Й этап: психофизической разгрузки — дети рассказывают о зрительных образах и своих ощущениях.

Занятие 2. «Мандала». 2 ч.

Слово мандала на санскрите — древнеиндийском языке озна­чает магический круг. Основные компоненты мандалы — геомет­рические фигуры, сбалансированные и концентрические, сфор­мированные вокруг центра, который предполагается, но визу­ально не изображается. Мандалы очень полезны: они помогаютвызвать релаксацию и установить контакт с функциями правого полушария мозга. Эта техника оказывает гармонизирующий пси­хотерапевтический эффект, помогает снять психическое напря­жение, это предварительная стадия перед инсайтом.

Руководитель заранее каждому ребенку рисует круг диаметром с человеческую голову.

1-й этап: психологическое вхождение. Кратковременная релаксация. 2-й этап: практический. Начало работы над мандалой: с центра начать рисовать самым приятным цветом; двигаясь к пери­ферии, заполнить весь круг любыми геометрическими эле­ментами и любым цветом; придумать название мандалы; сделать художественное описание (можно в виде диалога между художником и рисунком, монолога рисунка или со­чинения истории по мандале). 3-й этап: психофизической разгрузки — описать свои чувства и ощущения.

Домашнее задание. Принести клей, ножницы и материалы для коллажа.

Занятие 3. «Волшебный сад».Коллективная работа над манда­лой (работа гуашью, составление коллажа). 2 ч.

Для работы необходимо склеить 4 ватмана и начертить круг во весь лист. Дети приносят все, что можно приклеить (для коллажа). 1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация. 2-й этап: познавательный. Медитативное созерцание образов, возникающих при музыкальной визуализации; краткое об­думывание темы. 3-й этап: практический. Работа в круге (молча или в условиях

вербального контакта). 4-й этап: игровой. Коллективное сочинение сказки. 5-й этап: психофизической разгрузки — рассказ о своих чув­ствах и ощущениях во время работы и после ее окончания. Домашнее задание. Принести зеркало, детский крем, салфет­ки, вату.

Занятие 4. «Маска: мое животное»(работа с гримом — лицо и руки). 2 ч.

Для удобства работы дети одеты в темные футболки, волосы убраны под шарф или платок, в руках — зеркало.

1-й этап: психологическое вхождение. Дети смазывают лицо кремом.

2-й этап: практический. Каждый гримирует себя (лицо и руки до локтей).

3-й этап: познавательно-игровой. Монолог от имени животно­го с движениями тела и особенно рук; вопросы друг другу, рекомендации и советы, просьбы о чем-либо.

4-й этап: психофизической разгрузки — спокойное, медлен­ное снятие грима.

Домашнее задание. Принести акварель.

Занятие5. «Веселые игры»(тренинг). 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. В течение 5 мин рисуем свое состояние, настроение, вешаем на стену куда хотим.

2-й этап: практический.

Упражнение 1.

Участники садятся в круг, педагог — в центре. Стоящий в круге предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает ка­ким-то общим признаком, например: «Пересядьте все, у кого есть сестры». Водящий старается занять пустое место. Водит тот, кому не хватит места.

Упражнение 2.

Участники группы становятся в шеренгу, повернувшись ли­цом в одну сторону. Педагог: «Я буду считать, и на каждый счет вы должны прыгнуть, повернувшись при этом на 90 градусов. Работаем молча. Задача — всем повернуться лицом в одну сторону и постараться сделать это как можно быстрее».

Упражнение 3.

Все участники садятся в круг. Педагог: «На счет 1,2,3 выбро­сить одинаковое количество пальцев на обеих руках (не догова­риваясь и не произнося ни слова)».

Упражнение 4.

Педагог: «Я буду называть числа; встает столько человек, ка­кое число я назову. Работаем молча». Упражнение 5.

Участники стоят в шеренге, повернувшись лицом в одну сто­рону. Педагог предлагает им молча выполнить задания.

Задание 1. Встать так, чтобы самый высокий стоял в начале шеренги, рядом с педагогом, а самый маленький — в конце.

Задание 2. Стать так, чтобы ребенок с самыми темными воло­сами стоял рядом с педагогом, на противоположном кон­це—с самыми светлыми.

Задание 3. Стать так, чтобы рядом с педагогом стоял ребенок с самыми светлыми глазами, в конце шеренги — с самыми темными.

