Светлана Константиновна Кожохина

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР ИСКУССТВА

Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

Редакторы В. В. Амельченко, С. В. Малинина Корректоры Г. В. Абатурова, Н. А. Саморезова Художник Н. С. Костюк Компьютерная верстка И. А. Забелиной Диапозитивы текста изготовлены в ТЦ Сфера.

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00. Гигиенический сертификат № 77.ФЦ.8.953.П.255.3.99 от 26.03.1999 г.

Подписано к печати 20.12.01. Формат 60х90'/^. Бумага офсетная. Гарнитура Тайме. Печать офсетная. Усл. п. л. 12,0. Тираж 10000 экз. Заказ № 1770.

Издательство «Т Ц Сфера». 129164, г. Москва, Маломосковская ул., 21. Тел.: 216-37-72, 107-59-15.

Отпечатано с готовых диапозитивов в ФГУП ордена «Знак Почета» Смоленской областной типографии им. В. И. Смирнова. 214000, г. Смоленск, проспект им. Ю. Гагарина, 2. Тел.: 3-01-60; 3-46-20; 3-46-05.

18ВN 5-89144-221-3 © 000 «ТЦ Сфера», 2002

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

I. МИР МОЕГО «Я»: АВТОРСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКА

1. Изостудия - особый детский мир

Изостудии, о которой пойдет речь, более 10 лет. Через ее сте­ны прошли очень многие дети. Вначале занятия, проводимые в студии, строились на основе программ, разработанных ведущими специалистами по изобразительному искусству. Но чего-то не хватало в этих программах.

За моими плечами был художественно-графический факуль­тет института, но недоставало психологических знаний. Продол­жая экспериментировать в процессе новых занятий, я окончила Высшую школу практической психологии профессора В. В. Нови­кова, стала магистром практической психологии. И я стала ду­мать о создании совершенно новой образовательной модели. Она воплотилась в психолого-педагогическую лабораторию — изосту­дию «Синяя птица».

Изостудия — это особая среда, способствующая развитию эмоционально-чувственного мира ребенка, где он ощущает себя защищенным и свободным в своих суждениях. Здесь могут вза­имодействовать, развиваться и обучаться дети разного уровня развития, различного социального положения, т.е. одаренные и с ограниченной патологией, с отставанием в психическом развитии; левши и правши; дети из обеспеченных и малоиму­щих семей.

Главная цель для педагога — это психологическое здоровье каждого ребенка. Если ребенок испытывает какие-либо затрудне­ния (неуверенность, незащищенность, агрессивность, нестабиль­ность, беспокойство и тревога), то это отражается в его рисунке.

Достичь психологического здоровья ребенка нам помогают игры:

психокоррекционные, арт-терапевтические, психотерапевтические и развивающие. Многие игры заимствованы нами у российских и зарубежных авторов и адаптированы к условиям изостудии. В про­цессе игры мы формируем личностные качества ребенка, разви­ваем его эмоционально-чувственную сферу.

Особый микроклимат изостудии способствует взаимодействию педагога с детьми и родителями, формирует у детей коммуника­тивные способности; приобщает их к миру взрослых, развивает у них художественный вкус, эстетическую восприимчивость.

Хочется отметить такую особенность занятий: все игры, уп­ражнения и техники подчинены единой теме, осваиваемой на данном этапе. Например, если мы рисуем кошек, то играть мы будем в кошки-мышки, слушать аудиотренинг «Котенок», смот­реть слайд-фильм «Кошачий вернисаж», представлять себя котом и говорить от имени кота, т. е. выдерживается общая тематика. Соответственно каждая тематика, игра или упражнение несут свою нагрузку (психокоррекция, развитие представлений об окружаю­щем мире, формирование эстетических и художественных качеств личности, формирование внутреннего «Я»).

Анализируя изобразительную деятельность, мы пришли к вы­воду о совместимости таких видов искусства, как музыка, лите­ратурное творчество, драматургия, скульптура, танцы.

Поэтому наша программа универсальна в том плане, что по­зволяет независимо от вида деятельности и структурного объеди­нения включать элементы других видов искусства для более ре­зультативного процесса и более яркого продукта детского твор­чества.

