Действия в экстремальной ситуации

Экстремальная ситуация характерна острым дефици­том времени. Вы не сможете взвесить все «за» и «про­тив», потому что надо срочно действовать. Станете ли вы думать, если на вас падает дерево? Конечно, нет. А как вы поступите? Природный механизм заставит вас побежать, но это будет неправильно. Правильно — отойти в сторону, чтобы оно упало рядом. Экстре­мальные ситуации бывают и другого рода. Например, вы бизнесмен и вам «на голову сваливается» налого­вая полиция. Надо срочно, не раздумывая, действо­вать. В экстремальной ситуации главное — не терять способность управлять собой. Однако управление со­бой в данном случае имеет свои особенности. Вам надо научиться:

Искусство управления собой

* мгновенно переходить из обычного расслабленно­
го состояния в состояние активное. Это можно срав­нить с умением мгновенно просыпаться;

* сохранять хладнокровие. Некоторых людей начи­нает буквально трясти, и они впадают в панику,
поддаваясь эмоциям;

* быстро получать доступ к энергии, к скрытым ре­сурсам. В экстремальной ситуации просто необхо­димо умение принимать интуитивные решения.

Боевой транс.Боевой транс — это состояние широ­ко используется мастерами восточных единоборств. В данном случае вы открываете себя внутренним ре­сурсам. Люди, прошедшие обучение искусству погру­жения в боевой транс, описывают это состояние при­мерно так: «Я почувствовал, что все мое тело, мой ра­зум действуют независимо от моей воли. Однако я знал, что все эти действия правильны». Я предлагаю вам научиться погружаться в состояние, в котором вас «ведут». Вы не занимаетесь обдумыванием каждого своего шага или движения, вы действуете на «автопи­лоте» с высокой точностью. Чтобы научиться пользо­ваться этим состоянием сознания, последовательно пройдите два этапа.

Первый этап. Вам надо научиться входить в состо­яние транса. Это потребует от вас навыка работы с об­разами и внутренними ресурсами.

1.Представьте, что вас окружает поле мощнейшей
энергии, наполняясь которой человек становится
непобедимым.

2. Откройтесь этой энергии, позвольте ей наполнить
ваше сознание. Почувствуйте себя сильным чело­
веком. Почувствуйте, что вам помогает не только
сила ваших мышц, но и высшие силы (дух, приро­да, Бог).

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

3. Почувствуйте, как эта энергия, словно крылья, под­нимает ваше сознание на новую высоту, с которой
вам лучше видно окружающий вас мир.

4. Представьте, что эта энергия сама ведет вас к побе­де — над конкретным человеком или проблемной
ситуацией.

Второй этап. Якорение — метод, с помощью кото­рого вы научитесь входить в транс мгновенно. Вам надо создать якорь. В качестве якоря используется движение или звук, который мгновенно вызывает в вас нужное изменение. Это своеобразный автоматизм, назначение которого — вызвать переход из обычного состояния сознания в измененное. Воинственный воз­глас бойца во время соревнования больше предназна­чен именно для этой цели, а не для устрашения про­тивника. Лучше всего работает комплексный якорь, в котором участвуют все три составляющие:

* жест — определенная удобная для вас поза;

* звук — короткое, звучное слово;

* образ — что-нибудь яркое и динамичное.

Войдите в транс, приняв трансовую позу, произне­ся звук, визуализировав образ. Когда у вас это полу­чится, считайте, что вы «заякорили» измененное со­стояние. Потренировавшись, вы научитесь входить в транс за считанные доли секунды.

Неадекватное поведение.Часто мы сталкиваемся с экстремальной ситуацией в лице агрессивно настро­енного человека. В этом случае и помогает неадекват­ное поведение. Этот метод основан на знании устрой­ства психики человека. Вспомним: действию всегда предшествует образ. Это значит, что, направляя на вас агрессию, человек ожидает от вас вполне определен­ной реакции. Однако ваше поведение может не со-

Искусство управления собой

впасть с его ожиданиями. В психологической литера­туре часто, приводится следующий пример: при встре­че с человеком вы в последний момент убираете руку, протянутую для рукопожатия. В этот момент человек, вместо руки ощутивший пустоту, на некоторое время буквально застывает. Психике требуется время, чтобы срочно найти замену стандартному, уже закрепивше­муся, образу рукопожатия. В этот промежуток времени человек недоступен для информации извне. Именно этим свойством пользовался вор-карманник Ручников из кинофильма «Место встречи изменить нельзя». Он хлопал дружески совершенно незнакомого чело­века. Тот на время «отключался», пытаясь вызвать в памяти воспоминания, связанные с этим «другом», а в это время его карманы методично опустошались.

