Что делает ритуал особенным действием
1. Особенности места проведения. Этой цели можно достичь несколькими способами. Во-первых, можно прибегнуть к концентрации. Иными словами, в избранном месте проводится ритуал освящения, который символизирует, что это место становится особенным на все времена. Освященное место будет отныне защищено, наполнено благодатью и сохранит свои свойства навсегда. Так освящают, то есть делают особенными местами, кладбища, церкви и храмы. На Гавайях существует традиция освящать любые строения и участки земли.
Другим способом может быть выделение избранного места из окружающей среды. Можно выделить, как выделяют парк, построив ограду, можно выделить, использовав естественные условия местности, как поступили со Статуей Свободы, установив ее на острове. Можно выделить, подчеркнув специальное назначение, как это делается при строительстве школ. Кольцо деревьев и знаки, нарисованные на земле, также могут служить границей, отделяющей это место от остального мира. Самый простой способ выделить избранное место — встать в круг, взявшись за руки. Так легко и просто достигается ощущение, что это место особенное.
2. Специальные атрибуты. Оттенок исключительности ритуалу придают многие атрибуты, в первую очередь — одежда. С незапамятных времен одежда служит для подчеркивания атмосферы исключительности. Она может быть специально создана для ритуала: мантия, перевязи, униформа, головные уборы, маски, костюмы, или это специальные варианты обычной одежды — национальный костюм, классическое платье или смокинг.
Ювелирные украшения также придают ритуалу оттенок исключительности. Знаменитые гавайские гирлянды цветов, которые мы дарим в знак приветствия и почитания, по сути, являются именно такими украшениями. Цветы, флаги, мебель и различные приспособления служат специальными декорациями ритуала. Специальными ритуальными инструментами могут быть жезл, посох, чаши и кубки, кристаллы, статуэтки или другие предметы, используемые в ритуале. Иногда в ходе ритуала готовят специальные блюда, например рождественские печенья или hallah у иудеев — специальный хлеб, выпекаемый на шаббат или другие праздники. Но могут использоваться и обычные блюда, приготовленные с должной концентрацией и настроем специально к ритуалу.
Гавайские шаманы никогда не скрывали своего приоритета в изобретении плацебо — метода применения безвредных препаратов для успокоения больного, не оказывающих медикаментозного воздействия. Так, они давали больному одно из излюбленных гавайцами блюд и напоминали, что одно из значений его названия — he'e, что можно перевести как "убегать, спасаться бегством". Если он съест его, говорили шаманы, то болезнь «убежит» из его тела.
3. Специфические движения. Во время ритуала люди выполняют телодвижения, которые они никогда или почти никогда не делают в обычной жизни. Практически во всех ритуалах существуют специальные жесты, движения рук и ног, призванные подчеркнуть, усилить или благословить развивающееся действие. Главное лицо ритуала или все участники могут принимать специальные позы, как, например, при групповой медитации.
Есть и особые ритуальные танцы. Многим знакома гавайская хула, хотя бы в ее развлекательном современном варианте, называемом auwana. He все знают о существовании древнего ритуального варианта хулы — kahiko. И хотя его также начинают исполнять на публике, он все еще, в основном, используется для открытия церемонии и придания ритуалу весьма специфических черт.
4. Звуковые эффекты. Кроме звуковых эффектов, обозначающих начало и конец ритуала, существует группа эффектов, используемых в ходе его проведения. Прежде всего, это интонация. Ритуальные слова, произнесенные с обычной интонацией, не оказывают никакого воздействия. Нужен особый, «ритуальный» голос. Вспомните речи на торжественных церемониях или проповеди в храме, и вы поймете, что я имею в виду. Можно произносить фразы речитативом или усилить их ритмическое воздействие ударными инструментами, например барабанами или гавайскими инструментами, изготовленными из пустых тыкв. К звуковым эффектам также можно отнести музыку, но музыку особого рода, специально написанную и предназначенную исключительно для ритуалов или традиционно исполняемую в ходе них. Особый характер может заключаться в музыкальном стиле (церковные гимны), или в содержании (мелодия фольклорной песни "Зеленые рукава" стала основой песни "Кто это дитя?", исполняемой в канун Рождества), или подчеркивается составом инструментов. Так, на гавайских ударных инструментах, изготовленных из пустых тыкв, играют исключительно при исполнении ритуальной хулы. Содержание текста, положенного на музыку, также играет свою роль. Известную песню "Пусть будет мир" ("Let There Be Peace On Earth") можно исполнять в любой обстановке, но она оказывает огромное воздействие именно в обстановке ритуала. Сюда же можно отнести специальные слова, используемые исключительно в ритуалах, таких, как молитвы и благословения. Иногда используется особый язык. Им может быть любой язык, неизвестный большинству присутствующих: санскрит, японский, еврейский, латинский, гавайский или любой другой. Он оказывает воздействие, потому что непривычен для слуха. Но оно еще больше возрастет, если церемония будет сопровождаться хотя бы частичным переводом. Я перечислил все, что необходимо для успешного ритуала. Теперь посмотрим, как это действует на практике. Вот история, которая произошла не так давно. Одна группа, разбивавшая лагерь в горах Кокее, решила посетить остров Какуаи. Перед приездо м они прислали мне приглашение на праздник полнолуния в ночь на пятницу, который решили отметить на острове. Я посчитал это подходящим времяпрепровождением, и мы с женой согласились. После ужина и развлечений мы оказались у костра. Полная луна заливала своим светом окрестности, но усевшиеся в круг люди сидели неподвижно и молчали. Я недоумевал, когда же они начнут церемонию. Наконец их старший наклонился ко мне и спросил: "Может, вам пора начинать, как считаете?" Я был поражен. Я-то думал, что приглашен в качестве гостя, и был совершенно не готов к такому повороту. Тем более что у гаитян некоторые церемонии привязывают к циклам луны, но на Гаити никогда не справляют праздника Луны, тем более полнолуния. Я не знал, к какой традиции обратиться, но, как шаман, я знал, как правильно построить церемонию. Поэтому я попросил всех взяться за руки и обратился к Луне с молитвой. Затем пришлось благословить бочки, которые они изготавливали в лагере для собственного удовольствия. Я научил их одному заклинанию и закончил церемонию молитвой. Это произвело на них впечатление, и все остались довольны.