По-настоящему творческий и талантливый человек уникален во многих областях искусства. Например, Леонардо да Винчи был гениальным художником, архитектором и философом, а имена наших современников говорят сами за себя: Никита Михалков — актер, режиссер, политик; Муслим Магомаев — певец, худож­ник, программист (компьютерщик); Елена Проклова — актриса и художник.

Арсенал игр, упражнений и техник, используемый в изосту­дии, огромен. Он включает в себя индивидуальные, парные и коллективные игры, техники, предполагающие использование игрушек, кукол-марионеток, природного материала (глина, пе­сок, вода), методики релаксационного и медитационного харак­тера, а также сочинение историй, разные формы художественной экспрессии.

Хочется предостеречь тех педагогов, которые, поверхностно познакомясь с арт- и психотерапевтическими техниками, пред­ставленными в книге, и не имея никакого психологического образования и опыта, попытаются применить их на практике. Вряд ли они смогут избежать серьезных затруднений. Но не сто­ит отчаиваться: совместно с психологом-профессионалом мож­но преодолеть эти затруднения.

Дети и взрослые — студийцы «Синей птицы» — полюбили истории странствующих суфиев, зачитываемые педагогом. Используя эти сказки-притчи, учителя-дервиши развивали в своих учени­ках восприятие, недоступное обычным людям. Так же и мы ис­пользуем эти истории для того, чтобы помочь ребенку разобрать­ся

в реальной сложной ситуации на примере сказки-притчи. Сборник историй странствующих суфиев содержит притчи на все случаи жизни.

Более трети всех детей, занимающихся в изостудии, — левши. Объединить, выявить «правополушарных» детей, дать возмож­ность развиться их творческому началу, основываясь на домини­рующем правом полушарии головного мозга, помочь родителям учитывать психологические особенности своих детей — вот та задача, которую решают автор и его коллеги.

Большая часть труда посвящена разработанному автором ком­плексу занятий с «правополушарными» детьми.

Несомненно, особый мир изостудии определяется помимо ска­занного наличием всего необходимого для взаимодействия с детьми.

Это могут быть:

— стены с покрытием, позволяющим прикреплять скотчем детские работы;

— натянутые под потолком струны для демонстрации творче­ских работ;

— одна-две задрапированные стены для монтажа детских вы­ставок;

— теплое покрытие на полу для работы лежа (например, утеп­ленный линолеум или легко сворачиваемый ковер), передвигае­мые столы и стулья;

— технические средства (графопроектор, диапроектор, музы­кальный центр с микрофоном, маркерная доска, аудиокассеты с записями);

— материалы для арт- и психотерапевтической работы (тазы большие и маленькие, настольные лампы, торшер, свечи, арома­тические палочки, набор пузырьков с запахами, пластинки с разными поверхностями, емкости с голубой глиной, природным песком);

— ящик с камнями, коробка с ракушками, заспиртованные образцы фауны (лягушки, рыбы, змеи, тритоны, ящерицы), гер­барий, коллекция жуков и бабочек;

— художественные материалы: кисти беличьи и щетинные, большие и маленькие; гуашь, акварель, темпера; масляные, ак­варельные, анилиновые краски; гелевые ручки; маркеры; флома­стеры; акварельные и пастельные карандаши, цветные каранда­ши, восковые мелки, уголь и сангина; картон, белая и цветная бумага различных форматов; разный клей; мольберт, планшет, подрамники; ткань разного цвета и разной фактуры; всякая вся­чина для коллажа — кусочки ткани, кожи, меха, пуговицы, па­лочки, скрепки и др.; веревки, крючки для развешивания работ, багетные рамы со стеклами и без них.