Описываемое состояние является одним из видов транса. Оно характеризуется замедленной, реакцией на внешние раздражители, а иногда и полным ее от­сутствием. В это время вы можете взять в свои руки инициативу. Известен случай, произошедший еще в советские времена: девушка, оказавшаяся в лифте с насильником, вдруг запела гимн Советского Союза. После чего сказала грубым низким голосом: «Ну-ка быстро убрал свои причиндалы». Насилие не состоя­лось. В сознании преступника эта девушка никак не увязалась с образом испуганной и заплаканной жерт­вы. Теперь он оказался в экстремальной ситуации.

Список ожидаемых опасностей.Экстремальной ситуации можно дать еще и такое определение: ситуа­ция, в которой мы не знаем, что делать. Получается, если мы подготовимся к этой ситуации, она переста­нет для нас быть экстремальной. На семинарах, посвя­щенных экстремальным ситуациям, я как-то услы­шал: «Волков бояться — в лес не ходить». Это пра­вильно, однако подготовиться к встрече с ними все же

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

стоит. Охотник берет с собой ружье, автолюбитель покупает себе машину со встроенной подушкой безо­пасности, парашютист прыгает с запасным парашю­том. Если вы не умеете плавать, то глубокая река — безусловно, экстремальная ситуация. Если вы плавать умеете, — это ни с чем не сравнимое удовольствие. Чтобы не «утонуть»:

* составьте список возможных опасных ситуаций. Не стоит вносить туда конец света или падение метеорита на ваш дом. Внесите туда то, что может угрожать вам в реальности;

* выпишите все, что вы можете предпринять в слу­чае вашего столкновения с опасностью. Ищите не­обычные оригинальные решения, но и не пренеб­регайте старыми, испытанными методами.

Пользуйтесь опытом других людей. Существует большое количество изданий по обеспечению личной безопасности в экстремальных ситуациях. Эта книга не является пособием по поведению в случае опасно­сти. Этому посвящена значительная часть других моих книг: «Невидимая броня» и «Мастер жизни».

Обратитесь к Высшим силам.Есть особый вид эк­стремальных ситуаций — ситуации, когда вам нечего противопоставить надвигающейся опасности. Здесь вам поможет только одно — Бог. И это не метафора, и не шутка. На протяжении истории человечества было зафиксировано бессчетное количество случаев божественной помощи. Такие случаи происходят еже­дневно. Эзотерические источники говорят о подклю­чении к единому божественному разуму, который спо­собен помочь, взывающему к нему человеку. Людей, в большей степени способных взаимодействовать с Высшими силами, называют пророками, святыми, просветленными. В экстремальной ситуации, из кото-

Искусство управления собой

рой нет выхода, вам надо собрать всего себя для обра­щения к Богу и тогда он вам поможет.

Итоги

1.Действие — это результат наших мыслей, это внеш­нее, физическое отражение процессов, происходя­щих в вашем внутреннем мире. Непродуманное,
необоснованное действие может свести на нет все
предшествующие ему усилия и, тем самым, значи­тельно усложнить достижение поставленной цели.

2. Часто мы не можем решить проблему потому, что
неправильно ее формулируем. Избежать этого мож­но с помощью правильно поставленного вопроса.
Принимая решение, найдите причину прежних не­
удач. Таким образом, вы сможете избежать их в
будущем и избавиться от чувства неуверенности.
Сделайте так, чтобы ваше решение отвечало следу­ющему принципу: делать то, что приносит радость,
за что не будет стыдно.

3. Создайте образ уверенности. Он станет вашим скры­тым ресурсом, который поможет в тот момент, ког­да вам будет не хватать этого свойства личности.
Подвергайте сомнению свои стереотипы. Регуляр­но проверяйте, насколько соответствуют действи­тельности ваша цель и средства, выбранные для ее
достижения. Избавьтесь хотя бы от одной неоправ­данной траты энергии, и вы значительно облегчите
себе жизнь.

4. Экстремальная ситуация — это ситуация, в кото­рой у вас нет времени взвесить все «за» и «против»,
потому что надо срочно действовать. Научитесь
входить в состояние боевого транса. Это умение
поможет вам подключать свои внутренние ресур­сы. Если вы сталкиваетесь с агрессивно настроен­ным человеком, используйте метод «Неадекватное

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

поведение». С его помощью вы сможете остановить наступление и выиграть время. Если ситуация без­выходная, просите помощи у Высших сил. Искрен­няя молитва способна вызвать их помощь.

Мастерство общения

Есть люди, которых просто приятно послушать. Анек­дот, рассказанный таким человеком, смешней в два раза, его аргументы кажутся неопровержимыми, да и опровергать их как-то не хочется. Умение построить общение таким образом, чтобы к вам прислушива­лись — это искусство, которому можно научиться. Мы не всегда вольны выбирать себе партнера по общению, однако мы способны общаться так, чтобы нам это об­щение приносило удовольствие.

Люди воспринимают не только ваши слова, но и то, в какой форме вы их подаете. Американские психоло­ги подсчитали, что словесное или вербальное общение составляет примерно 1/6 воспринимаемой информа­ции. Остальные 5/6 мы передаем с помощью поз, ин­тонаций, мимики, дыхания, ритма, то есть невербаль­ных каналов общения. Слова могут быть двусмыслен­ными, но в сочетании с тем или иным жестом или интонацией они становятся однозначными. Невер­бальные каналы сообщают нам об эмоциональной сто­роне слов. Это значит, что мы можем судить об отно­шении к нам без «лишних разговоров». Когда у чело­века опущены плечи, нахмурены брови и поджаты губы, мы говорим, что он расстроен. А если кто-то сжал кулак, мы понимаем, что он агрессивно настроен. Эти знания можно использовать при общении. Опытный человек способен по желанию вызвать ваше расположение или, наоборот, разозлить вас. Например, я не раз видел, как незадачливый покупатель уходил

Искусство управления собой

от прилавка магазина совершенно не с тем, что он хотел купить. Искусством общения в совершенстве облада­ют многие профессиональные продавцы, известные политики, успешные бизнесмены, эстрадные гипно­тизеры и практически все психологи. Умение управ­лять невербальной стороной общения поможет вам вести разговор так, нужно именно вам. Это значит, что управлять процессом общения будете вы, а не ваш собеседник.

Личная зона.У человека есть три зоны общения. Первая зона, межличностная — расстояние от одного до двух метров вокруг вас. Это то расстояние, в преде­лах которого незнакомые люди не вызывают у нас дис­комфорта. Вторая зона, личная — примерно полметра, на этом расстоянии мы общаемся с коллегами или малознакомыми людьми. Третья, интимная зона -15 сантиметров и меньше. Вторжение незнакомого че­ловека в эту зону обычно вызывает рефлекторную аг­рессию. В интимную зону мы пускаем только самых близких нам людей. А теперь ответьте на вопрос: по­чему в переполненном трамвае все такие злые?

Размеры этих зон могут варьироваться в зависимо­сти от личных свойств человека. Например, у людей, живущих в большом городе личные зоны значитель­но меньше, чем у тех, кто живет за полярным кругом. Знание размеров своей личной зоны поможет вам пра­вильно построить общение. Например, вы всю жизнь прожили в Москве, а ваш партнер приехал из неболь­шой деревни под Курском. Понаблюдайте за собой и партнером во время вашего общения, вы увидите очень интересную картину. Время от времени ваш со­беседник совершенно неосознанно будет отступать от вас на полшага, а вы через некоторое время будете так же неосознанно делать эти полшага вперед. Потом он приедет домой и скажет: «Какой наглый москвич».

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

Как же правильно выбрать расстояние для обще­ния с незнакомым человеком? Есть несколько мето­дов, здесь я приведу один действительно удобный. При встрече обратите внимание на приветствие. Вы заметите, что одни люди при рукопожатии подходят очень близко. Другие слегка наклоняются вперед, что­бы не слишком приближаться. Третьи предпочитают вообще помахать издалека рукой. Естественное рас­стояние для приветствия, пожалуй, и будет удобным расстоянием для общения. Конечно, если вы столкну­лись в узком коридоре или, наоборот, разделены пе­шеходным переходом, то с выводами не стоит торо­питься.

Рукопожатие. Что вы почувствуете, если вместо руки при встрече вам сунут в руку мертвую рыбу? А если вашу руку зажать в тисках? Ощущения, мягко говоря, останутся неприятные. Именно поэтому очень важно освоить искусство рукопожатия. Некоторые люди сжимают руку так, что потом она долго болит, а некоторые, наоборот, протягивают для рукопожатия совершенно расслабленную кисть. И тот и другой ва­риант психологически некорректен, если только он не используется намеренно. Слишком сильное рукопо­жатие воспринимается как демонстрация превосход­ства, слабое считается признаком слабого характера и неуверенности в себе или презрения. В девяти слу­чаях из десяти это действительно так. Исключение со­ставляют люди, которые не способны сжать руку из-за болезни и те, кто по роду профессии бережет паль­цы (например художники, музыканты).

Ощущения, которые испытывает человек при ру­копожатии, сильно зависят от угла, под которым по­вернута ладонь. Если вы подаете руку ладонью вверх, то вы тем самым сообщаете: «Я к вашим услугам». Часто положение «ладонь вверх» используется как

Искусство управления собой

знак примирения и уважения. Рука, повернутая ладо­нью вниз, наоборот, говорит о том, что этот человек со­бирается вами руководить. А вот если рука подана вер­тикально, то есть ребром вниз, то это говорит: «Я готов с вами сотрудничать». Есть и промежуточные положе­ния, например, вертикальное с небольшим наклоном ладони вверх.

Если вы подаете руку ладонью вниз, то вы вынуж­даете давать вам в ответ руку ладонью вверх. Тем са­мым, вы с первой минуты занимаете руководящее по­ложение. Понаблюдайте, как здороваются два челове­ка, привыкшие руководить. Вы будете свидетелями символической борьбы: они оба дают руки ладонью вниз. В таком положении пожать руку невозможно. Учитесь в зависимости от ситуации изменять свое рукопожатие, регулируйте силу пожатия и положе­ние ладони.

Магический взгляд. Глаза могут быть добрыми, злыми, нежными, холодными, усталыми, веселыми, грустными... В них содержится больше информации, чем в самой длинной фразе. Взглядом можно «убить», а можно обнадежить, можно унизить и можно вселить уверенность. О чем же говорят глаза вашему собесед­нику?

1.В нашем обществе не принято долго смотреть в гла­за незнакомому человеку. Это считается неприлич­ным. Причина в том, что таким взглядом вы как
бы «лезете в душу», вторгаетесь в самую интим­ную зону человека. Таким взглядом вы сообща­ете: «Я рассматриваю тебя так же, как и животное
в зоопарке». Долгий пристальный взгляд приме­
ним, если вы хотите показать человеку свое пре­
небрежение, презрение.

2. Если говорящий делает паузу и не смотрит на со­беседника, он имеет в виду, что еще не закончил.

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

3. Если вы не смотрите на человека, который что-то
вам говорит, это может быть воспринято следу­ющим образом: «Я не совсем удовлетворен тем, что
вы говорите. У меня есть некоторые возражения».

4. Если вы смотрите в сторону, когда говорите, это мо­жет означать: «Я не уверен том, что я говорю».

5. Если вы смотрите на говорящего, пока слушаете, то
даете сигнал: «Я согласен с вами», или «Мне инте­ресно то, что вы говорите».

6. Если вы говорите и смотрите на слушателя, это мо­жет означать: «Я уверен в том, что говорю».

7. Взгляд, направленный в середину лба сообщает
о том, что вы ставите себя «выше» собеседника.
Взгляд на уровне переносицы — это деловой взгляд,
уместный на работе. Взгляд в область шеи и ниже —
это интимные взгляды, их обычно используют в об­щении с близкими людьми, иначе он может быть
воспринят как оскорбление.

Немалое значение имеет угол, под которым вы смот­рите на человека, положение век и бровей. Было под­считано, что существует сорок различных положе­ний бровей и более тридцати положений век. Полу­чается, что, используя веки и брови можно получить более тысячи различных взглядов. И это без учета угла, под которым вы смотрите и продолжительно­сти взгляда!

Внутренняя улыбка. Человеку, который вам улы­бается, хочется улыбнуться в ответ... если вы видите, что эта улыбка искренняя. Классическая «американс­кая» улыбка, к сожалению, не отвечает этим требова­ниям. Улыбка человека, которому на самом деле неве­село, напоминает оскал, гримасу — что угодно, но не улыбку. Когда человек улыбается неискренне, это броса­ется в глаза. Настоящая улыбка идет изнутри. Я пред­лагаю вам научиться улыбаться всем своим сущест-

Искусство управления собой

вом. Человек, обладающий таким умением, спосо­бен разрядить обстановку, лишь чуть-чуть приподняв уголки губ.

В этой практике вам понадобится зеркало, в кото- I ром вы сможете видеть себя во весь рост. Подойдет и любое другое, в котором вам будет видно свое лицо с расстояния 30-50 сантиметров.

1.Подойдите к зеркалу и всмотритесь в свое лицо, об­ратите внимание на свою осанку. Вспомните, что
состояние наших мышц непосредственно связано с
эмоциями. Что отражает выражение вашего лица
и осанка?

2. Закройте глаза и расслабьтесь. Проделайте одну из
релаксационных практик.

3. Когда вы почувствуете, что все мышцы расслабле­ны, мысленно выдохните всю тяжесть и усталость.

4. Представьте, что негативные элементы образа, ко­торый вы увидели в зеркале, растворяются один за
другим. Растворите их полностью.

5. Закройте глаза и представьте, что с каждой секун­дой восстанавливаются ресурсы, рождается новый
образ: отдохнувший, посвежевший, спокойный...
Глаза закрыты, но вы улыбаетесь, излучаете бод­рость.

6. Откройте глаза. Вы увидите полного энергии, лу­чезарного человека.

7. Вберите в себя энергию этого образа, мысленно вдох­ните ее.

8. Посмотрите, как вместе с вами энергией наполня­ется ваше отражение в зеркале. Обменивайтесь с
ним энергией. Представьте, что оно наполняет энер­гией вас, а вы его.

9. Сохраните этот образ в своем психологическом фо­тоальбоме и входите в него, когда вам будет нужно.

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

Открытые позы.Поза отражает ваш общий эмоци­ональный фон. Этим профессионально пользуются художники. Например, подчиненный часто изобража­ется ссутуленным, прижавшим руки к телу, втянув­шим голову в плечи, напряженным человеком. Из это­го мы делаем вывод, что он боится начальника. На­чальник же сидит в кресле, откинувшись и заложив руки за голову. Мы делаем вывод, что он спокоен и пол­ностью уверен в своем превосходстве.

Однако ни та, ни другая поза не способствует про­дуктивному общению. Также как к сотрудничеству располагает только один вид рукопожатия. Если вы хотите расположить к себе человека, примите откры­тую позу. То есть такую позу, которая говорит о том, что вы человеку доверяете, что вы готовы выслушать его, но, в свою очередь, уверены, что он выслушает вас. Основные признаки открытой позы:

* тело полностью повернуто к собеседнику, немного
наклонено в его сторону;

* взгляд прямой, но не в глаза, а чуть ниже, в область
между переносицей и ртом. Если вы общаетесь с
близким вам человеком, то он может чередоваться
с взглядом прямо в глаза или взглядом ниже рта;

* плечи расправлены, спина выпрямлена и расслаб­
лена;

* руки открыты, то есть на виду и ладонями вверх.
Профессиональные коммивояжеры во время дело­вого контакта рекомендуют держать в руках лист
бумаги, папку или книгу;

* ноги не должны стоять слишком близко друг другу.
Также не рекомендуется, чтобы они были чересчур
широко расставлены. Также нежелательны скре­щенные ноги или вариант «нога на ногу», если вы
сидите. Подсознательно скрещенные ноги и руки

Искусство управления собой

воспринимаются как признак неискренности и не­
уверенности.

Хорошие жесты.Американские психологи замети­ли, что уровень жестикуляции тем выше, чем ниже со­циальный статус человека. Это связано с тем, что вы­сокого положения в обществе, как правило, достига­ют люди, в той или иной мере управляющие собой. Они знают, что невольный жест может свести на нет все, что вы говорили, поэтому стараются не особо же­стикулировать. Уровень соответствия между жеста­ми и словесной информацией называется конгруэнт­ностью. Вообще, конгруэнтность — это соответствие не только жестов и слов, но и всех вербальных и невер­бальных сигналов, но об этом чуть позже. Люди боль­ше склонны верить жестам, чем словам. Представьте себе политика, который говорит: «я — сторонник мир­ных переговоров» и одновременно несколько раз уда­ряет кулаком по столу. Чему вы поверите, словам или жестам?

Жест — это сочетание множества элементов. В же­сте участвуют руки, ноги, корпус, глаза, мимика , — в общем, все тело. Поэтому жест практически невоз­можно подделать. Это усложняется тем, что неесте­ственный или незаконченный жест оставляет у собе­седника крайне неприятное впечатление. Произнесен­ная вами фраза покажется ему незаконченной или неискренней.

Замрите в процессе общения, и вы увидите себя в определенной позе, внимательно рассмотрев кото­рую вы сможете многое узнать о том, как вы общае­тесь с окружающими. Умению управлять жестикуля­цией учат в актерских и балетных школах. Однако вам не обязательно достигать такого уровня мастерства. Вы можете научиться управлять жестами, наблюдая за профессиональными актерами:

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

* посмотрите, как они «разминаются» перед работой;

* используйте релаксационные практики для работы
с мышцами лица и тела;

* понаблюдайте, какие жесты соответствуют той или
иной эмоции, ситуации;

* для начала попробуйте просто повторить жесты.
Понаблюдайте за тем, что вам мешает их воспроиз­вести.

Конечно, вам будет намного легче освоить искус­ство управления жестами, если вы запишитесь на груп­повой тренинг или в актерскую школу.

Управление речью.Здесь мы поговорим о вербаль­ной стороне общения — устной речи. 1/6 — это значи­тельная часть общения и пренебрегать ей было бы, по крайней мере, легкомысленно. У человека, практи­кующегося в управлении речью, мысль переходит в слова практически мгновенно. Его речь отличается спонтанностью и плавностью, он говорит красиво. Существует много трудов, посвященных исследова­нию того, как строили устную речь наиболее выда­ющиеся ораторы. Оказывается, существует опреде­ленный набор правил, позволяющих значительно ее «украсить».

+ Есть такое понятие — бесспорная истина, например: «Всем известно, что Земля круглая». Начните свою речь с подобной истины. Ваш собеседник будет больше доверять вашим словам. Психолог М. Гор­деев отметил интересный факт: если человек согла­шается подряд с четырьмя вашими утверждени­ями, то с пятым он соглашается автоматически.

* Помните, что в любом сообщении должно быть на­чало, середина и конец. Каждая ваша фраза долж­на нести определенную информационную нагруз­ку. Вы можете вызвать у собеседника информа-

Искусство управления собой

ционный стресс, перегрузив свою речь ненужной информацией.

Учитесь структурировать информацию: разбивай­те общую идею на пункты, делайте промежуточные выводы, давайте заголовки при переходе от одного этапа к другому. Правильная последовательность подачи информации такова: личная (человеческая) часть, информационная часть(цифры, статистика), резюме с выводами. В таком виде информация вос­принимается лучше всего.

Избавляйтесь от слов-паразитов. Слова-парази­ты — это слова, не несущие никакой информацион­ной нагрузки, которые вы повторяете слишком ча­сто. Например «короче», «так», «это». У каждого человека свой набор.

Старайтесь использовать простые предложения. В устной речи роль знаков препинания играют пау­зы. Длинное предложение, так или иначе, вынудит вас остановиться и вдохнуть. Эта вынужденная пауза может быть неправильно воспринята собе­седником. Злоупотребление причастными и де­епричастными оборотами, сложноподчиненными структурами приведет к тому, что собеседник по­теряет нить разговора. С другой стороны и вы сами можете запутаться в спряжениях, склонениях и па­дежах.

Не ждите от общения немедленного стопроцентно­го результата. Будьте готовы к тому, что многое мо^ жет не получиться с первой попытки. Если вы хо­тите всего и сразу, то партнер автоматически уйдет в позицию защиты. Вы добьетесь прямо противо­положного результата — теперь «достучаться» до него будет еще сложнее.

Учитесь останавливать идущий на вас поток эмо­ций и информации. Если с вами разговаривают че-

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

ресчур громко или тихо, если перегружают речь ин­формацией, прервите на время вашего собеседни­ка. Эмоциональная и информационная перегрузка резко снижает способность к сосредоточению. Это вызывает лишь раздражение и усталость.

Не перегружайте партнера. Если ваш партнер жен­щина, наполните общение эмоциями. Женщины все воспринимают через призму личного мировоззрения, субъективная оценка часто превалирует над объек­тивной. Даже самая достоверная информация может быть отвергнута женщиной по субъективным причи­нам. Отдельного внимания заслуживает такой инст­румент устной речи, как скрытое влияние. Он был раз­работан американским классиком гипноза М. Эрик-соном. Этот метод можно проиллюстрировать одной из самых известных его фраз: «Вы предпочитаете вой­ти в мягкий или жесткий транс?» Суть метода в том, что за видимостью выбора вы фактически лишаете собеседника выбора. Клиент уже не решает, хочет он войти в транс или нет, он думает о том, в какой вид транса он «хочет» войти. Такая постановка вопроса автоматически снимает сопротивление клиента пе­ред входом в транс. С другой стороны, зная о таком методе убеждения, вы можете заметить скрытый гип­ноз и не дать себя отвлечь. На вопрос Кролика: «Пух, тебе чего намазать — меду или сгущенного молока?» Винни-Пух ответил: «И того и другого. И можно без хлеба». Вы также можете отказаться от навязанного вам ответа.

Искусство устной речи немыслимо без умения ве­сти диалог. Этому невозможно научиться индивиду­ально. Используйте упражнение, которое я даю на се­минарах и групповых тренингах.

Вы садитесь лицом к участникам. Участники сидят перед вами полукругом.

Искусство управления собой

1.Участники начинают по очереди задавать вам ка­верзные шутливые вопросы. Например: «Для чего
сороконожке столько ног?» Желательно, чтобы за­
даваемые вопросы затрагивали разные сферы.

2. Ваша цель как можно быстрее и остроумнее отве­тить.

3. За каждый ответ вам ставят оценки.

Суть данной практики заключается в том, чтобы вы научились мгновенно облекать мысль в слова. Ско­рость ответа нужна также и для того, чтобы в работу мозга включалось не только медленное рациональ­ное сознание, но и ближайшие пласты подсознания, которые дают более широкие возможности для твор­чества и действуют быстрее. Также участвуя в такой игре, вы сможете понаблюдать за другими людьми и возможно перенять у них наиболее удачные схемы мышления.

Управление голосом.Я уже говорил, что в устной речи место знаков препинания занимают паузы. Но как передать паузой восклицательный знак? Это не­возможно. Для этого необходимо уметь насыщать свои слова нужными эмоциями. Как выразить дове­рие? Для этого существует сочетание интонации, темб­ра и ритма, имеющее специальное название — «дове­рительный тон». Разговорная речь намного богаче письменной, так как она дает возможность подчерк­нуть мельчайшие оттенки смысла и настроения. Для этого существуют такие элементы как: тембр, интона­ция и ритм. От этих трех составляющих серьезно за­висит отношение к вашим словам.

Послушайте наших политиков. Возьмем, например, При­макова: его речь размеренна, он умело пользуется пауза­ми, обладает глубоким, «успокаивающим» тембром голо­са. Одним этим он призывает слушающего к разумному

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

спокойному диалогу. В качестве примера противопо-; ложного стиля использования голосовых ресурсов по­слушайте речь известного мастера скандалов и речевых импровизаций В. Жириновского. Он разговаривает на повышенных тонах, на «грани срыва», его речь отрыви­ста, резка и агрессивна. Такой голос ассоциируется с беспорядками и нестабильностью. Он больше подходит для выступлений на баррикадах, а не в государствен­ной думе.

Тембр — это высота и глубина голоса, это ваше спо­койствие и уверенность в себе. Высота зависит от уров­ня напряжения голосовых связок. Глубина зависит от размера резонирующего объема. Получается, для того чтобы управлять высотой звука, достаточно научить­ся расслаблять мышцы голосовых связок. С глубиной звука все обстоит несколько сложнее. Считается, что основным резонатором является ротовая полость, но это только условность. На глубину голоса влияет все тело. В школах пения учат изменять голос за счет по­ложения диафрагмы. В данном случае в процесс созда­ния звука активно включается грудная клетка, это по­зволяет достичь очень глубокого голоса.

Интонация — это отражение эмоций. При помощи интонации можно выразить восторг, вопрос, разоча­рование, грусть. Настоящие мастера окрашивают каж­дое слово в свой интонационный оттенок. Интонации идут рука об руку с языком жестов (в то время как тембр можно сравнить с позой). Так же как и неестест­венный жест, неправильно выбранная интонация мо­жет стать фатальной ошибкой.

Ритм. Одни из нас разговаривают слишком мед­ленно, другие так быстро, что сложно бывает разо­брать слова. В одном ритме нам разговаривать ком­фортно, а в другом нет. Кто-то говорит монотонно, а кто-то чересчур короткими ритмическими проме­жутками. Интересно, что слишком быстрая речь ос-

Искусство управления собой

тавляет у людей неприятное ощущение вплоть до головокружения. Человек с замедленной речью остав­ляет ощущение не очень развитой личности. И в том, и в другом случае с человеком тяжело общаться. По­чему одного преподавателя понимает девяносто про­центов студентов, а другого не понимает никто?. Дело в том, что существует определенный ритм речи, кото­рый позволяет слушателю с наименьшим напряжением усваивать информацию. Не так уж сложно управлять своим голосом, у нас для этого есть все инструменты, надо только научиться правильно их использовать. Советы, которые можно дать для работы с голосом, до­статочно просты.

* Используйте полное дыхание. Поверхностное ды­хание, как правило, сопутствует высокому и неглу­бокому голосу. Такой голос при долгом общении
начинает утомлять собеседника. Полное дыхание
способствует созданию приятного для слуха темб­ра голоса.

* Если вы желаете скрыть свои эмоции, контролиру­йте интонации. Это полезно при деловых перегово­рах или в случае конфликта.

* Если вы волнуетесь, возьмите паузу. Расслабьтесь,
ваше напряжение играет против вас. Оно проявляет
себя в неестественно высоком голосе, рваном и неестественно ускоренном ритме.

4 На досуге «поиграйте» со всеми тремя составля­ющими голоса. Найдите удобный и естественный голос, «свой голос». Для этого полезно попробовать свои силы в пародировании самых разных людей. Таким образом, вы не только научитесь управлять голосом, но и чувствовать, какие мысли, эмоции и настроения передает та или иная интонация, тембр, ритм.

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

Подстройка.Подстройка — это заимствование эле­ментов поведения другого человека. Суть этого мето­да заключается в установлении невербального взаи­мопонимания. Он основывается на следующем зако­не: человек с удовольствием общается с теми, кто на него похож. Переходя на невербальный язык вашего партнера, вы создаете у него положительное впечат­ление. Понаблюдайте за окружающими людьми. Вы увидите, что люди, которые нравятся друг другу, де­лают схожие жесты, принимают схожие позы, разго­варивают примерно с одинаковыми интонациями и тембрами голоса. И, наоборот, скрытый конфликт проявляет себя в закрытых агрессивных невербаль­ных знаках. В качестве наглядного примера подстрой­ки можно привести светское общение, которое начи­нается с ничего не значащего обмена репликами. Две-три минуты люди бессознательно тратят на то, чтобы войти в общий для них ритм, чтобы подстроиться друг под друга. Это называется — найти общий язык.

Существует несколько видов подстройки:

* подстройка под позу;

* подстройка под мимику;

* подстройка под жестикуляцию;

* подстройка под ритм речи;

* подстройка под тембр голоса;

* подстройка под дыхание.

Самым мощным инструментом подстройки счита­ется дыхание. Причина в том, что одинаковое дыхание (глубина, ритм, используемые части легких) само по себе создает предпосылку для схожих поз, ритма, го­лоса, движений. Подстройка может быть прямой (пра­вое-правое) и зеркальной (правое-левое). Если вы стоите лицом к лицу с человеком, то предпочтитель­нее зеркальная подстройка, если сбоку — то прямая.

1

Искусство управления собой

Обучаться подстройке удобно в паре. Сначала надо научиться подстраиваться под каждый из элементов по отдельности, а потом можно перейти к полной под­стройке. Полезно будет наличие третьего человека, выполняющего роль наблюдателя и подсказчика. Он будет сообщать вам о ваших ошибках и помогать их исправлять. Здесь я приведу упражнение, которое по­может вам научиться подстраиваться под позу собе­седника.

1.Два человека садятся друг против друга. Третий си­дит несколько в стороне, так чтобы видеть обоих
участников.

2. Участники, которые сидят друг напротив друга, на­чинают обсуждать тему, по которой они расходят­ся во мнениях.

3. Задача участников — сохранять одинаковые позы.
Наблюдатель время от времени дает советы. Позы
необязательно должны совпадать полностью. Кри­терий правильной подстройки: ощущение общего
с партнером эмоционального фона.

4. Теперь поменяйтесь местами. Пусть каждый участ­ник попробует себя в обеих ролях, он должен и под­
строиться, и понаблюдать.

Таким же образом научитесь подстройке под другие невербальные элементы общения. В ходе тренингов я убедился в следующем: если вам удалось подстроить­ся, то вскоре вам либо удается убедить своего собесед­ника, либо вы незаметно переходите на темы, приятные вам обоим. В противном случае люди испытывают дис­комфорт, и любое мелкое разногласие, возникающее в процессе общения, становится камнем преткновения. Полного взаимопонимания достигали те пары, в кото­рых хотя бы один человек использовал одновременно несколько элементов подстройки.

Глава 3. Взаимодействие с окружающим миром

Если вы хорошо подстроились, вы становитесь «сво­им», то есть вызываете подсознательное доверие. Как только вы подстроились, вы получаете возможность ве­сти разговор. Иными словами, вы можете направить раз<

Наши рекомендации