С загусткой из резервирующего состава

Роспись ткани анилиновыми красителями приемами сухого мазка зачастую не дает нужной цветовой насыщенности, поэтому был разработан новый способ росписи с применением резервирующе­го состава, приготовленного на основе резинового клея.

Рецепт приготовления краски следующий:

основной краситель (в порошке) — 15—20 г,

уксусная кислота или спирт — 40—50 г,

резервирующий состав — 450—500 г,

бензин — 400—500 г.

Краситель растворяют в спирте или уксусной кислоте, полу­ченный раствор процеживают через сложенную в два-три слоя марлю, затем смешивают с резервирующим составом, приготов­ленным для росписи способом холодного батика. Энергично по­мешивая эту смесь, ее доводят до кипения на водяной бане, чтобы получить однородную массу с достаточно интенсивной ок­раской. Когда нужны полутона, увеличивают количество резервирующего состава. Если требуется уплотнение краски, т.е. дости­жение меньшей прозрачности, в состав добавляют небольшое ко­личество цинковых масляных белил.

Приготовленная краска в закрытой посуде может сохраняться длительное время. Перед употреблением краску разбавляют бен­зином до нужной консистенции. Во время работы бензин испаря­ется, поэтому время от времени по мере надобности его добавля­ют в краску.

Краски различного тона, приготовленные из одной группы красителей, хорошо между собой смешиваются, подчиняясь за­конам смешения цветов, и дают широкую гамму разнообразных оттенков.

Роспись такими красками производят щетинными кистями разных номеров или тампонами. Краску набирают на кисть, отжимают слегка о край сосуда и легким скользящим движением наносят на ткань.

Желательно, чтобы на ткани оставался кистевой мазок с про­светами, характерными для работы «сухой кистью». Он должен ложиться на ткань равномерно от начала мазка до момента отры­ва кисти от ткани. Надо стремиться к тому, чтобы каждый мазок, каждая линия были упругими и пластично выражали форму ри­сунка.

Приготовленная таким способом краска используется и в ка­честве резервирующего состава, которым можно выполнять гра­фические разработки рисунка при помощи стеклянной трубочки или специально приготовленного флакона. Поскольку краска при­готовлена на основе резервирующего состава, фон изделия мож­но заливать красками при помощи тампонов, и фоновая краска не будет заходить за границы рисунка, а свободно подойдет к каждой форме, не нарушая ее контуров.

Свободная роспись красками с загусткой

В последнее время получила широкое распространение роспись красками из различных групп красителей с применением загуст-ки из траганта, крахмала или желатина. Как и в случае примене­ния в качестве загустки резервирующего состава, эти загустки дают возможность работать красками по ткани без применения резервирующего состава для ограничения цветового пятна.

Приготовление краски с загусткой. Растворите в воде трагант (на 1 стакан воды — 10—15 лепестков клея) и добавьте в жид­кую анилиновую краску (1/3 загустки на 2/3 краски).

Применение для росписи щетинных кистей, ватных и губча­тых тампонов, наложение цвета на цвет позволяют использовать самые разнообразные приемы оформления тканей. Прозрачная фактура рисунка очень подходит для оформления легких тканей, особен­но капрона. При этом способе оформления, отличающемся широ­кими колористическими возможностями, чрезвычайно обогаща­ется ткань и вместе с тем сохраняются природные качества во­локна — его блеск, упругость и т.п.

Светлоту и насыщенность краски можно регулировать количе­ством введенной в нее загустки. Если краска окажется слишком густой и плохо будет сходить с кисти, ее можно, предварительно хорошо размельчив, разбавить кипяченой водой.

Соединяя роспись жидкими, слегка растекающимися краска­ми с росписью более густыми, можно достичь интересных худо­жественных эффектов в разработке цветовой композиции.

Свободная роспись ткани

с применением масляных красок

Этот способ росписи достаточно прост, а главное — удобен тем, что не требует никакой дополнительной обработки изделий для закрепления краски на ткани.