Педагог должен уметь устанавливать с ребенком тесные, дру­жеские отношения; принимать его таким, какой он есть; сохра­нять атмосферу терпимости, чтобы ребенок чувствовал себя сво­бодно и мог, не стесняясь, выражать свои чувства; распознавать его эмоциональное состояние и учить осознавать свои пережива­ния; уважать его стремление самостоятельно решать свои пробле­мы и делать собственный выбор; не форсировать психотерапев­тический и творческий процесс; минимально ограничивать деятель­ность ребенка; уметь экспериментировать с разными художественными материалами; творчески нестандартно мыслить; хорошо владеть при­емами арт-, психотерапевтической и другой работы; быть хоро­шим профессионалом, уметь создавать собственные проекты. Кроме того, педагог должен не страшиться возможных ошибок и учи­тывать пожелания и рекомендации детей и родителей. Таким об­разом, особенностями среды изостудии определяются основные принципы развивающего обучения: проблемность, диалогичность и индивидуализация.

2. Маленький художник

Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрес­сивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чув­ственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

В дошкольном периоде особое значение имеет развитие образ­ных форм познания окружающего мира — восприятия, вообра­жения, образного мышления. Задача педагога — развить интерес к изобразительному искусству и потребность в нем.

Занятия в изостудии способствуют развитию чувственного аппа­рата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благо­приятен для совершенствования работы органов чувств, накопле­ния информации о качественном многообразии окружающего мира.

Желательно, чтобы в студию приходили дети начиная с четы­рехлетнего возраста. Тогда своевременно получат определенное раз­витие все стороны психики ребенка, будет заложен фундамент для дальнейшего роста, формирования основ личности. Стараясь управлять своим поведением и деятельностью, малыш учится пред­видеть ее результат и контролировать его достижение. Формиру­ется адекватность эмоций и чувств, навыки самооценки.

Ребенок может длительное время находиться без родителей, он самостоятелен, учится сам себя обслуживать. Включение в разные виды деятельности формирует у ребенка определенные навыки и умения, способности и личностные качества. Малыш активен в познавательной деятельности. Он способен правильно выразить свою мысль с помощью речи. У него «формируется произволь­ность психических процессов, то есть умение управлять ими, ставить цели познавательной деятельности и контролировать их достиже­ние» [27], как это отмечают Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина. В этом возрастном периоде совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, объема, пространства и времени.

Хочется отметить, что именно четырехлетние дети достаточно хорошо владеют карандашом и кистью как средством, передаю­щим настроение, эмоции и ощущения. Ребенок непосредственно передает свое отношение к изображаемому, обозначает на листе существенные признаки предмета, может заменить объект каким-либо знаком.

Все названные основные направления психического развития ребенка активно формируются на грани четырех лет, поэтому так важно не упустить этот момент и начать грамотно развивать ре­бенка как самодостаточную и творческую личность.

Н. Басина, О. Суслова указывают на то, что «маленький ребе­нок постигает окружающий мир через действие и, рисуя на лис­те, он действует» [З]. Дошкольник приобретает знания через тес­ный контакт с материальным миром. Именно в этом возрасте для ребенка не представляет особого труда спроецировать чувствен­ный опыт на цвет, линию, форму, звук и движение. По утверж­дению тех же авторов, «у маленького ребенка все каналы воспри­ятия открыты», а мы лишь помогаем ему сначала узнать, потом найти и извлечь самое ценное, что он хранит в себе, его чувства, а затем удивиться им и запомнить их.

Маленький ребенок говорит руками, не обладая пока возмож­ностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения сло­весно. Речью ребенка становится рисунок, умение творить на ли­сте. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.

3. Роль изобразительной деятельности в общем психическом развитии ребенка

По мнению В. Штерна, рисунок ребенка — отнюдь не изобра­жение конкретного воспринимаемого предмета, а изображение того, что он знает о нем. Детское искусство, считают психологи Лейпцигской школы комплексных переживаний, носит экспрес­сивный характер — ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует. Поэтому рисунок ребенка субъективен и часто непонятен постороннему человеку.

Для понимания детского рисунка очень важно исследовать не только продукт, результат рисования, но и сам процесс создания рисунка. Н.М. Рыбников отмечал, что для ребенка продукт изоб­разительной деятельности играет второстепенную роль. На пер­вый план для него выступает сам процесс создания рисунка. По­этому дети рисуют с большим увлечением. Маленькие дети изоб­ражают на бумаге мало, но при этом много говорят, жестикулируют. Только к концу дошкольного возраста ребенок начинает обра­щать внимание на рисунок как на продукт изобразительной дея­тельности.

