Глава II. Детский хоровой коллектив и его руководитель

Требования личности руководителя

Важнейшую роль в формировании и деятельности коллектива играет его руководитель. Целеполагающая функция связана с определением приоритета оперативных и тактических целей коллективной деятельности, определения методов и средств их достижения. Реализация этой функции требует от руководителя умения учитывать особенности текущего момента, способности находить правильное и адекватное решение в конкретной ситуации. Неспособность руководителя к выполнению этой функции приводит к дезорганизации деятельности коллектива. Поскольку целеполагающая функция руководителя заключается в планировании и прогнозировании коллективной деятельности, наиболее эффективным руководителем оказывается тот, кто способен осуществлять оптимальный выбор из ряда возможных решений на основе прогностической оценки ситуации.

Дисциплинарная функция связана с необходимостью поддержания в коллективе в процессе совместной трудовой деятельности должной результативности выполнения каждым членом коллектива своих обязанностей, а также следования принятым в коллективе нормам поведения. В выполнении дисциплинарной функции наиболее отчетливо проявляется ориентация на единоличное или коллегиальное решение вопросов; мера применения тех или иных методов воздействия характеризует личность руководителя.

Экспертно-консультативная функция связана, прежде всего, с профессиональной компетентностью руководителя. В процессе коллективной деятельности руководитель обычно является тем лицом, к которому чаще всего обращаются как к источнику достоверной и надежной информации или как к наиболее знающему человеку.

Коммуникативно-регулирующая функция предполагает регулирование в коллективе функционально-ролевых взаимоотношений и требует от руководителя давать необходимые разъяснения тем или иным управленческим решениям.

Этимология слова «хормейстер» берет свои истоки в немецком языке и трактуется как «начальник хора». Представитель этой профессии руководит хором на репетициях при разучивании партитур.

Родиной хорового пения принято считать Древнюю Грецию. Хормейстера того времени называли корифеем. Параллельно он выполнял функции конферансье, сообщал о появлении нового действующего лица, резюмировал монологи персонажей, осуществлял построение связующей линии между участниками действия. Он даже задавал ритм исполняемых песен, отстукивая его.

В XIX веке эти функции частично были возложены на головщика, регента, кантора или капельмейстера. Сходные обязанности в певческих школах и церквях Франции выполняли капелланы.

С течением времени искусство музыкального исполнения приобрело свою самостоятельность и заняло достойную нишу в области искусства и культуры.

В дореволюционное время в России подготовка хоровых дирижеров проводилась в нескольких музыкальных учебных заведениях Санкт-Петербурга и Москвы: Придворной певческой капелле и Синодальном училище церковного пения.

Известен факт из истории, что дирижеры не всегда стояли лицом к своему хору. До середины XIX века они дирижировали коллективами, стоя к ним спиной, потому что стоять спиной к многоуважаемой публике считалось дурным тоном. Первым, кто нарушил это правило, был Рихард Вагнер, который и ввел за правило дирижеру стоять лицом к хору.

Профессиональные навыки хормейстера

Для полного исполнения профессиональных обязанностей хормейстер должен обладать внушительным объемом профессиональных знаний. Мастер должен ориентироваться в области теории и технических навыков пения, знать специфику формирования разных голосов, иметь хорошую певческую подготовку, владеть собственным голосом и различными приемами вокала. В основном они дирижируют руками, указывая жестами паузы, места, где нужно взять дыхание, изменить темп, а где поработать над силой звучания.

Требования к хормейстерам

художественный вкус;

чувство ритма;

музыкальный слух для размещения участников хора по партиям, отбора новых участников и их прослушивания;

навыки психолога в части организации работы коллектива людей с разными темпераментами, мировоззрением и жизненными позициями;

глубокие теоретические знания приемов и практические навыки их применения, используемые дирижёрами для записи и чтения произведений;

разнообразная мимика и пластика рук (умение передать коллективу нюансы воспроизведения с помощью жестов и мимики);

хорошая физическая выносливость, обусловленная работой стоя;

хорошая память (хормейстеры держат большую часть партитуры в памяти, чтобы своевременно передать хору настроение, необходимую манеру и прочие тонкости при исполнении каждого произведения).

Обязанности хормейстера

подбор репертуара хора;

постановка задач и разъяснительная работа с коллективом при разучивании каждого нового произведения;

ознакомление с многоголосой партитурой произведения с внесением необходимых поправок и заметок;

общехоровые и индивидуальные репетиции с разучиванием партий новых произведений, повторением имеющегося репертуара, контролем качества исполнения произведений, работой над ошибками в исполнении;

отслеживание конкурсов и фестивалей с целью определения участия в них коллектива;

решение организационных вопросов с руководителями, меценатами или спонсорами хора.