Задание 4. Стать так, чтобы рядом с педагогом стоял ребенок, родившийся 1 января, в конце — родившийся 31 декабря (т.е. расположиться по датам рождения).

Упражнение 6.

Участники садятся в круг. Они бросают друг другу мяч и на­зывают имя человека. Тот, кто получает мяч, принимает любую позу, и все остальные вслед за ним повторяют эту позу и т.д.

Упражнение 7.

Участники становятся в круг. Педагог: «Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так: согнуть руки в локтях и прижать кисти к плечам. Атомы движутся и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле будет таким, какое я скажу. Молекула выглядит так: движемся кружком, со­прикасаясь предплечьями, лицом друг к другу.

Упражнение 8.

Участники садятся в круг. Каждому из них прикрепляется на спину карточка с одним словом: лампа, сон, свет, моль, облако, дырокол, ветер, дождь, вентилятор и др. Каждый по очереди под­ходит, к кому хочет, а тот, в свою очередь, невербальным обра­зом объясняет то, что написано на карточке. Задача каждого по­нять, что написано, и сказать.

Упражнение 9.

Участники группы садятся в круг. Каждый получает карточку, на которой написано название животного. Педагог: «Прочитайте, что написано на карточке, но так, чтобы надпись никто, кроме вас, не видел». Слова на карточках: собака, петух, кошка, мышка, свинья, лягушка и др. (одинаковыми могут быть 3 карточки).

У всех завязаны глаза. Обладатели карточек с одинаковыми названиями должны собраться в группу, прибегая только к од­ному средству — издавать звуки, соответствующие их животному. Развязать глаза можно только по команде ведущего.

Упражнение 10.

Участники садятся в круг. Педагог: «Будем бросать друг другу мяч и говорить о безусловных достоинствах, сильных сторонах того, кому бросаем мяч. Мяч должен побывать у каждого. Можно говорить комплименты».

3-й этап: психофизической разгрузки — нарисовать свое на­строение, состояние, повесить на стену куда хочется, озву­чить рисунок.

Тема «Автопортрет»

Занятие 1. «Авангардный автопортрет» (коллаж). 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа о художниках-авангардистах с чаепитием.

2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм «Русский аван­гард»; играем в «Сильных и слабых» (бросая друг другу мяч, сначала перечисляем свои сильные качества, затем — сла­бые); сочиняем про свой характер сказку.

3-й этап: практический. Делаем эскизы пастелью.

4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.

Домашнее задание. Принести клей, ножницы и материалы для коллажа.

Занятие 2. 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Просмотр книг с репро­дукциями картин художников-авангардистов.

2-й этап: познавательно-игровой. Релаксация.

3-й этап: практический. Начало работы над коллажем.

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Изобрази свой характер телом» (каждый ребенок задумывает черту своего характера, затем движениями тела пытается ее изобразить, а дети — отгадать).

Занятие 3.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Зогенция».

2-й этап: познавательный. Смотрим слайды картин художни­ков-авангардистов.

3-й этап: практический. Работа над коллажем.

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на того, у кого...» (называем качество личности, характера, например: ...на того, у кого строгий взгляд; ...добрые глаза и т.д.).

Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Интервью» (дети делятся на пары — журналисты и инопланетяне. Журналист с микрофоном задает любые вопросы, а инопланетянин от­вечает. Желательно записать интервью на диктофон, а по­том прослушать и поделиться впечатлениями).

2-й этап: познавательный. Работа над коллажем с использова­нием гуаши.

3-й этап: психофизической разгрузки — релаксация «Полет на

звезду». Занятие 5.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Волшебный клу­бок» (вопросы по материалу авангарда и художников-аван­гардистов).

2-й этап: игровой. Аудиотренинг «Очищение». 3-й этап: практический. Окончание работы, обобщение, советы. 4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выстав­ки с фотографированием художника со своей работой.

Арт-терапевтическая техника (продолжение)

Занятие 6. «Путешествие на ковре-самолете». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация. 2-й этап: познавательный. Зачитывание истории путешествия, подготовленной педагогом (медитация).

3-й этап: практический. Отражение своих переживаний в виде рисунка гуашью (образы, возникающие во время путеше­ствия); сочинение истории.