Н.П. Сакулина считает, что к 4—5 годам выделяются два типа рисовальщиков: предпочитающие рисовать отдельные предметы (у них преимущественно развивается способность изображения) и склон­ные к развертыванию сюжета, повествования (у них изображение дополняется речью и приобретает игровой характер). Г. Гарднер называет их «коммуникаторами» и «визуализаторами». Для первых процесс рисования всегда включен в игру, драматическое дей­ствие, общение; вторые сосредоточиваются на самом рисунке, ри­суют самозабвенно, не обращая внимание на окружающее.

Это противопоставление можно проследить на конкретных де­тях, занимающихся в изостудии. Дети, склонные к сюжетно-игровому типу рисования, отличаются живым воображением, активнос­тью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настоль­ко велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная сторона развивается у этих детей хуже. Дети, сосредоточенные на изображении, активно воспринимают предметы и создаваемые ими рисунки, заботятся об их качестве.

Зная эти особенности, мы можем целенаправленно руково­дить творческими проявлениями детей.

По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельность, подобно игре, позволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако еще более важно то, что по мере овладе­ния изобразительной деятельностью у него создается внутренний идеальный план, который в раннем детстве отсутствует. В до­школьном возрасте внутренний план деятельности еще не полно­стью сформирован, он нуждается в материальных опорах, и ри­сунок — одна из таких опор.

Американские авторы В. Ловенфельд и В. Ломберт Бриттен счи­тают, что художественное воспитание оказывает огромное влия­ние на развитие ребенка. Ребенок может найти себя в рисовании, и при этом растормозится его развитие. У ребенка может про­изойти самоидентификация, возможно, впервые. При этом его творческая работа сама по себе может не иметь эстетического значения. Гораздо важнее изменение в его развитии.

По мнению Л.С. Выготского, мы должны рассматривать рису­нок с психологической точки зрения, как своеобразную детскую речь и предварительную стадию письменной речи.

Особо важно отметить экспрессивную функцию рисунка: в нем ребенок не только выражает свое отношение к действитель­ности, но и указывает, что для него является главным, а что второстепенным. В рисунке всегда присутствует эмоциональный и смысловой центры, благодаря чему можно управлять эмоционально-смысловым восприятием ребенка.

Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разно­стороннее овладение им наибольшим арсеналом движений, кото­рые совершенствуют функции центральной нервной системы. Если говорить о пластике, то мы считаем, что нужно делать упор на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, упражнений).

В связи с необходимостью развития у детей способностей вы­полнять тонкие манипуляции нужно отметить одно интересное обстоятельство — существование тесной взаимосвязи между ко­ординацией тонких, легких движений и речью. Исследования про­фессора М. Кольцовой показали, что речевая деятельность у де­тей частично развивается и под влиянием импульсов, поступаю­щих от пальцев рук. То же подтверждают многочисленные исследования других специалистов: уровень развития речи у де­тей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.

4. Основы взаимодействия с детьми

Работа с ребенком — это процесс, который требует осторож­ности и деликатности. Как утверждает В. Оклендер, «рисование — это мощное средство самовыражения, которое помогает осуще­ствить самоидентификацию и обеспечивает путь для проявления чувств» [18]. Число методов, облегчающих детям выражение их чувств с помощью рисования, бесконечно. Цель наших занятий независимо от методов, приемов и технологий, используемых на занятиях, — помочь ребенку начать осознавать себя и свое суще­ствование в окружающем мире. Содействие нормальному разви­тию и личностному росту ребенка является составной частью на­ших занятий.

Ребенок в большей степени живет чувствами: он приходит в восхищение от нового осознания запаха и звука, света и цвета, вкуса и ощущения от прикосновения. Он наслаждается чувствами и преуспевает в этом. Когда ребенок начинает осознавать свое тело, он узнает, что может прикасаться к предметам, доставать их, хвататься за них, ронять их. Он двигает ногами, руками и телом, контролирует движения и овладевает ими в совершенстве. В то время как его тело и ощущения достигают новой ступени совершенства, то же происходит и с чувствами. Ребенок не делает никаких усилий, чтобы скрыть свои чувства, он выражает их целиком. Он узнает те звуки, которые слышал, а затем начинает отдавать себе отчет в том, что уже может начать устанавливать связь с другими людьми, чтобы дать знать о своих потребностях сначала звуками, потом словами. По мере развития интеллекта он начинает проявлять любопытство, выражать мысли.