Краски для росписи готовят следующим образом: масляную краску выдавливают на газетную бумагу и оставляют там не ме­нее чем на 2 ч. Масло из краски вытягивается бумагой, что видно по растекающемуся жировому пятну. Краска становится более су­хой. После этого ее осторожно снимают ножом с бумаги и тща­тельно размешивают с таким же количеством растворителя, при­меняемого в масляной живописи (растворитель № 1 или «Пи-нен»). Если нужно получить более светлый цвет, то растворителя добавляют больше до получения краски нужного оттенка.

Роспись по ткани производится колонковыми и щетинными ки­стями разных размеров. Краску, так же как и при росписи с приме­нением резервирующего состава, наносят легкими свободными маз­ками, направление которых повторяет форму лепестка, листа орна­ментального или растительного мотива. Необходимо следить за тем, чтобы при нанесении первых мазков не образовались затеки излиш­ков краски, для чего после каждого смачивания кисти необходимо отжимать ее о край посуды, а затем дополнительно промокать на газетной или оберточной бумаге, только тогда мазок будет чистым. Цветовой насыщенности можно добиваться многократным перекрытием ткани после высыхания каждого покрытия. Этот способ хорош тем, что он приемлем практически для любой ткани.

После тщательной просушки в течение 4—5 дней в сухом, теп­лом помещении изделие можно прогладить. Хорошо просушенное изделие можно подвергать стирке в теплом мыльном растворе.

Акварельная техника

Представляем лишь некоторые из этой весьма многообразной техники росписи. Контурный состав, удерживающий краску в нужных границах, здесь не понадобится — эта техника основана на плавных переходах одних красок в другие, образующих изу­мительные цветовые сочетания. А «жесткие» контуры и четкий рисунок, которые акварельная техника отнюдь не исключает, лишь усилят художественную выразительность вашей картины.

Ткань для работы лучше брать шелковистую. Это может быть натуральный, искусственный шелк, смешанное волокно. Делает­ся это для того, чтобы краситель лучше скользил и растекался по ткани.

Смачиваем ткань в воде и натягиваем на подрамник. Полотно должно быть равномерно пропитано влагой и оставаться таким все время, пока вы на нем работаете. Темой композиции лучше выбрать пейзаж, поскольку плотность неба и земли предполагает нежные и плавные переходы одного цвета в другой. Форма деревьев и кустов может быть достигнута путем растекания капли красителя.

Лучше использовать заранее приготовленный эскиз в цвете, чтобы работать быстро и наверняка, чего требует акварельная техника.

Работу начинаем широкой и мягкой (беличьей или колонко­вой) кистью сверху вниз. Подбираем цвет для неба. Помним, что вверху небо темное, чем ближе к линии горизонта, тем оно свет­лее. Поверхность земли — наоборот: в нижнем крае полотна она темнее, а ближе к линии горизонта — светлее. Этим достигается эффект воздушного пространства.

Еще раз убедитесь в том, что ткань не высохла, в противном случае увлажните ее кистью или маленькой губкой. Помните, что при пространственном делении композиции художники исходят из правила: 2/3 — 1/3, т.е. 2/3 композиции занимает фон и 1/3 — передний и средний планы или наоборот. Это дает ощущение боль­шей пространственной глубины, нежели в том случае, если бы линия горизонта делила картину пополам. Такое одинаковое де­ление композиции на небо и землю не рекомендуется.

Далее на линии горизонта рисуем кистью, очень схематично дере­вья. Уточняем линию горизонта красками. Наносим на передний план несколько темных, но не черных мазков, напоминающих камни.

Дадим работе полностью высохнуть. Покрываем все полотно раствором для грунтовки. Способы их приготовления:

  1. Растворяем 1 столовую ложку желатина в 1 стакане кипяче­ной холодной воды. Выдерживаем 40—60 мин, нагреваем, не до­водя до кипения, при непрерывном помешивании до полного растворения.