4-й этап: психофизической разгрузки — обмен впечатления­ми, чувствами и ощущениями.

Домашнее задание. Принести акварель, гуашь или акриловые краски, кисти.

Занятие 7. Монотипия (работа с бумагой разной текстуры). 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Подготовка рабочего места.

2-й этап: практический. Смачиваем лист бумаги; наносим яр­кие мазки акварелью; большим куском помятой полиэти­леновой пленки аккуратно накрываем бумагу с еще невы­сохшей краской; сушим феном до полного высыхания или оставляем так до следующего занятия.

Примечание. Вместо полиэтиленовой пленки можно использовать лю­бую бумагу, не впитывающую воду (например, алюминиевую фольгу, вощеную, оберточную бумагу из-под конфет).

3-й этап: психофизической разгрузки — сочинить историю и рассказать ее (по картинке-монотипии).

Занятие 8. «Противоположные цвета». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Медитация под необыч­ную (например, восточную) музыку.

2-й этап: практический. Педагог предлагает выполнить несколько заданий.

Задание 1. Выберите два цвета: один симпатичный вам, дру­гой несимпатичный — и создайте изображение.

Задание 2. Создайте два рисунка: один из цветов, приятных вам, другой — из неприятных, а затем сравните оба рисунка.

Задание 3. Используя большую кисть, с закрытыми глазами закрасьте всю поверхность листа. Открыв глаза, попытайтесь увидеть образ или оценить особенности изображения. Затем сделайте то же самое, используя другой цвет.

3-й этап: психофизической разгрузки — рассказы детей о сво­их ощущениях, ассоциациях, вызванных нарисованными изо­бражениями, о своем отношении к симпатичным и несим­патичным изображениям.

Тема «Работа краской с клеем»

Занятие 1. «Волшебный замок». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа «Русское деревян­ное зодчество» с чаепитием (новые понятия: зодчество, архи­тектура, зодчий, архитектор).

2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм; альбомы, читаем фрагменты сказок, в которых есть описание дворцов и замков.

3-й этап: практический. Делаем эскизы.

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Архитектор»

(один ребенок из других детей строит замок).

Занятие 2.2 ч.

Педагог заранее для детей делает краску-клей: смешивает 1 чайную ложку черной акриловой краски с 3 чайными ложками канце­лярского клея. Краску можно налить в баночку из-под клея с тонким верхним наконечником на крышке.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Замок нечистой силы», в ней используется стремянка, приставленная к не­скольким столам, на столах — задрапированные стулья; дети должны преодолеть препятствия; исполнить танец нечистой силы (с шифоновой тканью); каждый гримируется под ска­зочных персонажей, олицетворяющих нечистую силу.

2-й этап: познавательный. Смотрим книги с фотографиями архитектурных сооружений (храмов, ансамблей, часовен).

3-й этап: практический. Работаем на большом листе каранда­шом, краской-клеем обводим карандашный рисунок.

4-й этап: психофизической разгрузки — делимся своими впе­чатлениями.

Занятие 3.2 ч.

Для работы потребуются квадраты, прямоугольники, круги, треугольники небольшого размера, вырезанные из бумаги.

1-й этап: психологическое вхождение. Рассматриваем геомет­рические фигуры.

2-й этап: практический. Игра «Мозаичный дворец» (на лист цветной бумаги размером ватмана дети накладывают геометрические фигуры, строя дворец. У каждый только одна геометрическая фигура). По окончании работы смотрим, анализируем, приду­мываем историю о том, кто мог бы жить в этом дворце.

3-й этап: познавательно-игровой. Релаксация.

4-й этап: практический. Завершаем обводку краской-клеем ка­рандашного рисунка; начинаем работу в цвете акварелью.

5-й этап: психофизической разгрузки — игра «Жмурки».

Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим книги с изо­бражениями дворцов и замков.

2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Волшебный клубок» (вопросы по новым понятиям и терминам).

3-й этап: практический. Завершение работы в цвете.

4-й этап: познавательный. Сочиняем историю о дворце и тех, кто в нем живет.

5-й этап: психофизической разгрузки — презентация выстав­ки родителям.

Тема «Лубок. Батик»

Занятие 1. «Птицы Сирин и Алконост» (техника батика по мотивам лубочных картинок). 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа «Русский рисо­ванный лубок» с чаепитием.

