставляют певцов стремиться к повышению своего мастерства.

3. Охват музыки разных эпох и столетий. В репертуаре коллектива должны быть произведения, представляющие старинную и современную классику, патриотические, лирические, шуточные песни, обработки народных песен, духовные песнопения.

4. Единство концертной программы, которая должна представлять собой форму, где есть свои кульминации, развитие. Целесообразно начинать выступление исполнением старинной или современной классики, постепенно насыщая программу более легкими для восприятия лирическими, шуточными произведениями, учитывая при этом утомление публики. Один из вариантов построения программы — это движение к финалу по возрастающей линии. Наиболее яркие произведения следует ставить в конце программы.

5. Контрастность программы. Следует помнить, что близко стоящие одно к другому произведения должны быть контрастными по содержанию, тональности, фактуре, тембру, темпу, ритму и т.д.

Указанные принципы формирования репертуара не исключают тематических концертов, где все произведения объединены общим содержанием. Например, если это песни о войне, несложно найти произведения различные по характеру. Желательно включать в программу концерта произведения, исполняемые без сопровождения (а капелла). Известно, что пение а капелла является высшей формой хорового исполнительства. Действительно, такое пение требует от хора большой певческой культуры, технического мастерства. Самостоятельно, без музыкального сопровождения хор должен выразить содержание исполняемого произведения.

Работа над произведением является ядром репетиционных занятий. Если произведение новое, то разучиванию должен предшествовать показ (его исполняет, как правило, сам руководитель или концертмейстер). После этого следует краткий, буквально из нескольких фраз, рассказ об особенностях музыкального и литературного текстов, художественного образа. Если коллектив подвинутый, начинать разучивание можно по нотам, подыгрывая или подпевая в сложных местах, в других случаях можно рекомендовать, как преобладающую, работу «на слух». Не имеет принципиального значения, с какой партии начинать работу, важен мозаичный метод: разучив 4-5 тактов с одной партией, включать в работу другую и т.д. Задача состоит в том, чтобы никому не было скучно, это поднимает тонус участников, ускоряет процесс разучивания.

Целесообразно расчленить произведение на периоды, предложения. Это будут условные границы этапов работы. Не следует ожидать идеального звучания с первого занятия, но бывает полезно, если возможно, «слепить» песню «вчерне» целиком, а затем, от занятия к занятию кропотливо работать над устранением недостатков в исполнении.

Заключение:

Во время работы над курсовой были выявлены элементы развития теории коллектива в отечественной педагогике может быть рассмотрено в двух контекстах: во-первых, в ретроспективном (историческом) контексте - как процесс продуцирования и накопления теоретических знаний о коллективе как педагогическом явлении, сопровождающийся изменениями научных позиций и представлений о конкретных педагогических аспектах проблемы коллектива в прошлом; во-вторых, в перспективном (науковедческом) контексте - как процесс систематизации и организации научных знаний в составе теории, ее структурирования в настоящем и будущем.

Целостно и конструктивно анализировать развитие теории коллектива позволяет подход, обозначенный как «ПрОбЛеМНО-доминантный», который предполагает систематизацию теоретических результатов педагогических исследований, посвященных проблеме коллектива, по основным предметно-проблемным областям, обусловленным выбором и доминированием определенных исследовательских позиций ученых.

Применение проблемно-доминантного подхода к анализу развития педагогической теории коллектива позволило обнаружить три основных предметно-проблемных области, доминирующих в педагогических исследованиях: «личность и ее развитие в коллективе»; «феномен коллектива как социально-педагогическая система»; «коллективная деятельность и ее организация».

Соответственно выделенным предметно-проблемным областям теории коллектива в отечественной педагогике обнаруживаются объективно развивающиеся направления, по которым происходило накопление и обогащение научного педагогического знания о коллективе. Учитывая, что выбор доминирующей предметно-проблемной области предполагает также выбор методологических оснований, на которых развивается собственно педагогическое знание, эти направления развития педагогической теории коллектива можно обозначать как: «психологическое» (предмет — влияние коллектива на развитие личности), «системологическое» (предмет — воспитательный коллектив как социально-педагогическая система, его формирование и развитие) и «праксеологическое» (предмет - организация результативной и эффективной деятельности воспитательного коллектива).

Наши рекомендации