2. Состав:крахмал (картофельный или рисовый) — 125—150 г, вода — 850—875 мл.

Сухой крахмал размешиваем с небольшим количеством воды, добавляем остальную воду, затем в течение часа развариваем при помешивании на кипящей водяной бане до получения прозрач­ной массы. Готовую загустку процеживаем через частое сито. Крах­мальная загустка плохо растворяется в воде.

После грунтовки сушим полотно. Грунтовка после высыхания не дает краске расплываться по ее поверхности. Такая грунтовка делает возможным нанесение тончайших линий и выполнение нежнейших узоров.

Тщательно просушиваем всю работу. Если вы правильно при­готовили раствор, правильно нанесли его и хорошо высушили, наносимый краситель не будет впитываться в ткань, а будет рас­текаться по ней в нужном направлении. По такой грунтовке мож­но работать в совершенно особой технике. Предположительно в том месте, где у вас будут располагаться на переднем плане дере­вья, кончиком кисти нанесите маленькую каплю темной краски. Сильно подуйте на нее через соломинку для коктейля, направляя струей воздуха капельку вверх. Краска растекается по загрунто­ванной поверхности, оставляя причудливые извилины, напоми­нающие разветвленные сучья и ветви деревьев. Краситель не впи­тывается в полотно, а следует направлению струи воздуха. Меняя объем капельки, вы получаете то ствол дерева, то ветви. Благода­ря импровизации вы достигаете восхитительного результата: де­ревья и кусты на изображении выглядят совсем как настоящие.

Сделав всего несколько мазков тонкой кисточкой и относи­тельно сухой краской, можно получить немного травки на перед­нем плане.

Акварель готова.

После полного высыхания ткань можно снять с подрамника и закрепить краски. При работе этим способом закрепляют только простые анилиновые красители.

Узелковая техника

Именно эта техника уходит своими корнями на остров Ява и напоминает изумительные узоры узлистого батика. При всей кра­соте и необычности такой росписи техника исполнения ее очень проста и требует лишь аккуратности, четкости и силы.

Натяните сырую ткань на подрамник. Широкой кистью ри­суйте мазки, пятна и формы разных цветов (цвета подберите по своему вкусу) шириной примерно 4 см.

Далее просушите ткань. Неповторимые узоры получаются в этой технике при тщательном закручивании гладких камешков на ткани. Для этой цели вам потребуются любые стеклянные ша­рики, пуговицы или другие небольшие предметы, устойчивые к кипячению.

1-й этап. Положить камешек на ткань, возьмите прочные нити и туго перевяжите камешек. Чем туже вы это сделаете, тем боль­шим будет эффект.

2-й этап. Возьмите еще несколько камешков и так же туго их перевяжите.

3-й этап. Туго скрутите ткань с обеих сторон. Чем больше вы приложите сил, тем лучше будет конечный результат.

4-й этап. Теперь скрученный шелк сложите два-три раза и еще раз обвяжите его нитками как можно крепче. Помните: плот­но прилегающие друг к другу витки ниток дают один результат, а редкие и слабые — совершенно другой.

5-й этап. Перевязанный шелк опустите в сосуд с кипящим раствором, состоящим из 50 частей воды и 1 части краски, и кипятите его на небольшом огне примерно один час. Затем выни­майте и сразу же опускайте в холодную воду.

6-й этап. Самый трепетный момент: удалите очень осторожно нитки ножом или ножницами, смойте с полотна лишнюю краску и отутюжьте ткань. Не правда ли, удивительная получилась работа!

Сколько раз вы будете выполнять работы в этой технике, столько и будет разных непредсказуемых результатов. Удачи вам!

Солевая техника

Эта техника проста по исполнению, но неожиданна и ориги­нальна по полученному результату. Для работы потребуется раз­ная соль: с крупными, средними и мелкими кристаллами. Соль можно заменить мочевиной, она дает совершенно другой резуль­тат за более короткий промежуток времени.