2-й этап: познавательный. Знакомство с легендами о птицах Сирин и Алконост; просматривание репродукций лубочных картинок с изображением этих птиц.

3-й этап: практический. Делаем эскизы композиции.

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Птичий пере­полох» (педагог раздает детям карточки с названиями птиц, дети с завязанными глазами, по команде, издавая харак­терные для своей птицы звуки, должны найти сородичей). Слова на карточках: ворона, воробей, гусь, сова, соловей. Оди­наковые названия птиц повторяются 2—3 раза.

Домашнее задание. Принести подрамник с натянутой тканью.

Занятие 2.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим слайд, изобра­жающий птиц Сирин и Алконост.

2-й этап: познавательно-игровой. Сочиняем историю (сказку) про птиц, увиденных на слайде.

3-й этап: практический. Работаем в цвете над эскизом.

4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация «Полет птицы».

Занятие 3.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Педагог рассказывает легенды и мифы про сказочных птиц.

2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Волшебный запах»: педагог зажигает ароматическую палочку. Дети вдыхают аромат и по нему пытаются представить образ мифической птицы (возможен вариант рисования птицы на маркерной доске), описывают ее (голова, шея, плечи, оперение, лапы, хвост, крылья).

3-й этап: практический. Начало работы на ткани (карандашом строим композицию по эскизу).

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Птичий пере­полох» (см. раздел «Игровая сказкотерапия»).

Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация «Утро в лесу».

2-й этап: практический. Обводим линии резервирующим со­ставом (для холодного батика).

3-й этап: психофизической разгрузки — игры «Кораблик», «Соломинка на ветру».

Занятие 5. 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Просмотр репродукций с изображением птиц Сирин и Алконост.

2-й этап: практический. Работаем красителями, солью и моче­виной.

3-й этап: игровой. Релаксация и медитация.

4-й этап: психофизической разгрузки — смотрим на свои ра­боты с некоторого расстояния, прищурив глаза; даем друг другу советы, учимся анализировать.

Занятие 6.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Необычные кры­лья»: дети складывают лист бумаги; пальцами вместо нож­ниц, «вырезают» крылья, разворачивают, скотчем прикреп­ляют на указательный палец; фломастерами или маркерами разрисовывают подушечку пальца, как голову птицы Си­рин. Дальше они играют друг с другом, вступая в диалог.

2-й этап: практический. Завершение работы в цвете красителями.

3-й этап: игровой. Дети сочиняют истории про свою птицу.

4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выстав­ки родителям.

Домашнее задание. Принести клей, ножницы, акварельные краски или гуашь.

Арт-терапевтическая техника (продолжение)

Занятие 9. «Хоровод крылатых» (коллективная работа). 2 ч.

Для работы необходим один лист ватмана, заколерованный зеленым, голубым или желтым цветом.

Материалы: гуашь, акварель, маркеры, цветные карандаши, пастель, фломастеры, восковые мелки.

Педагог заранее готовит пары крыльев из белого листа: пти­цы, бабочки, жука, стрекозы, самолета.

1-й этап: психологическое вхождение. Каждый ребенок из об­щей кучи крыльев выбирает одно понравившееся.

2-й этап: познавательно-практический. Ребенок ищет своего напарника с таким же крылом; дети начинают прикреплять крылья на лист с учетом туловища и головы; в паре работа­ют красками или другими материалами над созданием об­раза; педагог напоминает детям понятие симметрия при расскраске крыльев; разрабатывается общая композиция.

3-й этап: психофизической разгрузки — детям рассказывают о своих персонажах и придумывают коллективную историю. Занятие 10. «Чернильные пятна и бабочки». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Берем чернила и капаем ими на бумагу.

2-й этап: практический. Сворачиваем лист пополам, пригла­живаем, разворачиваем; преобразуем пятна в образы; дори­совываем пятна так, чтобы получился знакомый образ.

3-й этап: познавательно-игровой. Без ножниц, руками «выре­заем» из бумаги получившийся образ; играем с ним, рас­сказываем историю, строим диалог.

4-й этап: психофизической разгрузки — беседуем о своих чув­ствах, настроении.

Занятие 11. «Большая семья». Работа с глиной. 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Обсуждаем роли в семье (мама, папа, бабушка, дедушка, младший сын, младшая дочка, тетя, дядя, старший сын, старшая дочка); придумы­ваем имя своему персонажу.