Н. Басина, О. Суслова считают, что «природа ребенка и приро­да искусства во многом родственны, в первую очередь — чув­ственным аспектом познания» [З]. Поэтому наша цель — помочь ребенку обрести личностную свободу и научить владеть языком искусства как средством чувственной и духовной ориентации в окружающем мире природы и человеческой культуры.

На протяжении всего курса обучения мы определяем для себя следующие задачи:

1. Развитие чувственности, воображения, ассоциативного мыш­ления и творческой деятельности:

— формирование чувственного аппарата (слуха, зрения, ося­зания, вкуса и обоняния) на основе сенсорных этапов;

— расширение эмоционального опыта ребенка;

— формирование представлений о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах на основе при­родного и неприродного материалов.

2. Научение взаимодействию и восприятию искусства:

— формирование отношения к цвету, звуку, движению, ли­нии, форме;

— развитие способности к построению ассоциативных анало­гий между образами действительности и звуковыми, плас­тическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства;

— постижение специфики законов, по которым строится про­изведение искусства;

— реализация ребенком своих ощущений, чувств и образов в материале по законам искусства;

— формирование умения выразить свое переживание и ощу­щение телом, мимикой, взглядом, словом и с помощью изобразительных средств;

— развитие умения осознавать свои внутренние пережива­ния, навыков самоанализа, способности экспериментиро­вать.

Чтобы решить названные задачи, необходим весь арсенал педа­гогических методов и средств, установление тесных и постоянных контактов с детьми, на занятиях в изостудии мы максимально загружаем все пять сенсорных систем ребенка (зрение, слух, ося­зание, вкус и обоняние); применяем арт-терапевтические техники (работа с природными материалами, использование музыки, дви­жений тела, релаксационные и медитационные приемы, игровые психокоррекционные методы); осуществляем сенсорную ориента­цию ребенка для установления с ним доверительных отношений.

Здоровое непрерывное развитие чувственных ощущений и ин­теллекта ребенка — основа его «Я».

Неотъемлемой частью в работе являются создание у ребенка ощущения собственной значимости, активизация его общения с внешним миром, развитие чувственного восприятия и умения использовать свой интеллект.

Человек, работающий с детьми, должен обладать следующи­ми качествами: любить детей, благожелательно к ним относить­ся, уметь устанавливать доверительные отношения, иметь пред­ставления об особенностях их развития, наиболее важных про­цессах, присущих определенному возрасту. Необходимо учитывать различные формы снижения способности к научению, которыми страдают дети и которые часто вызывают побочный эффект. Обу­чающий должен действовать решительно, инициативно, но не назойливо, проявляя мягкость и деликатность.

Подход, на котором построена программа, — это своего рода педагогический самомониторинг. Вы не будете делать ошибок, если у вас добрые намерения и если вы принимаете ребенка с уважением и вниманием таким, каков он есть. Поступая таким образом, вы можете установить контакт с любым ребенком и добиться успеха. Дети открывают свои души только тогда, когда чувствуют себя с вами в безопасности.

5. Развитие эмоционально-чувственного внутреннего мира

Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в передаче художником своего внутреннего «Я», соб­ственного взгляда на мир. Развитие чувственности напрямую свя­зано с основами художественной грамотности.

Детям важны беседы о чувствах. Им необходимо знать, какие существуют чувства, что с их помощью можно выразить, как ими можно делиться. Дети должны знать, что существует много способов выражения чувств и их оттенков. На занятиях ребенок узнает, что органы чувств дают сигналы об изменениях в окруающей среде и в его организме посредством ощущений. Наша поза и ритм дыхания отражают то, что мы чувствуем. На занятиях с помощью жестов, мимики и различных поз дети учатся выра­жать определенные эмоции, настроения: обиду, хитрость, спо­койствие, слабость, горе, злость, гнев, радость, стыд, гордость, испуг, расстроенность, одиночество, любовь, симпатию, ревность, зависть, удовольствие и др.

Прежде чем нарисовать портрет любого героя, мы описываем его характер, выражаем свои эмоции по отношению к образу. Рассказываем детям, как изменяются черты лица в зависимости от нашего настроения. Много говорим о цвете, который помогает выражению эмоций. Учимся на палитре подбирать гамму цветов и оттенков как для добрых и счастливых образов, так и для ковар­ных и жестоких. Соответственно получаем такие оттенки и цвета:

желтый, оранжевый, охристый, розовый, светло-зеленый, серо-желтый — для положительных героев; красный, фиолетовый, ко­ричневый, серый, черный, голубой, темно-зеленый, синий и др. — для отрицательных героев.

Мы учимся прислушиваться к себе, к нашим чувствам. Иногда какое-то шестое чувство подсказывает и ведет художника в его работе над картиной. Это непонятное чувство можно назвать ин­туицией. Зачастую художник не может объяснить создание восхи­тительной, необыкновенно чистой и прозрачной цветовой гам­мы — он получил ее интуитивно. Интуицию можно назвать чуть­ем, возникающим, скорее, помимо разума. Иногда наше тело познает истину раньше, чем сформируются мысли и слова.

Интуицией обладают все маленькие дети. Это чувство особен­но важно для будущих художников, и оно нуждается в развитии. Его можно тренировать и совершенствовать подобно остальным чувствам. Слух и зрение, обоняние, вкус и осязание мы зачастую рассматриваем как нечто само собой разумеющееся, хотя у всех нас имеется гораздо больше потенциальных возможностей их ис­пользования, чем мы думаем. Чувство интуиции имеет широкий диапазон и может включать в себя такие процессы, как вообра­жение, фантазирование, предвидение и др. Возможно, интуиция имеет отношение к той части нашей внутренней сути, которая простирается за границы тела и разума. Упражнения, включаю­щие фантазию и опыт построения образов, повышают уровень интуиции человека.

Создание мысленных картин во время прослушивания музы­ки, шумов, путем осязания разных объектов и пробы на вкус с закрытыми глазами, вдыхания ароматов — хороший пример уп­ражнений, способствующих самораскрытию, поиску новых сто­рон естества, росту личности.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ

ТВОРЧЕСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ПРОЦЕССА

1. Комплектование групп

Группы четырехлетних детей комплектуются с учетом жела­ния родителей и, что немаловажно, детей. Ребенок сам осознает, хочет он заниматься изодеятельностью или нет. Сомневающиеся или нерешительные дети могут посетить одно-два занятия и при­нять решение. Формируются отдельные группы праворуких и леворуких детей. В группе правшей обычно 8—10 человек, а лев­шей — 6—8 человек. Обоснованием такой наполняемости групп служат психофизиологические особенности доминирующего по­лушария, наличие определенных методов и технологий педагога, его потенциал, техническое оборудование кабинета.

Занятия проходят в вечернее время, после возвращения из детского сада. Мы учитываем, что проведенный день в детском саду делает ребенка очень активным (агрессивным). Поэтому ис­пользуем такие техники, как медитация и релаксация, способ­ствующие сначала расслаблению, отдыху, а затем активизации целенаправленной деятельности.

Занятия проходят два раза в неделю. Одно занятие длится 1 ч и состоит из двух частей — по 30 мин каждая. Этого времени доста­точно, чтобы дети настроились на изобразительную деятельность. Занятие включает в себя игровые медитационные и релаксацион­ные приемы, двигательную пластику, просмотр экспонатов фло­ры и фауны, репродукций картин художников, слайдов и видео­фильмов, слушание музыки и собственно изодеятельность (в не­которых случаях в качестве дополнения могут быть лепка, работа с песком и водой, составление коллажей и др.).