Эффект этой техники основан на гигроскопическом свойстве соли: она поглощает влагу. Если вы положите кристаллы соли на только что прокрашенную ткань, то увидите, что соль тут же нач­нет впитывать воду. Вместе с водой соль притягивает и содержащи­еся в ней пигменты, т.е. краску, в результате чего она как бы вы­травливается, становится светлее, в некоторых местах даже обесцве­чивается, цвета смещаются, возникают причудливые контуры, абстрактные узоры. Результат всегда будет разный: все зависит от влажности ткани, состава красителей и концентрации кристаллов соли.

Эту технику лучше всего использовать как дополнение к лю­бой другой, а не как самостоятельную. Например, солевой техни­кой можно передать фактуру кувшина в натюрморте и т.д. Резуль­тат зависит от зернистости соли (т.е. от величины ее кристаллов) и от фактуры ткани. Предугадать конечный итог работы в этой тех­нике практически невозможно, поэтому сколько раз применяете эту технику, столько и новых открытий для себя делаете.

Мелкая соль на влажной ткани, особенно на шелке, создает изящную структуру рисунка. Для мелкозернистой соли свойственны многочисленные, близко расположенные друг к другу относи­тельно темные участки пигментных скоплений.

Крупная соль дает узоры с четкими цветовыми смещениями, и объем этих смещений может быть большим. Это более вырази­тельный результат и интереснейший эффект.

Действие соли чуть-чуть можно подкорректировать. Для этого на только что положенные крупные кристаллы соли нанесите по капельке воды. Ее должно быть немного, чтобы не получились разводы пятен. Форму узоров можно менять с помощью соли по своему усмотрению, если между кристаллами соли осторожно на­нести по капельке краски разного цвета. Цветовые смещения, характерные для этого метода, будут зависеть от концентрации соли, типа ткани и способности красителей к растекаемости.

Мочевина дает аналогичный результат, но краситель почти полностью выедается этим химикатом. А вот если на каждую го­рошинку мочевины, положенную на только что прокрытую кра­сителями ткань, нанести осторожно капельку другого цвета, то через некоторое время вы увидите сказочный результат, напоми­нающий вспышки фейерверка.

Помните о том, что обработанные солью и мочевиной участки ткани сложно прокрасить заново. После высыхания ткани осто­рожно снимите кристаллы соли или мочевины и любуйтесь ре­зультатом.

2. Способы закрепления готовой работы

Существует два способа закрепления уже готового изделия в домашних или студийных условиях (в том случае, если использо­вались анилиновые красители).

1-й способ. Изделие закрепляется в домашних или студийных условиях в баке или большом ведре на пару. Предварительно по­ложить батик на чистую ткань такого же размера, скрутить его в рулон. Потом сложить и подвесить в баке, накрыв крышкой, воды должно быть немного. Ткань должна находиться над водой. Время запаривания колеблется от 40 мин до 3 ч, в зависимости от вида ткани. Чем плотнее ткань, тем больше время запаривания. Затем изделие стирают в горячей воде с мылом, тщательно гладят горя­чим утюгом.

2-й способ.Вам понадобятся скороварка, калька, алюминие­вая фольга. Расписанную и совершенно высохшую ткань рассте­лите на кальке большего размера и сверните все в трубку, по возможности избегая образования складок. Обязательно просле­дите за тем, чтобы ткань не соприкасалась с тканью. Надежно закройте оба конца трубки, сверните ее «улиткой» и опустите в «сито» скороварки, предварительно заполнив ее водой на высоту 2—3 см. Изделие ни в коем случае не должно соприкасаться с водой, оно находится только под воздействием пара.

Чтобы уберечь изделие от конденсирующейся влаги, накройте его алюминиевой фольгой, особенно тщательно по краям, чтобы капли воды не капали на кальку. Теперь скороварку закройте, поставьте на плиту и доведите до кипения. Затем температуру убавьте и оставьте скороварку на плите на небольшом огне еще на 2 часа, после чего снимите ее с плиты и остудите. Пусть ваше произведение еще немного полежит, прежде чем вы почистите его бензином, а затем отутюжите.

