Творчество Клода Лоррена (Желле).
Клод Лоррен (настоящая фамилия — Желле или Желе; 1600, Шамань, близ Миркура, Лотарингия — 23 ноября 1682, Рим) — французский живописец и гравёр, один из величайших мастеров классического пейзажа.
Путь в большую живопись мальчик начал с того, что стал слугой в доме римского художника-пейзажиста Агостино Тасси. Здесь он получил много необходимых познаний в технике.
С 1617 по 1621 год Клод жил в Неаполе, будучи учеником Готфрида Вельса, и нет сомнений, что этот период наложил неизгладимый отпечаток на будущее творчество художника.
Именно здесь молодой Лоррен увлекся изображением морских и прибрежных пейзажей, и этот жанр в будущем занял значительное место в его творческом наследии.
Вернувшись в Рим, Клод опять появился в доме Агостино Тасси, теперь уже в качестве одного из лучших учеников.
В двадцать пять лет Клод ненадолго вернулся на родину, где помогал расписывать соборы Клоду Дерюэ – придворному художнику лотарингского герцога.
С 1627 года и до конца своих дней художник прожил в Риме.
Некоторое время он выполнял пейзажные фрески под заказ, декорируя соборы и особняки. Но постепенно он все больше сосредотачивался на станковой живописи, причем нередко проводил день за днем на пленере, изображая свои любимые пейзажи и архитектурные виды.
Изображения людей давались ему если не с трудом, то уж точно без вдохновения. Редкие фигурки персонажей на его полотнах играют чисто вспомогательную роль, и в большинстве случаев рисовал их не он сам, а его помощники, друзья или ученики.
В этот период Лоррен освоил технику офорта и достиг вполне приличных высот, но к началу сороковых годов он постепенно теряет интерес к этой технике и полностью сосредотачивается на пейзажной живописи.
С 30-х годов у него стали появляться очень видные заказчики: сначала французский посол при папском дворе, затем – испанский король Филипп IV, а чуть позже – сам папа Урбан VIII.
Клод стал модным и популярным, спрос на его произведения постоянно рос.
К художнику пришел достаток, он снял трехэтажный особняк в центре Рима, по соседству с еще одним выдающимся художником – Никола Пуссеном.
За всю свою жизнь Клод Лоррен не был женат ни разу, но в 1653 году родилась его дочь Агнесс, и именно ей после смерти художника в 1682 году досталось все его имущество.
34 Фламандский натюрморт. «Лавки» Ф.Снейдерса.
Произведения выдающегося мастера фламандского натюрморта в стиле барокко Франса Снейдерса (1579–1657) – своеобразный гимн плодоносящей природе. Ученик Питера Брейгеля Младшего в своих огромных картинах, именуемых «лавками», или «кладовыми», изображает горы снеди: фруктов, овощей, рыбы, дичи. Многообразие форм и красок, живой ритм, особый мажорный тон и яркая декоративность присущи каждой из этих картин, прославляющих жизнь.
Лавка дичи
Все полотна, кроме одного – «Рыбной лавки» – составляли единый цикл произведений, предназначавшийся для украшения столовой во дворце епископа Антония Триста в Брюгге. Картины выполнены в одном формате с однотипным композиционным построением: снедь располагается в несколько ярусов и, словно не умещаясь на столах, придвинутых вплотную к раме, готова обрушиться в сторону зрителя. Единая тональность полотен оживляется отдельными «пятнами» красного цвета.
Рыбная лавка
Фигуры людей в «лавках» имеют второстепенное значение. Поскольку Снейдерс не любил изображать людей, возможно, они написаны другими живописцами – учениками или друзьями мастера по его просьбе. Сам же Снейдерс всецело посвятил себя искусству натюрморта и изображению животных. Особенно его занимали сцены охоты
Знаменитейший Питер Пауль Рубенс очень высоко ценил мастерство Снейдерса и приглашал его к сотрудничеству для написания животных.
35 Анималистический жанр в искусстве Фландрии и Голландии 17 века. Пауль де Вос и Паулюс Поттер.
Главное достижение голландского искусства XVIII в.—в станковой живописи. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Трудолюбие, усердие, любовь к порядку и чистоте нашли отражение в картинах, изображающих голландский быт. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть, и за то, и за другое. Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Была даже специализация внутри жанра: вечерние и ночные пейзажи (Арт ван дер Нер), «ночные пожары» (Экберт ван дер Пул), пейзажи зимние (Авер-камп), корабли на рейде (Я. Порселлис), равнинный пейзаж (Ф. Конинк); натюрморты — «завтраки» (П. Клас и В. Хеда) или изображение цветов и фруктов (Б. ван дер Аст, Я. ван Хейсум), церковные интерьеры (А. де Лорм) и пр. Живопись на евангельские и библейские сюжеты представлена также, но далеко не в таком объеме, как в других странах, равно как и античная мифология. В Голландии никогда не было связей с Италией и классическое искусство не играло такой роли, как во Фландрии. Овладение реалистическими тенденциями, сложение определенного круга тем, дифференциация жанров как единый процесс находят завершение к 20-м годам XVII в. Но в каком бы жанре ни работали голландские мастера, везде они находят поэтическую красоту в обыденном, умеют одухотворить и возвысить мир материальных вещей.