2. Индивидуально-образовательный маршрут

На первом собрании с родителями новичков мы определяем детей в группы по наблюдениям родителей: рисующих и владею­щих правой рукой — к правшам, а рисующих и владеющих левой рукой — к левшам (см. приложение с. 185). Далее это деление носит

чисто условный характер, поскольку в процессе исследования мы пришли к первому и главному выводу: нельзя механически делить людей на лево- и правополушарных. И степень, и характер владения левой рукой .могут быть весьма разными, что предпола­гает устойчивую доминирующую активность левого или правого полушария. Существование контрастных стилей — упрощение, оба полушария здорового мозга работают вместе, образуя целост­ную систему.

Программа изостудии предусматривает выделение и формиро­вание трех индивидуально-образовательных маршрутов на основе итогов диагностики.

I маршрут предназначен для детей особой психолого-педагоги­ческой поддержки и заботы (с трудностями в психологическом развитии).

II маршрут — для детей с нормальным психологическим раз­витием и хорошими способностями.

III маршрут — для одаренных детей.

Главная задача педагога в работе с детьми I маршрута — со­здание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, установление с ними доверительных отношений, подбор специ­альных коррекционных упражнений и психотерапевтических игр, которые способствуют нормальному психическому развитию и личностному росту. Путем индивидуальных и групповых занятий педагог постоянно создает ситуацию успеха ребенка, которая в дальнейшем помогает ему свободно выражать свои мысли и чув­ства на листе при рисовании. Такие дети требуют постоянного внимания и помощи со стороны педагога. Его улыбка, ласковое слово, нежное прикосновение — все это способствует адаптации ребенка, вере в свои силы и свободе самовыражения. На занятиях в группе педагог ставит перед детьми посильную задачу, воз­можно, отличающуюся от задач для других детей (это задания репродуктивного типа). Пусть ребенок нарисует только один объект, но сделает это самостоятельно и чувственно. Похвала в присут­ствии других детей и родителей принесет таким детям в дальней­шем раскрепощенность, свободу и уверенность в своих силах и действиях.

Взаимодействие с детьми II маршрута осуществляется преиму­щественно на групповых занятиях. Ребята хорошо и результатив­но работают, овладевают навыками изобразительной грамоты и набираются опыта для личностного роста. Обычно с такими деть­ми нет особых хлопот, и при большой заинтересованности со стороны родителей, поддержке увлечений ребенка, а самое глав­ное, при грамотном взаимодействии педагога процесс даст хоро­ший результат.

Дети III маршрута обладают высоким интеллектом и креатив­ностью, а также уникальными способностями. Индивидуальные занятия с одаренными детьми носят психотерапевтический и раз­вивающий характер. Специально подобранные игры и упражне­ния помогают им получить навыки коммуникации со сверстни­ками, а также решить некоторые личностные проблемы и укре­пить психологическое здоровье.

Наряду с психотерапевтическими техниками педагог на инди­видуальных занятиях создает условия для развития и реализации потенциальных способностей одаренных детей. В первую очередь это создание творческой атмосферы, в которой происходит само­развитие свободной и активной личности.

На индивидуальных занятиях одаренные дети получают до­полнительные, более глубокие сведения изобразительной грамо­ты, а самое главное — приобретают возможность неограниченно­го творчества, в которое вкладывают свои нестандартные замыс­лы. На групповых занятиях они имеют возможность показать свои творческие способности. Делая работу очень быстро, одаренные дети по своему желанию создают на занятии две работы или одну, в оставшееся время помогают другим детям или просто отдыхают. Главное — это задания творческого характера, требующие само­стоятельного поиска.

Независимо от реализации индивидуального творческо-обра-зовательного маршрута, педагог для всех детей, учитывая их вы­сокую двигательную активность и эмоциональность восприятия мира, создает специальную образовательную среду. Соответствен­но организуются пространства, обеспечивающие возможность не­ограниченной двигательной активности, где дети могут бегать, лазать, прыгать, ползать. Такая среда насыщается также эмоцио­нально значимыми, символическими, красочными предметами:

игрушками, картинами и др.

Общие цели индивидуального маршрута можно сформулировать следующим образом: 1) открытие новых перспектив перед каж­дым ребенком; 2) обогащение его как личности, помощь в адап­тации к обществу; 3) развитие в нем жажды открытий, уверен­ности в своих силах и в себе; 4) поощрение и стимулирование индивидуальных интересов и способностей, поддержка художе­ственной одаренности; 5) активное вовлечение родителей в твор­ческий процесс и превращение их в союзников педагога.