После того как вы запарили ткань, ее красочный состав мож­но упрочить, промыв ткань в мыльном растворе теплой воды, а затем прополоскать в подкисленной воде с солью или уксусной кислотой. При такой промывке ткань становится мягкой, яркой, она словно дышит.

Затем, выгладив ткань, натягиваете ее на подрамник и оформ­ляете по своему усмотрению.

Литература

1. Алексеева В.В. Что такое искусство? М., 1991.

2. Арманд Т. Руководство по росписи ткани. СПб., 1992.

3. Васина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М., 1997.

4. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.

5. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление сте­реотипов. СПб., 1994.

6. Захаров А.И. Детские неврозы: Психологическая помощь родителей детям. СПб., 1995.

7. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

8. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. СПб., 1997.

9. Копышин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999

10.Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащи­мися: кто они такие, как их опознать, как им помогать учиться и развиваться / Под ред. В.И. Панова, Л.В. Поповой. М., 1997.

11.Кэдьюсон X., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.

12.Лендрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. М., 1994.

13.Макарьев И. Если ваш ребенок — левша. СПб., 1995.

14.Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.

15.Миллс Д., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутрен­него ребенка. М., 1996.

16.Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии моз­га / Под ред. Е.Д. Хомской. М., 1986.

17.Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.

18.Оклендер В. Окна в мир ребенка. М., 1997.

19.Основы художественного ремесла / Под ред. В.А. Барадулина, О.В. Тан-кус. М., 1978.

20.Практикум по арт-терапии / Под ред. А.И. Копытина. СПб., 2000.

21.Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н.Ю. Хрящевой. СПб., 1999.

22.Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражне­ния и коррекционные программы. М., 1995.

23.Семенович A.B. Межполушарная организация психических процес­сов у левшей. М., 1991.

24.Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий / Под ред. А.Р. Лурия. М., 1978.

25.Спрингер С, Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. М., 1983.

26.Травинка В. Голубая целительница глина. СПб., 1996.

27.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой. М., 1995.

28.Школа на пороге нового века. Образовательная программа — марш­рут ученика / Под ред. А. Тряпицыной. СПб., 1998.

29.Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. М., 1998.

30.Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М., 1998.

31.Я работаю психологом: Опыт, размышления, советы / Под ред. Н.В. Дубровиной. М., 1999.

Приложения

Таблица 1

Карта личностного психического и творческого развития ребенка. Рекомендации по выбору индивидуального творческо-образовательного маршрута

№ п/п Фамилия, имя ребенка Сенсорная ориентация Владение рукой Уровень психическо­го развития Степень творческого мышления Степень увлечен­ности дея­тельностью Степень творческо-сти выпол­няемых работ Рекоменду­емый инди­видуальный маршрут
  н.г. с.г. к.г. н.г. с.г. к.г. н.г. с.г. к.г. н.г. с.г. к.г. н.г. с.г. к.г. н.г. с.г. к.г. н.г. с.г. к.г.
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                           
                                             

Условные обозначения: н.г. — начало года; с.г. — середина года; к.г. — конец года.

Принятые сокращения

Сенсорная ориентация: В — визуалист, К — кинестетик, А — аудиалист. Владение рукой: Л — левая, П — правая, А — амбидекстр (обе руки). Уровень психического развития: Н — низкий, С — средний, В — высокий. Степень творческого мышления: Н — низкая, С — средняя, В — высокая. Степень увлеченности деятельностью: Н — низкая, С — средняя, В — высокая. Степень творческости выполняемых работ: Н — низкая, С — средняя, В — высокая.

Рекомендуемый индивидуальный маршрут: I — дети особой заботы; II — дети с нормой в развитии и хорошими способностями; III — одаренные дети.

Наши рекомендации