2-й этап: практический. Тактильное освоение глины сжимани­ем, разглаживаем, формообразованием; изготавливаем ша­рики из глины, а затем, закрыв глаза, лепим каждый свой персонаж; если надо, лепим мебель и посуду.

3-й этап: познавательно-игровой. Разыгрываем небольшой спек­такль «Большая семья».

4-й этап: психофизической разгрузки — делимся впечатлени­ями (удалось ли справиться с ролью, что получилось, что мешало работе).

Тема «Семья»

Занятие 1. «Моя семья» (пастельные карандаши, карандаши). 2ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа «Изображение семьи художниками».

2-й этап: познавательно-игровой. Игра «Волшебный клубок»: у кого клубок в руках, накручивает нитку на палец и расска­зывает о своей семье; смотрим репродукции картин худож­ников, изображающих семейные портреты; игра «Семья» (вы­бираем детей, играющих роли мамы, папы, бабушки, де­душки, дочки и сына; остальные дети — зрители; разыгрывается любая сценка, например «День рождения», а зрители оцени­вают, удались ли артистам роли; потом дети меняются мес­тами: зрители становятся актерами, актеры — зрителями).

3-й этап: практический. Делаем эскизы композиции.

4-й этап: психофизической разгрузки — релаксация.

Занятие 2.2 ч.

Педагог к занятию готовит большие листы цветной бумаги разных оттенков или колерует бумагу краской.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Пантомима» (каждый ребенок по очереди мимикой и жестами изображает кого­либо из членов семьи, а все остальные должны отгадать, кто это).

2-й этап: познавательный. Релаксация.

3-й этап: практический. Работа пастелью на цветных листах (компоновка).

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Кораблик». Занятие 3.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим слайд-фильм «Изображение художниками людей разного возраста, муж­чин и женщин».

2-й этап: познавательный. Анализируем, отмечаем главные от­личия лица старика и юноши, мужчин и женщин.

3-й этап: практический. На '/4 альбомного листа изображаем членов семьи в виде животных; работаем над образом семьи пастелью на большом цветном листе.

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на...» (...того, у кого добрая мама, того, у кого есть сестренка, и т.п.).

Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Эмоциональные портреты» (на '/4 альбомного листа дети рисуют портреты членов семьи в определенном эмоциональном состоянии).

2-й этап: игровой. Релаксация.

3-й этап: практический. Работаем над композицией пастель­ными карандашами.

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Дотронься до...» (вопросы, касающиеся семьи).

Занятие 5.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация. 2-й этап: познавательный. Смотрим слайд-фильм «Семейные портреты».

3-й этап: практический. Завершение работы, советы друг дру­гу, просмотр работы с расстояния.

4-й этап: психофизической разгрузки — презентация родите­лям своих работ с небольшим рассказом.

Арт-терапевтическая техника (продолжение) Занятие 12. «Мои желания». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Педагог знакомит с хо­дом занятия. Работа выполняется маркером на небольших листах ('/4 альбомного).

2-й этап: практический. Детям предлагают изобразить на листе свои желания: путешествие, которое хотелось бы совершить; место, где хотелось бы сейчас находиться; подарок, который вам хотелось бы получить; или что бы они сделали, имея много денег, и др. Время на рисунки 5—7 мин.

3-й этап: психофизической разгрузки — дети объясняют на­рисованное, задают вопросы.

Занятие 13. «Путешествие на полянку». Техника направлен­ной визуализации. 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.

2-й этап: познавательный. Педагог рассказывает заранее подго­товленную историю.

3-й этап: практический. Дети рисуют, отражая на листе крас­ками свои переживания, возникшие в ходе виртуального путешествия.

4-й этап психофизической разгрузки: сочинение истории. Занятие 14. «Нарисуй свои ощущения».

Во время работы потребуются повязки для глаз, пластмассо­вые банки с разным содержимым: сухими макаронами, песком, глиной (консистенции сметаны), водой, кусочками льда, горо­хом, ватой, опилками, камнями, сухой травой.

1-й этап: психологическое вхождение. Педагог знакомит с хо­дом занятия.

2-й этап: познавательный. Дети завязывают глаза; по очереди запускают руку в банку, запоминают свое ощущение.