Индивидуальный маршрут непосредственно и в первую оче­редь учитывает уровень физического и психического здоровья;

возможности ребенка (уровень готовности к освоению програм­мы); его и родителей потребности (их интересы и планы); ярко выраженные специальные способности.

Для определения индивидуального творческо-образовательного маршрута среди детей-левшей важно иметь в виду, что харак­тер и степень выраженности асимметрии могут быть разными, что мы имеем дело лишь с тем или иным преобладанием правого или левого полушария.

Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности он выполняет левой рукой. Однако нужно иметь в виду, что у большинства детей до определенного возраста бывает трудно определить доминирова­ние той или иной руки.

В четыре года (а именно с этого возраста мы принимаем детей в студию) формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование пра­вой или левой руки.

3. Организация занятия

На занятии ребенок последовательно проживает несколько этапов

взаимодействия: с миром искусства, с детьми, с педагогом. I этап — психологическое вхождение в занятие. II этап — познавательный, или знакомство с неизвестным

(новым): игры, релаксация и медитация, работа с наглядными

пособиями, слайд-фильмы, элементы арт-терапии. III этап — практический, или работа в материале. IV этап — завершающий, или психофизическая разгрузка: арт-

и психотерапевтические игры, аудиотренинги, взаимодействие с

родителями и т.п.

Важно учитывать при планировании занятий, что I и IV этапы необходимы на каждом занятии, так как успехи ребенка напря­мую зависят от того, насколько плавно, незаметно, тонко педа­гог введет его в особый мир искусства, царящий на занятии. За­вершающий этап должен способствовать удовлетворению потреб­ности ребенка на данный момент.

Во время занятия этапы могут меняться местами, могут появ­ляться новые или поочередно повторяться между собой — все зависит от прогнозирования результата деятельности.

4. Взаимодействие с родителями

При работе с ребенком одна из задач педагога — установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успе­хов у ребенка. Каждый его успех в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, благодаря чему ребенок

имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него

очень важно.

Результаты диагностического отслеживания и тестирования доводятся до сведения родителей на каждом этапе в развернутом виде. Каждое занятие с детьми завершается 5—10-минутной встречей с родителями, где им раскрываются цель занятия, его задачи и успехи каждого ребенка. Педагогу необходимо заручиться роди­тельской поддержкой, заинтересовать их в результативности учебно-воспитательного процесса.

Взаимодействие с родителями может быть индивидуальным и коллективным. Коллективная работа требует особой деликатности и осторожности, так как неточно сказанное слово может глубоко

ранить отца или мать.

В работе с родителями лучше не сравнивать детей друг с дру­гом; находить в каждом ребенке что-то хорошее и хвалить его от души; уметь устанавливать гибкие, доверительные, доброжела­тельные отношения с родителями; доступным языком доводить до них результаты диагностического отслеживания; учитывать ре­комендации родителей; привлекать по возможности родителей к творческо-образовательному процессу (в качестве оператора ви­деосъемки занятий, помощника в изготовлении необходимых ин­струментов и др.).

Необходимо осуществлять связь роди т ел и <-> ребенок <-> педа­гог, что позволит создать для детей условия самораскрытия (т.е. добиться успехов).

III. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Особый Контингент студии - левши

Почти половину всех занимающихся составляют дети-левши. Проблемой развития творческого потенциала левшей я начала за­ниматься в 1991 г. Сначала это не были специально подобранные группы. Из пятнадцати ребят в группе двое-трое были левшами. Их творческие работы поражали, приводили в восторг: необык­новенные цветовые пятна, контрастные и экспрессивные (разма­шистый широкий мазок, мазки в разных направлениях различ­ной величины). В таких работах чувствовались душа ребенка, его эмоциональная широта. Дети были свободны в выражении чувств на листе: когда не хватало технических навыков работы кистью, на помощь приходили пальцы. В порыве эмоций часто выливалась вода из баночки на работу, ра<

Наши рекомендации