В настоящее время подготовку хормейстеров осуществляют консерватории, училища культуры, соответствующие кафедры педагогических ВУЗов.

В свою очередь хормейстерско-педагогическая деятельность состоит из элементов усвоения и воспроизведения сформированных ранее знаний, умений и навыков и элементов творческой деятельности, в процессе которой участники самодеятельности учатся открывать новые для себя грани и нюансы в искусстве. Приобретенный опыт творческой деятельности закрепляется в сознании участников и в новых ситуациях воспроизводится как новые средства решения нового, как правило, более сложного класса учебно-творческих задач. Поэтому творчество - это создание нового, оригинального. В самодеятельном коллективе оно чаще всего является таковым только для данного участника или группы участников, так как в художественно - педагогической практике оно может быть известно. Вместе с тем новое обязательно наделено общественной ценностью. Оно может быть ценным с точки зрения учебно-воспитательных задач коллектива и значимым для общества, если созданное коллективом выносится на суд аудитории.

По мере накопления опыта, в том числе и опыта прошлой творческой деятельности, участники могут подняться до такого уровня, когда обогащается сокровищница художественной и педагогической культуры общества.

Следовательно, в коллективе художественная и педагогическая технология как бы включает в себя три «такта». Первый такт - воспроизведение художественного опыта, посредством которого художник-педагог определяет успешность предшествующей деятельности, а также уровень обученности, воспитанности, развитости участников. Второй такт - решение новых, ранее не встречавшихся участникам задач и проблем, которые для них несут черты творчества. Соответственно деятельность в художественной технологии носит художественно-творческий, а в обучении и воспитании - педагогически-творческий характер. Невозможно себе представить, чтобы участники смогли художественно-творчески воплощать и исполнять произведения, предварительно не научившись творчески работать в процессе обучения и воспитания. Третий такт - воспроизведение участниками творческого опыта художественной и педагогической деятельности, приобретенного в решении новых задач. Этот момент чрезвычайно важен, так как следует учить участников осознавать опыт прошлой творческой деятельности для того, чтобы, опираясь на него, используя его в качестве новых средств художественной и педагогической деятельности, они смогли бы решать в дальнейшем новые задачи.

Итак, произведение разучено и исполнено внутри коллектива. В процессе подготовки участники приобрели опыт, позволяющий им в новой сценической ситуации исполнить произведение, адресуемое зрителям (слушателям). Это кульминация творческой деятельности участников. Именно здесь выявляется, насколько они смогли научиться свободно и раскованно владеть исполнительскими средствами и с их помощью по-новому создавать идейно-художественный образ, наделив его чертами собственного эстетически вдохновенного отношения. Исполнение завершилось. Участники уносят с собою глубокие эстетические переживания, которые они приобрели в процессе исполнения произведения, уносят ощущение общественной ценности их деятельности.

В этот цикл, таким образом, входят три такта, нелинейно сгруппированных в целое с «цепочкой» сменяющихся деятельностей: репродуктивная - продуктивная - новая репродуктивная педагогическая деятельность; репродуктивная - продуктивная - репродуктивная художественная деятельность, и, наконец, продуктивная сценическая деятельность, завершающая «кругооборот» движения коллектива.

Таким образом, эта сложная композиция художественно-педагогической деятельности развертывается в соответствии с механизмом, который гласит: источником развития коллектива является педагогическая деятельность (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой учебно-воспитательной репродуктивной деятельностью), выступающая условием художественно-технологической деятельности (со сменой репродуктивной деятельности продуктивной и от нее - новой художественно-технологической репродуктивной деятельностью), которая, в свою очередь, является предпосылкой для продуктивной сценической (исполнительской) деятельности, обладающей общественно-эстетической ценностью.

Итак, мастерство педагогического взаимодействия руководителя и участников самодеятельного коллектива - это неразрывное единство и взаимосвязь педагогического, организаторского и художественно-творческого процессов, она имеет педагогическую направленность и обладает творческим характером и является, таким образом, сложной, комплексной.

«Наша работа не только, а может быть, и не столько профессия... это - судьба, наша судьба, судьба людей, которым мы по долгу службы помогаем. Человеческий контакт с ними чаще всего уже не прекращается. Мы уже как бы не можем не общаться, не помогать друг другу, жить друг без друга». Эти слова, сказанные одним из шведских специалистов, в полной мере отражают суть деятельности руководителя творческого коллектива, его место в обществе и отношение к своей обычной, но очень нужной профессии. 1. Требования личности руководителя .


Наши рекомендации