Еще один случай произошел в студенческом городке на Среднем Западе, в который я приехал на конференцию. Однажды вечером меня пригласили посмотреть ритуал индейского шамана. Что-то подсказало мне захватить с собой ожерелье из семян kukui и раковину-горн (специальные атрибуты), повязать на лоб повязку и одеть рубашку-алоха (ритуальную одежду). Когда я прибыл на место, там уже стояли, взявшись за руки, около ста человек (выделение места действия). Как только они увидели меня, они попросили меня войти внутрь круга вместе с оказавшимся здесь же шаманом-хасидом.
Индеец начал с громкого клича (мощное начало), а потом затряс своей погремушкой и стал перечислять семь сторон света, сначала на родном языке, а потом по-английски. Вслед за ним то же проделал хасид, аккомпанируя себе на тамбурине и произнося слова на иврите и английском. Мне пришлось присоединиться к ним, слова я произносил на гавайском и английском и трубил в раковину. В тот вечер у меня болела губа, и звук выходил не тот, что всегда, но публика не обращала на это никакого внимания. Церемония развивалась по знакомому сценарию: завязка, развитие и финал, и действие проходило с периодической сменой главных действующих лиц. Индеец увлек всех в танец — шаг вперед, шаг назад — а сам кружился внутри круга, размахивая своей погремушкой. За ним в пляс пустился хасид, грохоча тамбурином, а все участники подпевали ему на иврите. Затем настал мой черед. Я должен был продолжить в том же ключе, иначе бы все испортил, но в гавайской традиции не было ничего подобного. Тогда я, как истинный шаман, начал импровизировать. Прежде всего я заставил их распевать семь принципов гавайского шаманства, пританцовывая на месте, а сам прошелся по кругу в танце, отдаленно напоминавшим хулу. Ритуал закончился на той же ноте, что и начинался. Зрителям понравилось. Он произвел на них впечатление, потому что все условия были соблюдены.
Даже свои занятия я провожу как ритуал. Мы начинаем с формальной церемонии, благословляя место занятий. Перед этим, где бы оно ни проводилось, мы обводим его кругом. Я стараюсь оформить его в гавайской традиции, и на занятиях всегда звучит гавайская музыка. Одет я подобающим образом: на голове повязка, рубашка-алоха, ожерелье, в руках жезл. Занятия строятся так, чтобы их порядок был знаком и предсказуем, таким образом через включенность каждого достигается необходимое эмоциональное воздействие. И, естественно, занятия оканчиваются мощным формализованным финалом. Ритуальная основа позволяет значительно повысить качество обучения.
Предлагаю следующий план проведения ритуала:
1. Подготовка. На этом этапе вы готовите все необходимые инструменты и одежду, развешиваете декорации, подбираете музыку, продумываете все ходы ритуала и «огораживаете» место для его проведения. Большой ритуал может потребовать недели на подготовку. Может случиться, что вас, как когда-то меня, попросят провести его тотчас. Если вы прочли эту главу, у вас не возникнет никаких проблем. Своих учеников я предупреждаю за день о том, что нам предстоит провести ритуал. На занятии на непосредственную подготовку я отпускаю от пяти до пятнадцати минут. Если они успели усвоить основные правила ритуала, результат, как правило, бывает довольно неплохой.
2. Начало. Мощным началом может быть все — театральный жест, слова молитвы и приветствия, музыкальное вступление или некая процедура знакомства. Самое удачное начало я наблюдал на конференции в Новой Зеландии. Это был модифицированный вариант церемонии народа маори. Все происходило на открытом воздухе, хозяева выстроились в ряд на одном конце лужайки, а гости — на другом. Хозяева в несколько формализованной манере, нос элементами импровизации, стали по очереди обращаться с приветствием к земле и своим гостям. Гости, кто желал, стали отвечать на приветствия. Затем, гости друг за другом прошли вдоль ряда хозяев, обнимая и знакомясь с каждым. При этом те, кто уже обошел ряд, становились в него, таким образом все перезнакомились друг с другом, и хозяева с гостями, и гости между собой. Хотя процедура и заняла много времени, она была довольно полезна и всем доставила удовольствие.
3. Действие. На этом этапе вы просто делаете то, что необходимо, исходя из целей ритуала. Есть общее правило: чем короче действие, тем эффективнее ритуал, а чем больше оно затянуто, тем более громоздко выглядит ритуал. С другой стороны, бракосочетание так и останется самой официальной церемоний, как бы вы его ни сокращали. А вот Олимпийские игры, несмотря на размах и продолжительность, выглядят довольно неформально. Я имею в виду время от официального открытия и до закрытия Олимпиады.
4. Завершение. На этом этапе вы должны еще раз привлечь общее внимание и дать понять, что церемония окончена. Мощный финал, пусть он даже не будет неожиданным для зрителей, во многом определяет успех ритуала. Хорошее завершение усиливает взаимосвязь группы, делает ритуал запоминающимся и позволяет плавно переключиться с атмосферы ритуала на обычную жизнь. Кроме этого, вы даете знак зрителям, что они могут расходиться. Завершение ритуала может состоять из произнесения заготовленной фразы или молитвы. Его можно отметить и хоровым пением, и перезвоном колоколов, и ударом гонга или звуком флейты. Также подходят взаимные объятия и рукопожатия или старый добрый способ — аплодисменты. Далее в качестве примера я приведу несколько ритуалов, предназначенных для специальных целей. Они могут быть полезны современным, городским шаманам. Как всегда, оставляю за вами право изменять их, вносить новое или напрочь от них отказаться.
Ритуал целительства
Это очень эффективный, хотя и простой, ритуал группового целительства. Вам потребуется пара палочек, погремушек или кастаньет — назовем их ударными инструментами. Встаньте в круг, пусть в него сядет тот, кто нуждается в помощи. Таких может быть до четырех человек. Если их будет больше одного, они должны сесть спиной к спине. Пусть они настроятся на положительный результат ожидаемого целительства. Одному из сидящих в кругу дайте в руки палочки, он будет задавать ритм.
Начните ритуал торжественно, выразив желание и решимость излечить страждущего, и возьмитесь за руки. Дайте команду начать задание ритма. Следует использовать ритм 1/4 и так, чтобы он был в такт размеренным ударам сердца. Один из сидящих в круге использует ударные инструменты, а остальные в такт хлопают в ладоши. Это помогает сохранять их включенность в происходящее и удерживает внимание. Когда ритм станет устойчивым, начните двигаться по кругу, распевая заклинание в такт ритму. Слова можете придумать сами или использовать уже знакомое вам: "Будь в сознании, будь свободным, будь сосредоточенным, будь здесь, будь любимым, будь сильным, будь здоровым".
Какое бы заклинание вы ни исполняли, старайтесь делать паузы в один удар, чтобы не сбить дыхание. Для приведенного мною заклинания порядок может быть следующим:
1-2-3-4-5-6-7-пауза-1-2-3-4-5-6-7-пауза-1-2-3 и т. д.
Или:
1-пауза-2-пауза-3-пауза-4-пауза-5-пауза-6-пауза-7-пауза-1-пауза-2-пауза и т. д.
Цифрами я обозначил порядковый номер слова в фразе. Помните, что паузы делают поющие, но не задающий ритм — ритм не должен прерываться.
Продолжайте так, пока не ощутите, что песня рождается как бы сама собой. Это произойдет минут через пять. Затем пусть стоящий слева от вас войдет в круг и, коснувшись исцеляемого, обратится к нему с молитвой, благословением или ободрит его другими словами. Если там находятся несколько человек, для экономии времени он может обращаться ко всем сразу. После этого он выходит из круга, а стоящий слева от него занимает его место. Так продолжается до тех пор, пока внутри круга не побывают все. При этом не прерывайте песнопения и ритма.
Вы, как руководитель, входите в круг последним. Затем, дав еще минуту, обрываете ритм и пение возгласом: "Свершилось!" или, если хотите, по-гавайски: "Pau!" (произносится — "поу"). Завершите ритуал взаимными объятиями всех участников, естественно, включая и исцеляемых. Верните группу в нормальное состояние, предложив им обменяться своими впечатлениями.
И еще одна практическая рекомендация. Чтобы держать ритм, требуется значительная энергия и внимание. И вы можете обнаружить, что во время ритуала тот, кому это поручено, погружается в легкий транс и сбивается с ритма. Тогда вы, как руководитель, должны подхватить ритм и увеличить громкость пения группы. Как правило, это помогает вывести человека из транса.
Ключ к успеху этого ритуала — постоянное и сосредоточенное внимание. Поэтому вам, как руководителю, я рекомендую внимательно следить за происходящим.