Пауль де Вос
Обычно кошка символизирует свободу, а также удачу или злой рок. В разные времена и у разных народов это животное ассоциировалось и с домашним очагом, как например в Египте, где кошка являлась хранительницей очага и почиталась как богиня; и с дьяволом, как это было в средневековой Европе. Как известно, были времена когда кошек истребили почти повсеместно, после чего случались большие нашествия крыс, которые приносили с собой разные болезни, в том числе и чуму. Таким образом, истребляя кошек, люди сами приносили себе беды. Немного позже в Германии и других северных странах сложилось поверье что тому, кто любит кошек достанется в жены хорошая девушка, а тому, кто обижает кошек достанется плохая, или вообще не достанется, во всяком случае, детей у такого человека не будет.
Но по существу, кошка является представителем женского рода и ассоциируется с женским полом. Она способна видеть в темноте, таким образом, кошка символизирует интуицию и знание подсознательного и даже потустороннего. Также кошка может символизировать тайну не познанного, темный мир внутри нас, в котором она – коренной житель. Кошка обитает в царстве психики, иррациональности и даже в стране смерти, то есть в мире после жизни. Кроме того, кошка может выражать страх неудачи или смерти, либо предупреждать о них, или же, наоборот, быть посланницей удачи или предупреждением о безопасности. Но часто кошек любят за их хитрость, ловкость и проворность, ее трудно поймать и поэтому она почти не досягаема, в том числе и для врага. Именно поэтому изображение кошек присутствовало на некоторых геральдических знаках, где кот является символом военной храбрости и доблести, вспомним хотя бы сказку о хитром и смышленом “коте в сапогах”, который победил великана-людоеда, а подобных легенд в то время существовало очень много. Древние швабы также включили в свой герб изображение кота, как символ бесстрашного и хитрого воина.
Собака часто изображается как антипод кошки. Собака как символ также используется в ряде случаев и может выражать как преданность и упорство, так и нечистые силы или даже похоть. Часто собака символизирует человека, который может угрожать и даже подавлять в эмоциональном плане, тогда пес изображается рычащим, лающим или скалящим зубы. Собака обычно ассоциируется с мужским полом, в отличие от женственных кошек. Таким образом, символ означает мужское начало, а также мужскую любовь к приключениям и агрессивность. Поскольку собака тоже видит в темноте и обладает острым слухом, иногда она используется в качестве инстинктивного или интуитивного начала. Также собака может означать инстинктивную жизнь, а именно человека, который живет без чувств и мыслей, как животное. В некоторых случаях собаки используются в значении, близком к символике египтян, для которых собака являлась проводником в подсознание или страну умерших. Но все же чаще всего собака означает преданность.
Сцена, где противопоставлены эти два героя - кот и собака - очень хорошо представлена на картинеПауля де Воса “Натюрморт с битой дичью и омаром на красной скатерти”, из Государственного Эрмитажа. Скорее всего здесь кошка, которая пытается что-то стащить со стола, имеет “значение утраченной бдительности и поэтому, в соответствии с деталями некоторых жанровых сцен, в ряде случаев может допускать интерпретацию в ключе эротической символики или означать душу, погубленную злыми силами, однако главную выразительность картин с охотничьими трофеями составляют яркий декоративный эффект и динамика”. Таким образом, кошка у де Воса носит не только какое-либо символическое значение, но и представлена как героиня некой бытовой сценки, характерной для любого дома, где живут эти животные; также кошки, собаки и другие мелкие зверьки оживляют картины художника, где обычно представлены мертвые животные.
Паулюс Поттер
Данная работа сразу же привлекает внимание зрителя. Здесь мастерство художника чувствуется в том, с какой правдивостью он сумел изобразить цепного пса с жесткой, местами слежавшейся и торчащей клочьями шерстью, блестящими и умными глазами, влажной мордой. Точно подмечены детали, так как шерсть собаки показана клочьями и даже кое-где вытерта, становится понятно, что собака изображена весной, во время линьки.
Самое обычное животное – дворового пса – Поттер представил как существо значительное и достойное внимание. И правда эту картину зритель воспринимает скорее как портрет, просто изображен здесь не человек а собака. Художник изобразил животное с близкого расстояния, крупным планом. Пес внешне спокоен, но его расставлены, а слегка устремленное вперед туловище и прижатые уши говорят о том, что собака чем-то насторожена и вот-вот может сорваться с места. Конкретное животное передано в конкретной реальной обстановке – на фоне унылого весеннего бесцветного голландского пейзажа. Понижая линию горизонта художник дает, таким образом, почувствовать пространство и воздух, изображая на фоне синего неба белые клубящиеся облака, неясные очертания лугов и городка вдали за рекой. На светлом фоне голова и часть фигуры собаки резко вырисовывается темным силуэтом и кажутся более четкими, плотными и объемными. Собака воспринимается как большой и сильный зверь. И, таким образом, не вызывает удивления, что собаке посвящена целая картина, ведь как известно собака – лучший друг человека.
36 Росписи Микеланджело в Сикстинской капелле. Композиция и сюжеты.
Сикстинская капелла (Cappella Sistina) снаружи представляет собой ничем не примечательную церковную постройку 15 века на территории современного Ватикана. Однако, в стенах, облицованных песчаного цвета камнем, заключены истинные жемчужины эпохи Ренессанса – работы Микеланджело (Michelangelo Buonarroti), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Перуджино (Perugino), Пинтуриккио (Pinturicchio), Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio).