Светлана Константиновна Кожохина
ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИСКУССТВА
Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Редакторы В. В. Амельченко, С. В. Малинина Корректоры Г. В. Абатурова, Н. А. Саморезова Художник Н. С. Костюк Компьютерная верстка И. А. Забелиной Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера.
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999 г.
Подписано к печати 20.12.01. Формат 60х90'/^. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 12,0. Тираж 10000 экз. Заказ № 1770.
Издательство «Т Ц Сфера». 129164, г. Москва, Маломосковская ул., 21. Тел.: 216-37-72, 107-59-15.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.
18ВN 5-89144-221-3 © 000 «ТЦ Сфера», 2002
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
I. МИР МОЕГО «Я»: АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА
1. Изостудия - особый детский мир
Изостудии, о которой пойдет речь, более 10 лет. Через ее стены прошли очень многие дети. Вначале занятия, проводимые в студии, строились на основе программ, разработанных ведущими специалистами по изобразительному искусству. Но чего-то не хватало в этих программах.
За моими плечами был художественно-графический факультет института, но недоставало психологических знаний. Продолжая экспериментировать в процессе новых занятий, я окончила Высшую школу практической психологии профессора В. В. Новикова, стала магистром практической психологии. И я стала думать о создании совершенно новой образовательной модели. Она воплотилась в психолого-педагогическую лабораторию — изостудию «Синяя птица».
Изостудия — это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут взаимодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, т.е. одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии; левши и правши; дети из обеспеченных и малоимущих семей.
Главная цель для педагога — это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабильность, беспокойство и тревога), то это отражается в его рисунке.
Достичь психологического здоровья ребенка нам помогают игры:
психокоррекционные, арт-терапевтические, психотерапевтические и развивающие. Многие игры заимствованы нами у российских и зарубежных авторов и адаптированы к условиям изостудии. В процессе игры мы формируем личностные качества ребенка, развиваем его эмоционально-чувственную сферу.
Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуникативные способности; приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.
Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, упражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы рисуем кошек, то играть мы будем в кошки-мышки, слушать аудиотренинг «Котенок», смотреть слайд-фильм «Кошачий вернисаж», представлять себя котом и говорить от имени кота, т. е. выдерживается общая тематика. Соответственно каждая тематика, игра или упражнение несут свою нагрузку (психокоррекция, развитие представлений об окружающем мире, формирование эстетических и художественных качеств личности, формирование внутреннего «Я»).
Анализируя изобразительную деятельность, мы пришли к выводу о совместимости таких видов искусства, как музыка, литературное творчество, драматургия, скульптура, танцы.
Поэтому наша программа универсальна в том плане, что позволяет независимо от вида деятельности и структурного объединения включать элементы других видов искусства для более результативного процесса и более яркого продукта детского творчества.
По-настоящему творческий и талантливый человек уникален во многих областях искусства. Например, Леонардо да Винчи был гениальным художником, архитектором и философом, а имена наших современников говорят сами за себя: Никита Михалков — актер, режиссер, политик; Муслим Магомаев — певец, художник, программист (компьютерщик); Елена Проклова — актриса и художник.
Арсенал игр, упражнений и техник, используемый в изостудии, огромен. Он включает в себя индивидуальные, парные и коллективные игры, техники, предполагающие использование игрушек, кукол-марионеток, природного материала (глина, песок, вода), методики релаксационного и медитационного характера, а также сочинение историй, разные формы художественной экспрессии.
Хочется предостеречь тех педагогов, которые, поверхностно познакомясь с арт- и психотерапевтическими техниками, представленными в книге, и не имея никакого психологического образования и опыта, попытаются применить их на практике. Вряд ли они смогут избежать серьезных затруднений. Но не стоит отчаиваться: совместно с психологом-профессионалом можно преодолеть эти затруднения.
Дети и взрослые — студийцы «Синей птицы» — полюбили истории странствующих суфиев, зачитываемые педагогом. Используя эти сказки-притчи, учителя-дервиши развивали в своих учениках восприятие, недоступное обычным людям. Так же и мы используем эти истории для того, чтобы помочь ребенку разобраться
в реальной сложной ситуации на примере сказки-притчи. Сборник историй странствующих суфиев содержит притчи на все случаи жизни.
Более трети всех детей, занимающихся в изостудии, — левши. Объединить, выявить «правополушарных» детей, дать возможность развиться их творческому началу, основываясь на доминирующем правом полушарии головного мозга, помочь родителям учитывать психологические особенности своих детей — вот та задача, которую решают автор и его коллеги.
Большая часть труда посвящена разработанному автором комплексу занятий с «правополушарными» детьми.
Несомненно, особый мир изостудии определяется помимо сказанного наличием всего необходимого для взаимодействия с детьми.
Это могут быть:
— стены с покрытием, позволяющим прикреплять скотчем детские работы;
— натянутые под потолком струны для демонстрации творческих работ;
— одна-две задрапированные стены для монтажа детских выставок;
— теплое покрытие на полу для работы лежа (например, утепленный линолеум или легко сворачиваемый ковер), передвигаемые столы и стулья;
— технические средства (графопроектор, диапроектор, музыкальный центр с микрофоном, маркерная доска, аудиокассеты с записями);
— материалы для арт- и психотерапевтической работы (тазы большие и маленькие, настольные лампы, торшер, свечи, ароматические палочки, набор пузырьков с запахами, пластинки с разными поверхностями, емкости с голубой глиной, природным песком);
— ящик с камнями, коробка с ракушками, заспиртованные образцы фауны (лягушки, рыбы, змеи, тритоны, ящерицы), гербарий, коллекция жуков и бабочек;
— художественные материалы: кисти беличьи и щетинные, большие и маленькие; гуашь, акварель, темпера; масляные, акварельные, анилиновые краски; гелевые ручки; маркеры; фломастеры; акварельные и пастельные карандаши, цветные карандаши, восковые мелки, уголь и сангина; картон, белая и цветная бумага различных форматов; разный клей; мольберт, планшет, подрамники; ткань разного цвета и разной фактуры; всякая всячина для коллажа — кусочки ткани, кожи, меха, пуговицы, палочки, скрепки и др.; веревки, крючки для развешивания работ, багетные рамы со стеклами и без них.
Педагог должен уметь устанавливать с ребенком тесные, дружеские отношения; принимать его таким, какой он есть; сохранять атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя свободно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства; распознавать его эмоциональное состояние и учить осознавать свои переживания; уважать его стремление самостоятельно решать свои проблемы и делать собственный выбор; не форсировать психотерапевтический и творческий процесс; минимально ограничивать деятельность ребенка; уметь экспериментировать с разными художественными материалами; творчески нестандартно мыслить; хорошо владеть приемами арт-, психотерапевтической и другой работы; быть хорошим профессионалом, уметь создавать собственные проекты. Кроме того, педагог должен не страшиться возможных ошибок и учитывать пожелания и рекомендации детей и родителей. Таким образом, особенностями среды изостудии определяются основные принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность и индивидуализация.
2. Маленький художник
Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.
В дошкольном периоде особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира — восприятия, воображения, образного мышления. Задача педагога — развить интерес к изобразительному искусству и потребность в нем.
Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира.
Желательно, чтобы в студию приходили дети начиная с четырехлетнего возраста. Тогда своевременно получат определенное развитие все стороны психики ребенка, будет заложен фундамент для дальнейшего роста, формирования основ личности. Стараясь управлять своим поведением и деятельностью, малыш учится предвидеть ее результат и контролировать его достижение. Формируется адекватность эмоций и чувств, навыки самооценки.
Ребенок может длительное время находиться без родителей, он самостоятелен, учится сам себя обслуживать. Включение в разные виды деятельности формирует у ребенка определенные навыки и умения, способности и личностные качества. Малыш активен в познавательной деятельности. Он способен правильно выразить свою мысль с помощью речи. У него «формируется произвольность психических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достижение» [27], как это отмечают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина. В этом возрастном периоде совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, объема, пространства и времени.
Хочется отметить, что именно четырехлетние дети достаточно хорошо владеют карандашом и кистью как средством, передающим настроение, эмоции и ощущения. Ребенок непосредственно передает свое отношение к изображаемому, обозначает на листе существенные признаки предмета, может заменить объект каким-либо знаком.
Все названные основные направления психического развития ребенка активно формируются на грани четырех лет, поэтому так важно не упустить этот момент и начать грамотно развивать ребенка как самодостаточную и творческую личность.
Н. Басина, О. Суслова указывают на то, что «маленький ребенок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на листе, он действует» [З]. Дошкольник приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в этом возрасте для ребенка не представляет особого труда спроецировать чувственный опыт на цвет, линию, форму, звук и движение. По утверждению тех же авторов, «у маленького ребенка все каналы восприятия открыты», а мы лишь помогаем ему сначала узнать, потом найти и извлечь самое ценное, что он хранит в себе, его чувства, а затем удивиться им и запомнить их.
Маленький ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.
3. Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка
По мнению В. Штерна, рисунок ребенка — отнюдь не изображение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрессивный характер — ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.
Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изобразительной деятельности играет второстепенную роль. На первый план для него выступает сам процесс создания рисунка. Поэтому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изображают на бумаге мало, но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обращать внимание на рисунок как на продукт изобразительной деятельности.
Н.П. Сакулина считает, что к 4—5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склонные к развертыванию сюжета, повествования (у них изображение дополняется речью и приобретает игровой характер). Г. Гарднер называет их «коммуникаторами» и «визуализаторами». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, драматическое действие, общение; вторые сосредоточиваются на самом рисунке, рисуют самозабвенно, не обращая внимание на окружающее.
Это противопоставление можно проследить на конкретных детях, занимающихся в изостудии. Дети, склонные к сюжетно-игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у этих детей хуже. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве.
Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руководить творческими проявлениями детей.
По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладения изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и рисунок — одна из таких опор.
Американские авторы В. Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может произойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии.
По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать рисунок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.
Особо важно отметить экспрессивную функцию рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действительности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.
Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им наибольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).
В связи с необходимостью развития у детей способностей выполнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство — существование тесной взаимосвязи между координацией тонких, легких движений и речью. Исследования профессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.
4. Основы взаимодействия с детьми
Работа с ребенком — это процесс, который требует осторожности и деликатности. Как утверждает В. Оклендер, «рисование — это мощное средство самовыражения, которое помогает осуществить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств» [18]. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, бесконечно. Цель наших занятий независимо от методов, приемов и технологий, используемых на занятиях, — помочь ребенку начать осознавать себя и свое существование в окружающем мире. Содействие нормальному развитию и личностному росту ребенка является составной частью наших занятий.
Ребенок в большей степени живет чувствами: он приходит в восхищение от нового осознания запаха и звука, света и цвета, вкуса и ощущения от прикосновения. Он наслаждается чувствами и преуспевает в этом. Когда ребенок начинает осознавать свое тело, он узнает, что может прикасаться к предметам, доставать их, хвататься за них, ронять их. Он двигает ногами, руками и телом, контролирует движения и овладевает ими в совершенстве. В то время как его тело и ощущения достигают новой ступени совершенства, то же происходит и с чувствами. Ребенок не делает никаких усилий, чтобы скрыть свои чувства, он выражает их целиком. Он узнает те звуки, которые слышал, а затем начинает отдавать себе отчет в том, что уже может начать устанавливать связь с другими людьми, чтобы дать знать о своих потребностях сначала звуками, потом словами. По мере развития интеллекта он начинает проявлять любопытство, выражать мысли.
Н. Басина, О. Суслова считают, что «природа ребенка и природа искусства во многом родственны, в первую очередь — чувственным аспектом познания» [З]. Поэтому наша цель — помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.
На протяжении всего курса обучения мы определяем для себя следующие задачи:
1. Развитие чувственности, воображения, ассоциативного мышления и творческой деятельности:
— формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, осязания, вкуса и обоняния) на основе сенсорных этапов;
— расширение эмоционального опыта ребенка;
— формирование представлений о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах на основе природного и неприродного материалов.
2. Научение взаимодействию и восприятию искусства:
— формирование отношения к цвету, звуку, движению, линии, форме;
— развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства;
— постижение специфики законов, по которым строится произведение искусства;
— реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов в материале по законам искусства;
— формирование умения выразить свое переживание и ощущение телом, мимикой, взглядом, словом и с помощью изобразительных средств;
— развитие умения осознавать свои внутренние переживания, навыков самоанализа, способности экспериментировать.
Чтобы решить названные задачи, необходим весь арсенал педагогических методов и средств, установление тесных и постоянных контактов с детьми, на занятиях в изостудии мы максимально загружаем все пять сенсорных систем ребенка (зрение, слух, осязание, вкус и обоняние); применяем арт-терапевтические техники (работа с природными материалами, использование музыки, движений тела, релаксационные и медитационные приемы, игровые психокоррекционные методы); осуществляем сенсорную ориентацию ребенка для установления с ним доверительных отношений.
Здоровое непрерывное развитие чувственных ощущений и интеллекта ребенка — основа его «Я».
Неотъемлемой частью в работе являются создание у ребенка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.
Человек, работающий с детьми, должен обладать следующими качествами: любить детей, благожелательно к ним относиться, уметь устанавливать доверительные отношения, иметь представления об особенностях их развития, наиболее важных процессах, присущих определенному возрасту. Необходимо учитывать различные формы снижения способности к научению, которыми страдают дети и которые часто вызывают побочный эффект. Обучающий должен действовать решительно, инициативно, но не назойливо, проявляя мягкость и деликатность.
Подход, на котором построена программа, — это своего рода педагогический самомониторинг. Вы не будете делать ошибок, если у вас добрые намерения и если вы принимаете ребенка с уважением и вниманием таким, каков он есть. Поступая таким образом, вы можете установить контакт с любым ребенком и добиться успеха. Дети открывают свои души только тогда, когда чувствуют себя с вами в безопасности.
5. Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира
Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в передаче художником своего внутреннего «Я», собственного взгляда на мир. Развитие чувственности напрямую связано с основами художественной грамотности.
Детям важны беседы о чувствах. Им необходимо знать, какие существуют чувства, что с их помощью можно выразить, как ими можно делиться. Дети должны знать, что существует много способов выражения чувств и их оттенков. На занятиях ребенок узнает, что органы чувств дают сигналы об изменениях в окруающей среде и в его организме посредством ощущений. Наша поза и ритм дыхания отражают то, что мы чувствуем. На занятиях с помощью жестов, мимики и различных поз дети учатся выражать определенные эмоции, настроения: обиду, хитрость, спокойствие, слабость, горе, злость, гнев, радость, стыд, гордость, испуг, расстроенность, одиночество, любовь, симпатию, ревность, зависть, удовольствие и др.
Прежде чем нарисовать портрет любого героя, мы описываем его характер, выражаем свои эмоции по отношению к образу. Рассказываем детям, как изменяются черты лица в зависимости от нашего настроения. Много говорим о цвете, который помогает выражению эмоций. Учимся на палитре подбирать гамму цветов и оттенков как для добрых и счастливых образов, так и для коварных и жестоких. Соответственно получаем такие оттенки и цвета:
желтый, оранжевый, охристый, розовый, светло-зеленый, серо-желтый — для положительных героев; красный, фиолетовый, коричневый, серый, черный, голубой, темно-зеленый, синий и др. — для отрицательных героев.
Мы учимся прислушиваться к себе, к нашим чувствам. Иногда какое-то шестое чувство подсказывает и ведет художника в его работе над картиной. Это непонятное чувство можно назвать интуицией. Зачастую художник не может объяснить создание восхитительной, необыкновенно чистой и прозрачной цветовой гаммы — он получил ее интуитивно. Интуицию можно назвать чутьем, возникающим, скорее, помимо разума. Иногда наше тело познает истину раньше, чем сформируются мысли и слова.
Интуицией обладают все маленькие дети. Это чувство особенно важно для будущих художников, и оно нуждается в развитии. Его можно тренировать и совершенствовать подобно остальным чувствам. Слух и зрение, обоняние, вкус и осязание мы зачастую рассматриваем как нечто само собой разумеющееся, хотя у всех нас имеется гораздо больше потенциальных возможностей их использования, чем мы думаем. Чувство интуиции имеет широкий диапазон и может включать в себя такие процессы, как воображение, фантазирование, предвидение и др. Возможно, интуиция имеет отношение к той части нашей внутренней сути, которая простирается за границы тела и разума. Упражнения, включающие фантазию и опыт построения образов, повышают уровень интуиции человека.
Создание мысленных картин во время прослушивания музыки, шумов, путем осязания разных объектов и пробы на вкус с закрытыми глазами, вдыхания ароматов — хороший пример упражнений, способствующих самораскрытию, поиску новых сторон естества, росту личности.
II. ОРГАНИЗАЦИЯ
ТВОРЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1. Комплектование групп
Группы четырехлетних детей комплектуются с учетом желания родителей и, что немаловажно, детей. Ребенок сам осознает, хочет он заниматься изодеятельностью или нет. Сомневающиеся или нерешительные дети могут посетить одно-два занятия и принять решение. Формируются отдельные группы праворуких и леворуких детей. В группе правшей обычно 8—10 человек, а левшей — 6—8 человек. Обоснованием такой наполняемости групп служат психофизиологические особенности доминирующего полушария, наличие определенных методов и технологий педагога, его потенциал, техническое оборудование кабинета.
Занятия проходят в вечернее время, после возвращения из детского сада. Мы учитываем, что проведенный день в детском саду делает ребенка очень активным (агрессивным). Поэтому используем такие техники, как медитация и релаксация, способствующие сначала расслаблению, отдыху, а затем активизации целенаправленной деятельности.
Занятия проходят два раза в неделю. Одно занятие длится 1 ч и состоит из двух частей — по 30 мин каждая. Этого времени достаточно, чтобы дети настроились на изобразительную деятельность. Занятие включает в себя игровые медитационные и релаксационные приемы, двигательную пластику, просмотр экспонатов флоры и фауны, репродукций картин художников, слайдов и видеофильмов, слушание музыки и собственно изодеятельность (в некоторых случаях в качестве дополнения могут быть лепка, работа с песком и водой, составление коллажей и др.).
2. Индивидуально-образовательный маршрут
На первом собрании с родителями новичков мы определяем детей в группы по наблюдениям родителей: рисующих и владеющих правой рукой — к правшам, а рисующих и владеющих левой рукой — к левшам (см. приложение с. 185). Далее это деление носит
чисто условный характер, поскольку в процессе исследования мы пришли к первому и главному выводу: нельзя механически делить людей на лево- и правополушарных. И степень, и характер владения левой рукой .могут быть весьма разными, что предполагает устойчивую доминирующую активность левого или правого полушария. Существование контрастных стилей — упрощение, оба полушария здорового мозга работают вместе, образуя целостную систему.
Программа изостудии предусматривает выделение и формирование трех индивидуально-образовательных маршрутов на основе итогов диагностики.
I маршрут предназначен для детей особой психолого-педагогической поддержки и заботы (с трудностями в психологическом развитии).
II маршрут — для детей с нормальным психологическим развитием и хорошими способностями.
III маршрут — для одаренных детей.
Главная задача педагога в работе с детьми I маршрута — создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, установление с ними доверительных отношений, подбор специальных коррекционных упражнений и психотерапевтических игр, которые способствуют нормальному психическому развитию и личностному росту. Путем индивидуальных и групповых занятий педагог постоянно создает ситуацию успеха ребенка, которая в дальнейшем помогает ему свободно выражать свои мысли и чувства на листе при рисовании. Такие дети требуют постоянного внимания и помощи со стороны педагога. Его улыбка, ласковое слово, нежное прикосновение — все это способствует адаптации ребенка, вере в свои силы и свободе самовыражения. На занятиях в группе педагог ставит перед детьми посильную задачу, возможно, отличающуюся от задач для других детей (это задания репродуктивного типа). Пусть ребенок нарисует только один объект, но сделает это самостоятельно и чувственно. Похвала в присутствии других детей и родителей принесет таким детям в дальнейшем раскрепощенность, свободу и уверенность в своих силах и действиях.
Взаимодействие с детьми II маршрута осуществляется преимущественно на групповых занятиях. Ребята хорошо и результативно работают, овладевают навыками изобразительной грамоты и набираются опыта для личностного роста. Обычно с такими детьми нет особых хлопот, и при большой заинтересованности со стороны родителей, поддержке увлечений ребенка, а самое главное, при грамотном взаимодействии педагога процесс даст хороший результат.
Дети III маршрута обладают высоким интеллектом и креативностью, а также уникальными способностями. Индивидуальные занятия с одаренными детьми носят психотерапевтический и развивающий характер. Специально подобранные игры и упражнения помогают им получить навыки коммуникации со сверстниками, а также решить некоторые личностные проблемы и укрепить психологическое здоровье.
Наряду с психотерапевтическими техниками педагог на индивидуальных занятиях создает условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей. В первую очередь это создание творческой атмосферы, в которой происходит саморазвитие свободной и активной личности.
На индивидуальных занятиях одаренные дети получают дополнительные, более глубокие сведения изобразительной грамоты, а самое главное — приобретают возможность неограниченного творчества, в которое вкладывают свои нестандартные замыслы. На групповых занятиях они имеют возможность показать свои творческие способности. Делая работу очень быстро, одаренные дети по своему желанию создают на занятии две работы или одну, в оставшееся время помогают другим детям или просто отдыхают. Главное — это задания творческого характера, требующие самостоятельного поиска.
Независимо от реализации индивидуального творческо-обра-зовательного маршрута, педагог для всех детей, учитывая их высокую двигательную активность и эмоциональность восприятия мира, создает специальную образовательную среду. Соответственно организуются пространства, обеспечивающие возможность неограниченной двигательной активности, где дети могут бегать, лазать, прыгать, ползать. Такая среда насыщается также эмоционально значимыми, символическими, красочными предметами:
игрушками, картинами и др.
Общие цели индивидуального маршрута можно сформулировать следующим образом: 1) открытие новых перспектив перед каждым ребенком; 2) обогащение его как личности, помощь в адаптации к обществу; 3) развитие в нем жажды открытий, уверенности в своих силах и в себе; 4) поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка художественной одаренности; 5) активное вовлечение родителей в творческий процесс и превращение их в союзников педагога.
Индивидуальный маршрут непосредственно и в первую очередь учитывает уровень физического и психического здоровья;
возможности ребенка (уровень готовности к освоению программы); его и родителей потребности (их интересы и планы); ярко выраженные специальные способности.
Для определения индивидуального творческо-образовательного маршрута среди детей-левшей важно иметь в виду, что характер и степень выраженности асимметрии могут быть разными, что мы имеем дело лишь с тем или иным преобладанием правого или левого полушария.
Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности он выполняет левой рукой. Однако нужно иметь в виду, что у большинства детей до определенного возраста бывает трудно определить доминирование той или иной руки.
В четыре года (а именно с этого возраста мы принимаем детей в студию) формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки.
3. Организация занятия
На занятии ребенок последовательно проживает несколько этапов
взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом. I этап — психологическое вхождение в занятие. II этап — познавательный, или знакомство с неизвестным
(новым): игры, релаксация и медитация, работа с наглядными
пособиями, слайд-фильмы, элементы арт-терапии. III этап — практический, или работа в материале. IV этап — завершающий, или психофизическая разгрузка: арт-
и психотерапевтические игры, аудиотренинги, взаимодействие с
родителями и т.п.
Важно учитывать при планировании занятий, что I и IV этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи ребенка напрямую зависят от того, насколько плавно, незаметно, тонко педагог введет его в особый мир искусства, царящий на занятии. Завершающий этап должен способствовать удовлетворению потребности ребенка на данный момент.
Во время занятия этапы могут меняться местами, могут появляться новые или поочередно повторяться между собой — все зависит от прогнозирования результата деятельности.
4. Взаимодействие с родителями
При работе с ребенком одна из задач педагога — установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок
имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него
очень важно.
Результаты диагностического отслеживания и тестирования доводятся до сведения родителей на каждом этапе в развернутом виде. Каждое занятие с детьми завершается 5—10-минутной встречей с родителями, где им раскрываются цель занятия, его задачи и успехи каждого ребенка. Педагогу необходимо заручиться родительской поддержкой, заинтересовать их в результативности учебно-воспитательного процесса.
Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Коллективная работа требует особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко
ранить отца или мать.
В работе с родителями лучше не сравнивать детей друг с другом; находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души; уметь устанавливать гибкие, доверительные, доброжелательные отношения с родителями; доступным языком доводить до них результаты диагностического отслеживания; учитывать рекомендации родителей; привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу (в качестве оператора видеосъемки занятий, помощника в изготовлении необходимых инструментов и др.).
Необходимо осуществлять связь роди т ел и <-> ребенок <-> педагог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов).
III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Особый Контингент студии - левши
Почти половину всех занимающихся составляют дети-левши. Проблемой развития творческого потенциала левшей я начала заниматься в 1991 г. Сначала это не были специально подобранные группы. Из пятнадцати ребят в группе двое-трое были левшами. Их творческие работы поражали, приводили в восторг: необыкновенные цветовые пятна, контрастные и экспрессивные (размашистый широкий мазок, мазки в разных направлениях различной величины). В таких работах чувствовались душа ребенка, его эмоциональная широта. Дети были свободны в выражении чувств на листе: когда не хватало технических навыков работы кистью, на помощь приходили пальцы. В порыве эмоций часто выливалась вода из баночки на работу, ра<