3-й этап: практический. Дети рисуют свое ощущение или кар­тину, возникшую в воображении.

4-й этап: психофизической разгрузки — дети рассказывают о своих чувствах.

На занятии дети попробуют ощутить содержимое 3—5 банок.

Тема «Цветы»

Занятие 1. «Праздник цветов» (техника граттаж). 2 ч. 1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим слайд-фильм о цветах.

2-й этап: познавательный. Педагог рассказывает о народных промыслах, где изображаются цветы.

3-й этап: практический. Дети делают эскизы сказочных цветов цветными карандашами.

4-й этап: психофизической разгрузки — игры «Кошки-мыш­ки», «Жмурки».

Домашнее задание. Принести свечу или воск (парафин), аква­рельные краски, клей ПВА.

Занятие 2.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.

2-й этап: практический. Смачиваем лист и по сырому листу накладываем акварельными красками мазки и пятна соот­ветственно эскизу.

3-й этап: познавательно-игровой. Игра «Дотронься до...» (воп­росы о цветах).

4-й этап: практический. Натираем свечой закрашенный аква­релью лист толстым слоем; смешиваем черную гуашь с кле­ем, закрашиваем акварельный лист.

5-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на...» (вопросы об изображениях цветов в народных промыслах).

Домашнее задание. Принести тонкие длинные гвозди для процарапывания поверхности.

Занятие 3.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Рассматриваем прине­сенные гвозди.

2-й этап: практический. Наносим карандашный рисунок на черный слой краски; начинаем процарапывать гвоздем слой черной краски до акварельного слоя.

3-й этап: познавательно-игровой. Аромотерапия и медитация: зажигаем ароматическую палочку под медитационную му­зыку, накидываем на себя шифоновую ткань, начинаем движения.

4-й этап: психофизической разгрузки — рассказываем о своих

ощущениях. Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра «Выпускание пара» (рвем бумажки на очень маленькие кусочки, потом все под­брасываем).

2-й этап: познавательный. Видеотерапия (релаксация во время просмотра фильма о цветах и растениях).

3-й этап: практический. Завершение работы над граттажем.

4-й этап: психофизической разгрузки — презентация выстав­ки и рассказ детей для родителей о технике граттаж.

Медитативная техника Занятие 1.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Танец ваших рук: дети садятся на ковер, завязывают глаза; звучит медитативная музыка; дети исполняют танец руками, руки и пальцы дви­гаются по их желанию.

2-й этап: познавательно-игровой. Кружение: дети босиком стоят на ковре (лучше взять шифоновую ткань); звучит музыка для медитации; дети кружатся; падают (ложатся) на ковер животом вниз, глаза закрыты; после медитации они ни с кем не разговаривают.

3-й этап: практический. Дети акварельными красками рисуют свои ощущения

4-й этап: психофизической разгрузки — дети делятся своими ощущениями.

Тема «Симультанное восприятие»

Занятие 1. «Дострой изображение». 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Педагог знакомит с хо­дом занятия. Он заранее готовит детям альбомные листы, наклеивая на них кусочек репродукции с вырезанным внутри окошком.

2-й этап: практический. Простым карандашом дети достраива­ют изображение, дорисовывают его.

3-й этап: психофизической разгрузки — игры «Возьми и пе­редай» (воображаемые предметы — кирпич, горячую кар­тошку, кошку, мяч...), «Дракон кусает свой хвост», «Тень».

Домашнее задание. Принести гуашь и кисти.

Занятие 2.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.

2-й этап: познавательный. Смотрим цветной спектр и таблицу

получения сложных оттенков. 3-й этап: практический. Начинаем работу в цвете, сочиняя

такой, который уже есть на кусочке репродукции. 4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Жмурки». Занятие 3.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Медитативные техники:

танцуем, поем; лежим молча. 3-й этап: практический. Начинаем работу в цвете, соблюдая

точность цветовых оттенков в соответствии с репродукцией. 4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Проползи через

тоннель». Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Слушаем разные музы­кальные фрагменты и пытаемся увидеть в музыке цвет (какого цвета музыка); нюхаем разные запахи и пытаемся увидеть в запа­хе цвет.

2-й этап: практический. Завершение работы в цвете.

3-й этап: психофизической разгрузки — рассказываем о своем

настроении в процессе всей работы на четырех занятиях;

презентация выставки для родителей. Домашнее задание. Принести свадебные альбомы родителей.

Тема «Свадьба» (работа гуашью) Занятие 1.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Беседа «Свадьба в изо­бражении художников».

2-й этап: познавательный. Рассматриваем свадебные альбомы родителей, делимся впечатлениями.

3-й этап: игровой. Игра «Свадьба»: выбираем жениха и невес­ту; остальные — гости; они совещаются и просят жениха с невестой выполнить какие-то поручения, задают им любые вопросы.

4-й этап: практический. Делаем эскизы композиции каранда­шом.

5-й этап: психофизической разгрузки — небольшая релаксация.

Домашнее задание. Попросить родителей рассказать о своей свадьбе, об играх, которые были на свадьбе, принести фотогра­фии об этих днях, если есть — свадебное платье.

Занятие 2.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Обмен впечатлениями от рассказов родителей.

2-й этап: познавательно-игровой. Играем в игры, рассказан­ные родителями.

3-й этап: практический. Делаем эскиз в цвете; начинаем рабо­ту на большом листе ('/2 ватмана).

4-й этап: психофизической разгрузки — небольшая релаксация.

Домашнее задание. Принести гуашь и кисти.

Занятие 3.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Игра-упражнение с кар­точками слов жених, невеста, фата, бокал, шампанское, угоще­ние, торт, свеча.

2-й этап: практический. Завершаем работу над линейной ком­позицией карандашом; начинаем работу в цвете гуашью. 3-й этап: психофизической разгрузки — игра-упражнение. Занятие 4.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Релаксация.

2-й этап: игровой. Игра «Свадебные чувства» (дети сначала по очереди, затем все вместе своим телом и мимикой показы­вают чувства, которые бывают на свадьбе).

3-й этап: практический. Работаем в цвете над композицией.

4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Ветер дует на того, у кого...»: договариваемся, что темой этой игры будет свадьба и все, что с ней связано.

Занятие 5.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Смотрим слайд-фильм или репродукции картин, изображающие свадьбу.

2-й этап: практический. Работаем в цвете.

3-й этап: игровой. Игра «Сочини историю» (техника сочине­ний, историй с помощью игральных карт).

4-й этап: психофизической разгрузки — небольшая релаксация.

Замятие 6.2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Поем песни о свадьбе. 2-й этап: игровой. Рисование с помощью клубка. 3-й этап: практический. Работаем в цвете над деталями. 4-й этап: психофизической разгрузки — игра «Прятки».

Замятие7. 2 ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Слушаем свадебный марш Ф. Мендельсона.

2-й этап: познавательный. Смотрим репродукции картин ху­дожников, изображающих свадьбу.

3-й этап: практический. Окончание, обобщение работы.

4-й этап: презентация выставки «Свадьба» для родителей; вы­сказывания родителей о своих ощущениях и чувствах.

Психотерапевтическое занятие. «Техника каракулей». 2ч.

1-й этап: психологическое вхождение. Кладем большой лист на стол, устраиваемся вокруг; каждый выбирает мелок лю­бого цвета (два человека не могут использовать мелок оди­накового цвета).

2-й этап: практический. Каждый своим мелком рисует караку­ли; законченную работу передает кому-либо из детей, ребе­нок имеет право любым образом повернуть лист, который поочередно рассматривают все; каждый ребенок вносит в рисунок лишь линейные дополнения; все участвуют в со­здании законченной композиции по нескольку раз; путе­шествие рисунка из рук в руки продолжается до тех пор, пока каждый не решит, что ему больше нечего к нему до­рисовывать.

3-й этап: познавательный. Обсуждение того, что участники видят на рисунке, какие сюжеты или образы, что привнес в коллективную деятельность каждый и как его труд по­влиял на ход и результат общей работы; один из детей начи­нает рассказывать историю по рисунку, другой продолжает, и так до тех пор, пока группа не придет к соглашению относительно окончания рассказа.

4-й этап: психофизической разгрузки — все вместе придумы­вают название истории.

Итоговое завершающее занятие. 2 ч.

Занятие идет совместно с родителями.

1-й этап: психологическое вхождение. Каждый произносит по очереди добрые слова всем участникам группы.

2-й этап: практическо-познавательный. Всем предлагается на '/2 альбомного листа нарисовать по три чувства (на обратной сто­роне подписать название каждого чувства). Рисунки кладут все вместе, перемешивают, и каждый по очереди выбирает по одному из нарисованных чувств для интерпретации и сравне­ния с обозначением на обороте; каждый на '/2 альбомного листа рисует себя так, как чувствует (не обязательно портрет). По окончании работы все рисунки вывешивают на стену в ряд; путем жеребьевки группа делится на пары; идет знаком­ство в парах; дети рисуют своих партнеров так, как смогли почувствовать (можно метафорический портрет). Потом нахо­дят на стенке первоначальный автопортрет каждого (по оче­реди) и помещают под ним его портрет, сделанный партне­ром (один рисунок — самого автора, второй рисунок — автор глазами партнера). Идет рассуждение о том, всем ли удалось, пользуясь своими чувствами, найти рисунок своего партнера, и прикрепить свой, изображающий его.

3-й этап: психофизической разгрузки — все садятся в круг, говорят о своих чувствах на данный момент; пытаются го­лосом передать чувство.

Задание на лето: сделать вместе с родителями книжку «Мои чувства» с рисунками, рассказами, историями.

5. Творческо-экспериментальный уровень

Для большинства детей прохождение этого уровня начинается на четвертом году обучения. Это обусловлено тем, что дети всту­пают в особую возрастную группу — младших школьников, им теперь по 7—8 лет. Дети свободны в выражении своего внутрен­него «Я» во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, свободны в выражении мыслей и чувств на плоскости листа бу­маги, картона, ткани или в пространстве.

Появляются новые педагогические задачи:

1) ввести ребенка в художественное пространство, в ситуацию соприкосновения с мировым опытом и соотнесения с ним своего;

2) сформировать способность нестандартного видения мира людей и мира вещей для творческого самовыражения в любом ма­териале;

3) помочь освоить различные виды искусства для использова­ния их в арт-терапевтической практике: литературное, те­атральное творчество, музыку, изобразительное искусство;

4) создать условия для дальнейшего личностного роста и реа­лизации творческих способностей;

5) помочь в адаптации детей к обществу;

6) развить коммуникативные способности;

развить рефлексивную способность.

Занятия этого уровня требуют от педагога большого мастер­ства, умения экспериментировать, хорошей профессиональной подготовки и определенного таланта.

На основе принципа трансформации интеллектуальной про­блемы в эмоциональную, с использованием принципов развива­ющего обучения (по A.M. Матюшкину: проблемность, диалогичность, индивидуализация) и с соблюдением условий безоценочности, принятия, поддержки ребенка и безопасности взаимодействия строится творческо-экспериментальный уровень.

Основной его целью, как считает Е.Л. Яковлева, «является предоставление детям психологических средств, обеспечивающих их личностное саморазвитие, понимание самих себя и своего ме­ста в мире других людей, а также закономерностей мира, в кото­ром они живут, понимание перспектив будущего, которые за­тронут их самих» [29].

Арт-терапевтические техники, психотерапевтические игры и творческие изобразительные проекты в течение курса чередуются в зависимости от педагогических задач, личностных потребнос­тей детей и желания родителей.

Основным творческим проектом может выступить тематиче­ская выставка детских работ в технике батика с применением многообразных технологий.

Неожиданным для зрителей будет осуществление такого про­екта, как инсталяция, т.е. предмет или объект размещается в про­странственной среде, где он приобретает эстетические качества и характеристики. Объект сохраняет и носит провокационный ха­рактер, что способствует возможности озадачить аудиторию.

Тематика проектов выбирается самим педагогом совместно с детьми или является результатом социального заказа.

Примерные темы для осуществления проектов:

«Полет Синей птицы»;

«Я и моя душа»;

«Тайны детской души»;

«Сновидения»;

«Мои мечты»;

«В поход за Синей птицей»; «Я и мои друзья»; «Такие мы на самом деле»; «Я и мой город»; «Любовь»;

«Полет на ковре-самолете» и т.д.

Возможности арт-терапевтической техники в обеспечении лич­ностного роста и творческого самовыражения ребенка мы описы­вали ранее.

II. ТЕХНОЛОГИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В РАБОТЕ

1. Основные способы росписи тканей

В программе много времени уделяется технике росписи тка­ней — батику. Бати<

Наши рекомендации